Введение в философию позитивизма 0:06 Лекция посвящена истории философии науки и философии позитивизма. Позитивизм рассматривается как идеология, а не просто философия. Позитивизм делится на три волны, после которых наступает пост-позитивизм.
Первый позитивизм 1:37 Первый позитивизм включает Огюста Конта и Джона Стюарта Милля. Герберт Спенсер также упоминается, но его вклад в философию науки незначителен. Переход к новому позитивизму связан с научной революцией начала XX века.
Второй позитивизм 2:33 Второй позитивизм включает Эрнста Маха и Анри Пуанкаре. Ученые, такие как Пуанкаре и Давид Гильберт, также были представителями второго позитивизма. Вопрос о том, что побудило ученых заняться философией науки, будет обсуждаться на лекции.
Третий позитивизм 3:47 Третья волна позитивизма, логический позитивизм, возникла после научной революции 1910-1930-х годов. Логический позитивизм стал основой для пост-позитивизма, который уточняет и дополняет его концепции. Позитивизм будет обсуждаться до конца курса.
Общие черты позитивизма 4:46 Все волны позитивизма базируются на эмпиризме и сциентизме. Сциентизм - вера в науку как решение всех проблем. Позитивизм отвергает метафизику, но создает свою "домашнюю метафизику".
Критика позитивизма 7:28 Позитивизм не смог полностью отказаться от метафизики. Философия должна быть служанкой науки, но метафизика должна быть отдельным уровнем оснований. Лекция переходит к обсуждению представителей первого позитивизма: Огюста Конта и Джона Стюарта Милля.
Введение в Конта 9:02 Конт был учащимся Парижской политехнической школы, но был вынужден прекратить обучение из-за её закрытия по политическим мотивам. После возобновления обучения он не вернулся к нему и занялся философией.
Термин "социология" 9:47 Конт изобрел термин "социология", но его наука так и не появилась. Современная социология в основном занимается методиками социальных опросов.
Мечта Конта 11:11 Конт мечтал, чтобы наука вошла в психологию общества так же, как в физику. Он надеялся на предсказательную силу науки, как в физике.
Проблемы предсказаний 13:00 Предсказания в социологии и психологии могут влиять на предсказываемое. Психоистория Азимова развивается в тайном обществе, чтобы избежать влияния на общество.
Влияние на общество 14:43 Предсказания могут изменить поведение общества, что делает их публичное обсуждение невозможным. Психоисторики сталкиваются с препятствиями в своей работе, включая публичность.
Проблемы с авторитарными лидерами 15:41 Авторитарные лидеры могут не принять рекомендации психоисториков, что приведет к конфликтам. Люди склонны не любить тех, кто предотвращает возможные проблемы.
Заключение 18:16 Контовская социология осталась декларацией о намерениях, не реализованной на практике. Его идеологический взгляд на вещи остался значимым в философии.
Законы трех стадий Конта 19:21 Конт известен своими законами трех стадий, которые часто спрашивают на экзаменах. Он предложил финологический подход, который противопоставляется модельному мышлению лопласианцев. Лопласианцы считали, что сложные явления можно объяснить через простые модели, но это не всегда удается.
Примеры успешного финологического подхода 20:21 Теория капиллярности, разработанная на основе модельного подхода, оказалась успешной. Теория упругости, рассмотренная с финологической точки зрения, также оказалась эффективной. Финологический подход позволяет описывать явления без углубления в их причины.
Преимущества финологического подхода 21:13 Финологический подход использует мощную измерительную технику и качественную математику. Примеры успешных теорий, таких как теория теплопроводности Фурье, подтверждают его эффективность. Наука должна описывать явления, а не пытаться понять их причины.
Задачи науки по Конту 22:12 Наука должна отвечать на вопрос "как", а не "почему". Общество ожидает от науки предсказаний и полезных изделий, а не объяснений. Финологический подход позволяет предсказывать действительность и обеспечивать пользу.
Ограничения финологического подхода 24:01 Финологический подход не позволяет проникнуть в тайны образования явлений. Большинство ученых считают этот подход слишком крайним. Любопытство ведет людей в науку, несмотря на ограничения финологического подхода.
Позитивизм и диалектический материализм 25:57 Позитивизм Конта противопоставляется диалектическому материализму. Ленин критиковал позитивизм Маха за его легкомысленный подход к истине. Позитивизм и диалектический материализм имеют общие корни, но различаются в подходах.
Закон трех стадий 30:23 Конт предложил идею о трех стадиях развития культуры: теологическая, метафизическая и позитивно-научная. Эти стадии соответствуют развитию как общества, так и индивидуума. Конт считал, что человечество должно перейти к рациональной и научной стадии для прогресса.
Теологическая стадия 33:04 Теологическая стадия характеризуется объяснением явлений через одухотворенные сущности. В христианстве человек создан по образу и подобию Бога, но в античности боги создавались по образу человека. Это объясняет, почему в древности явления объяснялись через одухотворенные сущности.
Объяснение природных явлений 33:53 Природные явления, такие как гром и молния, объясняются через антропоцентричные сущности. Гнев рассматривается как причина природных явлений, что отражает человеческие чувства. Гроза воспринимается как проявление сверхъестественных сил.
Эволюция восприятия родителей 34:24 В детстве родители воспринимаются как сверхъестественные сущности. С возрастом появляются вопросы "почему", что приводит к внутреннему восстанию против божественного образа. Человек начинает создавать рациональные модели мира, основанные на необходимости.
Переход к рациональному пониманию 36:45 Человек переходит к рациональному пониманию мира, строя модели для обеспечения пользы. Рациональная методология и система знаний должны обеспечить наилучшую деятельность. Концепции, такие как диалектический материализм, ставят деятельность во главу угла.
Роль теологии и религии 37:44 Теология важна не только для объяснения природы, но и для утешения и ответа на вопрос о будущем. Религия помогает людям справляться с неизбежностью смерти и искать вечную жизнь. Вера в продолжение жизни через дела и детей является важной частью теологического взгляда.
Позитивная религия Конта 39:58 Конт создал свою религию, называемую позитивной, которая существует до сих пор. Позитивная религия включает элементы христианства и почитание великих людей, таких как Платон и Ньютон. Храмы позитивной религии напоминают выставки достижений, прославляющие прогресс и чистоту.
Джон Стюарт Милль 45:13 Джон Стюарт Милль - влиятельный философ XIX века в Англии. Утилитаризм - философия, направленная на повышение благосостояния и счастья населения. Утилитаризм включает идею общества всеобщего благосостояния.
Утилитаризм и его принципы 46:12 Утилитаризм стремится к отсутствию страданий и максимизации удовольствий. Интеллектуальные удовольствия предпочтительнее физических. Человеческое счастье не в материальных удовольствиях, а в чем-то ином.
Общественно-политическая направленность Милля 48:07 Милль поднимал проблемы угнетения женщин и феминизма. Суфражистки боролись за политические права женщин и добились успеха. Либеральные общества часто продолжают борьбу за новые цели после достижения первоначальных.
Гносеологическая позиция Милля 50:41 Милль интересовался гносеологией и наукой. Его философия базировалась на эмпиризме и индукционизме. Он стремился обосновать индуктивный метод и создать индуктивную логику.
Проблемы индукции и метафизика эксперимента 53:45 Индукция основана на устойчивых явлениях в мире. Милль не смог полностью обосновать индукцию, что привело к логическим кругам. Он не принимал метафизику Гегеля, считая её бессмыслицей.
Гипотеза и метафизика эксперимента 56:55 В природе существует как единообразие, так и разнообразие явлений. Гипотеза необходима для понимания сложных явлений и их последствий. Милль формулировал метафизику эксперимента, основанную на гипотетико-дедуктивном подходе.
Принципы поиска связей 58:47 Исходим из принципа единообразия природы. Описываем четыре закона поиска связи: метод сходства, метод различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений.
Метод сходства 59:04 Ищем похожие элементы в причинах и следствиях. Экспериментально воссоздаем ситуацию с похожими условиями.
Метод различия 1:00:37 Сравниваем ситуации с разными факторами. Исключаем изученные элементы для выявления новых связей.
Метод остатков 1:01:40 Выключаем известные связи для получения ответа. Применяем к ситуациям с независимыми причинами и следствиями.
Метод сопутствующих изменений 1:02:34 Управляем факторами и наблюдаем их влияние на последствия. Проводим методологический эксперимент для выявления различий и сходств.
Философия первого позитивизма 1:03:10 Философия первого позитивизма близка к здравому смыслу. Важность выделения методологических уровней для научного анализа.
Гносеологический кризис в науке 1:04:46 Обсуждение лопласианства и антилопласианства. Теории строятся как фемологические модели или на основе сущностей.
Квазисущности и споры в науке 1:05:47 Примеры квазисущностей, таких как теплород. Споры между реалистами и антиреалистами в науке.
Гносеологический кризис в математике 1:07:52 Появление неевклидовых геометрий и их влияние. Проблемы с интуитивностью и статусом евклидовой геометрии.
Парадоксы теории множеств 1:11:27 Попытка построения математического анализа на строгой основе. Парадоксы теории множеств и их влияние на математику.
Пример парадокса Рассела 1:12:45 Парадокс с множеством натуральных чисел и их квадратов. Мощность множеств одинаковая, но расположение квадратов редкое.
Влияние кризиса в математике 1:14:08 Кризис в математике способствовал размышлениям об основаниях наук. Кризис в математике стал частью общего гносеологического кризиса в науке.
Появление электродинамики 1:14:47 Электродинамика не является классической механикой. Механика понятна, так как в ней ясно, что движется. Электродинамика требует новых подходов и теорий.
Закон Кулона и его ограничения 1:15:59 Закон Кулона похож на закон притяжения Ньютона. В системе отсчета, где частицы покоятся, выполняется ньютонианское условие. При движении системы отсчета добавляется закон Ампера.
Влияние движения на электродинамику 1:16:58 В движущейся системе отсчета сила взаимодействия меняется. Силы перестают быть консервативными и центральными. Вводятся правила правых и левых рук для описания взаимодействия.
Майкл Фарадей и его вклад 1:18:58 Фарадей совершил множество открытий в электродинамике и электротехнике. Его исследования были целенаправленными и хорошо документированными. Фарадей был прекрасным инженером и нравственным человеком.
Влияние Фарадея на науку 1:22:30 Фарадей пробил брешь в электродинамике своим авторитетом. Его работы подготовили почву для дальнейших исследований Максвелла. Фарадей изобрел электродвигатель и исследовал электромагнитную индукцию.
Исследования Фарадея 1:24:05 Фарадей понял, что магнитное поле вызывается изменением электрического. Он доказал, что магнитных зарядов не существует. Открытие индукции показало, что магнит может быть помещен в катушку для создания электрического тока.
Промышленные генераторы и электромагнитная индукция 1:25:54 Промышленные генераторы сделают электричество доступным и дешевым. Электромагнитная индукция упрощает процесс получения электричества. Фарадей предположил, что поле обладает энергией, что стало первым следствием уравнений Максвелла.
Открытие поля и его влияние 1:26:30 Поле сначала было математической абстракцией, но оказалось реальным объектом, несущим энергию. Открытие поля в 1945 году стало важным событием в науке. Фарадей, как авторитетный ученый, способствовал принятию существования электромагнитного поля.
Влияние Максвелла и философские вопросы 1:28:28 Максвелл продолжил работу над теорией поля. В 1970-х годах стало модно задавать неудобные вопросы в науке. Книга Эрнста Маха "Историко-критический очерк механики" задавала сложные вопросы механицизму.
Аномалии и научная революция 1:29:24 Мах критиковал абсолютное пространство и время, называя их гносеологическими страшилищами. Аномалии в физике предвосхитили появление релятивизма и квантовой механики. Обсуждение этих тем будет на следующей лекции.