Лекция 14 по истории и философии науки. I-й позитивизм Гносеологический кризис в науке (Храмов О.С.)

YOUTUBE · 01.12.2025 09:49

Ключевые темы и таймкоды

Введение в философию позитивизма

0:06
  • Лекция посвящена истории философии науки и философии позитивизма.
  • Позитивизм рассматривается как идеология, а не просто философия.
  • Позитивизм делится на три волны, после которых наступает пост-позитивизм.

Первый позитивизм

1:37
  • Первый позитивизм включает Огюста Конта и Джона Стюарта Милля.
  • Герберт Спенсер также упоминается, но его вклад в философию науки незначителен.
  • Переход к новому позитивизму связан с научной революцией начала XX века.

Второй позитивизм

2:33
  • Второй позитивизм включает Эрнста Маха и Анри Пуанкаре.
  • Ученые, такие как Пуанкаре и Давид Гильберт, также были представителями второго позитивизма.
  • Вопрос о том, что побудило ученых заняться философией науки, будет обсуждаться на лекции.

Третий позитивизм

3:47
  • Третья волна позитивизма, логический позитивизм, возникла после научной революции 1910-1930-х годов.
  • Логический позитивизм стал основой для пост-позитивизма, который уточняет и дополняет его концепции.
  • Позитивизм будет обсуждаться до конца курса.

Общие черты позитивизма

4:46
  • Все волны позитивизма базируются на эмпиризме и сциентизме.
  • Сциентизм - вера в науку как решение всех проблем.
  • Позитивизм отвергает метафизику, но создает свою "домашнюю метафизику".

Критика позитивизма

7:28
  • Позитивизм не смог полностью отказаться от метафизики.
  • Философия должна быть служанкой науки, но метафизика должна быть отдельным уровнем оснований.
  • Лекция переходит к обсуждению представителей первого позитивизма: Огюста Конта и Джона Стюарта Милля.

Введение в Конта

9:02
  • Конт был учащимся Парижской политехнической школы, но был вынужден прекратить обучение из-за её закрытия по политическим мотивам.
  • После возобновления обучения он не вернулся к нему и занялся философией.

Термин "социология"

9:47
  • Конт изобрел термин "социология", но его наука так и не появилась.
  • Современная социология в основном занимается методиками социальных опросов.

Мечта Конта

11:11
  • Конт мечтал, чтобы наука вошла в психологию общества так же, как в физику.
  • Он надеялся на предсказательную силу науки, как в физике.

Проблемы предсказаний

13:00
  • Предсказания в социологии и психологии могут влиять на предсказываемое.
  • Психоистория Азимова развивается в тайном обществе, чтобы избежать влияния на общество.

Влияние на общество

14:43
  • Предсказания могут изменить поведение общества, что делает их публичное обсуждение невозможным.
  • Психоисторики сталкиваются с препятствиями в своей работе, включая публичность.

Проблемы с авторитарными лидерами

15:41
  • Авторитарные лидеры могут не принять рекомендации психоисториков, что приведет к конфликтам.
  • Люди склонны не любить тех, кто предотвращает возможные проблемы.

Заключение

18:16
  • Контовская социология осталась декларацией о намерениях, не реализованной на практике.
  • Его идеологический взгляд на вещи остался значимым в философии.

Законы трех стадий Конта

19:21
  • Конт известен своими законами трех стадий, которые часто спрашивают на экзаменах.
  • Он предложил финологический подход, который противопоставляется модельному мышлению лопласианцев.
  • Лопласианцы считали, что сложные явления можно объяснить через простые модели, но это не всегда удается.

Примеры успешного финологического подхода

20:21
  • Теория капиллярности, разработанная на основе модельного подхода, оказалась успешной.
  • Теория упругости, рассмотренная с финологической точки зрения, также оказалась эффективной.
  • Финологический подход позволяет описывать явления без углубления в их причины.

Преимущества финологического подхода

21:13
  • Финологический подход использует мощную измерительную технику и качественную математику.
  • Примеры успешных теорий, таких как теория теплопроводности Фурье, подтверждают его эффективность.
  • Наука должна описывать явления, а не пытаться понять их причины.

Задачи науки по Конту

22:12
  • Наука должна отвечать на вопрос "как", а не "почему".
  • Общество ожидает от науки предсказаний и полезных изделий, а не объяснений.
  • Финологический подход позволяет предсказывать действительность и обеспечивать пользу.

Ограничения финологического подхода

24:01
  • Финологический подход не позволяет проникнуть в тайны образования явлений.
  • Большинство ученых считают этот подход слишком крайним.
  • Любопытство ведет людей в науку, несмотря на ограничения финологического подхода.

Позитивизм и диалектический материализм

25:57
  • Позитивизм Конта противопоставляется диалектическому материализму.
  • Ленин критиковал позитивизм Маха за его легкомысленный подход к истине.
  • Позитивизм и диалектический материализм имеют общие корни, но различаются в подходах.

Закон трех стадий

30:23
  • Конт предложил идею о трех стадиях развития культуры: теологическая, метафизическая и позитивно-научная.
  • Эти стадии соответствуют развитию как общества, так и индивидуума.
  • Конт считал, что человечество должно перейти к рациональной и научной стадии для прогресса.

Теологическая стадия

33:04
  • Теологическая стадия характеризуется объяснением явлений через одухотворенные сущности.
  • В христианстве человек создан по образу и подобию Бога, но в античности боги создавались по образу человека.
  • Это объясняет, почему в древности явления объяснялись через одухотворенные сущности.

Объяснение природных явлений

33:53
  • Природные явления, такие как гром и молния, объясняются через антропоцентричные сущности.
  • Гнев рассматривается как причина природных явлений, что отражает человеческие чувства.
  • Гроза воспринимается как проявление сверхъестественных сил.

Эволюция восприятия родителей

34:24
  • В детстве родители воспринимаются как сверхъестественные сущности.
  • С возрастом появляются вопросы "почему", что приводит к внутреннему восстанию против божественного образа.
  • Человек начинает создавать рациональные модели мира, основанные на необходимости.

Переход к рациональному пониманию

36:45
  • Человек переходит к рациональному пониманию мира, строя модели для обеспечения пользы.
  • Рациональная методология и система знаний должны обеспечить наилучшую деятельность.
  • Концепции, такие как диалектический материализм, ставят деятельность во главу угла.

Роль теологии и религии

37:44
  • Теология важна не только для объяснения природы, но и для утешения и ответа на вопрос о будущем.
  • Религия помогает людям справляться с неизбежностью смерти и искать вечную жизнь.
  • Вера в продолжение жизни через дела и детей является важной частью теологического взгляда.

Позитивная религия Конта

39:58
  • Конт создал свою религию, называемую позитивной, которая существует до сих пор.
  • Позитивная религия включает элементы христианства и почитание великих людей, таких как Платон и Ньютон.
  • Храмы позитивной религии напоминают выставки достижений, прославляющие прогресс и чистоту.

Джон Стюарт Милль

45:13
  • Джон Стюарт Милль - влиятельный философ XIX века в Англии.
  • Утилитаризм - философия, направленная на повышение благосостояния и счастья населения.
  • Утилитаризм включает идею общества всеобщего благосостояния.

Утилитаризм и его принципы

46:12
  • Утилитаризм стремится к отсутствию страданий и максимизации удовольствий.
  • Интеллектуальные удовольствия предпочтительнее физических.
  • Человеческое счастье не в материальных удовольствиях, а в чем-то ином.

Общественно-политическая направленность Милля

48:07
  • Милль поднимал проблемы угнетения женщин и феминизма.
  • Суфражистки боролись за политические права женщин и добились успеха.
  • Либеральные общества часто продолжают борьбу за новые цели после достижения первоначальных.

Гносеологическая позиция Милля

50:41
  • Милль интересовался гносеологией и наукой.
  • Его философия базировалась на эмпиризме и индукционизме.
  • Он стремился обосновать индуктивный метод и создать индуктивную логику.

Проблемы индукции и метафизика эксперимента

53:45
  • Индукция основана на устойчивых явлениях в мире.
  • Милль не смог полностью обосновать индукцию, что привело к логическим кругам.
  • Он не принимал метафизику Гегеля, считая её бессмыслицей.

Гипотеза и метафизика эксперимента

56:55
  • В природе существует как единообразие, так и разнообразие явлений.
  • Гипотеза необходима для понимания сложных явлений и их последствий.
  • Милль формулировал метафизику эксперимента, основанную на гипотетико-дедуктивном подходе.

Принципы поиска связей

58:47
  • Исходим из принципа единообразия природы.
  • Описываем четыре закона поиска связи: метод сходства, метод различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений.

Метод сходства

59:04
  • Ищем похожие элементы в причинах и следствиях.
  • Экспериментально воссоздаем ситуацию с похожими условиями.

Метод различия

1:00:37
  • Сравниваем ситуации с разными факторами.
  • Исключаем изученные элементы для выявления новых связей.

Метод остатков

1:01:40
  • Выключаем известные связи для получения ответа.
  • Применяем к ситуациям с независимыми причинами и следствиями.

Метод сопутствующих изменений

1:02:34
  • Управляем факторами и наблюдаем их влияние на последствия.
  • Проводим методологический эксперимент для выявления различий и сходств.

Философия первого позитивизма

1:03:10
  • Философия первого позитивизма близка к здравому смыслу.
  • Важность выделения методологических уровней для научного анализа.

Гносеологический кризис в науке

1:04:46
  • Обсуждение лопласианства и антилопласианства.
  • Теории строятся как фемологические модели или на основе сущностей.

Квазисущности и споры в науке

1:05:47
  • Примеры квазисущностей, таких как теплород.
  • Споры между реалистами и антиреалистами в науке.

Гносеологический кризис в математике

1:07:52
  • Появление неевклидовых геометрий и их влияние.
  • Проблемы с интуитивностью и статусом евклидовой геометрии.

Парадоксы теории множеств

1:11:27
  • Попытка построения математического анализа на строгой основе.
  • Парадоксы теории множеств и их влияние на математику.

Пример парадокса Рассела

1:12:45
  • Парадокс с множеством натуральных чисел и их квадратов.
  • Мощность множеств одинаковая, но расположение квадратов редкое.

Влияние кризиса в математике

1:14:08
  • Кризис в математике способствовал размышлениям об основаниях наук.
  • Кризис в математике стал частью общего гносеологического кризиса в науке.

Появление электродинамики

1:14:47
  • Электродинамика не является классической механикой.
  • Механика понятна, так как в ней ясно, что движется.
  • Электродинамика требует новых подходов и теорий.

Закон Кулона и его ограничения

1:15:59
  • Закон Кулона похож на закон притяжения Ньютона.
  • В системе отсчета, где частицы покоятся, выполняется ньютонианское условие.
  • При движении системы отсчета добавляется закон Ампера.

Влияние движения на электродинамику

1:16:58
  • В движущейся системе отсчета сила взаимодействия меняется.
  • Силы перестают быть консервативными и центральными.
  • Вводятся правила правых и левых рук для описания взаимодействия.

Майкл Фарадей и его вклад

1:18:58
  • Фарадей совершил множество открытий в электродинамике и электротехнике.
  • Его исследования были целенаправленными и хорошо документированными.
  • Фарадей был прекрасным инженером и нравственным человеком.

Влияние Фарадея на науку

1:22:30
  • Фарадей пробил брешь в электродинамике своим авторитетом.
  • Его работы подготовили почву для дальнейших исследований Максвелла.
  • Фарадей изобрел электродвигатель и исследовал электромагнитную индукцию.

Исследования Фарадея

1:24:05
  • Фарадей понял, что магнитное поле вызывается изменением электрического.
  • Он доказал, что магнитных зарядов не существует.
  • Открытие индукции показало, что магнит может быть помещен в катушку для создания электрического тока.

Промышленные генераторы и электромагнитная индукция

1:25:54
  • Промышленные генераторы сделают электричество доступным и дешевым.
  • Электромагнитная индукция упрощает процесс получения электричества.
  • Фарадей предположил, что поле обладает энергией, что стало первым следствием уравнений Максвелла.

Открытие поля и его влияние

1:26:30
  • Поле сначала было математической абстракцией, но оказалось реальным объектом, несущим энергию.
  • Открытие поля в 1945 году стало важным событием в науке.
  • Фарадей, как авторитетный ученый, способствовал принятию существования электромагнитного поля.

Влияние Максвелла и философские вопросы

1:28:28
  • Максвелл продолжил работу над теорией поля.
  • В 1970-х годах стало модно задавать неудобные вопросы в науке.
  • Книга Эрнста Маха "Историко-критический очерк механики" задавала сложные вопросы механицизму.

Аномалии и научная революция

1:29:24
  • Мах критиковал абсолютное пространство и время, называя их гносеологическими страшилищами.
  • Аномалии в физике предвосхитили появление релятивизма и квантовой механики.
  • Обсуждение этих тем будет на следующей лекции.