Пластичность мозга. 1 глава. Норман Дойдж | Аудиокниги Подкасты | Дзен

DZEN · 01.12.2025 08:29

Ключевые темы и таймкоды

Введение в нейропластичность

0:01
  • Нейропластичность не только расширяет возможности мозга, но и делает его уязвимым.
  • Пластичность может формировать как гибкое, так и ригидное поведение.
  • Понимание позитивного и негативного влияния пластичности важно для осознания пределов возможностей человека.

Специалист по нейропластичности

10:51
  • Исследователи в этой области называются специалистами по нейропластичности.
  • В этой главе рассказывается о встречах с такими специалистами и их влиянии на людей.

История Черрил Шильц

11:21
  • Черрил постоянно чувствует, что падает, и это мешает ей стоять на ногах.
  • Она балансирует, как человек на канате, и боится, что ее толкнут.
  • Черрил не может обрести равновесие даже на земле, и это вызывает у нее страх и тревогу.

Влияние вестибулярного аппарата

14:06
  • Вестибулярный аппарат важен для хорошего самочувствия и психологического благополучия.
  • Люди с нарушениями вестибулярного аппарата могут испытывать психологические проблемы и даже суицидальные мысли.

Система органов равновесия

16:09
  • Вестибулярный аппарат состоит из полукружных каналов, реагирующих на движение в трех плоскостях.
  • Эти каналы передают сигналы в мозг, корректируя положение тела для сохранения равновесия.

Эксперимент с Черрил

18:00
  • Команда Пола Бачериты изучает пластичность мозга и проводит эксперимент с Черрил.
  • Черрил имеет почти полностью утраченную вестибулярную систему, но есть надежда на восстановление.

Использование акселерометра

19:52
  • Акселерометр в шлеме посылает сигналы на язык Черрил, заменяя ее вестибулярный аппарат.
  • Этот шлем помогает Черрил справиться с проблемами равновесия.

Последствия гентамицина

20:37
  • Гентамицин, назначенный Черрил после операции, вызвал потерю слуха и разрушение системы равновесия.
  • Черрил стала одной из пострадавших от гентамицина и присоединилась к группе "воблеров".

Проблемы Черрил

22:31
  • Черрил страдает от нарушения вестибулярной функции после приема гентамицина.
  • Тесты показали, что у нее осталось только 2% вестибулярной функции.
  • Черрил чувствует себя одинокой и беспомощной, несмотря на поддержку матери.

Влияние нарушения вестибулярной функции

23:31
  • Нарушение связи между вестибулярным аппаратом и зрением вызывает проблемы с равновесием.
  • Черрил видит мир как дрожащее желе, что усиливает ощущение дисбаланса.
  • Даже незначительные движения вызывают у нее ощущение падения.

Умственное переутомление

24:26
  • Черрил постоянно находится в состоянии настороженности из-за своего недуга.
  • Сохранение вертикального положения требует больших затрат сил от нервной системы.
  • Черрил страдает от умственного переутомления и вынуждена быть бдительной.

Эксперимент с аппаратом

25:03
  • Юрий объясняет работу аппарата, который помогает Черрил сохранять равновесие.
  • Аппарат использует акселерометр для контроля движений и электрические импульсы на языке для обратной связи.
  • Черрил начинает чувствовать себя в безопасности и осваивается с аппаратом.

Нейропластичность

28:13
  • Устройство помогает Черрил сохранять равновесие, несмотря на нарушение вестибулярной функции.
  • Юрий стремится сделать аппарат маленьким, чтобы его можно было носить во рту.
  • Устройство может помочь не только Черрил, но и другим людям с подобными проблемами.

Тактильно-зрительный аппарат

39:44
  • Тактильно-зрительный аппарат позволяет слепым людям читать и распознавать объекты.
  • Участники эксперимента учатся воспринимать трехмерные пространства и объекты.
  • Устройство трансформирует тактильные ощущения в зрительные образы, позволяя слепым видеть.

Перцептивные переживания

41:46
  • Участники эксперимента могут распознавать объекты и людей, несмотря на слабое зрение.
  • Восприятие информации происходит через комплексный анализ и синтез.
  • Участники могут говорить о том, что видят, несмотря на слабое зрительное разрешение.

Нейропластичность и локализационизм

43:44
  • Результаты эксперимента были признаны неправдоподобными из-за локализационизма.
  • Локализационизм предполагает, что мозг жестко запрограммирован и не предполагает пластичности.
  • Современные исследования продолжают изучать возможности нейропластичности.

История механистической биологии

45:30
  • Идея о сходстве мозга с механизмом вдохновляла науки о нервной системе.
  • Ученые начали объяснять живые структуры, включая органы тела, механистически.
  • Древние греки рассматривали природу как живой организм, а не механизм.

Переход к механистической биологии

46:31
  • Греки считали, что природа живая и отражает их самих.
  • После открытий Галилея, природа стала восприниматься как механизм.
  • Буффон и другие ученые предложили идею природы как эволюционирующего процесса.

Открытие Уильяма Гарвея

48:24
  • Гарвей открыл циркуляцию крови и объяснил работу сердца как насоса.
  • Декарт описал нервную систему как трубки, по которым движутся электрические импульсы.
  • Сравнение мозга с машиной позволило проводить более точные исследования.

Локализационизм и его ограничения

50:09
  • Мозг начали рассматривать как механизм с частями, выполняющими определенные функции.
  • Сравнение с машиной имело достоинства, но не учитывало пластичность живого мозга.
  • Декарт утверждал, что мозг приводится в действие душой, что противоречило его механистической теории.

Закон специфической энергии нервов

52:01
  • Мюллер утверждал, что каждый нерв переносит только один тип энергии.
  • Де Буа Реймонд предположил, что возможно кросс-коммутировать сенсорные нервы.
  • Ученые считали, что деятельность мозга специализирована и не может выполнять функции другого органа.

Пластичность сенсорных систем

54:11
  • Бачерита доказал, что сенсорные системы обладают пластичной природой.
  • Он разработал способы сенсорного замещения и устройства для адаптации нервной системы.
  • Бачерита работал в различных областях медицины и науки, следуя своим идеям.

Личность и достижения Бачериты

55:57
  • Бачерита был непритязательным человеком с мальчишеским пылом.
  • Он вырос в Бронксе и имел высокий болевой порог.
  • Бачерита соединял различные области знаний и исследований, что позволяло ему делать неожиданные открытия.

Мозг и зрение

58:28
  • Бачи-Рита утверждает, что мы видим не глазами, а мозгом.
  • Мозг анализирует и синтезирует всю поступающую информацию.
  • Глаза лишь чувствуют изменения световой энергии.

Пример слепого человека

59:25
  • Слепой человек использует трость для ориентации в пространстве.
  • Рецепторы на руке передают информацию мозгу, который формирует трехмерное восприятие.
  • Кожа и сетчатка глаза могут выполнять схожие функции.

Адаптация мозга

1:01:12
  • Мозг должен адаптироваться к новым сигналам для их расшифровки.
  • Теория локализационизма предполагает, что мозг имеет фиксированные участки для определенных функций.
  • Бачи-Рита начал сомневаться в этой теории в 1960-х годах.

Эксперименты и открытия

1:03:52
  • Жюль Катар обнаружил, что дети с поврежденным левым полушарием могут нормально разговаривать.
  • Отто Солтман доказал пластичность мозга, удалив двигательную зону у животных.
  • Бачи-Рита начал сомневаться в теории локализационизма, наблюдая за работой мозга.

Полисенсорные функции

1:06:19
  • Бачи-Рита предположил, что мозг выполняет полисенсорные функции.
  • Сенсорные области мозга могут обрабатывать сигналы от нескольких органов чувств.
  • Нейроны не различают визуальные, звуковые или осязательные сигналы.

Исследования и открытия

1:08:13
  • Исследования показали, что 95% правшей обрабатывают языковую информацию в левом полушарии.
  • Бачи-Рита нашел работы, подтверждающие пластичность мозга.
  • Флоранс доказал, что мозг может реорганизовывать функции при повреждении.

Вдохновение и выводы

1:10:32
  • Бачи-Рита создал тактильно-зрительный аппарат для изучения мозга.
  • Он предположил, что осязательные сигналы перенаправляются в зрительную зону для обработки.
  • Бачи-Рита начал свою акцию протеста против доминирующих взглядов на мозг.

Пластичность мозга

1:11:26
  • Бачерита признавал достижения наук о мозге.
  • Его статья о пластичности мозга была отклонена шестью журналами.
  • Наставник Бачериты, Рагнар Гранит, похвалил его работу, но посоветовал не тратить время на "игрушки для взрослых".

Изобретения для сенсорного замещения

1:12:24
  • Бачерита продолжал публиковать доказательства пластичности мозга и разрабатывать устройства для сенсорного замещения.
  • Он заменил громоздкую пластину для слепых на тонкую пластиковую полоску с электродами, прикрепляемую к языку.
  • Бачерита также разработал электронную перчатку для астронавтов и людей с проказой.

Устройства для сверхчувств

1:13:41
  • Бачерита создал перчатку для слепых, читающих с экрана компьютера, и презерватив для людей с повреждениями спинного мозга.
  • Он также работал над устройствами для ночного видения и инфракрасного зрения.
  • Одно из устройств помогало пловцам и хирургам в операциях.

Восстановление мозга после инсульта

1:16:06
  • Интерес Бачериты к восстановлению мозга начался с выздоровления его отца после инсульта.
  • Отец Бачериты, Педро, был парализован и не мог говорить, но благодаря усилиям Джорджа, брата Пола, восстановил свои функции.
  • Джордж использовал нестандартные методы реабилитации, такие как ползание и игры на полу, чтобы помочь отцу.

Успехи в реабилитации

1:18:56
  • Педро начал ползать, затем стоять и ходить, и постепенно восстановил речь и способность писать.
  • К концу года его здоровье улучшилось настолько, что он вернулся к преподаванию.
  • Педро продолжал работать и путешествовать до своей смерти в возрасте 72 лет.

Аутопсия и нейропластичность

1:21:44
  • После смерти Педро, Джордж попросил провести аутопсию его тела.
  • Результаты аутопсии показали огромные повреждения тканей мозга, но восстановление функций организма.
  • Джордж был ошеломлен, осознав, что восстановление возможно даже при таких повреждениях.

Повреждения мозга отца Пола

1:23:37
  • Повреждения затронули ствол головного мозга и другие важные центры в коре.
  • 97% нервов, идущих от коры к позвоночнику, были уничтожены.
  • Это вызвало паралич и необходимость полной реорганизации мозга.

История выздоровления отца Пола

1:24:36
  • Мэри Джейн хотела, чтобы Пол стал соавтором её работы.
  • Пол нашел свидетельства, указывающие на способность мозга к самореорганизации.
  • В 1915 году психолог сообщал о случаях позднего выздоровления благодаря упражнениям.

Новая карьера Пола Бачериты

1:25:33
  • Пол вернулся к медицине и стал специалистом по неврологии и реабилитации.
  • Он разработал упражнения для пациентов с инсультом, фокусируясь на поздней реабилитации.
  • Использовал знания о пластичности мозга для создания специальных упражнений.

Цикл обучения и закрепления

1:26:40
  • Традиционный курс реабилитации часто останавливался, но Бачерита считал это временным.
  • Он верил, что остановки связаны с биологическими изменениями и закреплением навыков.
  • Нейроны вырабатывают новые белки и меняют структуру.

Программа для пациентов с лицевыми нервами

1:27:35
  • Бачерита хирургически присоединял нервы к лицевым мышцам.
  • Пациенты научились выражать эмоции и говорить.
  • Это пример способности мозга соединять разные функции.

Перепрограммирование сенсорных систем

1:28:32
  • Ученые подтвердили, что тактильные ощущения обрабатываются в зрительной зоне.
  • Эксперимент с хорьком показал, что зрительная кора может преобразоваться в слуховую.
  • Хорёк видел с помощью электродов, имплантированных в мозг.

Значение работы Пола Бачериты

1:30:51
  • Бачерита применил свои знания на практике для облегчения страданий людей.
  • Его работа подтвердила, что сенсорные зоны коры мозга пластичны.
  • Мозг способен адаптироваться к различным устройствам и вспомогательным средствам.

Пластичность мозга

1:32:29
  • Когнитивный психолог Энди Кларк назвал нас прирожденными киборгами.
  • Пластичность мозга позволяет нам подключаться к различным устройствам.
  • Мозг самоструктурируется в ответ на информацию от простейших вспомогательных средств.