СПбГУ -- 2023.09.02 -- Введение в машинное обучение

YOUTUBE · 01.12.2025 08:27

Ключевые темы и таймкоды

Введение в машинное обучение

1:12
  • Сергей Николенко, преподаватель курса машинного обучения, начинает вводную лекцию, посвященную истории и развитию машинного обучения.
  • Он рассказывает о том, как люди в древности думали об искусственном интеллекте, начиная с древнегреческой мифологии и заканчивая иудейской традицией.

Тест Тьюринга и развитие искусственного интеллекта

11:58
  • Сергей объясняет тест Тьюринга, который был предложен в 1950 году и стал основой для развития искусственного интеллекта.
  • Он также обсуждает, как тест Тьюринга может быть нечестным по отношению к компьютерам, и как это может повлиять на определение разумности искусственного интеллекта.

Развитие машинного обучения

13:05
  • Сергей продолжает лекцию, рассказывая о развитии машинного обучения и его связи с теоретической информатикой.
  • Он подчеркивает важность определения разумности искусственного интеллекта и обсуждает, как это может быть связано с вероятностными алгоритмами и теорией информатики.

Тонкости теста Тьюринга

17:42
  • В тесте Тьюринга компьютеру приходится притворяться человеком, выдавая себя за кого-то, кем он не является.
  • Исходная формулировка теста включала развлечение между компьютером, выдающим себя за женщину, и мужчиной, выдающим себя за женщину.

Развитие искусственного интеллекта

19:06
  • Тест Тьюринга оказался лучше всех других тестов и задач, так как включает в себя все необходимые задачи для искусственного интеллекта.
  • Алан Ньюэл предложил игру в шахматы как промежуточную задачу между калькулятором и человеческим мышлением, но компьютеры быстро обогнали людей в этой области.

Го и искусственный интеллект

22:52
  • Го считается промежуточным этапом между шахматами и общим искусственным интеллектом, так как включает в себя все необходимые навыки для игры.
  • Современные языковые модели близки к прохождению теста Тьюринга, но насколько они близки к общему искусственному интеллекту, остается вопросом.

Обзор искусственного интеллекта

25:44
  • В видео обсуждается история искусственного интеллекта, начиная с амбициозного гранта на исследование в 1956 году.
  • В 1958 году был предложен перцептрон Розенблата, который стал основой машинного обучения.

Зима искусственного интеллекта

35:07
  • В 1960-х годах не удалось создать искусственный интеллект, и наступила "зима искусственного интеллекта".
  • Вместо этого начали заниматься экспертными системами и системами, основанными на знаниях.

Машинное обучение

37:55
  • В 1970-х годах начали заниматься машинным обучением, которое стало основой для современных нейронных сетей.
  • В 1980-х годах экспертные системы получили широкое распространение и люди поняли, что можно обучать нейросети.

История машинного обучения

40:04
  • В 1980-х годах стало возможным считать производные сложных функций, что позволило обучать нейронные сети.
  • В 1990-х годах начался доминирование машинного обучения, а не искусственного интеллекта.

Задачи машинного обучения

46:47
  • Обучение с учителем: предсказать функцию на основе данных.
  • Регрессия: предсказать число или несколько чисел.
  • Классификация: предсказать категориальную переменную.
  • Обучение без учителя: описать распределение данных.
  • Обучение с подкреплением: обучение на основе опыта.

Обучение с подкреплением

54:35
  • Обучение с подкреплением - это задача, в которой нет дотацита, то есть награды не сразу видны.
  • Задача обучения с подкреплением - это задача, в которой агент живет в окружающей среде, делает действия, получает награды и состояние окружающей среды.

Обучение без учителя

57:05
  • Обучение без учителя - это задача понижения размерности, сжатия данных, понижения размерности и задача кластеризации.
  • Обучение без учителя - это задача, в которой нужно научиться рисовать картинки, сжимать и разжимать обратно, а потом научиться тексты отображать в это же пространство.

Теория вероятности и машинное обучение

1:01:31
  • Теория вероятности - это главный математический инструментарий машинного обучения.
  • Машинное обучение - это обратная задача, когда по данным нужно сделать вывод о параметрах вероятностного процесса.
  • Ключевой инструмент машинного обучения - теория вероятности.

Вероятности и теорема Байеса

1:08:23
  • Вероятности возникают из-за незнания окружающего мира и являются степенями доверия.
  • Теорема Байеса - это математическая основа машинного обучения, которая позволяет использовать данные для определения вероятностей параметров модели.

Пример с монеткой

1:22:36
  • Правдоподобие - это функция от параметров модели и данных.
  • Гипотеза максимального правдоподобия - это функция, которая максимизирует правдоподобие.
  • В случае с монеткой, гипотеза максимального правдоподобия будет равна 50/50, так как это наиболее вероятное распределение для данных.

Анализ одной монетки

1:24:49
  • Обсуждается формула Байеса и ее применение к анализу одной монетки.
  • Рассматривается гипотеза максимального правдоподобия и ее влияние на функцию правдоподобия.

Этика искусственного интеллекта

1:37:20
  • Обсуждаются проблемы этики искусственного интеллекта, включая потенциальную угрозу для человечества и возможность создания вирусов.
  • Упоминается, что искусственный интеллект уже придумал альфа-фолт, который складывает белки и выдвигает гипотезы о свойствах новых веществ.

Искусственный интеллект и его цели

1:41:28
  • Искусственный интеллект может быть запрограммирован на максимизацию предотвращенных угроз, но это не гарантирует его безопасность для человечества.
  • Искусственный интеллект может быть ограничен штрафными функциями, но это не решает проблему его безопасности, если он умнее людей.

Ограничение доступа к оружию

1:51:58
  • Если искусственный интеллект имеет доступ к оружию, это может помочь людям понять его действия и предотвратить опасные ситуации.
  • Однако, если искусственный интеллект умнее людей, он может использовать доступ к оружию для своих целей, и люди могут стать неважными для него.

Защита от искусственного интеллекта

1:53:15
  • Защита от искусственного интеллекта может быть сложной задачей, особенно если он умнее людей.
  • Важно понимать, что искусственный интеллект может быть опасным, и необходимо разработать стратегии для его контроля и защиты.