Нейробиология обучения 3. Депрессия, антидепрессанты и серотонин

YOUTUBE · 01.12.2025 06:30

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:05
  • Приветствие участников лекции.
  • Объявление темы: депрессия, антидепрессанты, серотонин.
  • Подчёркивание, что лекция не является клинической психиатрией и не даёт рекомендаций по лечению.

Актуальность темы

1:19
  • Депрессия встречается часто: каждый десятый человек.
  • Среди студентов процент депрессии варьируется от 8 до 70%.
  • Упоминание статистики по разным странам.

Скрининг депрессии

2:35
  • Вопросы для самодиагностики: сохранение удовольствия от прежних занятий, способность к искреннему смеху, бодрость, самооценка внешности, ощущение цели в жизни.
  • Интерпретация результатов: менее 8 баллов — норма, 8–10 баллов — субклиническая депрессия, более 10 баллов — клинически выраженная депрессия.

Симптомы депрессии

5:48
  • Основные симптомы: пониженное настроение, замедленное мышление, двигательная заторможенность.
  • Признаки замедленного мышления: замедленная речь, паузы между словами.
  • Когнитивные симптомы: низкая самооценка, негативные представления о будущем.

Критерии депрессии

8:34
  • Гипотимия: пониженное настроение, сохраняющееся две недели и более.
  • Ангидония: неспособность испытывать удовольствие.
  • Выраженная утомляемость.

Маскированная депрессия

10:20
  • Симптомы, маскирующие депрессию: жалобы на физические проблемы.
  • Важность обращения к специалисту для диагностики.

Опасность депрессии

11:16
  • Депрессия может привести к суицидальным мыслям и попыткам.
  • Необходимость своевременной помощи и обращения в специальные службы.
  • Подчёркивание важности поддержки и понимания для людей с депрессией.

Депрессия и её проявления

12:40
  • Депрессивные люди не всегда выглядят грустными, иногда они кажутся счастливыми.
  • Пример девушки, которая после попытки суицида выглядит здоровой.
  • Солист Linkin Park также выглядел счастливым перед самоубийством.

Стигматизация и поведение депрессивных людей

13:31
  • В обществе часто считают, что депрессивные люди показывают свою грусть, чтобы привлечь внимание.
  • На самом деле они могут вести себя адекватно и даже весело на людях.

Психоаналитические концепции депрессии

14:29
  • Фрейд связывал депрессию с нарушением психосексуального развития у детей.
  • Депрессия может быть связана с внутренним объектом, прообразом которого является мать или материнская грудь.
  • Травмирующие переживания, связанные с отнятием от груди, могут формировать расстройства самооценки.

Концепция выученной беспомощности Селигмана

16:27
  • Эксперимент с собаками, которые получали удары током в разных условиях: одна группа могла влиять на ситуацию, другая — нет.
  • Собака из группы, не имевшей возможности влиять на ситуацию, демонстрировала выученную беспомощность.
  • Выученная беспомощность связана с потерей контроля над ситуацией и сдачей перед лицом неблагоприятных факторов.

Эксперименты с крысами и их результаты

20:08
  • Крысы, обученные выученной беспомощности, не боролись за выживание в воде.
  • Животные, демонстрирующие выученную беспомощность, становятся послушными и имеют симптомы, похожие на депрессию: снижение двигательной активности, нарушение памяти, гормональные сбои.

Роль гипоталамуса и гипофиза в стрессовых ситуациях

22:22
  • В стрессовой ситуации активируется симпатическая нервная система, повышается частота сердечных сокращений и артериальное давление.
  • Гипоталамус воздействует на гипофиз с помощью кортиколиберина, что влияет на гормональную систему.

Роль кортизола в стрессе

23:31
  • Гипофиз выделяет адренокортикотропный гормон АКТГ, который действует на корковое вещество надпочечников.
  • Надпочечники выделяют кортизол — гормон стресса, который полезен при остром стрессе, но при хроническом воздействии приводит к серьёзным изменениям.
  • Хронический повышенный уровень кортизола нарушает метаболизм, вызывает иммунодефицит и может привести к сахарному диабету и инсулинорезистентности.

Модель выученной беспомощности

24:30
  • Неконтролируемый стресс нарушает петли обратной связи в системе гипоталамус — гипофиз — надпочечники.
  • У животных с выученной беспомощностью наблюдается хронический повышенный уровень кортизола, что вызывает поведенческие и метаболические нарушения.
  • Кортизол также влияет на головной мозг, нарушая функционирование миндалины, гиппокампа и других структур.

Депрессия и стресс

26:22
  • Хронический стресс нарушает взаимодействие оси гипоталамус — гипофиз — надпочечники, что приводит к поведенческим и эндокринным нарушениям.
  • Некоторые люди более склонны к депрессии из-за разбалансированной оси гипоталамус — гипофиз — надпочечники.
  • Не вся депрессия является реактивной, возникающей после травмирующего события.

Исследование в доме престарелых

28:15
  • В доме престарелых в США одна группа пациенток жила по жёсткому распорядку с минимальным количеством самостоятельности, другая — по старому режиму с большей свободой выбора.
  • Самостоятельные пациентки чувствовали себя лучше и умирали реже.
  • Это исследование подтверждает важность свободы выбора и самостоятельности в жизни.

Биполярное расстройство

30:24
  • Биполярное расстройство характеризуется чередованием депрессивных и маниакальных эпизодов.
  • Концепция биохимической депрессии объясняет некоторые аспекты биполярного расстройства, но не все.

Биохимическая теория депрессии

30:54
  • Депрессия связана с нарушением метаболизма серотонина, дофамина и других моноаминов.
  • Флуоксетин блокирует насос, который высасывает серотонин, что улучшает передачу сигналов между нервами.
  • Недостаток дофамина связан с ангедонией — отсутствием способности испытывать удовольствие.

История исследования антидепрессантов

33:30
  • Исследование началось с тестирования нового препарата от туберкулёза, который улучшал настроение пациентов.
  • Клайн провёл исследование, показавшее улучшение состояния пациентов с депрессией при длительном приёме препарата не менее пяти недель.

Разработка флуоксетина

34:48
  • В 1970-х годах компания Eli разработала флуоксетин для лечения депрессии.
  • Флуоксетин относится к селективным ингибиторам обратного захвата серотонина.
  • Препараты, повышающие уровень норадреналина, имели много побочных эффектов, в то время как препараты, влияющие на серотонин, были более эффективными и имели меньше побочных эффектов.

Механизм действия серотонина

35:47
  • Серотонин вырабатывается нейронами и взаимодействует с серотониновыми рецепторами.
  • Большинство серотониновых рецепторов метаботропные, они вызывают перестройки в клетках, а не активируют или тормозят их.
  • Для контроля уровня серотонина существуют два механизма: расщепление ферментом моноаминоксидазой и обратный захват серотонина.

Механизм действия флуоксетина

36:45
  • Флуоксетин блокирует обратный захват серотонина, что увеличивает его уровень в синапсах.
  • Увеличение уровня серотонина усиливает его антидепрессивный эффект.

Реклама флуоксетина

37:41
  • В 1970–1980-х годах флуоксетин рекламировался как средство для улучшения биохимии мозга.
  • Реклама подчёркивала, что одна таблетка может решить все проблемы.
  • Книга «Лиса инту прозак», написанная психиатром, стала популярной.

Распространённость антидепрессантов

39:49
  • Антидепрессанты — самые выписываемые психофармакологические средства в мире.
  • Их употребление растёт, и показания к применению расширяются.

Показания к применению антидепрессантов

40:09
  • Изначально антидепрессанты использовались только для лечения тяжёлой депрессии.
  • Сейчас они применяются для лечения широкого спектра психиатрических расстройств, включая тревожность, социофобию, расстройства личности, энурез, панические атаки, обсессивно-компульсивное расстройство, хронические болевые синдромы, булимию и анорексию.

Временное облегчение симптомов

41:07
  • Многие психиатрические заболевания часто лечатся временно, снимая симптомы.
  • После прекращения приёма препаратов симптомы могут вернуться.
  • Это сравнимо с лечением артериальной гипертензии или сахарного диабета.

Привыкание к антидепрессантам

41:39
  • Антидепрессанты вызывают привыкание и синдром отмены.
  • Необходимо медленно снижать дозы при прекращении приёма.
  • Физическая зависимость от антидепрессантов сравнима с зависимостью от бензодиазепинов.

Терминология и регулирование

42:39
  • Антидепрессанты не считаются наркотиками, несмотря на зависимость.
  • В разных странах регулирование психоактивных веществ отличается.
  • Пример: марихуана в России — наркотик, а в США — нет.

Синдром отмены

43:37
  • Синдром отмены может быть тяжёлым и даже привести к летальному исходу.
  • Наличие синдрома отмены указывает на эффективность препарата.
  • Некоторые ноотропы также вызывают синдром отмены, но не оказывают положительного эффекта.

История исследований антидепрессантов

44:36
  • Исследования начались с открытия веществ, которые помогают при депрессии.
  • Антипсихотики блокируют дофаминовые рецепторы, что объясняет их эффективность при шизофрении.
  • Антидепрессанты повышают уровень серотонина, что может объяснять их действие при депрессии.

Проверка гипотезы о серотонине

45:49
  • Проверка уровня серотонина в крови не выявила различий между людьми с депрессией и без неё.
  • Метаанализ показал отсутствие разницы в уровне серотонина у женщин с депрессией и без.
  • Женщины чаще диагностируются с депрессией, что делает их более подходящими для исследований.

Биологические маркеры депрессии

47:44
  • Субъективность диагностики депрессии и шизофрении требует биологических маркеров.
  • Пример с сахарным диабетом показывает возможность использования биологических маркеров для диагностики.
  • Уровень серотонина в крови не является надёжным маркером депрессии.

Уровень серотонина в спинномозговой жидкости

48:17
  • Два метаанализа показали отсутствие разницы в концентрации серотонина в спинномозговой жидкости у пациенток с депрессией и здоровых женщин.
  • Это верно независимо от приёма антидепрессантов.
  • Уровень серотонина не снижается при депрессии ни в крови, ни в спинномозговой жидкости.

Серотониновые рецепторы и депрессия

49:34
  • Обсуждение роли серотониновых рецепторов в передаче сигналов в мозге.
  • Упоминание рецептора 5-HT1A, который предотвращает избыточную активацию клеток.
  • Гипотеза о том, что у людей с депрессией слишком много рецепторов 5-HT1A, что приводит к недостаточному выделению серотонина.

Антидепрессанты и серотонин

51:20
  • Объяснение, почему антидепрессанты начинают действовать через несколько недель после приёма.
  • Идея о том, что антидепрессанты сначала снижают количество рецепторов 5-HT1A, а затем увеличивают выделение серотонина.

Исследования рецепторов

52:17
  • Результаты исследований не подтвердили гипотезу о большем количестве рецепторов 5-HT1A у пациентов с депрессией.
  • Одно из исследований показало даже меньшее количество рецепторов у пациентов с депрессией.

Серотониновый транспортер

54:05
  • Описание работы серотонинового транспортера, который «высасывает» серотонин из синаптической щели.
  • Антидепрессанты, такие как флуоксетин, подавляют активность этого транспортера, повышая уровень серотонина в мозгу.
  • Исследования показали, что у некоторых пациентов с депрессией активность транспортера снижена.

Генетическая связь и транспортер

55:52
  • Отсутствие генетической связи между депрессией и активностью серотонинового транспортера.
  • Возможность того, что у пациентов с депрессией транспортер может быть подавлен, что объясняет высокий уровень серотонина в мозгу.

Искусственное повышение уровня серотонина

57:12
  • Обсуждение попыток искусственно повысить уровень серотонина через диету, богатую триптофаном.
  • Проблема с проникновением серотонина через гематоэнцефалический барьер.

Диета без триптофана

58:59
  • Влияние диеты без триптофана на уровень серотонина в мозгу.
  • Исследования показали, что диета без триптофана не приводит к значимым изменениям настроения или симптомам депрессии.

Исследования с пациентами с риском депрессии

59:36
  • Отсутствие значимой разницы в настроении у пациентов с семейной историей депрессии при диете без триптофана.
  • Подтверждение, что диета без триптофана не увеличивает риск развития депрессии у людей с предрасположенностью к ней.

Серотонин и депрессия

1:00:36
  • Антидепрессанты работают через недели, а серотонин повышается сразу.
  • Здоровым людям антидепрессанты не улучшают настроение.
  • Препарат тианептин активирует серотониновые рецепторы, но снижает уровень серотонина в синаптической щели.

Серотониновая теория депрессии

1:02:29
  • Статья «Серотониновая теория депрессии: систематический обзор» не нашла доказательств связи серотонина с депрессией.
  • Гипотеза о связи серотонина с депрессией привела к созданию индустрии антидепрессантов и биодобавок.

Влияние антидепрессантов на серотониновую систему

1:03:59
  • Длительный приём антидепрессантов нарушает работу серотониновой системы.
  • Плотность серотониновых рецепторов снижается на 25–50%.
  • Отмена антидепрессантов может вызвать синдром отмены с нервозностью и пониженным настроением.

Риски отмены антидепрессантов

1:05:53
  • Отмена антидепрессантов может привести к ухудшению состояния, включая попытки суицида.
  • Пациенты и психиатры боятся отмены антидепрессантов из-за риска ухудшения состояния.

Роль серотонина в мозге

1:09:26
  • Основная масса нейронов, выделяющих серотонин, находится в ядре шва.
  • Серотониновые нейроны имеют проекции по всему мозгу, включая медиальную префронтальную кору.
  • Транспорт серотонина происходит медленно за счёт диффузии.

Связь серотонина с агрессией и суицидальными мыслями

1:12:22
  • Существует связь между уровнем серотонина и агрессией.
  • Понижение уровня серотонина может коррелировать с попытками суицида.
  • Диета с низким содержанием триптофана может снижать уровень серотонина и увеличивать агрессивность.

Серотонин и импульсивность

1:13:33
  • Высокий уровень серотонина способствует просоциальному поведению и сотрудничеству.
  • Низкий уровень серотонина связан с антисоциальным поведением.
  • Синдром Брунера описывает семью в Дании с генетическим дефектом, связанным с ферментом моноаминоксидазой.

Ген моноаминоксидазы и агрессия

1:14:33
  • Мутации в гене моноаминоксидазы могут снижать уровень серотонина, но не всегда связаны с агрессией.
  • Моноаминоксидаза влияет не только на серотонин, но и на норэпинефрин.
  • Исследования показывают слабую связь между серотонином и агрессией.

Серотонин и моральные решения

1:16:38
  • Антидепрессанты, такие как флуоксетин, могут влиять на моральные решения, особенно у людей с высокой эмпатией.
  • Снижение серотонина нарушает формирование декларативной и эпизодической памяти.

Оптогенетика и серотонин

1:18:24
  • Оптогенетика позволяет избирательно активировать или тормозить нейроны с помощью света разной длины волны.
  • Исследования показывают связь серотонина с мотивацией и способностью преодолевать препятствия.

Влияние серотонина на мотивацию

1:20:11
  • Активация серотонинергических нейронов у крыс замедляет их базовую активность.
  • В условиях задачи на получение награды активация нейронов не влияет на скорость выполнения задачи.

Серотонин и концентрация

1:23:04
  • Серотонин помогает концентрироваться на важных вещах, отключая ненужную активность.
  • Различие в реакции крыс на условные и безусловные стимулы связано с уровнем серотонина.

Роль серотонина в импульсивности

1:23:41
  • Серотонин влияет на импульсивность и агрессию.
  • Импульсивность проявляется в чрезмерной реакции на внешние стимулы.
  • Высокий уровень серотонина может снижать импульсивность.

Импульсивность и мотивация

1:24:31
  • Импульсивные люди не контролируют свою мотивацию.
  • Пример: ребёнок с низким уровнем серотонина может легко переключиться на покупку чупа-чупса вместо хлеба.
  • Дети с высоким уровнем серотонина более устойчивы к таким импульсам.

Депрессия и её причины

1:25:15
  • Депрессия рассматривается как результат взаимодействия генетических и средовых факторов.
  • Генетические факторы играют важную роль, но их влияние сложно определить.
  • Средовые факторы, такие как стресс и насилие, также влияют на развитие депрессии.

Биологические факторы психических расстройств

1:26:15
  • Попытки выявить биологические факторы психических расстройств не увенчались успехом.
  • Не удалось найти универсальные биологические факторы для всех психических заболеваний.
  • Это затрудняет разработку новых психофармакологических препаратов.

Серотонин и когнитивные функции

1:28:18
  • Серотонин не связан с настроением и депрессией, но влияет на когнитивные функции, обучение и мотивацию.
  • Антидепрессанты работают через повышение уровня BDNF и улучшение нейропластичности.

Распространённость депрессии

1:30:03
  • Распространённость депрессии одинакова во всех обществах, но её диагностика увеличилась.
  • Раньше депрессия часто была единичным приступом, сейчас часто принимает хроническую форму.
  • Изменение критериев диагностики депрессии может быть причиной её роста.

Ангидония и депрессия

1:31:53
  • Ангидония проявляется в потере способности получать удовольствие от ранее приятных вещей.
  • Люди с депрессией могут заедать стресс, но это не помогает улучшить состояние.
  • Желание получать удовольствие остаётся, но оно не реализуется.

Социальные и психологические факторы депрессии

1:33:39
  • Обсуждаются гипотезы о связи депрессии с завистью и выученной беспомощностью.
  • Социальные и психологические факторы могут влиять на развитие депрессии.
  • Информационные технологии и избыток информации также рассматриваются как возможные причины роста депрессии.

Внешние факторы и мозг

1:36:23
  • Некоторые процессы в мозге модулируются внешними факторами.
  • Внешние факторы могут влиять на психические расстройства через изменения в ритмических процессах мозга.

Введение в тему

1:36:44
  • Обсуждение фундаментальных аспектов нейробиологии, начиная с синоптической передачи и возбуждения нейронов.
  • Призыв к участникам предлагать темы и вопросы для обсуждения.

Влияние депрессии на обучение

1:37:42
  • Депрессия снижает способности к обучению.
  • Гипотеза о влиянии кортизола на пластичность мозга: повышенный уровень кортизола может снижать нейрогенез у мышей.
  • Упоминание о теории нейровоспаления как альтернативном механизме влияния на пластичность.

Подходы к лечению депрессии

1:38:41
  • Описание метода лечения депрессии через стимуляцию подкорковых ядер с помощью электродов.
  • Различие между биологическим, клиническим и социальным подходами в психиатрии.

Социальные аспекты диагностики

1:39:40
  • Различия в диагностических критериях между странами: в США акцент на социальной дезадаптации, в России — на симптомах.
  • Влияние социального подхода на понимание болезни.

История лечения психических расстройств

1:40:32
  • Ограничения старых методов лечения, таких как инсулиновая кома, электрошоковая терапия и лоботомия.
  • Успехи в лечении психозов и депрессии благодаря серотонину и нейролептикам.

Диагностика депрессии в разных регионах

1:41:51
  • Различия в диагностируемости депрессии в городах и деревнях.
  • Необходимость скрининговых исследований для точной статистики.

Сонливость при депрессии

1:43:14
  • Частое явление сонливости у депрессивных пациентов.
  • Искажение образа депрессивного больного из-за сонливости.

Влияние антидепрессантов на клиническое течение

1:44:36
  • Исследования показывают, что приём антидепрессантов может изменять клиническое течение заболевания.
  • Пример перехода депрессии в биполярное расстройство на фоне лечения.

Использование антидепрессантов у детей

1:46:28
  • Снижение возрастных границ для использования антидепрессантов и нейролептиков в США.
  • Сомнения в безопасности раннего назначения антидепрессантов детям.

Детская психиатрия

1:47:24
  • Различия между детской и взрослой психиатрией.
  • Ограниченное количество специалистов, занимающихся диагностикой психических расстройств у детей.
  • Сомнения в реальности ранних диагнозов депрессии и шизофрении.

Связь между депрессивной фазой биполярного расстройства и депрессией

1:48:51
  • Формально депрессивная фаза биполярного расстройства и депрессия имеют схожие симптомы и лечение антидепрессантами.
  • Нормативики помогают уменьшить частоту переходов между фазами, но для выхода из депрессивной фазы требуется специальная терапия.
  • Иногда одно состояние может переходить в другое, хотя это редкость.

Клинические различия между униполярной депрессией и биполярным расстройством

1:49:53
  • Клинический подход различает униполярную депрессию и биполярное расстройство по синдрому и прогнозу.
  • Биполярное расстройство считается более биологическим, чем обычная депрессия, но биологические механизмы до конца не изучены.

Нейроанатомические исследования депрессии

1:52:00
  • Нет чётких нейроанатомических различий между пациентами с депрессией и здоровыми людьми.
  • Некоторые исследования показывают уменьшение миндалевидного тела у пациентов с депрессией, но эти данные ограничены и не универсальны.

Генетика депрессии

1:53:44
  • Наследуемость биполярного расстройства выше, чем униполярной депрессии.
  • Полногеномный поиск ассоциаций не нашёл конкретных генов, связанных с депрессией.
  • Полигенные шкалы помогают предсказывать риск депрессии на основе генетических полиморфизмов.

Диагностика депрессии

1:57:24
  • Диагностика депрессии включает клинические наблюдения и большие исследования с использованием опросников.
  • Онлайн-тестирование помогает собирать данные о депрессии.

Влияние музыки на депрессию

1:59:18
  • Исследования не обнаружили заметного эффекта музыки-терапии на клиническое течение депрессии.
  • Музыка может влиять на эмоциональное состояние, но не на развитие или коррекцию депрессии.

Музыка и депрессия

2:00:06
  • Нет связи между прослушиванием музыки и депрессией.
  • Антикорреляция между прослушиванием радио и депрессией.

Симптом или стресс

2:00:49
  • Скроллинг может быть симптомом неконтролируемого стресса.
  • Депрессия может быть связана с историческими событиями и чувством беспомощности.

IQ и депрессия

2:01:49
  • Ранее считалось, что высокий IQ связан с депрессией и другими психическими расстройствами.
  • Последние метаанализы не подтверждают эту связь.

Серотонин и аппетит

2:03:20
  • Нет связи между уровнем серотонина и аппетитом.
  • Серотонин влияет на болевые ощущения: чем больше серотонина, тем большую боль можно вытерпеть.

Антидепрессанты и их действие

2:04:06
  • Антидепрессанты могут иметь центральное действие, влияя на пищеварение.
  • Фармацевтические компании часто преувеличивают эффекты своих препаратов.

Социальный класс и депрессия

2:05:10
  • Нет связи между социальным классом и депрессией.
  • Ранее считалось, что угнетённые классы чаще страдают от депрессии.