Начало стрима и формат 1:14 Приветствие и пожелания. Анонс интересного и интерактивного стрима. Объяснение формата: общение, лекционная часть, вопросы в чат и донаты.
Благодарность и анонс предыдущего стрима 2:37 Благодарность зрителям за поддержку. Анонс предыдущего стрима "Нейробиология ума и глупости часть один".
Вопросы из донатов 3:16 Первый донат от "серого опенка". Вопрос о влиянии стресса на творческие способности.
Влияние стресса на мотивацию 4:14 Мобилизация нервной системы под действием стресса. Важность мотивации для решения задач. Пример с подготовкой к экзамену.
Роль гормонов и тревожности 6:12 Влияние кортиколиберина на концентрацию и мотивацию. Опасность слишком высокой тревожности. Пример с экзаменами и шахматами.
Вопрос о скачке усложнения мышления 8:03 Вопрос о внезапном усложнении мышления у людей. Различие между "софтом" и "железом" мозга. Влияние культуры на мышление.
Культурная эволюция и мышление 10:55 Влияние культуры на мышление человека. Культурная эволюция и ее независимость от человека. Пример с галлюциногенной обезьяной.
Завершение донатов 12:52 Благодарность за донаты. Обещание ответить на вопросы в заметке. Переход к следующей части стрима.
Влияние формы черепа на умственные способности 13:23 Форма черепа слабо коррелирует с умственными способностями. Форма черепа больше зависит от внешних факторов и детства, чем от генов или размера мозга. Примеры деформации черепа из-за внешних условий, таких как жесткие кровати, не связаны с психическими расстройствами.
Френология и психические расстройства 14:21 Попытки связать форму черепа с психическими расстройствами не нашли подтверждения. Френология, как наука, не имеет научного обоснования.
Физические усилители работы мозга 15:01 Идея подключения калькулятора к мозгу для выполнения арифметических операций маловероятна. Усиление внутренних сигналов мозга более перспективно. Пример работы с гиппокампом: усиление входного сигнала увеличивало скорость обучения.
Усиление сигналов префронтальной коры 16:02 Усиление сигналов префронтальной коры улучшало контроль за поведением и убирало симптомы поражения лобных долей у приматов. Эти исследования были проведены в 2015 году, но их автор исчез, что вызывает вопросы о его судьбе и возможных причинах.
Начало стримов 17:10 Стримы обычно начинаются поздно, так как люди собираются ближе к 9-10 утра. Автор предпочитает начинать стримы раньше, несмотря на позднее время.
Оптимальное время для стрима 17:34 Автор благодарит за донаты и объясняет, почему выбрал оптимальное время для стрима. Раньше начинал стрим слишком рано, и зрители приходили поздно.
Витамины для связок и суставов 18:06 Автор рассказывает о своем опыте с добавками для суставов. Пробовал добавки с хондритином и протоугликаном, но не получил значимого эффекта. Провел исследование и выяснил, что у этих добавок нет доказанной эффективности.
Критика советов Эндрю Хюбермана 19:04 Автор критикует советы Эндрю Хюбермана о том, что утром мозг обрабатывает информацию. Считает такие советы необоснованными и непроверяемыми. Приводит пример с экспериментами на круглых червях и сероводородом.
Влияние мысленных сцен на нервную систему 23:00 Автор обсуждает, как мысленные сцены могут вызывать сильные переживания. Подчеркивает, что это зависит от эмоциональной лабильности человека. Упоминает, что это может привести к бессоннице.
Влияние солнечного света на сон 24:56 Автор обсуждает влияние солнечного света на сон и уровень мелатонина. Объясняет, что яркий свет перед сном разрушает мелатонин и мешает засыпанию. Упоминает, что есть биохимические работы, показывающие, что свет помогает синтезировать мелатонин, но точных данных нет.
Подозрения относительно Эндрю Хюбермана 26:54 Автор выражает сомнения в точности рекомендаций Эндрю Хюбермана. Считает, что такие четкие советы невозможно получить из современной научной литературы. Подчеркивает, что это может быть сигналом о возможных ошибках в его исследованиях.
Влияние холодной ванны на дофамин 27:43 Принятие холодной ванны температурой -14°C раз в несколько дней повышает базовый уровень дофамина. Нет достоверных исследований, показывающих влияние обливания на иммунитет и простудные заболевания. Метаанализы считают, что закаливание не влияет на вероятность простудных заболеваний.
Противоречивые данные о закаливании 28:36 Закаливание может как не влиять, так и повышать вероятность простудных заболеваний. Нет четких данных о влиянии обливания на уровень дофамина и его связь с счастьем и уверенностью. Измерение изменения базового уровня дофамина сложно и не всегда корректно.
Корреляция и фазовые исследования 30:25 Возможна небольшая корреляция между обливанием и уровнем дофамина, но она может быть случайной. Деление процессов на фазы может привести к обнаружению слабой положительной корреляции. Это явление называется "пихакинг" данных.
Пример с поведенческими тестами 31:16 В эксперименте с крысами не было разницы между контрольной и экспериментальной группами по времени, проведенному у объекта. Разделение экспериментальной группы на отрезки показало различия в поведении крыс. Это пример подгонки данных для получения значимого различия.
Инженерный подход к науке 32:27 Инженерный подход предполагает, что модели соответствуют реальности. Пример с условными рефлексами: модель работает только в условиях камеры Скиннера. В реальной жизни условные рефлексы не работают.
Простота управления сложными системами 33:26 Инженерный подход упрощает управление сложными системами. Пример с дофамином: повышение дофамина не всегда делает человека счастливым.
Педагогические упрощения 33:38 Дубынин упрощает сложные процессы для педагогических целей. Не все нейромедиаторы изучены одинаково. Пример с героином и дофамином: зависимость не всегда связана с дофамином.
Ограничения инженерного подхода 34:36 Инженерный подход работает для простых систем. Сложные системы, как человеческий организм, сложнее для понимания. Внешние и внутренние факторы влияют на человеческое поведение.
Неопределенность в понимании счастья 35:36 Нет четкого определения счастья. Связь дофамина с счастьем не доказана. Даже действие парацетамола изучено недостаточно.
Корреляции и причинно-следственные связи 37:32 Исследования часто показывают слабые корреляции. Причинно-следственные связи трудно установить. Биохакеры часто делают необоснованные выводы.
Опасности инженерного подхода 38:31 Люди с инженерным образованием склонны к упрощению сложных систем. Мозг человека остается малоизученным. Возможно, через 20 лет многие знания о нейробиологии окажутся неверными.
Личные вопросы и взаимодействие с аудиторией 39:24 Благодарность за поддержку. Обсуждение добавления друзей в социальные сети. Ограничение количества друзей в социальных сетях для избежания перегрузки ленты.
Подписка на социальные сети 40:41 Рекомендуется подписаться на группу ВКонтакте и телеграм-канал. В группе ВКонтакте публикуются мемы, статьи, опросы и тесты. В телеграм-канале публикуется более живой контент и материалы, защищенные авторским правом.
Анонсы и важные статьи 41:35 Анонсы стримов и важные статьи скрываются в телеграм-канале. Сегодня будут обсуждаться веховые статьи в исследовании интеллекта.
Курсы в МГУ 41:49 Рекомендованы курсы по нейробиологии, памяти и нейроинтерфейсам. Важно учитывать интересы при выборе межфакультетских курсов.
Симптомы и тремор 42:48 Воспаление лимфоузла и тремор рук могут быть неспецифичными симптомами. Тремор бывает интенционным и связанным с болезнью Паркинсона. Важно определить причину тремора для дальнейшего обследования.
Электрохимическая система мозга 44:57 Синапсы играют роль транзисторов, но их заряд меняется нелинейно. Постоянная утечка нейромедиаторов может влиять на синхронизацию нейронов. Нейромедиаторы играют более важную роль, чем электрическая передача.
Интерпретация данных 48:40 Интерпретация данных может привести к разным выводам. Современные нейронаучные данные требуют осторожной интерпретации. Научные журналисты часто слишком оптимистично интерпретируют исследования.
Влияние привычек на интеллект 51:55 Можно найти статьи, подтверждающие влияние привычек на интеллект. Важно критически относиться к таким утверждениям и учитывать контекст.
Когнитивные искажения и тремор 52:35 Обсуждение когнитивных искажений, когда игнорируются данные о вреде ожирения и алкоголя. Вопрос о треморе и рекомендации обратиться к неврологу.
Поиск хорошего IQ-теста 53:33 Онлайн-тесты IQ устарели, лучше обращаться в психодиагностические лаборатории. Примеры лабораторий в Москве и Санкт-Петербурге.
Определение интеллекта и G-фактор 55:19 Обсуждение определения интеллекта и G-фактора. Психологи пытались разделить психические функции, но безуспешно. Альтернативные версии интеллекта не прошли экспериментальную проверку.
Корреляция тестов на интеллект 56:53 Корреляция между тестами на логику, пространственное мышление и память. Слабая корреляция между тестами на вербальные навыки и память.
Как измеряется IQ 57:42 IQ показывает, насколько человек отличается от среднего значения популяции. Нормальное распределение результатов с серединой в 100 баллов.
Примеры задач на IQ 59:11 Пример задачи на логику и установление закономерностей. Решение задачи с использованием анализа фигур и точек.
Более сложная задача на пространственное мышление 1:01:58 Задача требует анализа движения компонентов рисунка. Логический выбор между вариантами ответов с использованием пространственного мышления.
Вариабельность в решении тестов 1:02:31 Влияние усталости и концентрации на решение тестов. Возможность улучшения навыков решения тестов.
Подготовка к более сложным задачам 1:05:28 Подготовка к решению более сложных задач на IQ. Обещание дать больше времени на решение.
Решение задачи на пространственное мышление 1:06:38 Задача требует исключения треугольников и крестов по цвету. В каждом ряду есть черный, желтый и синий треугольники. Не хватает черного треугольника, подходят третий и пятый варианты ответа.
Анализ полосок 1:07:30 Горизонтальные черные и синие полоски присутствуют в нескольких местах. Желтые полоски отсутствуют в некоторых местах. Вертикальные желтые и черные полоски присутствуют по три, синие – по две.
Вербальный интеллект 1:09:03 Задача на исключение лишнего слова из анаграмм. Требуется знание слов и логическое мышление. Примеры слов: хоккей, теннис, живот, футбол.
Проверка IQ 1:12:44 Задание на понимание значения слова "газ" как ткани и состояния вещества. Проблема устаревших тестов, которые не учитывают современные знания.
Другие примеры вербальных задач 1:14:15 Задание на определение слова из четырех букв, означающего буддистского монаха. Пример слова "лама".
Математические задачи 1:19:52 Продолжение ряда чисел, где каждое следующее число удваивается. Пример: 2, 20, 24, 48, 96, 192, 384, 768, 1536, 3072, 6144, 12288, 24576, 49152, 98304, 196608, 393216, 786432, 1572864, 3145728, 6291456, 12582880, 25165760, 50331520, 100662000, 2013240000, 4026560000, 8053120000, 16010240000, 3202048000, 6404096000, 12808192000, 2561638400, 5123276800, 10246553600, 204831
Влияние тревожности на мотивацию и концентрацию 1:24:35 Тревожность может влиять на мотивацию и концентрацию при решении тестов. Низкая тревожность снижает мотивацию и концентрацию. Высокая тревожность может ухудшить результаты теста.
Опыт решения тестов и оценка IQ 1:25:34 Автор решал валидированные тесты несколько раз в школе и университете. Средний результат IQ автора составляет около 120. Высокие значения IQ сложно точно оценить из-за чувствительности тестов.
Влияние стресса на результаты экзаменов 1:27:29 Стресс может сильно влиять на результаты экзаменов. Пример студента, который не сдал экзамен из-за сильного стресса. Важно учитывать, что экзамены могут быть IQ-тестами с разной степенью валидности.
Влияние тревожности на бытовые задачи 1:28:57 Тревожность влияет на способность решать бытовые задачи. Интеллект включает множество факторов, включая тревожность и концентрацию. Многократные неудачи на экзаменах могут указывать на закономерность, а не на случайные факторы.
Нереалистичные условия экспериментов 1:31:23 Устранение всех факторов создает нереалистичные условия. Проблема валидности многих тестов и экспериментов в создании нереалистичных условий. Важно учитывать реальные жизненные условия при проведении исследований.
Проблемы чистоты результатов в медицине 1:32:22 Пример с экспериментом по проверке препарата. Исключение участников, не придерживавшихся протокола, может исказить результаты. Важно учитывать реальные условия приема лекарств пациентами.
Влияние психических расстройств на интеллект 1:36:08 Психические расстройства могут влиять на интеллект. Пример человека с повышенной тревожностью, который был очень мотивирован на решение тестов. Обсуждение влияния тревожности и мотивации на результаты тестов.
Корреляции IQ и обучаемости 1:37:07 Высокий IQ коррелирует с лучшими оценками в школе и университете. Коэффициент корреляции превышает 0.9. Экзамены часто устроены как IQ-тесты.
Влияние IQ на выбор профессии 1:40:14 Люди с высоким IQ 5% популяции могут быть учеными, аналитиками и т.д. Люди с IQ выше среднего могут быть учителями, менеджерами. Люди со средним IQ 30% могут быть клерками, офицерами полиции и т.д. Люди с IQ от 80 до 90% выполняют ручную работу.
Проблемы для людей с низким IQ 1:46:33 Люди с IQ ниже 80% испытывают трудности в поиске работы. Исследования показывают, что люди с IQ ниже 83 не могут эффективно выполнять даже простые задачи. В армии США отсеивают людей с IQ ниже 83, чтобы избежать вреда.
Недостатки корреляций IQ и успешности 1:50:33 Корреляции IQ с успешностью на работе могут быть искажены. Низкий IQ коррелирует с частыми увольнениями и низкими зарплатами. Люди с IQ ниже 83 часто зарабатывают меньше прожиточного минимума.
Влияние мотивации на IQ 1:52:34 IQ включает мотивацию и способность концентрироваться. Люди с низкой мотивацией могут быть экономической обузой. Неэффективные сотрудники приносят вред обществу.
Офисный планктон и финансовый кризис 1:53:27 В 2008 году увольняли людей под предлогом финансового кризиса. Офисные сотрудники часто неэффективны и не приносят пользы. Это связано с общей экономической идеей о ненужности многих офисных должностей.
Проблемы корреляции IQ и успеха 1:54:00 IQ коррелирует с успехами в школе, но это не всегда показатель интеллекта. Успехи в школе могут быть результатом хороших результатов в тестах. Корреляция между IQ и успехом на работе не так высока, как кажется.
Метаанализы и корреляция IQ с работой 1:55:41 Метаанализы показывают низкую корреляцию IQ с успешностью на работе. IQ предсказывает успех лучше, чем другие факторы, но не идеально. Нет прямой зависимости между сложностью работы и уровнем IQ.
Деменция и профилактика 1:58:36 Нет универсальных лекарств от деменции. Профилактика включает здоровый образ жизни: спорт, контроль веса, уровня глюкозы и артериального давления. Стресс и плохой сон также увеличивают риск деменции.
Книги по наследственности IQ 2:00:46 Рекомендованы книги Роберта Пламена, Эрла Ханта и Роберта Хайра. Эти книги академически обоснованы и рецензированы. Пламен также предлагает статьи для изучения.
Изменение IQ с возрастом 2:02:08 Результаты тестов могут изменяться из-за затренированности. В больших выборках случайные отклонения уравновешиваются. Это позволяет получить приближенное значение изменения реального IQ с возрастом.
Интеллект и его изменения с возрастом 2:03:18 Интеллект делится на флюид интеллект и кристалл интеллект. Флюид интеллект связан с решением новых задач и экологическим мышлением. Кристалл интеллект включает накопленные знания и навыки.
Изменения интеллекта с возрастом 2:04:26 Флюид интеллект начинает снижаться около 30 лет. Кристалл интеллект может продолжать повышаться и сохраняться на одном уровне. Скорость реакции также снижается с возрастом.
Изменение IQ с возрастом 2:05:43 IQ остается стабильным, но немного снижается с возрастом. Основное снижение касается флюид интеллекта.
ГМО и безопасность продуктов 2:07:08 Ирина Ермакова исследовала влияние ГМО на здоровье. ГМО продукты могут быть безопаснее и дешевле благодаря снижению использования пестицидов и гербицидов.
Влияние IQ на социальную жизнь 2:08:56 Люди с одинаковым IQ чаще выбирают друг друга в качестве друзей и партнеров. Мы живем в "пузыре" знакомых с похожим IQ.
Исследования бытовых навыков 2:10:42 Только 4% населения США могут починить ковер с помощью калькулятора. 14% населения не могут найти дату окончания водительского удостоверения. Различия в IQ сильно влияют на способность справляться с бытовыми задачами.
IQ и моральные качества 2:13:36 IQ не определяет моральные качества человека. Общество не должно оценивать людей по их IQ.
Заключение 2:14:12 Лень может быть показателем реального IQ. Важно понимать, что IQ не является мерой моральных качеств.
Введение и призыв к подписке 2:14:50 Переход к обсуждению корреляций. Призыв ставить лайки, подписываться на канал и группы в соцсетях. Упоминание статьи для чтения и донатов.
Корреляция IQ с академическими успехами 2:15:24 IQ коррелирует с академическими успехами. Исследование следило за людьми длительное время. Первое тестирование проведено в 13 лет.
Влияние догматических вопросов на логику 2:16:20 Люди часто принимают решения нерационально. Подсознательные стимулы влияют на выбор. Примеры случайных факторов, влияющих на решения.
Квартирное распределение IQ 2:17:18 Люди разделены на квартиры по IQ. Академические успехи зависят от IQ в 13 лет. Корреляция между IQ и академическими достижениями.
Корреляция IQ с выживаемостью 2:19:05 Чем ниже IQ, тем выше вероятность смерти. Возможные причины: плохое оценивание рисков, плохое медицинское обслуживание. Чем умнее человек, тем дольше он проживет.
Корреляции IQ с другими навыками 2:20:14 Высокая корреляция IQ с обучаемостью и армейской программой. Низкая корреляция IQ с креативностью и лидерскими качествами. Важность эмоционального интеллекта и социальных навыков.
Выживаемость и IQ у мужчин и женщин 2:22:38 У мужчин разница в выживаемости между умными и глупыми заметна к концу жизни. У женщин разница в выживаемости выше на протяжении всей жизни. Умные женщины живут дольше, чем глупые.
Исследование Термана 2:26:02 Терман в 1920-х годах выбрал 1500 детей с IQ выше 135. Исследование проводилось в Калифорнии и повторялось каждые семь лет. Терман следил за судьбой этих детей, названных "термитами".
Результаты исследования Термана 2:27:53 Дети с высоким IQ оказались более здоровыми и спортивными. Высокий интеллект помогает следить за здоровьем и избегать ожирения. Терман сам имел генетическую предрасположенность к ожирению, но контролировал себя.
Недостатки исследования Термана 2:29:45 Дети знали, что за ними следят, что повышало их мотивацию. Терман помогал детям, писал рекомендательные письма. Исследование было пилотным и проводилось в 1920-х годах.
Исследование Стэнли 2:30:46 Стэнли в 1971 году заинтересовался одаренными детьми. Он наблюдал за детьми, сдавшими SAT в 13 лет. К 17 годам один из них получил магистерскую степень.
Результаты исследования Стэнли 2:32:47 Из 600 школьников 22 написали SAT лучше, чем первокурсники. Все 22 были мальчиками. Большинство успешно поступали и учились в вузах.
Гендерные различия и социальные ограничения 2:33:43 Терман отметил, что данные по девушкам сложно собирать из-за социального давления. Многие девушки с высоким IQ вынуждены были стать домохозяйками. Способности человека могут быть ограничены внешними факторами.
Программа "Head Start" и социально-экономическое неравенство 2:34:37 В 1960-х годах президент Линдон Джонсон решил бороться с социально-экономическим неравенством в образовании. Белые дети учились лучше и поступали в вузы чаще, чем чернокожие и социально неблагополучные. Программа "Head Start" была направлена на улучшение образования детей из бедных районов.
Оценка эффективности программы "Head Start" 2:36:29 В конце 1960-х годов психолог Артур Дженсон был нанят для оценки эффективности программы. Дженсон написал статью, которая подводила итоги всех программ. Статья начиналась с фразы "Compensation and induction have failed", что означает неудачу в компенсации разрыва между социальными группами.
Влияние качества образования на успехи 2:38:16 Дженсон выяснил, что качество школы и преподавателей влияет только на 10% успехов в обучении и карьере. Остальные 90% зависят от врожденных характеристик и генетики.
Врожденные различия в интеллекте 2:38:46 Дженсон предположил, что различия в интеллекте между расами связаны с врожденными характеристиками. Его выводы вызвали споры и обвинения в расизме, но данные были перепроверены и подтверждены.
Влияние раннего обучения 2:41:10 Раннее обучение не влияет на долгосрочные успехи в школе и интеллект. Важен нормальный постнатальный онтогенез, но не обучение.
Критика бихевиоризма 2:43:01 Дженсон опроверг гипотезу бихевиоризма о том, что из любого ребенка можно сделать все, что угодно. Он предположил, что талант имеет наследственную природу.
Исследования наследственности интеллекта 2:44:36 В 1970-х годах были проведены близнецовые исследования для проверки влияния наследственности на интеллект. Исследования подтвердили, что интеллект зависит от наследственности.
Определение наследственности 2:45:29 Обсуждение понятия наследственности и наследуемости признаков. Пример с количеством пальцев и наличием серьги в ухе для иллюстрации наследуемости.
Наследуемость признаков 2:48:58 Вопрос о том, что более наследуется: серьги или количество пальцев. Количество пальцев практически ненаследуемо, наследуемость менее 1%. Наличие серьги в ухе высоконаследуемо, около 40%.
Влияние генов и среды 2:50:32 Наследуемость не означает, что признак полностью зависит от генов. Важно различать влияние генов и среды на признак. Наследственные заболевания, влияющие на количество пальцев, составляют менее 1% населения.
Генетика и серьги 2:51:25 Наличие серьги зависит от пола, который генетически определен. Женщины чаще носят серьги, что делает этот признак высоконаследуемым.
Проверка наследуемости 2:52:51 Наследуемость проверяется в близнецовых исследованиях. Разнояйцевые близнецы имеют половину общих генов, однояйцевые – все общие гены. Вероятность признака у однояйцевых близнецов выше, чем у разнояйцевых.
Влияние среды на признаки 2:56:15 Среда может влиять на проявление признаков. Исследования усыновленных детей помогают отделить влияние генов от среды. Разница в признаках сохраняется даже при изменении среды.
Примеры исследований 2:59:12 Исследования усыновленных детей после Второй мировой войны показали сильную связь наследуемых факторов. Примеры включают шизофрению и интеллект.
Наследуемость роста и веса 3:00:05 Рост более наследуем, чем вес. Коэффициент наследуемости роста составляет около 70%.
Наследуемость роста и интеллекта 3:01:52 Вопрос о том, что более наследуемо: рост или интеллект. Обсуждение продолжается.
Наследуемость интеллекта 3:02:45 Интеллект более наследуемый, чем средовые воздействия. Средовые воздействия, кроме ударов по голове, не влияют на интеллект. Генетика поведения не нашла ген, отвечающий за интеллект.
Влияние среды на рост 3:04:26 Рост зависит от питания, пример: разница в росте между Северной и Южной Кореей. Интеллект зависит от генетики, а не от среды. Невозможно значительно изменить интеллект, кроме как в худшую сторону при тяжелых заболеваниях.
Исследование усыновленных близнецов 3:05:43 Исследование Сандры Скар и Венберга показало, что усыновление не влияет на IQ. Первоначальные результаты были опровергнуты из-за проблем с тестами и выборкой. Дополнительные исследования подтвердили, что IQ наследуется независимо от среды.
Наследуемость IQ и ассортативное скрещивание 3:08:28 Чем выше IQ родителей, тем выше IQ ребенка. Умные родители чаще выбирают умных партнеров, что повышает наследуемость IQ. Замкнутый круг: умные родители рожают умных детей, что усиливает наследуемость.
Регрессия к среднему 3:10:08 Экстремальные значения признаков регрессируют к среднему значению. У умных родителей дети часто имеют IQ ближе к среднему. Полигенное наследование интеллекта объясняет регрессию к среднему.
Полигенное наследование 3:12:28 Интеллект определяется множеством генов, а не одним. Проявление генов зависит от геномного окружения. Вероятность повторения успешной комбинации генов у детей мала, что объясняет регрессию к среднему.
Генетика поведения и интеллект 3:14:30 Много генов отвечают за интеллект, каждый вносит небольшой вклад. Вместе они составляют значительную часть интеллекта, около 70%. Нет одного гена для шизофрении, это полигенное заболевание.
Полиотропное действие генов 3:15:23 Гены, коррелирующие с IQ, воздействуют на мозг в целом. Каждый ген влияет на множество признаков одновременно. Полигенность и полиотропность подтверждают генерализованный фактор интеллекта.
Влияние среды и наследственности 3:16:49 Средовые факторы сильнее влияют на IQ в детстве. С возрастом влияние среды уменьшается, и интеллект зависит от таланта. Талант позволяет человеку реализовать себя в будущем.
Вопросы и ответы 3:18:39 Обсуждение вопросов от зрителей. Обещание ответить на вопрос о гроссмейстерах в следующем стриме. Рекомендация статей по генетике интеллекта.
Завершение и планы на будущее 3:20:24 Призыв подписываться на каналы и группы. Благодарность за донаты. Анонс следующей части о среде и наследуемости IQ, а также о мозге умных людей.