Нейробиология ума и глупости ч.2 [Гены и среда]

YOUTUBE · 01.12.2025 03:41

Ключевые темы и таймкоды

Введение и проверка чата

0:12
  • Приветствие зрителей.
  • Проверка работы чата.
  • Приветствие ранних пташек.

Начало стрима и формат

1:14
  • Приветствие и пожелания.
  • Анонс интересного и интерактивного стрима.
  • Объяснение формата: общение, лекционная часть, вопросы в чат и донаты.

Благодарность и анонс предыдущего стрима

2:37
  • Благодарность зрителям за поддержку.
  • Анонс предыдущего стрима "Нейробиология ума и глупости часть один".

Вопросы из донатов

3:16
  • Первый донат от "серого опенка".
  • Вопрос о влиянии стресса на творческие способности.

Влияние стресса на мотивацию

4:14
  • Мобилизация нервной системы под действием стресса.
  • Важность мотивации для решения задач.
  • Пример с подготовкой к экзамену.

Роль гормонов и тревожности

6:12
  • Влияние кортиколиберина на концентрацию и мотивацию.
  • Опасность слишком высокой тревожности.
  • Пример с экзаменами и шахматами.

Вопрос о скачке усложнения мышления

8:03
  • Вопрос о внезапном усложнении мышления у людей.
  • Различие между "софтом" и "железом" мозга.
  • Влияние культуры на мышление.

Культурная эволюция и мышление

10:55
  • Влияние культуры на мышление человека.
  • Культурная эволюция и ее независимость от человека.
  • Пример с галлюциногенной обезьяной.

Завершение донатов

12:52
  • Благодарность за донаты.
  • Обещание ответить на вопросы в заметке.
  • Переход к следующей части стрима.

Влияние формы черепа на умственные способности

13:23
  • Форма черепа слабо коррелирует с умственными способностями.
  • Форма черепа больше зависит от внешних факторов и детства, чем от генов или размера мозга.
  • Примеры деформации черепа из-за внешних условий, таких как жесткие кровати, не связаны с психическими расстройствами.

Френология и психические расстройства

14:21
  • Попытки связать форму черепа с психическими расстройствами не нашли подтверждения.
  • Френология, как наука, не имеет научного обоснования.

Физические усилители работы мозга

15:01
  • Идея подключения калькулятора к мозгу для выполнения арифметических операций маловероятна.
  • Усиление внутренних сигналов мозга более перспективно.
  • Пример работы с гиппокампом: усиление входного сигнала увеличивало скорость обучения.

Усиление сигналов префронтальной коры

16:02
  • Усиление сигналов префронтальной коры улучшало контроль за поведением и убирало симптомы поражения лобных долей у приматов.
  • Эти исследования были проведены в 2015 году, но их автор исчез, что вызывает вопросы о его судьбе и возможных причинах.

Начало стримов

17:10
  • Стримы обычно начинаются поздно, так как люди собираются ближе к 9-10 утра.
  • Автор предпочитает начинать стримы раньше, несмотря на позднее время.

Оптимальное время для стрима

17:34
  • Автор благодарит за донаты и объясняет, почему выбрал оптимальное время для стрима.
  • Раньше начинал стрим слишком рано, и зрители приходили поздно.

Витамины для связок и суставов

18:06
  • Автор рассказывает о своем опыте с добавками для суставов.
  • Пробовал добавки с хондритином и протоугликаном, но не получил значимого эффекта.
  • Провел исследование и выяснил, что у этих добавок нет доказанной эффективности.

Критика советов Эндрю Хюбермана

19:04
  • Автор критикует советы Эндрю Хюбермана о том, что утром мозг обрабатывает информацию.
  • Считает такие советы необоснованными и непроверяемыми.
  • Приводит пример с экспериментами на круглых червях и сероводородом.

Влияние мысленных сцен на нервную систему

23:00
  • Автор обсуждает, как мысленные сцены могут вызывать сильные переживания.
  • Подчеркивает, что это зависит от эмоциональной лабильности человека.
  • Упоминает, что это может привести к бессоннице.

Влияние солнечного света на сон

24:56
  • Автор обсуждает влияние солнечного света на сон и уровень мелатонина.
  • Объясняет, что яркий свет перед сном разрушает мелатонин и мешает засыпанию.
  • Упоминает, что есть биохимические работы, показывающие, что свет помогает синтезировать мелатонин, но точных данных нет.

Подозрения относительно Эндрю Хюбермана

26:54
  • Автор выражает сомнения в точности рекомендаций Эндрю Хюбермана.
  • Считает, что такие четкие советы невозможно получить из современной научной литературы.
  • Подчеркивает, что это может быть сигналом о возможных ошибках в его исследованиях.

Влияние холодной ванны на дофамин

27:43
  • Принятие холодной ванны температурой -14°C раз в несколько дней повышает базовый уровень дофамина.
  • Нет достоверных исследований, показывающих влияние обливания на иммунитет и простудные заболевания.
  • Метаанализы считают, что закаливание не влияет на вероятность простудных заболеваний.

Противоречивые данные о закаливании

28:36
  • Закаливание может как не влиять, так и повышать вероятность простудных заболеваний.
  • Нет четких данных о влиянии обливания на уровень дофамина и его связь с счастьем и уверенностью.
  • Измерение изменения базового уровня дофамина сложно и не всегда корректно.

Корреляция и фазовые исследования

30:25
  • Возможна небольшая корреляция между обливанием и уровнем дофамина, но она может быть случайной.
  • Деление процессов на фазы может привести к обнаружению слабой положительной корреляции.
  • Это явление называется "пихакинг" данных.

Пример с поведенческими тестами

31:16
  • В эксперименте с крысами не было разницы между контрольной и экспериментальной группами по времени, проведенному у объекта.
  • Разделение экспериментальной группы на отрезки показало различия в поведении крыс.
  • Это пример подгонки данных для получения значимого различия.

Инженерный подход к науке

32:27
  • Инженерный подход предполагает, что модели соответствуют реальности.
  • Пример с условными рефлексами: модель работает только в условиях камеры Скиннера.
  • В реальной жизни условные рефлексы не работают.

Простота управления сложными системами

33:26
  • Инженерный подход упрощает управление сложными системами.
  • Пример с дофамином: повышение дофамина не всегда делает человека счастливым.

Педагогические упрощения

33:38
  • Дубынин упрощает сложные процессы для педагогических целей.
  • Не все нейромедиаторы изучены одинаково.
  • Пример с героином и дофамином: зависимость не всегда связана с дофамином.

Ограничения инженерного подхода

34:36
  • Инженерный подход работает для простых систем.
  • Сложные системы, как человеческий организм, сложнее для понимания.
  • Внешние и внутренние факторы влияют на человеческое поведение.

Неопределенность в понимании счастья

35:36
  • Нет четкого определения счастья.
  • Связь дофамина с счастьем не доказана.
  • Даже действие парацетамола изучено недостаточно.

Корреляции и причинно-следственные связи

37:32
  • Исследования часто показывают слабые корреляции.
  • Причинно-следственные связи трудно установить.
  • Биохакеры часто делают необоснованные выводы.

Опасности инженерного подхода

38:31
  • Люди с инженерным образованием склонны к упрощению сложных систем.
  • Мозг человека остается малоизученным.
  • Возможно, через 20 лет многие знания о нейробиологии окажутся неверными.

Личные вопросы и взаимодействие с аудиторией

39:24
  • Благодарность за поддержку.
  • Обсуждение добавления друзей в социальные сети.
  • Ограничение количества друзей в социальных сетях для избежания перегрузки ленты.

Подписка на социальные сети

40:41
  • Рекомендуется подписаться на группу ВКонтакте и телеграм-канал.
  • В группе ВКонтакте публикуются мемы, статьи, опросы и тесты.
  • В телеграм-канале публикуется более живой контент и материалы, защищенные авторским правом.

Анонсы и важные статьи

41:35
  • Анонсы стримов и важные статьи скрываются в телеграм-канале.
  • Сегодня будут обсуждаться веховые статьи в исследовании интеллекта.

Курсы в МГУ

41:49
  • Рекомендованы курсы по нейробиологии, памяти и нейроинтерфейсам.
  • Важно учитывать интересы при выборе межфакультетских курсов.

Симптомы и тремор

42:48
  • Воспаление лимфоузла и тремор рук могут быть неспецифичными симптомами.
  • Тремор бывает интенционным и связанным с болезнью Паркинсона.
  • Важно определить причину тремора для дальнейшего обследования.

Электрохимическая система мозга

44:57
  • Синапсы играют роль транзисторов, но их заряд меняется нелинейно.
  • Постоянная утечка нейромедиаторов может влиять на синхронизацию нейронов.
  • Нейромедиаторы играют более важную роль, чем электрическая передача.

Интерпретация данных

48:40
  • Интерпретация данных может привести к разным выводам.
  • Современные нейронаучные данные требуют осторожной интерпретации.
  • Научные журналисты часто слишком оптимистично интерпретируют исследования.

Влияние привычек на интеллект

51:55
  • Можно найти статьи, подтверждающие влияние привычек на интеллект.
  • Важно критически относиться к таким утверждениям и учитывать контекст.

Когнитивные искажения и тремор

52:35
  • Обсуждение когнитивных искажений, когда игнорируются данные о вреде ожирения и алкоголя.
  • Вопрос о треморе и рекомендации обратиться к неврологу.

Поиск хорошего IQ-теста

53:33
  • Онлайн-тесты IQ устарели, лучше обращаться в психодиагностические лаборатории.
  • Примеры лабораторий в Москве и Санкт-Петербурге.

Определение интеллекта и G-фактор

55:19
  • Обсуждение определения интеллекта и G-фактора.
  • Психологи пытались разделить психические функции, но безуспешно.
  • Альтернативные версии интеллекта не прошли экспериментальную проверку.

Корреляция тестов на интеллект

56:53
  • Корреляция между тестами на логику, пространственное мышление и память.
  • Слабая корреляция между тестами на вербальные навыки и память.

Как измеряется IQ

57:42
  • IQ показывает, насколько человек отличается от среднего значения популяции.
  • Нормальное распределение результатов с серединой в 100 баллов.

Примеры задач на IQ

59:11
  • Пример задачи на логику и установление закономерностей.
  • Решение задачи с использованием анализа фигур и точек.

Более сложная задача на пространственное мышление

1:01:58
  • Задача требует анализа движения компонентов рисунка.
  • Логический выбор между вариантами ответов с использованием пространственного мышления.

Вариабельность в решении тестов

1:02:31
  • Влияние усталости и концентрации на решение тестов.
  • Возможность улучшения навыков решения тестов.

Подготовка к более сложным задачам

1:05:28
  • Подготовка к решению более сложных задач на IQ.
  • Обещание дать больше времени на решение.

Решение задачи на пространственное мышление

1:06:38
  • Задача требует исключения треугольников и крестов по цвету.
  • В каждом ряду есть черный, желтый и синий треугольники.
  • Не хватает черного треугольника, подходят третий и пятый варианты ответа.

Анализ полосок

1:07:30
  • Горизонтальные черные и синие полоски присутствуют в нескольких местах.
  • Желтые полоски отсутствуют в некоторых местах.
  • Вертикальные желтые и черные полоски присутствуют по три, синие – по две.

Вербальный интеллект

1:09:03
  • Задача на исключение лишнего слова из анаграмм.
  • Требуется знание слов и логическое мышление.
  • Примеры слов: хоккей, теннис, живот, футбол.

Проверка IQ

1:12:44
  • Задание на понимание значения слова "газ" как ткани и состояния вещества.
  • Проблема устаревших тестов, которые не учитывают современные знания.

Другие примеры вербальных задач

1:14:15
  • Задание на определение слова из четырех букв, означающего буддистского монаха.
  • Пример слова "лама".

Математические задачи

1:19:52
  • Продолжение ряда чисел, где каждое следующее число удваивается.
  • Пример: 2, 20, 24, 48, 96, 192, 384, 768, 1536, 3072, 6144, 12288, 24576, 49152, 98304, 196608, 393216, 786432, 1572864, 3145728, 6291456, 12582880, 25165760, 50331520, 100662000, 2013240000, 4026560000, 8053120000, 16010240000, 3202048000, 6404096000, 12808192000, 2561638400, 5123276800, 10246553600, 204831

Влияние тревожности на мотивацию и концентрацию

1:24:35
  • Тревожность может влиять на мотивацию и концентрацию при решении тестов.
  • Низкая тревожность снижает мотивацию и концентрацию.
  • Высокая тревожность может ухудшить результаты теста.

Опыт решения тестов и оценка IQ

1:25:34
  • Автор решал валидированные тесты несколько раз в школе и университете.
  • Средний результат IQ автора составляет около 120.
  • Высокие значения IQ сложно точно оценить из-за чувствительности тестов.

Влияние стресса на результаты экзаменов

1:27:29
  • Стресс может сильно влиять на результаты экзаменов.
  • Пример студента, который не сдал экзамен из-за сильного стресса.
  • Важно учитывать, что экзамены могут быть IQ-тестами с разной степенью валидности.

Влияние тревожности на бытовые задачи

1:28:57
  • Тревожность влияет на способность решать бытовые задачи.
  • Интеллект включает множество факторов, включая тревожность и концентрацию.
  • Многократные неудачи на экзаменах могут указывать на закономерность, а не на случайные факторы.

Нереалистичные условия экспериментов

1:31:23
  • Устранение всех факторов создает нереалистичные условия.
  • Проблема валидности многих тестов и экспериментов в создании нереалистичных условий.
  • Важно учитывать реальные жизненные условия при проведении исследований.

Проблемы чистоты результатов в медицине

1:32:22
  • Пример с экспериментом по проверке препарата.
  • Исключение участников, не придерживавшихся протокола, может исказить результаты.
  • Важно учитывать реальные условия приема лекарств пациентами.

Влияние психических расстройств на интеллект

1:36:08
  • Психические расстройства могут влиять на интеллект.
  • Пример человека с повышенной тревожностью, который был очень мотивирован на решение тестов.
  • Обсуждение влияния тревожности и мотивации на результаты тестов.

Корреляции IQ и обучаемости

1:37:07
  • Высокий IQ коррелирует с лучшими оценками в школе и университете.
  • Коэффициент корреляции превышает 0.9.
  • Экзамены часто устроены как IQ-тесты.

Влияние IQ на выбор профессии

1:40:14
  • Люди с высоким IQ 5% популяции могут быть учеными, аналитиками и т.д.
  • Люди с IQ выше среднего могут быть учителями, менеджерами.
  • Люди со средним IQ 30% могут быть клерками, офицерами полиции и т.д.
  • Люди с IQ от 80 до 90% выполняют ручную работу.

Проблемы для людей с низким IQ

1:46:33
  • Люди с IQ ниже 80% испытывают трудности в поиске работы.
  • Исследования показывают, что люди с IQ ниже 83 не могут эффективно выполнять даже простые задачи.
  • В армии США отсеивают людей с IQ ниже 83, чтобы избежать вреда.

Недостатки корреляций IQ и успешности

1:50:33
  • Корреляции IQ с успешностью на работе могут быть искажены.
  • Низкий IQ коррелирует с частыми увольнениями и низкими зарплатами.
  • Люди с IQ ниже 83 часто зарабатывают меньше прожиточного минимума.

Влияние мотивации на IQ

1:52:34
  • IQ включает мотивацию и способность концентрироваться.
  • Люди с низкой мотивацией могут быть экономической обузой.
  • Неэффективные сотрудники приносят вред обществу.

Офисный планктон и финансовый кризис

1:53:27
  • В 2008 году увольняли людей под предлогом финансового кризиса.
  • Офисные сотрудники часто неэффективны и не приносят пользы.
  • Это связано с общей экономической идеей о ненужности многих офисных должностей.

Проблемы корреляции IQ и успеха

1:54:00
  • IQ коррелирует с успехами в школе, но это не всегда показатель интеллекта.
  • Успехи в школе могут быть результатом хороших результатов в тестах.
  • Корреляция между IQ и успехом на работе не так высока, как кажется.

Метаанализы и корреляция IQ с работой

1:55:41
  • Метаанализы показывают низкую корреляцию IQ с успешностью на работе.
  • IQ предсказывает успех лучше, чем другие факторы, но не идеально.
  • Нет прямой зависимости между сложностью работы и уровнем IQ.

Деменция и профилактика

1:58:36
  • Нет универсальных лекарств от деменции.
  • Профилактика включает здоровый образ жизни: спорт, контроль веса, уровня глюкозы и артериального давления.
  • Стресс и плохой сон также увеличивают риск деменции.

Книги по наследственности IQ

2:00:46
  • Рекомендованы книги Роберта Пламена, Эрла Ханта и Роберта Хайра.
  • Эти книги академически обоснованы и рецензированы.
  • Пламен также предлагает статьи для изучения.

Изменение IQ с возрастом

2:02:08
  • Результаты тестов могут изменяться из-за затренированности.
  • В больших выборках случайные отклонения уравновешиваются.
  • Это позволяет получить приближенное значение изменения реального IQ с возрастом.

Интеллект и его изменения с возрастом

2:03:18
  • Интеллект делится на флюид интеллект и кристалл интеллект.
  • Флюид интеллект связан с решением новых задач и экологическим мышлением.
  • Кристалл интеллект включает накопленные знания и навыки.

Изменения интеллекта с возрастом

2:04:26
  • Флюид интеллект начинает снижаться около 30 лет.
  • Кристалл интеллект может продолжать повышаться и сохраняться на одном уровне.
  • Скорость реакции также снижается с возрастом.

Изменение IQ с возрастом

2:05:43
  • IQ остается стабильным, но немного снижается с возрастом.
  • Основное снижение касается флюид интеллекта.

ГМО и безопасность продуктов

2:07:08
  • Ирина Ермакова исследовала влияние ГМО на здоровье.
  • ГМО продукты могут быть безопаснее и дешевле благодаря снижению использования пестицидов и гербицидов.

Влияние IQ на социальную жизнь

2:08:56
  • Люди с одинаковым IQ чаще выбирают друг друга в качестве друзей и партнеров.
  • Мы живем в "пузыре" знакомых с похожим IQ.

Исследования бытовых навыков

2:10:42
  • Только 4% населения США могут починить ковер с помощью калькулятора.
  • 14% населения не могут найти дату окончания водительского удостоверения.
  • Различия в IQ сильно влияют на способность справляться с бытовыми задачами.

IQ и моральные качества

2:13:36
  • IQ не определяет моральные качества человека.
  • Общество не должно оценивать людей по их IQ.

Заключение

2:14:12
  • Лень может быть показателем реального IQ.
  • Важно понимать, что IQ не является мерой моральных качеств.

Введение и призыв к подписке

2:14:50
  • Переход к обсуждению корреляций.
  • Призыв ставить лайки, подписываться на канал и группы в соцсетях.
  • Упоминание статьи для чтения и донатов.

Корреляция IQ с академическими успехами

2:15:24
  • IQ коррелирует с академическими успехами.
  • Исследование следило за людьми длительное время.
  • Первое тестирование проведено в 13 лет.

Влияние догматических вопросов на логику

2:16:20
  • Люди часто принимают решения нерационально.
  • Подсознательные стимулы влияют на выбор.
  • Примеры случайных факторов, влияющих на решения.

Квартирное распределение IQ

2:17:18
  • Люди разделены на квартиры по IQ.
  • Академические успехи зависят от IQ в 13 лет.
  • Корреляция между IQ и академическими достижениями.

Корреляция IQ с выживаемостью

2:19:05
  • Чем ниже IQ, тем выше вероятность смерти.
  • Возможные причины: плохое оценивание рисков, плохое медицинское обслуживание.
  • Чем умнее человек, тем дольше он проживет.

Корреляции IQ с другими навыками

2:20:14
  • Высокая корреляция IQ с обучаемостью и армейской программой.
  • Низкая корреляция IQ с креативностью и лидерскими качествами.
  • Важность эмоционального интеллекта и социальных навыков.

Выживаемость и IQ у мужчин и женщин

2:22:38
  • У мужчин разница в выживаемости между умными и глупыми заметна к концу жизни.
  • У женщин разница в выживаемости выше на протяжении всей жизни.
  • Умные женщины живут дольше, чем глупые.

Заключение

2:25:53
  • Подведение итогов обсуждения корреляций.
  • Переход к следующей теме.

Исследование Термана

2:26:02
  • Терман в 1920-х годах выбрал 1500 детей с IQ выше 135.
  • Исследование проводилось в Калифорнии и повторялось каждые семь лет.
  • Терман следил за судьбой этих детей, названных "термитами".

Результаты исследования Термана

2:27:53
  • Дети с высоким IQ оказались более здоровыми и спортивными.
  • Высокий интеллект помогает следить за здоровьем и избегать ожирения.
  • Терман сам имел генетическую предрасположенность к ожирению, но контролировал себя.

Недостатки исследования Термана

2:29:45
  • Дети знали, что за ними следят, что повышало их мотивацию.
  • Терман помогал детям, писал рекомендательные письма.
  • Исследование было пилотным и проводилось в 1920-х годах.

Исследование Стэнли

2:30:46
  • Стэнли в 1971 году заинтересовался одаренными детьми.
  • Он наблюдал за детьми, сдавшими SAT в 13 лет.
  • К 17 годам один из них получил магистерскую степень.

Результаты исследования Стэнли

2:32:47
  • Из 600 школьников 22 написали SAT лучше, чем первокурсники.
  • Все 22 были мальчиками.
  • Большинство успешно поступали и учились в вузах.

Гендерные различия и социальные ограничения

2:33:43
  • Терман отметил, что данные по девушкам сложно собирать из-за социального давления.
  • Многие девушки с высоким IQ вынуждены были стать домохозяйками.
  • Способности человека могут быть ограничены внешними факторами.

Программа "Head Start" и социально-экономическое неравенство

2:34:37
  • В 1960-х годах президент Линдон Джонсон решил бороться с социально-экономическим неравенством в образовании.
  • Белые дети учились лучше и поступали в вузы чаще, чем чернокожие и социально неблагополучные.
  • Программа "Head Start" была направлена на улучшение образования детей из бедных районов.

Оценка эффективности программы "Head Start"

2:36:29
  • В конце 1960-х годов психолог Артур Дженсон был нанят для оценки эффективности программы.
  • Дженсон написал статью, которая подводила итоги всех программ.
  • Статья начиналась с фразы "Compensation and induction have failed", что означает неудачу в компенсации разрыва между социальными группами.

Влияние качества образования на успехи

2:38:16
  • Дженсон выяснил, что качество школы и преподавателей влияет только на 10% успехов в обучении и карьере.
  • Остальные 90% зависят от врожденных характеристик и генетики.

Врожденные различия в интеллекте

2:38:46
  • Дженсон предположил, что различия в интеллекте между расами связаны с врожденными характеристиками.
  • Его выводы вызвали споры и обвинения в расизме, но данные были перепроверены и подтверждены.

Влияние раннего обучения

2:41:10
  • Раннее обучение не влияет на долгосрочные успехи в школе и интеллект.
  • Важен нормальный постнатальный онтогенез, но не обучение.

Критика бихевиоризма

2:43:01
  • Дженсон опроверг гипотезу бихевиоризма о том, что из любого ребенка можно сделать все, что угодно.
  • Он предположил, что талант имеет наследственную природу.

Исследования наследственности интеллекта

2:44:36
  • В 1970-х годах были проведены близнецовые исследования для проверки влияния наследственности на интеллект.
  • Исследования подтвердили, что интеллект зависит от наследственности.

Определение наследственности

2:45:29
  • Обсуждение понятия наследственности и наследуемости признаков.
  • Пример с количеством пальцев и наличием серьги в ухе для иллюстрации наследуемости.

Наследуемость признаков

2:48:58
  • Вопрос о том, что более наследуется: серьги или количество пальцев.
  • Количество пальцев практически ненаследуемо, наследуемость менее 1%.
  • Наличие серьги в ухе высоконаследуемо, около 40%.

Влияние генов и среды

2:50:32
  • Наследуемость не означает, что признак полностью зависит от генов.
  • Важно различать влияние генов и среды на признак.
  • Наследственные заболевания, влияющие на количество пальцев, составляют менее 1% населения.

Генетика и серьги

2:51:25
  • Наличие серьги зависит от пола, который генетически определен.
  • Женщины чаще носят серьги, что делает этот признак высоконаследуемым.

Проверка наследуемости

2:52:51
  • Наследуемость проверяется в близнецовых исследованиях.
  • Разнояйцевые близнецы имеют половину общих генов, однояйцевые – все общие гены.
  • Вероятность признака у однояйцевых близнецов выше, чем у разнояйцевых.

Влияние среды на признаки

2:56:15
  • Среда может влиять на проявление признаков.
  • Исследования усыновленных детей помогают отделить влияние генов от среды.
  • Разница в признаках сохраняется даже при изменении среды.

Примеры исследований

2:59:12
  • Исследования усыновленных детей после Второй мировой войны показали сильную связь наследуемых факторов.
  • Примеры включают шизофрению и интеллект.

Наследуемость роста и веса

3:00:05
  • Рост более наследуем, чем вес.
  • Коэффициент наследуемости роста составляет около 70%.

Наследуемость роста и интеллекта

3:01:52
  • Вопрос о том, что более наследуемо: рост или интеллект.
  • Обсуждение продолжается.

Наследуемость интеллекта

3:02:45
  • Интеллект более наследуемый, чем средовые воздействия.
  • Средовые воздействия, кроме ударов по голове, не влияют на интеллект.
  • Генетика поведения не нашла ген, отвечающий за интеллект.

Влияние среды на рост

3:04:26
  • Рост зависит от питания, пример: разница в росте между Северной и Южной Кореей.
  • Интеллект зависит от генетики, а не от среды.
  • Невозможно значительно изменить интеллект, кроме как в худшую сторону при тяжелых заболеваниях.

Исследование усыновленных близнецов

3:05:43
  • Исследование Сандры Скар и Венберга показало, что усыновление не влияет на IQ.
  • Первоначальные результаты были опровергнуты из-за проблем с тестами и выборкой.
  • Дополнительные исследования подтвердили, что IQ наследуется независимо от среды.

Наследуемость IQ и ассортативное скрещивание

3:08:28
  • Чем выше IQ родителей, тем выше IQ ребенка.
  • Умные родители чаще выбирают умных партнеров, что повышает наследуемость IQ.
  • Замкнутый круг: умные родители рожают умных детей, что усиливает наследуемость.

Регрессия к среднему

3:10:08
  • Экстремальные значения признаков регрессируют к среднему значению.
  • У умных родителей дети часто имеют IQ ближе к среднему.
  • Полигенное наследование интеллекта объясняет регрессию к среднему.

Полигенное наследование

3:12:28
  • Интеллект определяется множеством генов, а не одним.
  • Проявление генов зависит от геномного окружения.
  • Вероятность повторения успешной комбинации генов у детей мала, что объясняет регрессию к среднему.

Генетика поведения и интеллект

3:14:30
  • Много генов отвечают за интеллект, каждый вносит небольшой вклад.
  • Вместе они составляют значительную часть интеллекта, около 70%.
  • Нет одного гена для шизофрении, это полигенное заболевание.

Полиотропное действие генов

3:15:23
  • Гены, коррелирующие с IQ, воздействуют на мозг в целом.
  • Каждый ген влияет на множество признаков одновременно.
  • Полигенность и полиотропность подтверждают генерализованный фактор интеллекта.

Влияние среды и наследственности

3:16:49
  • Средовые факторы сильнее влияют на IQ в детстве.
  • С возрастом влияние среды уменьшается, и интеллект зависит от таланта.
  • Талант позволяет человеку реализовать себя в будущем.

Вопросы и ответы

3:18:39
  • Обсуждение вопросов от зрителей.
  • Обещание ответить на вопрос о гроссмейстерах в следующем стриме.
  • Рекомендация статей по генетике интеллекта.

Завершение и планы на будущее

3:20:24
  • Призыв подписываться на каналы и группы.
  • Благодарность за донаты.
  • Анонс следующей части о среде и наследуемости IQ, а также о мозге умных людей.