Введение и описание Данте 0:09 Благодарность за внимание к теме средневековья. Описание внешности Данте: рост ниже среднего, сутулость, скромная одежда, задумчивый вид.
Жизнь и творчество Данте 0:57 Родился в конце XIII века, большую часть жизни прожил в XIII веке. Умер в 1321 году. Создал «Божественную комедию», которая стала водоразделом между средневековьем и Ренессансом.
Реконструкция лица Данте 2:26 В 2013 году в Италии по методу Герасимова воссоздали истинное лицо Данте по черепу.
Восприятие Данте в искусстве 2:46 Портреты Данте работы Боттичелли и Рафаэля отражают его суровый и «адский» образ.
Репутация Данте 3:33 Боккаччо создал репутацию Данте как уникального человека. Анекдот о Данте в Вероне: «Он спускался в ад и вернулся туда».
Данте как автор 4:32 Данте считал себя не столько человеком, сколько автором. Он пересек границы вечного и описал свои впечатления в «Божественной комедии».
Влияние Данте на итальянский язык 7:15 Тосканский диалект лёг в основу современного итальянского языка благодаря Данте, Петрарке и Боккаччо. Латинский синтаксис и сицилийская поэзия также сыграли важную роль в формировании итальянского языка.
Отношение Данте к Флоренции 9:39 Данте отказывался от лаврового венка на Капитолии, предпочитая быть увенчанным в Равенне. После его смерти начались войны за его прах, который так и не вернулся во Флоренцию.
Данте как первый настоящий итальянец 10:37 Данте дал итальянцам их язык и стал отцом итальянской словесности. Его творчество стало основой для дальнейшего развития итальянского языка и литературы.
Дом Данте 11:36 Упоминание о доме Данте во Флоренции, где, возможно, жила его семья. Совет Гёте: «Если хочешь понять поэта, езжай в его страну».
Данте и его жизнь 12:35 Данте был политиком и писателем, известным своей мудростью. В Вероне он нашёл редкую рукописную книгу и был поглощён чтением. Современники отмечали его учёность и отсутствие интереса к светским развлечениям.
Политическая деятельность Данте 13:31 Данте был членом совета ста во Флоренции, изгнанным в 1302 году. Его семья принадлежала к белым гвельфам, враждовавшим с чёрными гвельфами. Гвельфы и гибеллины представляли собой прообразы политических партий с разными идеологическими интересами.
Изгнание и скитания 15:56 Данте стал политическим изгнанником и скитался по Италии десять лет. Последние восемь лет он жил в Вероне благодаря поддержке герцога Конрада де Ласкалы. Конрад де Ласкала предоставил Данте жильё и поддержку, что позволило ему завершить «Божественную комедию».
Роль Конрада де Ласкалы 17:56 Конрад де Ласкала был ярким представителем ренессансного титанизма. Он подружился с Данте и обеспечил ему комфортные условия для работы. Письма Данте к Конраду де Ласкале содержат объяснения смысла «Божественной комедии».
Латинские трактаты Данте 19:25 Данте написал несколько латинских трактатов, включая «Пир» и «О народном красноречии». «О народном красноречии» — первый филологический трактат о романской филологии. В трактате утверждается, что народный язык может передавать смыслы не хуже латыни.
Трактат «О монархии» 22:05 «О монархии» — зрелый гуманистический и политический трактат Данте. Данте верит, что род людской достоин счастья и может выделить идеального монарха. Идеальная монархия должна быть абсолютной и христианской, как в Римской империи.
Легенда о Беатриче 25:50 В раннем сборнике Данте «Новая жизнь» впервые появляется имя Беатриче. Беатриче связана с фигурой дамы трубадуров и Лауры у Петрарки. Исторически Беатриче была побочной дочерью Роберта Анжойского.
Диспут между Санчо Пансой и Дон Кихотом 26:44 Дон Кихот сомневается в реальности дам, которым пишут сонеты, считая их лишь сюжетом для стихов. Петрарка защищал свою Лауру, утверждая, что она существует в его стихах. Современные литературоведы считают Беатриче эстетическим объектом и лирическим персонажем.
Символический потенциал Беатриче 27:36 Символический потенциал Беатриче важнее её земного существования. Габриэль Россетти изображает Беатриче как красавицу.
Беатриче в поэзии Данте 28:08 Данте описывает Беатриче как красную букву «Инквипет», символизирующую начало новой жизни. Беатриче входит в поэзию Данте в красном платье, символизируя обновление.
Реальность Беатриче как буквы 28:56 Беатриче как буква существует более реально, чем её земная жизнь.
Вожатые Данте 29:11 Беатриче, Вергилий и Бернар Клервоский — три вожатых Данте, без которых он не пересек бы границы времени и вечности.
Божественная комедия и её значение 29:26 Божественная комедия — поздняя работа Данте, основанная на его опыте и знаниях. Она затмевает остальные произведения Данте, как «Дон Кихот» оттесняет другие работы Сервантеса. Данте не давал своему произведению названия, используя нулевые варианты, как Сервантес в «Дон Кихоте».
Поиск названия для «Божественной комедии» 31:01 Данте не мог найти название, которое бы точно отражало суть его замысла. В средние века авторы часто не давали названия своим произведениям, подписывая их «книга либрум». Слово «комедия» не имело для Данте комического значения, связанное с театром.
Эволюция названия «Божественная комедия» 32:00 В комментариях XIV века появилось название «Божественная комедия», отражающее новую идеологию Ренессанса. Слово «божественный» выражало способность человека творить и иметь божественность. «Божественная комедия» стала популярной и была многократно переведена и напечатана.
Перевод «Божественной комедии» на русский язык 34:00 До Лозинского было шесть переводов «Божественной комедии» на русский язык. Михаил Лозинский опубликовал полный перевод в 1950 году и получил за него Сталинскую премию. Перевод Лозинского считается цивилизационным прорывом и имеет множество находок.
Символика и структура «Божественной комедии» 42:01 «Божественная комедия» состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых содержит 33 кантики. Всего в книге 100 кантик, что символизирует троичность и симметрию. Внутри «Божественной комедии» множество аллегорических зашифровок и цифровой символики.
Чтение «Божественной комедии» 43:49 «Божественную комедию» нужно читать медленно и многократно, чтобы понять все её глубины. Данте имел в виду идеального читателя, способного воспринимать текст на протяжении многих веков. Его работа рассчитана на перспективу и требует глубокого понимания.
Терцина и её использование Данте 45:16 Данте использовал терцину, изобретённую в сицилийской поэзии XIII века. Терцина позволяет рифмовать первую и третью строчки следующей терцины. Эта форма держит повествовательное напряжение и делает чтение увлекательным.
Особенности стиха Данте 46:36 Стих Данте плавен и захватывает, создавая ощущение скольжения по воде. Терцина может быть сатирической или лирической, сочетая эпическую повествовательность.
Описание леса в «Божественной комедии» 47:43 Данте описывает тёмный лес, где потеряна любая дорога. Лес ассоциируется с непроходимой чащей и жёсткой растительностью.
Идея чистилища у Данте 48:37 Данте первым чётко представил идею чистилища как промежуточного пространства между адом и раем. Чистилище зеркально отображает ад, позволяя очиститься от грехов перед входом в рай.
Визуализация мистических областей 52:18 Данте делает мистические области видимыми, обоняемыми и слышимыми. Он использует яркие образы, например, Беатриче в огненных одеждах.
Иллюстрации Гюстава Доре 53:59 Гюстав Доре иллюстрировал «Божественную комедию», Библию и другие произведения. Его гравюры чёткие и дидактичные, подчёркивающие идеи Данте.
Ничтожные души у врат ада 55:35 У врат ада сидят ничтожные души, не достойные даже ада. Данте подчёркивает их множество и ничтожность.
Лимб и его обитатели 57:13 В лимбе находятся души, не сумевшие стать христианами, а также античные мудрецы и младенцы, которых не удалось крестить. Они проводят вечность в состоянии «бесскорбного покоя» или «бейсбольной скорби».
Круги ада и муки сладострастия 1:00:39 Сладострастие у Данте считается более серьёзным грехом, чем чревоугодие. Муки сладострастников соответствуют их греху: их несёт страшный ветер, и они не могут вдохнуть. Это сравнивается с ощущением потери почвы под ногами на гололёде.
Цербер и холод в аду 1:01:59 Цербер охраняет вход в ад и пожирает грешников. Мотив холода в дантовском аду преобладает над мотивами кипячения. Грешники вынуждены терпеть холод и смрад.
Жадность и расточительность 1:03:20 Жадность и расточительность представлены как дихотомия. Грешники тащат камни, их деятельность бесплодна. Их страдания сравниваются с наказанием Сизифа.
Флегетон и гневливые 1:04:18 Гневливые и унылые преодолевают Флегетон. Унылые лежат на дне Стигийского болота, ожидая истязаний от гневливых. Гневливые борются с унылыми в холодном болоте.
Ландшафт ада и старец 1:05:19 Река Ида символизирует слёзы, кровь и пот человечества. Старец с трёхсоставным телом олицетворяет смену царств человечества. Его раны и язвы символизируют страдания человечества.
Пятый круг ада 1:07:39 Пятый круг посвящён гневливым и унылым. Данте разделяет грехи на зоны и концентрические круги. Сладострастие считается менее тяжким грехом, чем обжорство.
Шестой круг ада 1:11:52 Шестой круг посвящён обману и нарушению равновесия мира. Данте изображает разнообразные виды обмана, характерные для XIV века. Обман в шестом круге можно предотвратить, если быть бдительным.
Седьмой круг ада 1:14:21 Седьмой круг посвящён насилию и самоубийству. Убийцы помещены ближе к концу круга, а самоубийцы — в центре. Самоубийство представлено как трусость, причиняющая больше зла, чем храбрость.
Лес самоубийц 1:15:18 Лес самоубийц — одна из самых душераздирающих страниц «Божественной комедии». Данте воплощает христианское отношение к самоубийству как к трусости. Христианство считает самоубийство более тяжким грехом, чем убийство.
Самоубийцы и деревья 1:16:48 Самоубийцы превращаются в сухие деревья. В фантастическом рассказе люди за грехи превращаются в деревья, сохраняя человеческий облик, но теряя способность двигаться. Данте использует этот образ для передачи глубокого смысла.
Встреча с деревом 1:17:46 Данте и Вергилий идут по лесу самоубийц, где дерево разговаривает с ними. Дерево рассказывает о судьбе самоубийц, превращённых в деревья. Упоминаются фурии и гарпии, терзающие самоубийц.
Мука самоубийц 1:18:44 Гарпии вечно терзают самоубийц, их мука вечна. Данте призывает к христианской нравственности и здравому смыслу. Самоубийство оставляет память о себе на всю вечность.
Путешествие в восьмой круг 1:19:41 Вергилий и Данте перемещаются в восьмой круг ада на чудовище Герионе. В аду нет света, только светящаяся тьма. Герион — воплощение зла, соблазняющее воров и лжеучителей.
Обман доверившихся 1:22:07 Обман доверившихся делится на три области: озеро Коцит, Джудекка и другие. Бертран де Борн, знаменитый трубадур XII века, изображён в аду с отрубленной головой. Его фигура символизирует масштаб личности и зло.
Историзм Данте 1:24:02 Данте стремится понять историю, выходя за рамки средневековья. Его работа повлияла на развитие историзма в XVIII веке. Он желает понять зло и время.
Чистилище и рай 1:25:35 Чистилище — это негатив ада, где души очищаются от грехов. Райские круги совпадают с орбитами планет, отражая космографию Птолемея. Беатриче и Данте восходят по орбитам рая, встречая Бернардо Клервоского.
Мистицизм Данте 1:28:17 Данте сочетает мистицизм и холастизм, создавая уникальный образ. Его текст остаётся актуальным для русского культурного сознания. Перевод Лозинского и комментарии помогают понять поэму.