Талина Венгржновская-Введение в коучинг (часть первая). Что такое коучинг? Основы

YOUTUBE · 01.12.2025 05:48

Ключевые темы и таймкоды

Введение и представление

0:00
  • Представление себя как члена совета директоров и представителя международной организации Coaches International Federation в России.
  • Опыт работы в банковской сфере и в качестве экзе-коуча.
  • Объяснение темы встречи: коучинг.

Определение коучинга

1:01
  • Вопросы к аудитории о том, что они знают о коучинге.
  • Обсуждение различных определений коучинга: обучение с помощью, содействие в достижении целей, трансформация личности.
  • Подчёркивание, что не все перечисленные аспекты являются коучингом.

Роль коуча и клиента

1:57
  • Благодарность аудитории за участие.
  • Определение клиента в коучинге: чемпион.
  • Рекомендация проверять сертификацию программ коучинга.

Процесс коучинга

3:43
  • Объяснение, что коучинг не сводится к лекциям.
  • Важность работы коуча на запрос клиента.
  • Примеры использования коучинга в разных сферах: работа с волонтёрами, ивент-компаниями, VIP-клиентами.

Отличия коучинга от других подходов

5:54
  • Метафора коуча как человека, который помогает велосипедисту увидеть себя чемпионом.
  • Коуч не даёт советов и не управляет клиентом директивно.
  • Коучинг направлен на развитие результативности и построение видения будущего.

Принципы коучинга

7:59
  • Конфиденциальность и направленность на клиента.
  • Процесс получения сертификата коуча: обучение, экзамен, практика, менторские сессии.
  • Определение коучинга как партнёрства, стимулирующего мышление и творчество клиента.

Виды коучинга

10:13
  • Индивидуальный, групповой и командный коучинг.
  • Основные принципы коучинга остаются неизменными, но работа может различаться в зависимости от вида.

Принципы Эриксонского университета

11:28
  • Первый принцип: «Со всеми всё ок».
  • Второй принцип: если человек пришёл с запросом, у него уже есть необходимые ресурсы.
  • Пример подхода Милтона Эриксона к работе с клиентами.

Запрос клиента

13:04
  • Клиент приходит с определённым запросом.
  • Коуч первым делом спрашивает: «Что ты хочешь?»
  • Созревший запрос указывает на наличие ресурса у клиента.

Позитивные намерения

13:50
  • За каждым поведением клиента стоят позитивные намерения.

Неизбежность изменений

14:09
  • Изменения неизбежны, даже если клиент считает, что всё плохо.
  • Люди делают наилучшие выборы из доступных.

Создание рапорта

15:49
  • Коуч создаёт рапорт, используя смягчительные слова.
  • Ответственность за результат лежит на клиенте, коуч создаёт пространство для изменений.

Повторение сказанного

17:54
  • Повторение слов клиента показывает, что коуч его услышал.
  • Это вызывает доверие и способствует диалогу.

Типы клиентов

19:53
  • Посетитель: приходит без запроса, хочет просто пообщаться.
  • Жалобщик: жалуется на жизнь, боится изменений.
  • Покупатель: готов работать, хочет достичь результатов.

Определение типа клиента

23:45
  • Важно определить, к какому типу относится клиент.
  • Это помогает коучу эффективно работать и ставить цели.

Роль голоса в коммуникации

25:03
  • Голос — важный профессиональный инструмент.
  • Психологи доказали, что 93% информации воспринимается через невербалику: позы тела, интонацию, мимику, жесты.
  • Вербальная информация составляет лишь 7% от общего объёма восприятия.

Влияние тона голоса

28:00
  • Тон голоса оказывает сильное воздействие на людей.
  • Четыре основных тона голоса: волшебник, воин, друг, мудрый правитель.
  • Каждый тон имеет своё назначение и влияет на восприятие информации.

Тон голоса волшебника

28:49
  • Тон волшебника создаёт визуализацию будущего и мотивирует к действиям.
  • Коучи используют этот тон для построения позитивных образов и мотивации.

Тон голоса воина

29:49
  • Тон воина направляет на конкретные действия и требует выполнения.
  • Используется для чёткого указания шагов и достижения результатов.

Тон голоса друга

31:03
  • Тон друга используется для обычного общения и поддержки.
  • Помогает создать атмосферу взаимопонимания и доверия.

Тон голоса мудрого правителя

31:57
  • Тон мудрого правителя применяется для благодарности и признания достижений.
  • Подчёркивает важность искренности и уважения в общении.

Интонация и восприятие

32:30
  • Интонация важна для понимания намерений собеседника.
  • Даже без знания языка можно понять интонацию и намерения.
  • Осознанное использование тона голоса помогает лучше передавать информацию.

Коуч-сессия и поддержка

34:11
  • Коуч-сессия направлена на поддержку и повышение потенциала клиента.
  • Сопереживание и открытость помогают клиенту достичь целей.

Эффективность тренингов

35:05
  • При слушании тренингов запоминается 10% информации.
  • При выполнении упражнений и практике — 30–40%.
  • Обсуждение результатов после практики увеличивает запоминание до 70–80%.
  • Закрепление информации через практику и обсуждение повышает эффективность до 90%.

Работа с тоном голоса

36:03
  • Тон голоса влияет на восприятие информации.
  • Практикуйте изменение тона голоса, используя нейтральные предложения.
  • Осознанное изменение тона переходит в неосознанное состояние.

Уровни слушания

37:40
  • Первый уровень: слушание на уровне содержания, но без полного восприятия.
  • Второй уровень: принимающее слушание, акцент на контексте и ценности информации.
  • Третий уровень: глубинное слушание, создание пространства принятия.

Упражнение на слушание

39:39
  • Разбейтесь на пары и попробуйте слушать друг друга на разных уровнях.
  • Один человек говорит, другой пытается понять его на разных уровнях слушания.
  • Обратите внимание на ощущения и разницу в восприятии.

Восприятие слушания

42:36
  • Мы интуитивно чувствуем, когда нас слушают или нет.
  • Глубинное слушание создаёт пространство трансформации.
  • Коучи могут задавать один вопрос на всю сессию, используя глубинное слушание.

Теория трёх видов мозга

46:40
  • Три вида мозга: рептильный, лимбический и префронтальный.
  • Рептильный мозг отвечает за базовые функции: борьба, бегство, спаривание, питание.
  • Лимбический мозг связан с эмоциями и памятью.
  • Префронтальный мозг отвечает за высшие функции мышления и поведения.

Влияние мозга рептилий

48:16
  • Мозг рептилий действует всегда, когда речь идёт о выживании.
  • Пока человек не чувствует безопасности, сложно обсуждать высокие материи.
  • Понимание работы мозга рептилий помогает лучше понимать поведение людей.

Эволюция мозга

48:57
  • Мозг млекопитающего появился около 50 миллионов лет назад и отвечает за эмоции и стадное чувство.
  • Эмоциональный мозг активируется в стрессовых ситуациях.
  • Третий мозг, неокортекс, появился около 2,5 миллионов лет назад и обеспечивает логику и воображение.

Работа мозга в стрессе

50:54
  • В состоянии стресса человек находится в эмоциональном мозге млекопитающего.
  • Попытки передать логическую информацию в таком состоянии неэффективны.
  • Необходимо переключать мозг человека на более высокий уровень для эффективной работы.

Переключение мозга

51:53
  • Переключение на потребности или будущее помогает выйти из эмоционального состояния.
  • Примеры переключения: предложение пойти в ресторан или обсуждение планов на будущее.
  • Важно понимать, что мозг не может работать в двух состояниях одновременно.

Переговоры и эмоции

53:31
  • Агрессия на переговорах автоматически включает мозг рептилии, вызывая страх и эмоции.
  • Чётко прописанные условия переговоров помогают переключиться на логику и цифры.
  • Логика и цифры помогают сохранять стабильность и эффективность в переговорах.

Работа коуча

56:03
  • Коуч использует открытые вопросы для работы с клиентами.
  • Открытые вопросы не предполагают конкретных ответов, что позволяет клиенту размышлять и фантазировать.
  • Закрытые вопросы ограничивают ответы и могут быть неэффективны в коучинге.
  • Практическое задание: определить тип вопроса и переделать закрытый вопрос в открытый.

Роль вопросов в коучинге

57:10
  • Коуч не даёт советов, а раскрывает видение через вопросы.
  • Один вопрос может значительно изменить восприятие проблемы.
  • Открытые вопросы помогают раздвинуть границы видения и найти решения.

Преимущества открытых вопросов

57:59
  • Закрытые вопросы ограничивают беседу и не позволяют получить полную информацию.
  • Открытые вопросы предполагают многовариантность ответов и способствуют глубокому обсуждению.
  • Пример открытого вопроса: «Как вы относитесь к смыслу жизни?»

Использование «как если бы»

1:02:40
  • Вопрос «как если бы» помогает перейти от эмоционального состояния к логическому мышлению.
  • Пример: «Как если бы у вас было всё время, что бы вы сделали?»
  • Переключение на другую точку зрения помогает найти решения проблем.

Применение метода «как если бы кто-то посмотрел со стороны»

1:05:32
  • Вопрос «как если бы кто-то посмотрел со стороны на вашу задачу?» помогает увидеть проблему с нового ракурса.
  • Метод помогает выйти из состояния «шор» и расширить видение.
  • Пример: «Как если бы ваш друг мог посмотреть на вашу задачу?»

Использование кумиров и авторитетов

1:06:31
  • У каждого человека есть кумир или человек, которого он уважает.
  • Вопрос «что бы ваш кумир посоветовал вам?» помогает запустить креативное мышление.
  • Пример с Ричардом Бренсоном: «Что бы Ричард Бренсон посоветовал вам?»
  • Этот метод раскрывает сознание и помогает найти новые решения.

Введение в коучинг

1:07:58
  • Обсуждение возможности решения бизнес-задач через призму коучинга.
  • Примеры альтернативных точек зрения: великий волшебник, волшебная книга, Google.
  • Важность понимания целевой группы при поиске решений.

Упражнение на коучинг

1:09:51
  • Участники делятся своими задачами и проблемами.
  • Один участник становится коучем, другой — наблюдателем.
  • Цель упражнения — потренироваться в задавании вопросов для решения проблем.

Проблемы при отсутствии коучинг-инструментов

1:11:31
  • Обсуждение трудностей при отсутствии знаний для решения проблем.
  • Опасность предоставления советов без понимания сути проблемы.
  • Различие между советами и коучингом.

Метафора ямы на дороге

1:12:29
  • Пример с ямой на дороге как иллюстрация повторяющейся проблемы.
  • Психолог анализирует прошлое и пытается примирить с проблемой.
  • Тренер учит перепрыгивать через яму, но проблема остаётся.
  • Коуч задаёт вопросы, чтобы раскрыть многовариантность решения.

Волшебные вопросы коуча

1:14:25
  • Коуч задаёт вопросы, которые помогают увидеть альтернативные пути решения.
  • Вопросы помогают снять «шоры» и расширить видение ситуации.
  • Пример вопроса: «Как если бы ты мог пойти на работу другим путём?»

Разница между коучингом и психологией

1:16:50
  • Психология фокусируется на прошлом, коучинг — на будущем.
  • Коучинг работает с ресурсами и возможностями, а не с ошибками.
  • Победа даёт возможность для роста, а не ошибка.

Завершение коуч-сессии

1:18:14
  • Важность празднования побед в коуч-сессии.
  • Понимание возможности достижения результата помогает учиться и расти.
  • Подчёркивание принципа «со всеми всё о’кей».

Коучинг и зависимые люди

1:19:12
  • Коучинг не работает с зависимыми людьми, такими как наркоманы и алкоголики.
  • В случае зависимости коуч рекомендует обратиться к психологу.
  • Коучинг направлен на помощь здоровым людям в достижении личной эффективности.

Принципы коучинга

1:20:08
  • Коучинг не является психологической дисциплиной, занимающейся лечением.
  • У коучей нет пациентов, они работают со здоровыми людьми.
  • Зависимые люди не могут достичь эффективности через коучинг.

Колесо баланса

1:22:05
  • Колесо баланса — основной инструмент коучинга, помогающий сбалансировать жизнь.
  • Рисование колеса активирует неокортекс и помогает решать проблемы.
  • Колесо должно быть нарисовано без подписей, чтобы сосредоточиться на личных приоритетах.

Создание колеса баланса

1:23:58
  • Разделите колесо на сегменты, соответствующие важным аспектам жизни: семья, здоровье, карьера, путешествия и т. д.
  • Определите, что для вас означает «счастливая жизнь на десятку».
  • Пропишите, какие сегменты вам не хватает для достижения баланса.

Значение баланса

1:25:50
  • Профессиональное выгорание часто связано с отсутствием эмоциональной подпитки.
  • Счастье приходит, когда мы делаем что-то большее, чем просто для себя.
  • Пример клиента, который осознал важность семьи после нескольких сессий, иллюстрирует важность баланса.

Индивидуальное колесо

1:28:44
  • Каждое колесо баланса индивидуально и должно отражать ваши личные приоритеты.
  • Не используйте готовые шаблоны, адаптируйте колесо под свою жизнь.
  • Пропишите, что для вас означает «счастливая жизнь на десятку» в каждом сегменте.

Определение сроков

1:29:34
  • Определите, когда вы хотите достичь счастливой жизни на десятку.
  • Сроки могут варьироваться в зависимости от возраста и целей.
  • После определения сроков пропишите, что такое «десятка» в каждом сегменте для вас.

Определение целей и текущего состояния

1:30:27
  • Определите, что для вас значит «десятка» в карьере, семье и здоровье через три года.
  • Оцените своё текущее состояние по шкале от 1 до 10 в каждом сегменте.
  • Разработайте колесо баланса с сегментами, которые ещё не достигнуты.

Работа с сроками и коучингом

1:31:40
  • Установите конкретные сроки для достижения целей, например, пять лет или три месяца.
  • Коуч помогает структурировать мысли и планировать действия.
  • Создайте колесо баланса для себя и используйте его для самокоучинга.

Определение ключевого сегмента

1:32:36
  • Найдите сегмент, который является ключевым для расширения остальных.
  • Определите, какие шаги нужно предпринять для улучшения текущего состояния.
  • Пропишите план конкретных действий.

Применение колеса баланса

1:34:04
  • Колесо баланса можно использовать для решения любых задач, включая бизнес-вопросы.
  • Определите, что будет означать «десятка» в контексте задачи.
  • Оцените текущее состояние и необходимые шаги для достижения цели.

Роль ценностей и убеждений

1:35:05
  • Ключевой сегмент часто связан с вашими ценностями и убеждениями.
  • Проработка ключевого сегмента может привести к улучшению других областей жизни.
  • Важно уделять внимание всем аспектам жизни, чтобы избежать выгорания.

Анонс будущих тем

1:36:58
  • Обсуждение декартовой системы координат и её применения в коучинге.
  • Работа со шкалой и правильные вопросы в коучинге.
  • Формат коуч-сессии и формулировка результатов.
  • Командный коучинг и работа с видением эмиссии.