Восточные идеи национализма: от тюркских идеологов до арабских принципов «кавмия» и «ватания»

YOUTUBE · 01.12.2025 05:34

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Дарья Сапрынская, научный сотрудник Московского государственного университета, начинает лекцию о национализме и его связи с российским пространством.

Национализм и его определения

0:45
  • Дарья объясняет, что национализм является продуктом западной культуры и имеет различные подходы к определению.
  • Она упоминает Бенедикта Андерсона, автора книги "Воображаемое сообщество", который утверждает, что национализм возник в Америке, где не было образцов для консолидации после разрушения колониальной системы.

Восточные варианты национализма

1:10
  • Дарья обсуждает восточные варианты национализма, включая исламский и тюркский национализм.
  • Она подчеркивает, что восточные варианты национализма имеют свои особенности и подходы к определению.

Национализм и Россия

3:06
  • Дарья обсуждает связь между национализмом и Россией, особенно в контексте кемалистской Турции.
  • Она отмечает, что Россия сыграла важную роль в становлении кемалистской Турции и формировании национальных государств.

Конструктивизм и его критики

5:00
  • Конструктивизм рассматривает нацию как продукт воображения и культурного конструирования.
  • Критика конструктивизма включает в себя работы Бенедикта Андерсона и Эрнеста Генера.

Инструментализм и его критики

10:00
  • Инструментализм рассматривает нацию как ситуативную роль, созданную для политических целей.
  • Критика инструментализма включает в себя работы Хосбаума и Ринада.

Лекция Эрнеста Генера

14:00
  • Лекция Генера, прочитанная в 1882 году, призывает слушателей Сорбонны к пониманию того, что человеческая история отличается от исследования животного мира.
  • Лекция критикует использование этнографии в политике.

Национализм и наука

15:01
  • В XIX веке ученые начали исследовать национализм и его влияние на общество.
  • Появились различные типологии национализма, такие как гражданский, этнический и религиозный.

Национализм и марксизм

19:52
  • Марксисты внесли свой вклад в исследование национального вопроса, особенно в России.
  • Сталин считается одним из основоположников изучения национального вопроса и автором определения нации.

Национализм в прошлом

22:26
  • Гелнер утверждает, что национализм в прошлом не носил политического характера и не стремился к созданию национально-однородного государства.
  • Он подчеркивает, что современный национализм имеет политический характер и стремится к объединению людей на основе общих ценностей и культуры.

Национализм и его особенности на Востоке

24:17
  • В рамках Российской империи существовал национализм, но он отличался от западного понимания.
  • На Востоке национализм складывался из-за колониальной эпохи и ориентал-модуса.

Милет и его значение

27:37
  • Милет - категория, связанная с религиозной идентификацией в Османской империи.
  • В Российской империи была категория "инородцы", которая позволяла разграничить разные конфессиональные группы.

Нация и ее формирование на Востоке

31:21
  • На Востоке принципы национального и политической нации складывались в качестве постколониального дискурса или деколониальной борьбы.
  • Национально-освободительные войны происходили в рамках борьбы систем капитализма и коммунизма.

Автономизм и его значение

33:23
  • Автономистские проекты складывались в рамках Средней Азии и Казахстана, которые стали республиками.
  • Исследовательница Аманжола Дина Ахмеджановна занимается вопросами автономизма в этих регионах.

Национальное осмысление и антиколониальное движение

34:22
  • В русской традиции часто говорят о идее туркестанской автономии, которая предполагала образование одного государства на территории Туркестана.
  • Марксистский подход к национальному осмыслению связан с экономическим развитием и сломом феодальной системы.

Британская Индия и разделение Пакистана

36:09
  • Индия и Пакистан появились в 1947 году, после разделения Британской Индии.
  • Разделение произошло благодаря усилиям британской империи, которая была доведена до этого состояния борьбой.

Польский национализм и влияние центра

39:53
  • Польский национализм возник не в центре империи, а на ее окраинах.
  • Идеи национализма часто приходят из отдаленных частей империи, чтобы помочь окраинам осознать себя и противостоять центру.

Национальное осмысление в Центральной Азии

41:52
  • Национальное осмысление в Центральной Азии было связано с идеями из стран Центральной Азии, которые пришли на территорию Турции.
  • Национальное осмысление было воспето идеологами тюркского национализма, которые пришли с территории, гонимой большевистской властью.

Идеи Гапринского и Аляф Гани

42:38
  • Исмаил Гапринский был идеологом исламской модернизации, который предложил обновить образование и включить светские науки в медресе.
  • Джамалядин Аляф Гани был идеологом мусульманской модернизации, который также говорил о роли женщины в исламе и возвращении к чистому исламу.

Пан-исламизм и арабский национализм

49:17
  • Пан-исламизм был идеей религиозного национализма, которая объединяла мусульман разных стран и культур.
  • Арабский национализм возник как идея объединения арабов и других мусульман, но не смог полностью объединить весь мусульманский мир.

Заключение

51:58
  • Видео завершается обсуждением того, как идеи национализма и религиозного национализма могут быть использованы для свержения режимов и продвижения ислама.

Муфтий аль-Хусейни и его связь с нацизмом

52:42
  • Аль-Хусейни был ярым антисемитом и поддерживал еврейские погромы.
  • Он был смещен с поста муфтия и бежал в Европу, где получал доход от Гитлера.

Национализм и панарабизм

57:32
  • Панарабизм - это идея объединения арабов, в то время как пан-исламизм - это идея объединения мусульман.
  • Национализм и панарабизм были использованы для борьбы с колониализмом и зависимостью от европейских стран.

Мишель Афляк и его идеи арабского национализма

1:01:39
  • Мишель Афляк был идеологом арабского национализма и продвигал идеи арабской культуры и социализма.
  • Он родился в Дамаске и был православным христианином, что не мешало ему продвигать идеи арабского национализма.

Арабский национализм и арабский мир

1:02:00
  • Арабский национализм был направлен на объединение арабов и борьбу с империализмом.
  • Арабский мир был представлен как единое пространство от Атлантического до Индийского океана.

Арабский национализм и ислам

1:03:00
  • Арабский национализм был основан на исламских ценностях и противостоял западному капитализму.
  • Арабский национализм стремился к возвращению к прошлому и нейтральности.

Арабский национализм и Турция

1:15:03
  • Инвер-паша был одним из лидеров турецкого движения и идеологом пантюркизма.
  • Идеи пантюркизма и пан-исламизма были осуждены российской имперской властью.

Пан-исламизм и пантюркизм

1:21:52
  • Видео обсуждает пан-исламизм и пантюркизм, идеологии, которые возникли в рамках исламского мира и тюркских народов соответственно.
  • Обе идеологии были светскими и националистическими, и они развивались в контексте российской империи.

Образование и идеология

1:22:51
  • Идеологи пантюркизма, такие как Исмаил Гаспринский, обучались в российских университетах и получали светское образование.
  • Они выступали за культурное развитие тюркских народов и их приобщение к ценностям российской империи.

Политическое влияние

1:24:36
  • Идеологи пантюркизма стали активными участниками политического движения, включая кадетскую партию.
  • Они были взрощены российской империей и стали идеологами тюркского национализма.

Влияние на турецкую республику

1:27:33
  • Идеологи пантюркизма, такие как Юсуф Акчура, оказали влияние на формирование турецкой республики.
  • Они предлагали идеи о том, как отойти от прошлого мира и создать светскую республику.

Мустафа Шокай

1:33:10
  • Мустафа Шокай, казах по происхождению, выступал за единство Туркестана и был критиком советской академии.
  • Он был взрощен российской империей и стал идеологом тюркского национализма.

Мустафа Шокай и его роль в истории

1:35:00
  • Мустафа Шокай был тюркским националистом, который бежал из России после революции и стал активным участником движения за независимость Туркестана.
  • Он был автором идеи о том, что Туркестан является единственной родиной для всех тюрок, и призывал к созданию тюркского государства.

Мустафа Шокай и нацисты

1:37:54
  • Мустафа Шокай вступил в контакт с нацистами, которые предложили ему возглавить туркестанский легион.
  • Он потребовал от нацистов улучшить условия содержания тюркских военнопленных и создать военные формирования для использования на восточном фронте.

Смерть Мустафы Шокая

1:41:16
  • Мустафа Шокай умер в декабре 1941 года в берлинском госпитале от заражения крови.
  • Он стал символом тюркского национализма и героем для турецких националистов.

Развитие турецкого национализма

1:43:58
  • После Мустафы Шокая в Турции возникли различные идеи, такие как кемализм, анатолионизм и другие.
  • Эти идеи сформировали турецкий национализм, который был основан на идеях республиканизма, национализма, этатизма, лаицизма и перманентной революции.