Егор Яковлев о противоречиях национализма, сословиях и солидаризме. По-живому

YOUTUBE · 28.11.2025 03:50

Ключевые темы и таймкоды

Введение и актуальность темы

0:05
  • Егор Яковлев, историк, обсуждает актуальность советской идентичности.
  • Советская история остается актуальной темой, особенно в контексте телевещания.
  • Распад советской нации продолжается, что приводит к конфликтам на постсоветском пространстве.

Уничтожение советской идентичности

1:58
  • Советский народ продолжает умирать, несмотря на мощные скрепы.
  • Националистические контрпроекты работают на уничтожение советской нации.
  • Местечковый национализм заменяет пролетарский интернационализм.

Пропаганда и идеология

3:53
  • Националистическая идеология строится на отрицании советского прошлого.
  • Современные обыватели одурманены этой идеологией.
  • Советское прошлое и культура воспринимаются как антоним национальной идентичности.

Визуальная эстетика и герои

4:46
  • Националистические сайты и порталы имеют схожую эстетику.
  • Герои местечкового национализма часто сотрудничали с нацистским режимом.
  • Примеры: Власов, Бандера, Нужде.

Казачество и сепаратизм

6:35
  • Казачество может быть признано отдельным народом, что приведет к сепаратизму.
  • Примеры: памятник Петру Краснову и барельефы на ростовском театре.
  • Краснов был антисоветским лидером, сотрудничавшим с Германией.

Уникальная ситуация 1918 года

9:29
  • В 1918 году две воюющие коалиции одновременно воевали против большевиков.
  • Донская про-немецкая армия и добровольческая армия были в союзе против большевиков.
  • Это создавало уникальную ситуацию, когда две коалиции воевали против одной цели.

Единство и неделимость России

10:07
  • Современные медийные площадки внушают идею единой и неделимой России.
  • Реабилитация белогвардейцев и нацистских коллаборационистов разрушает единство.
  • Противоречивые герои, такие как Врангель и Краснов, создают раскол в нации.

Разрушение современной российской нации

11:06
  • Противоречивые герои приводят к утрате единства и неделимости.
  • Навязывание героизма белых и забывание героизма красных разрушает нацию.
  • Современные историки и политологи часто осуждают красных, но забывают о героизме белых.

Герои гражданской войны и Великой Отечественной

12:58
  • Участники штурма Зимнего дворца и герои гражданской войны были теми же людьми, что и герои Великой Отечественной.
  • Среди погибших на фронтах Великой Отечественной было много героев гражданской войны.
  • Офицеры царской армии, такие как Карбышев, также участвовали в Великой Отечественной.

Роль солдатской массы

16:51
  • Солдатская масса играла ключевую роль в привлечении дореволюционного офицерства в Красную Армию.
  • Солдатские комитеты и советы играли важную роль в политической и военной жизни солдат.
  • Офицеры, избранные солдатами, становились командирами и пользовались уважением и симпатией солдат.

Арест Парского

20:01
  • Парский был арестован в 1918 году за отказ признать Брестский мир.
  • Новый командующий армией направил письмо в Петроград, защищая Парского.
  • Солдаты считали Парского своим человеком, несмотря на классовые различия.

Влияние солдатских комитетов

20:45
  • Солдатские комитеты разваливали фронт, но солдаты требовали воли и управления.
  • Февральское восстание в Петрограде было успешным благодаря солдатам.
  • Солдаты содержались в плохих условиях и были ограничены в правах.

Классовые различия и обращение

22:41
  • Солдаты не могли ходить по тротуарам и ездить в трамваях.
  • Обращение на "ты" и "вы" было символом классового неравенства.
  • Приказ №1 требовал обращения на "вы", что свидетельствовало о росте классового сознания.

Пережитки феодализма

26:10
  • Пережитки феодализма сохраняются и сегодня, восстанавливая социальное расслоение.
  • В обществе наблюдается стремление к сегрегации и восстановлению аристократических ценностей.
  • Это вызывает аналогии с нацистской Германией и её идеологией.

Исторические трактовки и социальное расслоение

28:03
  • Современные трактовки событий Первой мировой войны схожи с нацистскими.
  • Революция рассматривается как удар в спину, приведший к социальным изменениям.
  • Социальное расслоение рассматривается как необходимое для "столбовой дороги цивилизации".

Нацификация массового сознания в России

30:50
  • В России наблюдается серьезный нацификаторский тренд.
  • Фильм "Подлинная история русской революции" по первому каналу показывает философа Бориса Яковенко.
  • Яковенко был эсером и публицистом, его книга состоит из двух частей: ненависть к царскому правительству и большевикам.

Признаки нацификации в фильме

33:05
  • Фильм, основанный на книге Яковенко, подменяет его идеи православно-монархическими материалами.
  • В фильме цитируются право-монархические публицисты, такие как Олег Платонов и Михаил Назаров.
  • Эти цитаты создают образ идеальной Российской империи, уничтоженной врагами.

Черносотенство и нацизм

35:00
  • Черносотенство является протонацистским движением.
  • Многие легенды нацизма были подпитаны русской про-монархической эмиграцией.
  • История о ритуальном убийстве Николая II популяризировалась в нацистской Германии.

Нацификация в современных медиа

37:24
  • Современные медиа выхолащивают социально-экономические причины революции.
  • Основная идея: классовый мир и внешний враг.
  • Это корпоративистская и фашистская платформа, где все проблемы объясняются внешними врагами.

Сопротивление и разложение

39:36
  • В 90-е годы началась пропаганда о Власове и других эмигрантах.
  • Многие финансируют подобную работу, возвращаясь в Россию.
  • Советская идентичность сопротивляется, но разрознена и не имеет мощной финансовой поддержки.

Причины интереса к советскому прошлому

40:56
  • Интерес к советскому времени растет среди людей, не связанных с советской эпохой.
  • Это объясняется экономическим и культурным факторами.
  • Социальное расслоение и развитие социального расизма усиливают интерес к советской культуре.

Влияние русской литературы и культуры

41:55
  • Русская литература и культура несовместимы с социальным расизмом.
  • Советская культура задает высокую планку человеческой нравственности.
  • Культура воспроизводит людей, не согласных с классовым расслоением.

Роль класса в защите социальной справедливости

43:39
  • Без опоры на класс защищать советскую идентичность затруднительно.
  • Примеры героев гражданской и Великой Отечественной войн показывают важность рабочего движения.
  • Интеллигенция и рабочее движение могут создать мощную революционную партию.

Чтение и просмотр для понимания советской идентичности

46:24
  • Ленин как первоисточник для понимания советской идентичности.
  • Пример Ленина показывает важность привлечения представителей других классов.
  • Классическая русская литература и советский кинематограф помогают сохранять моральные ценности.

Реализм в советской культуре

51:20
  • Советская культура и литература изображали жизнь такой, какая она есть.
  • Современная медийная и литературная действительность полна искажений и иллюзий.
  • Русская реалистическая литература удовлетворяла запрос на реализм и глобальные вопросы.

Мультикультурная общность и взаимное уважение

54:16
  • Каждый народ стремится обособиться и выдвигать своих героев и литературу.
  • Важно сохранять взаимное уважение и бороться с насаждением ненависти.
  • Неравенство легко распаляет взаимную ненависть, но взаимный интерес между культурами может помочь.

Использование технологий для достижения целей

55:15
  • Необходимо использовать технологии для достижения своих целей и ценностей.
  • Пример: YouTube позволяет школьникам набирать миллионы подписчиков и зрителей.
  • Важно понять, как эти люди завоевали аудиторию, и использовать их методы для трансляции противоположных смыслов.

Аудитория YouTube и её взросление

56:53
  • Первая аудитория YouTube была подростковой, но теперь она взрослеет.
  • Пример Дудя показывает, что есть запрос на более серьезные видео.
  • Старшее поколение также осваивает YouTube, находя там интересный контент.

Создание контента и образ будущего

57:50
  • Задача - создавать много контента, чтобы аудитория разрасталась.
  • Важно, чтобы контент создавали не только несколько человек, а как можно больше.
  • Образ будущего, который предлагают некоторые, непривлекателен и может привести к антиутопии.

Образ будущего и равенство возможностей

1:01:08
  • Наш образ будущего включает равенство возможностей и раскрытие талантов.
  • Советский Союз был сверхнаучным проектом, и многие ученые остались в стране.
  • Справедливость, образование, наука и технический прогресс - ключевые составляющие нашего будущего.