Введение 0:14 Благодарность зрителям за присутствие и дистанционное общение. Объяснение цели встречи: обсуждение устройства русского языка с разных точек зрения.
Традиционное восприятие русского языка 1:07 Традиционное представление о русском языке как о системе склонений и спряжений. Сравнение школьного изучения русского языка с изучением иностранного языка.
Особенности школьного изучения языка 2:07 Изучение склонения, спряжения и орфографии в школе. Недостаток исторической и функциональной части в школьной программе.
Эволюция русского языка 3:07 Демонстрация эволюционной цепочки гласных в русском языке. Упоминание о различиях в изучении языка в зависимости от возраста и среды общения.
Орфография и её сложности 4:07 Объяснение сложностей орфографии на примере безударных гласных. Роль постановки под ударение в орфографической системе.
Язык и орфография 6:07 Язык как способ коммуникации, способный обходиться без орфографии. Орфография как надстройка, необходимая для передачи информации во времени и пространстве.
Развитие алфавитов 8:07 Эволюция алфавитов от идеографических к обозначению отдельных элементов языка. Необходимость договорённости между носителями языка для использования алфавита.
Письменность и её преимущества 9:52 Письменность как средство передачи информации на большие расстояния. Современные технологии как продолжение традиций письменности.
Заключение 10:52 Подчёркивание важности письменности для сохранения наследия. Современные возможности трансляции речи на большие расстояния.
Языковое наследство и условия для речи 11:22 Способность к говорению развилась в определённых условиях газовой среды. Лёгкие и диафрагма сформировались в условиях конкретной планеты. Вибрации голосовых связок создают звуки, которые передаются через воздух.
Физические процессы речи 12:22 Голосовые связки вибрируют, создавая гласные и согласные звуки. Упругая газовая среда передаёт колебания на барабанные перепонки. Мозг обрабатывает колебания как звуки.
Сложность процесса речи 13:22 Барабанные перепонки передают сигналы на улитку. Базилярная мембрана воспринимает колебания. Мозг считывает частоты как звуки.
Язык и его графическая передача 14:22 Книга отражает языковую интеллектуальную деятельность, но не является языком. Язык и его графические формы — разные вещи.
Разнообразие языков 15:07 Разные коммуникативные сферы требуют разных языковых стратегий. Пример: лекционный формат отличается от общения дома.
История развития языка 16:07 Расселение народов привело к формированию различных языковых ветвей. Общеславянский язык разделился на западные, восточные и южные славянские языки.
Эволюция падежей 18:06 Вариативные формы падежей отражают эволюцию языка. Примеры: «я живу в доме» и «я живу в дому», «выпить чая» и «выпить чаю».
Географическое варьирование языка 20:06 Диалекты формируются в результате расселения племён. Западные, южные и восточные славянские языки развивались самостоятельно.
Литературный язык и диалекты 22:06 Литературный язык объединяет общность людей. Планируются встречи, посвящённые диалектам русского языка, включая северные говоры.
Богатство языка 23:21 Язык не может быть единым из-за наличия диалектов и профессиональной лексики. Богатство языка — это не проблема, а его уникальная способность охватывать различные круги общения. Литературный язык — это язык образованных горожан, обработанный мастерами, такими как Бунин и Пушкин.
Происхождение литературного языка 24:21 Изначально литературного языка не существовало, были только диалекты. Необходимость создания единого варианта языка возникла в результате формирования государственности. Законодательные акты должны быть однозначно читаемыми, поэтому они написаны сложным языком.
Законодательный язык 25:21 Законодательные акты написаны на сложном языке для избежания двусмысленности. Государственный язык строится на основе диалекта территории, где находится власть. Количество людей, использующих литературный язык, ограничено количеством тех, кто вырос в книжной среде.
Влияние диалектов на литературный язык 27:08 Если бы политическая система сохранялась во Владимире и Суздале, литературный язык был бы окающим. Переезд на территории с акающими говорами привёл к тому, что московский язык стал основой для литературного языка. Среднерусские акающие говоры стали авторитетным вариантом литературного языка.
Отношение к диалектам 28:08 Бытовое представление о людях, говорящих на диалектах, часто негативное. Отношение к диалектам формируется культурным фоном. Важно осознавать, что язык может быть разным, и это его преимущество.
Введение в тему 29:53 Обсуждение внутреннего тайминга, выработанного педагогической работой. Переход к теме изменения языка во времени. Упоминание трёх состояний языка: старославянского, древнерусского и современного русского.
Памятники письменности 30:53 Примеры памятников письменности: «Асмомирово евангелие» 1050 год, древнерусские памятники XIV века. Описание гласных звуков в старых памятниках: «у», «юз большой», «юз малый».
Потеря носовых гласных 31:53 В восточнославянских языках носовые гласные были утрачены. В польском языке носовые гласные сохранились. Различие между гласными «э» и «ять».
Краткость и долгота гласных 32:53 Гласные различались по краткости и долготе. Утрата этого различия в русском, белорусском и украинском языках. Роль сверхкратких гласных в этом различии.
Гласные после твёрдых и мягких согласных 33:53 Объяснение использования разных букв для гласных после твёрдых и мягких согласных. Пример с буквами «о» и «е» в словах «лодка» и «лёд».
Ять и его роль 34:53 Ять в старых памятниках письменности. Примеры использования яти в словах «лес» и «день». Значение правильного написания яти до революции.
Чередование гласных 36:39 Примеры чередования гласных в словах «лес», «телится», «день». Влияние яти на чередование гласных. Сохранение дифтонгов в современных русских говорах.
Исторические чередования 38:39 Исторические чередования гласных, связанные с ять и ерь. Примеры чередований: «телится» — «телка», «день» — «дня». Важность понимания исторических чередований для исторической грамматики русского языка.
Дифтонги и носовые гласные 39:39 В древних памятниках письменности встречались дифтонги, например, «куашка». Носовые гласные, такие как в слове «взять», отражали старые носовые гласные. Пример изменения произношения: «взять» — «взимать».
Индоевропейские корни и общеславянский язык 40:39 Слово «мята» имеет индоевропейские корни, связанные с древними корнями. Общеславянский язык характеризовал всех славян до их разделения на отдельные племена. Древние памятники письменности, такие как старославянские, отражают этот язык.
Древнерусский и современный русский языки 41:39 Древнерусский язык был предшественником современного русского, украинского и белорусского языков. Академик Зализняк предполагает, что древний новгородский язык мог сформироваться отдельно, но затем растворился в средней части.
Изменения в системе согласных 42:39 В праславянском языке согласные были почти все твёрдыми, и их твёрдость или мягкость передавалась следующими гласными. Лига использовалась для обозначения твёрдости или мягкости согласных. Современные буквы «ю» и «я» произошли от этих лигатур.
Происхождение буквы «у» 44:19 Буква «у» изначально писалась как «о с ушками», что связано с традициями греческого алфавита. Экономия места в книгах привела к использованию диакритиков и упрощению написания букв. Современные буквы «ю» и «я» — результат упрощения начертаний.
Упрощение системы гласных 46:19 Упрощение системы гласных произошло из-за усложнения системы согласных. В современном языке осталось всего пять гласных: «а», «о», «у», «и», «ы». Гласный «ы» имеет ограниченный функционал и не смог развиться в самостоятельную гласную.
Закон Бодуэна де Куртенэ 48:34 Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ — русский учёный польско-французского происхождения. Он заметил, что в русском языке уменьшается количество гласных и увеличивается количество согласных. Уменьшение количества гласных приводит к тому, что они становятся более частотными.
Последствия уменьшения гласных 49:34 Уменьшение количества гласных делает их более предсказуемыми и менее важными в потоке речи. Часто повторяющиеся гласные теряют свою функциональную нагрузку. Пример с часто повторяющимися словами иллюстрирует потерю их ценности.
Эволюция гласных 51:34 Если в языке остаётся только один гласный, он теряет свою самостоятельность и становится частью слога. Противопоставление гласных важно для их идентификации. Язык с одним гласным теряет возможность противопоставления.
Эксперимент с русскими словами 52:34 Автор записал русские слова без гласных, чтобы показать, что согласные несут большую информационную нагрузку. В длинных словах согласные становятся более важными, чем гласные. В языках с большим количеством гласных, например, финском и эстонском, такой эксперимент не пройдёт.
Грамматическая информация в русском языке 54:26 В русской морфологии значительная часть грамматической информации находится в окончаниях слов. Гласные в окончаниях важны, но их значимость снизилась из-за эволюции языка. Грамматическая информация сосредоточена в конце слова.
Особенности русской фонетики 55:26 Гласные «а» и «о» в безударных слогах часто совпадают. Литературная норма требует различения этих гласных под ударением. В речи современной молодёжи и исполнителей традиционной эстрады исчезает различие между «а» и «о» в предударных слогах.
Пример из речи Дмитрия Николаевича Ушакова 59:26 Дмитрий Николаевич Ушаков, автор словаря 1935 года, чётко артикулирует гласные в словах «садовод» и «домовой». Его речь демонстрирует сохранение различий между гласными в ударных и безударных слогах.
Основные черты московского произношения 1:00:11 Московское произношение считается наиболее правильным и используется в театре и на радио. В первом отделе обсуждаются черты, отличающие московский говор от других русских и частично от украинского и белорусского языков. Во втором отделе рассматриваются черты, искажаемые под влиянием правописания.
Изменения в языке и словари 1:01:10 Язык меняется от поколения к поколению, и словари всегда отстают от жизни. Словари отражают устоявшееся правописание, а не новые слова. Онлайн-словари быстрее отражают изменения, но не всегда быстрее в издании.
Акустический анализ речи 1:04:09 Студенты учатся анализировать речь с помощью программ акустического анализа. Анализ позволяет увидеть, как звуки генерируются в частотах. Эволюционные изменения в языке плохо заметны в повседневной речи из-за высокого темпа.
Пример из метро 1:06:09 В метро молодёжь реагирует на старую произносительную норму, например, на твёрдое «д» в слове «двери». Изменения лучше заметны в музыкальных фразах, где длительность гласных подчиняется длительности нот и пауз.
Изучение английского языка 1:09:09 При изучении английского языка русские фонетические нормы могут влиять на произношение. Например, после твёрдого согласного в русском языке часто произносится «ы», что не соответствует английскому языку. Для правильного произношения английского языка необходимо «сломать» свой перцептивный эталон.
Анализ песни Джарахова 1:10:03 Обсуждение редукции гласных в песне «Я в моменте». Пример редукции: вместо «я в моменте» произносится «я в моменте». Упоминание о двуступенчатой и одноступенчатой системе редукции гласных.
Прослушивание песни 1:10:55 Полное прослушивание песни с комментариями. Подчёркивание особенностей произношения гласных.
Особенности редукции 1:11:55 Объяснение перехода от двуступенчатой к одноступенчатой системе редукции. Влияние окружения согласных на редукцию гласных. Конкуренция между двуступенчатой и одноступенчатой системами.
Пример Вани Дмитренко 1:13:55 Прослушивание песни «Венера, Юпитер». Анализ изменений в произношении гласных.
Личный опыт автора 1:14:55 Автор делится своим опытом прослушивания музыки в машине. Создание плейлиста «Одна ступень редукции» для анализа изменений.
Изменения в системе гласных 1:15:55 Наблюдение за изменениями в системе гласных на примере разных исполнителей. Прогнозирование будущих изменений через 100–150 лет.
Песня Хаски «Панелька» 1:17:55 Прослушивание песни «Панелька». Особенности произношения гласных в контексте рэпа.
Особенности воспроизведения звука 1:18:50 Замечание о проблемах с воспроизведением звука из-за маленького динамика. Подчёркивание особенностей рэпа, несмотря на технические ограничения.
Упрощение системы гласных 1:19:13 Исторические процессы упрощения системы гласных и усложнения системы согласных приводят к уменьшению количества гласных в безударных позициях. В первом предударном слоге происходит замена двуступенчатой системы гласных на одноступенчатую. Эти изменения заметны в речи молодёжи.
Стилистические и фонетические изменения 1:20:13 Некоторые исполнители специально используют упрощённую фонетику, но это не делает их речь непонятной для окружающих. Стилистическая манера должна соответствовать современному состоянию языка. Фонетические изменения происходят в рамках общих эволюционных установок языка.
Влияние грамматики на фонетику 1:22:13 Грамматика в окончаниях ограничивает возможность потери гласных. Пример с «панель к» показывает редуцирование последнего гласного до нуля. Фраза помогает компенсировать фонетические изменения, беря нагрузку на себя.
Эволюционные изменения в языке 1:23:13 Современные исполнители и обычные люди используют упрощённую фонетику. Эволюционная цепочка ведёт к уменьшению количества гласных и увеличению количества согласных. Во многих диалектах появились твёрдые и мягкие согласные.
Система согласных в литературном языке 1:24:13 В литературном языке система согласных ещё не полностью охвачена твёрдостью и мягкостью. Примеры с «цч» и «ща» показывают разнообразие систем согласных. Исторические долгие шипящие восходят к слитным согласным.
Территориальные различия в произношении 1:26:13 Произношение «шар» и «жар» варьируется в зависимости от региона. В Ивановской области «шар» может быть мягким. Памятники письменности и диалекты помогают оценивать историю развития языка.
Памятники письменности и диалекты 1:26:58 Памятники письменности XIV–XV веков не записывались на диктофон, поэтому их звучание можно восстановить по современным диалектам и другим языкам. Современный литературный язык сочетает черты южных и северных говоров, например, аканье и твёрдые согласные в личных окончаниях глаголов. Диалекты помогают понять, как звучал язык в прошлом.
Литературный язык и его диалектные корни 1:27:51 Литературный язык сформировался из диалектной иерархии, сочетая черты разных говоров. В художественных текстах могут встречаться нелитературные элементы, такие как брань или диалектная лексика. Пример использования бранной лексики в поэзии Маяковского иллюстрирует, как такие элементы могут быть уместны.
Подкаст о русских диалектах 1:28:51 Подкаст «Техника речи» выпустил сезон, посвящённый русским диалектам, с 13 часовыми эпизодами. Материалы подкаста доступны для прослушивания. Подкаст называется «Розенталь и Гильденстерн», что связано с языковой игрой и отсылкой к английской литературе.
Хронология древнерусского языка 1:30:51 Древнерусский язык сформировался в XI веке на основе позднего прославянского периода. В XIV–XV веках древнерусское единство распалось, и начали формироваться отдельные языки: русский, украинский и белорусский. Лингвистическая хронология подтверждает, что русский язык появился не раньше XIV века.
Изменения в произношении гласных 1:33:51 Гласные «ер» и «ерь» в древнерусском языке были ударными и имели особенности произношения. В родительном падеже «ер» сохранялся, а в других случаях менялся. Примеры изменений: «сон» → «сна», «кот» → «саун».
Дифтонг «о» и его особенности 1:35:51 Буква «о» обозначала дифтонг «о» закрытый или «о» с восходящим ударением. В восточнославянских языках дифтонг «о» мог звучать как «уо». Исследования по русским говорам показали различия в произношении дифтонгов.
Транскрипция слова «заяц» 1:38:44 Транскрипция слова «заяц» включает особенности произношения йота. Йот может звучать как согласный или гласный в зависимости от позиции в слове. В школьной практике часто допускаются ошибки в транскрипции из-за особенностей произношения.
Анализ речи певцов 1:40:44 Исследователи сравнивали речь певцов с их пением. В быстрой речи гласные звуки могут быть короткими и не всегда заметны. Певцы из разных стран, включая Казахстан и Украину, поют на русском языке.
Влияние происхождения на речь 1:41:44 Носители языка из студенческой аудитории говорят аналогично певцам. Происхождение влияет на произношение, но не является определяющим фактором. Автор планирует статью для школьного журнала о сложности русской фонетики.
Переход от оканья к аканью 1:42:44 Люди, переходящие от оканья к аканью, могут сохранять некоторые особенности произношения. Пример: произношение «о» без лобилизации губ. Лингвисты могут различать такие особенности в речи.
Тенденции в современном рэпе 1:44:44 Обсуждаются тенденции в современном рэпе, сравнимые с историческими волнами в языке. Язык реагирует на изменения, но их оценка зависит от восприятия носителей. Молодёжь может быть триггером для изменений в языке.
Исторические изменения в русском языке 1:45:46 Падение редуцированных гласных привело к перестройке морфологии и синтаксиса. Утрата четырёх прошедших времён и развитие совершенного и несовершенного вида. Возможные тенденции к аналитизму в грамматике.
Различия между письменной и устной речью 1:47:46 Письменные тексты отличаются от устной речи сложными предложениями и многоуровневыми отношениями. Устная речь организована иначе: с помощью тона и пауз. Тенденции в грамматике могут быть заметны в ближайшие десять поколений.
Графика и артикуляция 1:48:46 Вопрос о связи букв кириллицы с артикуляцией зубов и губ. Артикуляция звуков не всегда связана с графическими символами. Значимые уровни языка — морфемы, а не отдельные звуки.