Игорь Исаев: "Русская фонетика: от древнерусского до современного рэпа"

YOUTUBE · 01.12.2025 05:04

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:14
  • Благодарность зрителям за присутствие и дистанционное общение.
  • Объяснение цели встречи: обсуждение устройства русского языка с разных точек зрения.

Традиционное восприятие русского языка

1:07
  • Традиционное представление о русском языке как о системе склонений и спряжений.
  • Сравнение школьного изучения русского языка с изучением иностранного языка.

Особенности школьного изучения языка

2:07
  • Изучение склонения, спряжения и орфографии в школе.
  • Недостаток исторической и функциональной части в школьной программе.

Эволюция русского языка

3:07
  • Демонстрация эволюционной цепочки гласных в русском языке.
  • Упоминание о различиях в изучении языка в зависимости от возраста и среды общения.

Орфография и её сложности

4:07
  • Объяснение сложностей орфографии на примере безударных гласных.
  • Роль постановки под ударение в орфографической системе.

Язык и орфография

6:07
  • Язык как способ коммуникации, способный обходиться без орфографии.
  • Орфография как надстройка, необходимая для передачи информации во времени и пространстве.

Развитие алфавитов

8:07
  • Эволюция алфавитов от идеографических к обозначению отдельных элементов языка.
  • Необходимость договорённости между носителями языка для использования алфавита.

Письменность и её преимущества

9:52
  • Письменность как средство передачи информации на большие расстояния.
  • Современные технологии как продолжение традиций письменности.

Заключение

10:52
  • Подчёркивание важности письменности для сохранения наследия.
  • Современные возможности трансляции речи на большие расстояния.

Языковое наследство и условия для речи

11:22
  • Способность к говорению развилась в определённых условиях газовой среды.
  • Лёгкие и диафрагма сформировались в условиях конкретной планеты.
  • Вибрации голосовых связок создают звуки, которые передаются через воздух.

Физические процессы речи

12:22
  • Голосовые связки вибрируют, создавая гласные и согласные звуки.
  • Упругая газовая среда передаёт колебания на барабанные перепонки.
  • Мозг обрабатывает колебания как звуки.

Сложность процесса речи

13:22
  • Барабанные перепонки передают сигналы на улитку.
  • Базилярная мембрана воспринимает колебания.
  • Мозг считывает частоты как звуки.

Язык и его графическая передача

14:22
  • Книга отражает языковую интеллектуальную деятельность, но не является языком.
  • Язык и его графические формы — разные вещи.

Разнообразие языков

15:07
  • Разные коммуникативные сферы требуют разных языковых стратегий.
  • Пример: лекционный формат отличается от общения дома.

История развития языка

16:07
  • Расселение народов привело к формированию различных языковых ветвей.
  • Общеславянский язык разделился на западные, восточные и южные славянские языки.

Эволюция падежей

18:06
  • Вариативные формы падежей отражают эволюцию языка.
  • Примеры: «я живу в доме» и «я живу в дому», «выпить чая» и «выпить чаю».

Географическое варьирование языка

20:06
  • Диалекты формируются в результате расселения племён.
  • Западные, южные и восточные славянские языки развивались самостоятельно.

Литературный язык и диалекты

22:06
  • Литературный язык объединяет общность людей.
  • Планируются встречи, посвящённые диалектам русского языка, включая северные говоры.

Национальный язык

23:06
  • Национальный язык объединяет людей общностью языка.

Богатство языка

23:21
  • Язык не может быть единым из-за наличия диалектов и профессиональной лексики.
  • Богатство языка — это не проблема, а его уникальная способность охватывать различные круги общения.
  • Литературный язык — это язык образованных горожан, обработанный мастерами, такими как Бунин и Пушкин.

Происхождение литературного языка

24:21
  • Изначально литературного языка не существовало, были только диалекты.
  • Необходимость создания единого варианта языка возникла в результате формирования государственности.
  • Законодательные акты должны быть однозначно читаемыми, поэтому они написаны сложным языком.

Законодательный язык

25:21
  • Законодательные акты написаны на сложном языке для избежания двусмысленности.
  • Государственный язык строится на основе диалекта территории, где находится власть.
  • Количество людей, использующих литературный язык, ограничено количеством тех, кто вырос в книжной среде.

Влияние диалектов на литературный язык

27:08
  • Если бы политическая система сохранялась во Владимире и Суздале, литературный язык был бы окающим.
  • Переезд на территории с акающими говорами привёл к тому, что московский язык стал основой для литературного языка.
  • Среднерусские акающие говоры стали авторитетным вариантом литературного языка.

Отношение к диалектам

28:08
  • Бытовое представление о людях, говорящих на диалектах, часто негативное.
  • Отношение к диалектам формируется культурным фоном.
  • Важно осознавать, что язык может быть разным, и это его преимущество.

Введение в тему

29:53
  • Обсуждение внутреннего тайминга, выработанного педагогической работой.
  • Переход к теме изменения языка во времени.
  • Упоминание трёх состояний языка: старославянского, древнерусского и современного русского.

Памятники письменности

30:53
  • Примеры памятников письменности: «Асмомирово евангелие» 1050 год, древнерусские памятники XIV века.
  • Описание гласных звуков в старых памятниках: «у», «юз большой», «юз малый».

Потеря носовых гласных

31:53
  • В восточнославянских языках носовые гласные были утрачены.
  • В польском языке носовые гласные сохранились.
  • Различие между гласными «э» и «ять».

Краткость и долгота гласных

32:53
  • Гласные различались по краткости и долготе.
  • Утрата этого различия в русском, белорусском и украинском языках.
  • Роль сверхкратких гласных в этом различии.

Гласные после твёрдых и мягких согласных

33:53
  • Объяснение использования разных букв для гласных после твёрдых и мягких согласных.
  • Пример с буквами «о» и «е» в словах «лодка» и «лёд».

Ять и его роль

34:53
  • Ять в старых памятниках письменности.
  • Примеры использования яти в словах «лес» и «день».
  • Значение правильного написания яти до революции.

Чередование гласных

36:39
  • Примеры чередования гласных в словах «лес», «телится», «день».
  • Влияние яти на чередование гласных.
  • Сохранение дифтонгов в современных русских говорах.

Исторические чередования

38:39
  • Исторические чередования гласных, связанные с ять и ерь.
  • Примеры чередований: «телится» — «телка», «день» — «дня».
  • Важность понимания исторических чередований для исторической грамматики русского языка.

Дифтонги и носовые гласные

39:39
  • В древних памятниках письменности встречались дифтонги, например, «куашка».
  • Носовые гласные, такие как в слове «взять», отражали старые носовые гласные.
  • Пример изменения произношения: «взять» — «взимать».

Индоевропейские корни и общеславянский язык

40:39
  • Слово «мята» имеет индоевропейские корни, связанные с древними корнями.
  • Общеславянский язык характеризовал всех славян до их разделения на отдельные племена.
  • Древние памятники письменности, такие как старославянские, отражают этот язык.

Древнерусский и современный русский языки

41:39
  • Древнерусский язык был предшественником современного русского, украинского и белорусского языков.
  • Академик Зализняк предполагает, что древний новгородский язык мог сформироваться отдельно, но затем растворился в средней части.

Изменения в системе согласных

42:39
  • В праславянском языке согласные были почти все твёрдыми, и их твёрдость или мягкость передавалась следующими гласными.
  • Лига использовалась для обозначения твёрдости или мягкости согласных.
  • Современные буквы «ю» и «я» произошли от этих лигатур.

Происхождение буквы «у»

44:19
  • Буква «у» изначально писалась как «о с ушками», что связано с традициями греческого алфавита.
  • Экономия места в книгах привела к использованию диакритиков и упрощению написания букв.
  • Современные буквы «ю» и «я» — результат упрощения начертаний.

Упрощение системы гласных

46:19
  • Упрощение системы гласных произошло из-за усложнения системы согласных.
  • В современном языке осталось всего пять гласных: «а», «о», «у», «и», «ы».
  • Гласный «ы» имеет ограниченный функционал и не смог развиться в самостоятельную гласную.

Закон Бодуэна де Куртенэ

48:34
  • Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ — русский учёный польско-французского происхождения.
  • Он заметил, что в русском языке уменьшается количество гласных и увеличивается количество согласных.
  • Уменьшение количества гласных приводит к тому, что они становятся более частотными.

Последствия уменьшения гласных

49:34
  • Уменьшение количества гласных делает их более предсказуемыми и менее важными в потоке речи.
  • Часто повторяющиеся гласные теряют свою функциональную нагрузку.
  • Пример с часто повторяющимися словами иллюстрирует потерю их ценности.

Эволюция гласных

51:34
  • Если в языке остаётся только один гласный, он теряет свою самостоятельность и становится частью слога.
  • Противопоставление гласных важно для их идентификации.
  • Язык с одним гласным теряет возможность противопоставления.

Эксперимент с русскими словами

52:34
  • Автор записал русские слова без гласных, чтобы показать, что согласные несут большую информационную нагрузку.
  • В длинных словах согласные становятся более важными, чем гласные.
  • В языках с большим количеством гласных, например, финском и эстонском, такой эксперимент не пройдёт.

Грамматическая информация в русском языке

54:26
  • В русской морфологии значительная часть грамматической информации находится в окончаниях слов.
  • Гласные в окончаниях важны, но их значимость снизилась из-за эволюции языка.
  • Грамматическая информация сосредоточена в конце слова.

Особенности русской фонетики

55:26
  • Гласные «а» и «о» в безударных слогах часто совпадают.
  • Литературная норма требует различения этих гласных под ударением.
  • В речи современной молодёжи и исполнителей традиционной эстрады исчезает различие между «а» и «о» в предударных слогах.

Пример из речи Дмитрия Николаевича Ушакова

59:26
  • Дмитрий Николаевич Ушаков, автор словаря 1935 года, чётко артикулирует гласные в словах «садовод» и «домовой».
  • Его речь демонстрирует сохранение различий между гласными в ударных и безударных слогах.

Основные черты московского произношения

1:00:11
  • Московское произношение считается наиболее правильным и используется в театре и на радио.
  • В первом отделе обсуждаются черты, отличающие московский говор от других русских и частично от украинского и белорусского языков.
  • Во втором отделе рассматриваются черты, искажаемые под влиянием правописания.

Изменения в языке и словари

1:01:10
  • Язык меняется от поколения к поколению, и словари всегда отстают от жизни.
  • Словари отражают устоявшееся правописание, а не новые слова.
  • Онлайн-словари быстрее отражают изменения, но не всегда быстрее в издании.

Акустический анализ речи

1:04:09
  • Студенты учатся анализировать речь с помощью программ акустического анализа.
  • Анализ позволяет увидеть, как звуки генерируются в частотах.
  • Эволюционные изменения в языке плохо заметны в повседневной речи из-за высокого темпа.

Пример из метро

1:06:09
  • В метро молодёжь реагирует на старую произносительную норму, например, на твёрдое «д» в слове «двери».
  • Изменения лучше заметны в музыкальных фразах, где длительность гласных подчиняется длительности нот и пауз.

Изучение английского языка

1:09:09
  • При изучении английского языка русские фонетические нормы могут влиять на произношение.
  • Например, после твёрдого согласного в русском языке часто произносится «ы», что не соответствует английскому языку.
  • Для правильного произношения английского языка необходимо «сломать» свой перцептивный эталон.

Анализ песни Джарахова

1:10:03
  • Обсуждение редукции гласных в песне «Я в моменте».
  • Пример редукции: вместо «я в моменте» произносится «я в моменте».
  • Упоминание о двуступенчатой и одноступенчатой системе редукции гласных.

Прослушивание песни

1:10:55
  • Полное прослушивание песни с комментариями.
  • Подчёркивание особенностей произношения гласных.

Особенности редукции

1:11:55
  • Объяснение перехода от двуступенчатой к одноступенчатой системе редукции.
  • Влияние окружения согласных на редукцию гласных.
  • Конкуренция между двуступенчатой и одноступенчатой системами.

Пример Вани Дмитренко

1:13:55
  • Прослушивание песни «Венера, Юпитер».
  • Анализ изменений в произношении гласных.

Личный опыт автора

1:14:55
  • Автор делится своим опытом прослушивания музыки в машине.
  • Создание плейлиста «Одна ступень редукции» для анализа изменений.

Изменения в системе гласных

1:15:55
  • Наблюдение за изменениями в системе гласных на примере разных исполнителей.
  • Прогнозирование будущих изменений через 100–150 лет.

Песня Хаски «Панелька»

1:17:55
  • Прослушивание песни «Панелька».
  • Особенности произношения гласных в контексте рэпа.

Особенности воспроизведения звука

1:18:50
  • Замечание о проблемах с воспроизведением звука из-за маленького динамика.
  • Подчёркивание особенностей рэпа, несмотря на технические ограничения.

Упрощение системы гласных

1:19:13
  • Исторические процессы упрощения системы гласных и усложнения системы согласных приводят к уменьшению количества гласных в безударных позициях.
  • В первом предударном слоге происходит замена двуступенчатой системы гласных на одноступенчатую.
  • Эти изменения заметны в речи молодёжи.

Стилистические и фонетические изменения

1:20:13
  • Некоторые исполнители специально используют упрощённую фонетику, но это не делает их речь непонятной для окружающих.
  • Стилистическая манера должна соответствовать современному состоянию языка.
  • Фонетические изменения происходят в рамках общих эволюционных установок языка.

Влияние грамматики на фонетику

1:22:13
  • Грамматика в окончаниях ограничивает возможность потери гласных.
  • Пример с «панель к» показывает редуцирование последнего гласного до нуля.
  • Фраза помогает компенсировать фонетические изменения, беря нагрузку на себя.

Эволюционные изменения в языке

1:23:13
  • Современные исполнители и обычные люди используют упрощённую фонетику.
  • Эволюционная цепочка ведёт к уменьшению количества гласных и увеличению количества согласных.
  • Во многих диалектах появились твёрдые и мягкие согласные.

Система согласных в литературном языке

1:24:13
  • В литературном языке система согласных ещё не полностью охвачена твёрдостью и мягкостью.
  • Примеры с «цч» и «ща» показывают разнообразие систем согласных.
  • Исторические долгие шипящие восходят к слитным согласным.

Территориальные различия в произношении

1:26:13
  • Произношение «шар» и «жар» варьируется в зависимости от региона.
  • В Ивановской области «шар» может быть мягким.
  • Памятники письменности и диалекты помогают оценивать историю развития языка.

Памятники письменности и диалекты

1:26:58
  • Памятники письменности XIV–XV веков не записывались на диктофон, поэтому их звучание можно восстановить по современным диалектам и другим языкам.
  • Современный литературный язык сочетает черты южных и северных говоров, например, аканье и твёрдые согласные в личных окончаниях глаголов.
  • Диалекты помогают понять, как звучал язык в прошлом.

Литературный язык и его диалектные корни

1:27:51
  • Литературный язык сформировался из диалектной иерархии, сочетая черты разных говоров.
  • В художественных текстах могут встречаться нелитературные элементы, такие как брань или диалектная лексика.
  • Пример использования бранной лексики в поэзии Маяковского иллюстрирует, как такие элементы могут быть уместны.

Подкаст о русских диалектах

1:28:51
  • Подкаст «Техника речи» выпустил сезон, посвящённый русским диалектам, с 13 часовыми эпизодами.
  • Материалы подкаста доступны для прослушивания.
  • Подкаст называется «Розенталь и Гильденстерн», что связано с языковой игрой и отсылкой к английской литературе.

Хронология древнерусского языка

1:30:51
  • Древнерусский язык сформировался в XI веке на основе позднего прославянского периода.
  • В XIV–XV веках древнерусское единство распалось, и начали формироваться отдельные языки: русский, украинский и белорусский.
  • Лингвистическая хронология подтверждает, что русский язык появился не раньше XIV века.

Изменения в произношении гласных

1:33:51
  • Гласные «ер» и «ерь» в древнерусском языке были ударными и имели особенности произношения.
  • В родительном падеже «ер» сохранялся, а в других случаях менялся.
  • Примеры изменений: «сон» → «сна», «кот» → «саун».

Дифтонг «о» и его особенности

1:35:51
  • Буква «о» обозначала дифтонг «о» закрытый или «о» с восходящим ударением.
  • В восточнославянских языках дифтонг «о» мог звучать как «уо».
  • Исследования по русским говорам показали различия в произношении дифтонгов.

Транскрипция слова «заяц»

1:38:44
  • Транскрипция слова «заяц» включает особенности произношения йота.
  • Йот может звучать как согласный или гласный в зависимости от позиции в слове.
  • В школьной практике часто допускаются ошибки в транскрипции из-за особенностей произношения.

Анализ речи певцов

1:40:44
  • Исследователи сравнивали речь певцов с их пением.
  • В быстрой речи гласные звуки могут быть короткими и не всегда заметны.
  • Певцы из разных стран, включая Казахстан и Украину, поют на русском языке.

Влияние происхождения на речь

1:41:44
  • Носители языка из студенческой аудитории говорят аналогично певцам.
  • Происхождение влияет на произношение, но не является определяющим фактором.
  • Автор планирует статью для школьного журнала о сложности русской фонетики.

Переход от оканья к аканью

1:42:44
  • Люди, переходящие от оканья к аканью, могут сохранять некоторые особенности произношения.
  • Пример: произношение «о» без лобилизации губ.
  • Лингвисты могут различать такие особенности в речи.

Тенденции в современном рэпе

1:44:44
  • Обсуждаются тенденции в современном рэпе, сравнимые с историческими волнами в языке.
  • Язык реагирует на изменения, но их оценка зависит от восприятия носителей.
  • Молодёжь может быть триггером для изменений в языке.

Исторические изменения в русском языке

1:45:46
  • Падение редуцированных гласных привело к перестройке морфологии и синтаксиса.
  • Утрата четырёх прошедших времён и развитие совершенного и несовершенного вида.
  • Возможные тенденции к аналитизму в грамматике.

Различия между письменной и устной речью

1:47:46
  • Письменные тексты отличаются от устной речи сложными предложениями и многоуровневыми отношениями.
  • Устная речь организована иначе: с помощью тона и пауз.
  • Тенденции в грамматике могут быть заметны в ближайшие десять поколений.

Графика и артикуляция

1:48:46
  • Вопрос о связи букв кириллицы с артикуляцией зубов и губ.
  • Артикуляция звуков не всегда связана с графическими символами.
  • Значимые уровни языка — морфемы, а не отдельные звуки.