Введение 0:02 Приветствие от учителя-консультанта по русскому языку Анны Евгеньевны. Объявление темы занятия: фонетика, орфоэпия, орфография. Упоминание о контрольной работе и разборе типовых заданий.
Задание 1 — ударение в словах 0:55 Примеры слов с ударением: агент, алфавит, банты, взяла, включим, жалюзи, вручит, аргумент, договор, завидно, баловать, щавель, столяр, дозвониться, документ, некролог, медикаменты, хозяева, облегчить. Подчёркивание важности запоминания ударений для ЕГЭ.
Задание 2 — фонетическая транскрипция 3:20 Разбор слов «семья», «юла», «тростник» с объяснением мягкости звуков и ударения. Объяснение работы с йотированными гласными и твёрдыми/мягкими звуками.
Задание 3 — чередование гласных в корне 5:42 Примеры слов с чередованием гласных: обмакнуть, подойти, выращенный, прикасаться, пробираться, ночёвка, растение, выскочить, шепотом, росток, отбирать, утереть, раздирать, одарить, предложить, тростинка, весенние, примирение, священник, сумерки, укоротить, разжигать, винегрет. Объяснение правил чередования гласных в корнях слов.
Задание 4 — правописание гласных после шипящих 11:24 Примеры слов: тушёнка, подшёрсток, крыжовник, дешёвка, ежовые, чёлка, сгущёнка, пчёлка, щелчок, плющом, тиражом, шалашовый, собачонка, шов, шорох, обжора, освещён. Правила написания гласных после шипящих в разных частях слова.
Задание 5 — вставка пропущенных букв 14:49 Примеры слов: заготовить, безжалостный, сладостная, напрасно, жарится, расщедрится, перрон, аттракцион, лестница, просьба, хлестче, сверстница, застёжка, флаг-шток, складчина, малыгиба, властный, тоннель, шествие, явственный, экзотика, престиж, теннис. Объяснение правил вставки пропущенных букв и проверки непроизносимых согласных.
Задание 6: вставка букв и знаков препинания 19:25 Предложение сложное, сложноподчинённое, с придаточной частью внутри главного предложения. Придаточную часть выделяем запятыми с двух сторон.
Орфограммы в словах 20:18 В слове «сумеют» после приставки «с» пишем «у». В слове «претворить» приставка «пре» соответствует приставке «пере».
Орфограммы в других словах 20:33 В слове «барьер» в корне пишем «ь», так как суффикса нет. В слове «преград» в приставку вставляем «е», так как приставка «при» соответствует приставке «пере».
Сложное предложение с союзом «не для того, чтобы» 21:21 Запятая ставится в середине союза перед словом «чтобы», если есть приставка «не». Предложение состоит из трёх частей: «очень многие заблуждения обусловлены потребностью приукрасить», «чтобы понять», «чтобы потрясти воображение».
Орфограммы в третьем предложении 22:21 В слове «потребностью» вставляем «о», так как приставки «па» нет. В слове «приукрасить» приставка «при» указывает на неполное действие. В слове «потрясти» орфограмму в корне слова проверяем проверочным словом «тряска».
Приём усиления фонетической выразительности 23:16 Используется аллитерация звукоподражание для создания конкретного представления о звуке вершин.
Завершение занятия 24:03 Контрольная работа окончена. Вопросы можно задавать в комментариях или на почту. Приглашение подписаться на канал «Школа Лобачевского онлайн».