Русский язык 10 класс 6 неделя Контрольная работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Орфография."

YOUTUBE · 27.11.2025 08:08

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:02
  • Приветствие от учителя-консультанта по русскому языку Анны Евгеньевны.
  • Объявление темы занятия: фонетика, орфоэпия, орфография.
  • Упоминание о контрольной работе и разборе типовых заданий.

Задание 1 — ударение в словах

0:55
  • Примеры слов с ударением: агент, алфавит, банты, взяла, включим, жалюзи, вручит, аргумент, договор, завидно, баловать, щавель, столяр, дозвониться, документ, некролог, медикаменты, хозяева, облегчить.
  • Подчёркивание важности запоминания ударений для ЕГЭ.

Задание 2 — фонетическая транскрипция

3:20
  • Разбор слов «семья», «юла», «тростник» с объяснением мягкости звуков и ударения.
  • Объяснение работы с йотированными гласными и твёрдыми/мягкими звуками.

Задание 3 — чередование гласных в корне

5:42
  • Примеры слов с чередованием гласных: обмакнуть, подойти, выращенный, прикасаться, пробираться, ночёвка, растение, выскочить, шепотом, росток, отбирать, утереть, раздирать, одарить, предложить, тростинка, весенние, примирение, священник, сумерки, укоротить, разжигать, винегрет.
  • Объяснение правил чередования гласных в корнях слов.

Задание 4 — правописание гласных после шипящих

11:24
  • Примеры слов: тушёнка, подшёрсток, крыжовник, дешёвка, ежовые, чёлка, сгущёнка, пчёлка, щелчок, плющом, тиражом, шалашовый, собачонка, шов, шорох, обжора, освещён.
  • Правила написания гласных после шипящих в разных частях слова.

Задание 5 — вставка пропущенных букв

14:49
  • Примеры слов: заготовить, безжалостный, сладостная, напрасно, жарится, расщедрится, перрон, аттракцион, лестница, просьба, хлестче, сверстница, застёжка, флаг-шток, складчина, малыгиба, властный, тоннель, шествие, явственный, экзотика, престиж, теннис.
  • Объяснение правил вставки пропущенных букв и проверки непроизносимых согласных.

Задание 6: вставка букв и знаков препинания

19:25
  • Предложение сложное, сложноподчинённое, с придаточной частью внутри главного предложения.
  • Придаточную часть выделяем запятыми с двух сторон.

Орфограммы в словах

20:18
  • В слове «сумеют» после приставки «с» пишем «у».
  • В слове «претворить» приставка «пре» соответствует приставке «пере».

Орфограммы в других словах

20:33
  • В слове «барьер» в корне пишем «ь», так как суффикса нет.
  • В слове «преград» в приставку вставляем «е», так как приставка «при» соответствует приставке «пере».

Сложное предложение с союзом «не для того, чтобы»

21:21
  • Запятая ставится в середине союза перед словом «чтобы», если есть приставка «не».
  • Предложение состоит из трёх частей: «очень многие заблуждения обусловлены потребностью приукрасить», «чтобы понять», «чтобы потрясти воображение».

Орфограммы в третьем предложении

22:21
  • В слове «потребностью» вставляем «о», так как приставки «па» нет.
  • В слове «приукрасить» приставка «при» указывает на неполное действие.
  • В слове «потрясти» орфограмму в корне слова проверяем проверочным словом «тряска».

Приём усиления фонетической выразительности

23:16
  • Используется аллитерация звукоподражание для создания конкретного представления о звуке вершин.

Завершение занятия

24:03
  • Контрольная работа окончена.
  • Вопросы можно задавать в комментариях или на почту.
  • Приглашение подписаться на канал «Школа Лобачевского онлайн».