Обучение компьютерной диагностике автомобиля! Как правильно делать автодиагностику? Полный курс☻☻☻

YOUTUBE · 01.12.2025 05:03

Ключевые темы и таймкоды

Введение в диагностику автомобиля

0:00
  • Видео объединяет несколько обучающих уроков по диагностике автомобиля.
  • Для диагностики необходимо знать принцип работы двигателя внутреннего сгорания и основы электроники.
  • Инжекторная система впрыска топлива массово устанавливается на бензиновых двигателях с 1980-х годов.

Типы инжекторных систем

0:59
  • Моно-впрыск: одна форсунка, малоэффективен.
  • Распределённый впрыск: каждая форсунка обслуживает свой цилиндр.
  • Непосредственный впрыск: также является распределённым.
  • Атмосферные и турбированные двигатели.

Подсистемы распределённого впрыска

1:48
  • Одновременный впрыск: все четыре форсунки впрыскивают топливо на каждом обороте коленвала.
  • Попарно-параллельный впрыск: одна форсунка открывается перед тактом впуска, другая — перед тактом выпуска.
  • Фазированный впрыск: топливо впрыскивается только в тот цилиндр, где происходит такт впуска.

Системы с обратной связью

3:43
  • Системы с датчиком кислорода и датчиком детонации корректируют состав топливно-воздушной смеси и угол опережения зажигания.

Работа системы впрыска

4:23
  • Двигатель работает на смеси бензина и воздуха.
  • Идеальное соотношение бензина к воздуху — 1:14,7.
  • Блок управления корректирует подачу топлива на основе массы воздуха и оборотов коленвала.

Цикловое наполнение и давление топлива

6:16
  • Цикловое наполнение зависит от массы воздуха и оборотов двигателя.
  • Регулятор давления топлива поддерживает постоянное давление в магистрали.
  • Важно замерять давление топлива при диагностике.

Формирование рабочей смеси

8:43
  • Топливно-воздушная смесь формируется во впускных каналах и цилиндрах.
  • Блок управления учитывает множество данных для корректировки топливоподачи.

Калибровки и обратная связь

10:09
  • Калибровки заносятся в память блока управления на этапе производства.
  • Датчик концентрации кислорода определяет наличие кислорода в выхлопных газах.
  • Каталитические нейтрализаторы снижают выброс вредных веществ.

Системы Евро-3 и Евро-4

11:28
  • В системах Евро-3 второй датчик кислорода контролирует работу катализатора.
  • В системах Евро-4 используется двухкомпонентный катализатор.

Включение зажигания и самодиагностика

11:41
  • При включении зажигания загорается лампа «чек», блок управления проводит самодиагностику системы.
  • Проверяется связь со всеми датчиками, наличие обрыва или короткого замыкания в проводке.
  • Включается реле бензонасоса для создания давления в топливной рампе.
  • Блок адаптируется к положению дроссельной заслонки.

Продувка цилиндров и пуск двигателя

12:41
  • Режим продувки цилиндров используется для просушки залитых свечей.
  • Для включения режима нужно нажать до упора педаль газа и крутить стартер.
  • Впрыск топлива отключается, цилиндры продуваются воздухом.
  • Пуск двигателя: коленвал прокручивается стартером, датчик положения коленвала считывает обороты с диска синхронизации.

Режим пуска

13:36
  • При 50 оборотах в минуту блок начинает видеть импульсы с датчика положения коленвала.
  • Открывается регулятор холостого хода, включается бензонасос.
  • Устанавливаются параметры подачи топлива, фазы впрыска и угла опережения зажигания.
  • Может включаться многоискровой режим для облегчения пуска.

Переход в режим холостого хода

14:34
  • При 400 оборотах в минуту бензин подаётся по схеме попарно-параллельного впрыска, искра становится единичной.
  • При 800–1000 оборотах блок переходит в режим холостого хода.
  • Устанавливается фазированный впрыск.

Холостой ход

15:04
  • Двигатель прогревается, нормальная рабочая температура выше 80 градусов.
  • Обороты регулируются регулятором холостого хода.
  • Коэффициент избытка воздуха альфа поддерживается на уровне единицы.

Режим нагрузки

15:53
  • При повышении угла открытия дроссельной заслонки на 1–3% блок переходит в режим нагрузки.
  • Частичные нагрузки: экономичный режим с коэффициентом избытка воздуха альфа больше единицы.
  • Полная нагрузка: приоритет максимальной мощности и скорости, смесь богатая, альфа меньше единицы.

Принудительный холостой ход и ограничение перекрутки

16:53
  • Принудительный холостой ход: дроссель закрыт, но обороты выше 1700, впрыск топлива отключается.
  • Ограничение перекрутки: подача топлива отключается при превышении 5000–6000 оборотов в минуту.

Топливная система

18:05
  • Основные компоненты: бензобак, бензонасос, топливные фильтры, форсунки, регулятор давления топлива, адсорбер.
  • Бензонасос создаёт давление, топливо поступает в топливную рампу.

Принцип работы транзистора и реле

22:55
  • Транзистор в блоке управления работает в режиме ключа, открывая переход коллектор-эмиттер при подаче напряжения на базу.
  • При открытии транзистора второй контакт форсунки соединяется с минусом автомобиля, и форсунка срабатывает.
  • Реле включается при подаче плюса и минуса на управляющую обмотку, замыкая контакты 30 и 87.

Работа бензонасоса

24:46
  • На чёрном проводе постоянно присутствует минус, а на синем появляется плюс на три секунды после включения зажигания.
  • При запуске двигателя блок управления включает реле бензонасоса на постоянную работу, и плюсовое напряжение на синем проводе насоса будет постоянно.
  • Возможные причины отсутствия плюса на топливном насосе: сгоревший предохранитель, отсутствие контакта в реле бензонасоса или главном реле.

Замер давления топлива

25:44
  • При нестабильной работе мотора необходимо замерять давление топлива топливным манометром.
  • Типовое давление топлива зависит от блока управления и модели контроллера.
  • Пример: Приора с контроллером М1797 работает с давлением 3,8 бар.

Проверка бензонасоса и форсунок

27:02
  • Если давление топлива равно нулю, нужно проверить реле бензонасоса.
  • Форсунки управляются отрицательными импульсами с блока управления.
  • Блок управления контролирует целостность обмоток форсунок, записывая ошибки при коротком замыкании или обрыве.

Исполнительные механизмы и датчики

30:15
  • Датчики измеряют физические параметры и преобразуют их в электрические сигналы.
  • Исполнительные механизмы преобразуют электрические сигналы в работу двигателя.
  • Электронная система управления двигателем включает контроллер, датчики и исполнительные механизмы.

Датчик положения коленчатого вала

32:26
  • Датчик коленвала располагается напротив задающего диска с 60 зубьями, два из которых пропущены.
  • Работа датчика основана на явлении электромагнитной индукции: при прохождении зубьев диска мимо датчика в катушке датчика вырабатывается напряжение.
  • Контроллер определяет частоту вращения коленвала и его положение по количеству и чистоте импульсов.

Проблемы с датчиком коленвала

34:46
  • Сбои в работе датчика нарушают синхронизацию впрыска и зажигания, вызывая сбои в системе топливоподачи и зажигания.
  • Отсутствие сигнала с датчика коленвала легко определить осциллографом.
  • Нарушение синхронизации может быть вызвано смещением задающего диска или обрывом шпонки.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

35:53
  • Датчик термисторного типа меняет своё сопротивление в зависимости от температуры.
  • Контроллер определяет температуру двигателя по падению

Датчик температуры

37:05
  • Контроллер корректирует подачу топлива, угол опережения зажигания и управляет вентилятором по сигналам датчика температуры.
  • При неисправности датчика контроллер считает температуру равной нулю и управляет топливоподачей по резервному режиму.
  • В резервном режиме смесь может быть слишком бедной или богатой, что затрудняет запуск двигателя в мороз или жару.

Проверка датчика температуры

37:55
  • Датчик можно проверить, зная температуру, измерив его сопротивление и сравнив с таблицей.
  • При проверке сканером температура двигателя должна изменяться линейно, без резких скачков.

Датчик массового расхода воздуха ДМРВ

38:24
  • ДМРВ устанавливается после воздушного фильтра перед дроссельной заслонкой.
  • Основные типы датчиков: с переменным резистором, с нагреваемым проводником и термонимометрический.
  • Блок управления рассчитывает подачу топлива на основе циклового наполнения цилиндров воздухом.

Принцип работы ДМРВ

39:22
  • Датчик с переменным резистором: изменение сопротивления в зависимости от количества всасываемого воздуха.
  • Датчик с нагреваемым проводником: платиновая нить нагревается при подаче напряжения, блок управления рассчитывает подачу воздуха по изменению тока в цепи нагрева.
  • Термонимометрический датчик: тонкая плёнка с температурными датчиками и нагревательным резистором, дифференциальный сигнал позволяет построить кривую, зависящую от величины потока воздуха.

Неисправности ДМРВ

41:22
  • Загрязнение, попадание масла на чувствительный элемент, изменение напряжения питания могут привести к отклонениям в работе датчика.
  • Проволочный датчик можно очищать спиртом или очистителем карбюратора, а плёночный — нежелательно.
  • Неисправности ДМРВ могут вызвать повышенный расход топлива и проблемы с динамикой автомобиля.

Датчик абсолютного давления ДАД

42:46
  • ДАД измеряет давление воздуха во впускном коллекторе, часто содержит датчик температуры воздуха.
  • Нормальное давление на холостом ходу — 25–30 кПа.
  • Датчик проверяется по наличию питания 5 вольт и показаниям давления на сканере.

Датчик скорости

44:24
  • На легковых автомобилях обычно используется датчик на основе эффекта Холла.
  • Датчик выдаёт импульсы прямоугольной формы, частота которых зависит от скорости вращения.
  • По показаниям датчика блок управления определяет пороги отключения топливоподачи.
  • Неисправность датчика может привести к глохнущему двигателю при переключении передач.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ

45:40
  • ДПДЗ представляет собой переменный резистор, связанный с ось

Датчик детонации

49:34
  • Основой датчика является пьезоэлемент, который вырабатывает электрический ток при деформации.
  • Датчик не требует питания, так как сам вырабатывает напряжение при вибрации.
  • Устанавливается на блоке цилиндров.

Принцип работы датчика детонации

49:50
  • Детонация — это процесс взрывного сгорания топлива, который может привести к разрушению двигателя.
  • Контроллер управляет углом опережения зажигания, уменьшая его при детонации на 3–4 градуса.
  • Максимальный отброс угла не должен превышать 12–16 градусов, иначе это приведёт к снижению мощности.

Последствия неисправности датчика детонации

50:37
  • При неисправности датчика или его отключении двигатель теряет мощность и динамику.
  • Угол опережения зажигания уменьшается на 6–8 градусов, что приводит к вялому разгону.

Датчик концентрации кислорода

51:15
  • Датчик кислорода поддерживает коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне, обеспечивая экономию бензина и уменьшение токсичных веществ в выхлопе.
  • Используются датчики на основе циркония или титана, а в моторах с непосредственным впрыском — широкополосные датчики с пятью проводами.

Принцип работы циркониевого датчика кислорода

51:48
  • Циркониевый датчик вырабатывает напряжение в зависимости от концентрации кислорода в отработанных газах.
  • Напряжение изменяется от 0,1 до 0,9 вольт: 0,1 вольта — бедная смесь, 0,9 вольта — богатая смесь.
  • Датчик работает только после нагрева до 350 градусов, поэтому в него встраивают нагревательный элемент.

Проверка датчика кислорода

53:14
  • Проверить датчик можно сканером, осциллографом или мультиметром.
  • Перед проверкой датчик необходимо прогреть, установив обороты на 2500–3000.
  • Минимальное напряжение должно быть в пределах 0,1–0,3 вольта, максимальное — 0,6–0,9 вольта.

Отравление датчика

55:12
  • Отравление датчика происходит при появлении некоторых веществ в выпускной системе, например, паров свинца из ацетилированного бензина или кремния из-за неправильно применённого силиконового герметика.
  • Ложные показания датчика могут быть вызваны пропусками зажигания или попаданием воздуха извне в выхлопную трубу.

Широкополосные датчики кислорода

57:20
  • Широкополосные датчики показывают величину обеднения или обогащения смеси, отображая её в процентах.
  • Состоят из обычного датчика кислорода

Введение в диагностику системы зажигания

1:03:05
  • Обсуждение различных систем зажигания: контактные с трамблером, с двухвыводными катушками, с индивидуальными катушками.
  • Необходимость использования мотортестера или осциллографа для диагностики.
  • Упоминание о различиях между модулем зажигания и катушками.

Принцип работы DIS-системы

1:04:12
  • Описание работы DIS-системы: выдача импульсов в два цилиндра одновременно.
  • Объяснение направления тока в цилиндрах.
  • Проблемы, связанные с выгоранием электродов и необходимостью переворачивания сигнала на экране.

Отличия мотортестера от осциллографа

1:04:57
  • Основное отличие: программное обеспечение мотортестера автоматически выдаёт параметры диагностики.
  • Возможность использования осциллографа с дополнительными датчиками для более дешёвой диагностики.

Методы диагностики DIS-системы

1:05:54
  • Использование бесконтактных датчиков для проверки высоковольтной части.
  • Синхронизация зажигания по первому цилиндру.

Анализ осциллограммы первичной цепи

1:07:00
  • Понимание работы системы зажигания через анализ осциллограммы.
  • Моменты открытия и закрытия силового транзистора, возникновение ЭДС самоиндукции.
  • Резкий скачок напряжения во вторичной обмотке и образование искры.

Проверка вторичной цепи

1:09:12
  • Установка датчиков на высоковольтные провода и запуск двигателя.
  • Наблюдение напряжения зажигания во всех цилиндрах.
  • Анализ начала накопления магнитной энергии, скачка напряжения и горения искры.

Возможные неисправности и их диагностика

1:10:23
  • Различия в напряжении пробоя и их причины: расстояние между электродами, давление в камере сгорания, обогащение топливной смеси.
  • Отсутствие затухающих колебаний как признак межвиткового замыкания или пробоя изоляции.
  • Отсутствие горения искры или нечёткое горение искры из-за загрязнения изолятора свечи.

Введение в OBD-II

1:13:02
  • Объяснение стандарта OBD-II для контроля токсичности выхлопных газов.
  • Обязательность стандарта для автомобилей, выпускаемых для американского рынка с 1996 года.
  • Отсутствие обязательности стандарта в России.

OBD-II и диагностические разъёмы

1:14:15
  • OBD-II — это система бортовой диагностики, включающая стандартный 16-контактный диагностический разъём.
  • Стандарт предусматривает использование стандартных протоколов передачи данных.
  • Существуют пять основных протоколов: SAE J1850 VPW, ISO 9141-2, ISO 14230, ISO 15765-4 CAN и ISO 15765-5 CAN.

Определение поддерживаемого протокола

1:15:41
  • Для определения поддерживаемого протокола нужно проверить контакты разъёма OBD-II.
  • Наличие штырька на седьмом контакте указывает на поддержку протоколов ISO 9141-2 или ISO 14230.
  • Отсутствие седьмого контакта и наличие второго и десятого контактов указывает на стандарт SAE J1850 VPW.
  • Наличие только второго контакта без десятого указывает на стандарт SAE J1850 VPW.

Диагностические коды

1:16:31
  • Коды неисправностей состоят из пяти символов: буква, цифра, буква, цифра, буква.
  • Буква указывает на систему: P — двигатель и трансмиссия, B — кузов, C — сеть передачи данных.
  • Цифра определяет подсистему: 0 — стандартные коды, 1 — коды автопроизводителей.
  • Следующие два символа характеризуют конкретную неисправность.

Лампочка «Check Engine»

1:18:08
  • Лампочка «Check Engine» сигнализирует о проблемах в системе.
  • При серьёзных проблемах лампочка мигает.
  • При загорании лампочки в блоке управления записывается стоп-кадр.
  • Стоп-кадр может быть удалён после трёх полных циклов движения без повторной неисправности.

Сканеры

1:18:58
  • Большинство сканеров поддерживают все протоколы связи с блоком управления.
  • Специфические коды читают не все сканеры.
  • Тип сканера портативный или подключаемый к компьютеру не имеет значения.

CAN-шина

1:19:50
  • CAN-шина передаёт данные по двум проводам, выполненным в виде витой пары.
  • Дифференциальный способ передачи данных защищает от ошибок.
  • Шины делятся на силовые, комфорта и информационно-командные.
  • Межсетевой интерфейс обеспечивает обмен данными между разными шинами.

Устройство CAN-шины

1:22:58
  • Два провода соединяют несколько блоков: управление двигателем, коробку передач, ABS, панель приборов.
  • Транссивер преобразует сигналы блоков в дифференцированные сигналы.
  • Сигналы имеют приоритет, определяемый идентификатором.

Введение в диагностику автомобилей

1:26:47
  • Обсуждение необходимого оборудования для диагностики автомобилей.
  • Определение диагностики: комплексная, расширенная, доказательная.
  • Важность доказательства неисправности перед ремонтом.

Компрессометр и его роль

1:28:16
  • Компрессометр необходим для измерения компрессии в цилиндрах двигателя.
  • Низкая компрессия может указывать на проблемы с клапанами или поршневыми кольцами.
  • Процесс измерения компрессии: выкручивание свечей, отключение зажигания и бензонасоса, вкручивание компрессометра, прокрутка стартером.

Топливный манометр

1:30:32
  • Топливный манометр помогает определить давление топлива и его влияние на расход.
  • Высокое давление топлива увеличивает расход, низкое — ухудшает работу двигателя.

Высоковольтный разрядник и дымогенератор

1:31:21
  • Высоковольтный разрядник используется для проверки системы зажигания.
  • Дымогенератор помогает найти подсос воздуха во впускной и выпускной системы.

Стенд для проверки форсунок

1:32:11
  • Стенд для проверки и очистки форсунок можно сделать самостоятельно.
  • Промывка форсунок специальной жидкостью.

Мотортестер и его функции

1:32:58
  • Мотортестер проверяет сигналы системы зажигания, форсунок, датчиков коленвала, распредвала, кислорода, положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха.
  • Важные параметры мотортестера: частота дискретизации и ширина полосы пропускания.

Сканер и его возможности

1:35:06
  • Сканер подключается к блоку управления и показывает ошибки.
  • Коды ошибок — это информация для анализа, а не руководство к действию.
  • Сканер позволяет управлять исполнительными механизмами: включать и выключать форсунки, подавать искру, управлять регулятором холостого хода.

Заключение о сканерах

1:37:30
  • Сканер снимает показания с блока управления и передаёт их в понятном виде.
  • Сканеры могут управлять исполнительными механизмами, но это возможно не на всех автомобилях.
  • Некоторые сканеры могут быть полностью автономными.

Введение в сканеры

1:39:13
  • Сканеры бывают автономными с собственным ПО и встроенным экраном или адаптерами, требующими подключения к ноутбуку или смартфону.
  • Автономные сканеры удобны для выездной диагностики.
  • Адаптеры дешевле, но требуют дополнительного оборудования для отображения информации.

Обзор сканера Launch X431 Pro

1:40:13
  • Launch X431 Pro — автономный планшет с адаптером, работающий на Android.
  • Поддерживает множество марок автомобилей, но некорректно отображает данные для российских автомобилей, кроме новых Lada на платформе Renault-Nissan.
  • Стоимость базовой версии — 75 тысяч рублей, более продвинутая версия поддерживает протокол G25-34 и стоит 228 тысяч рублей.

Функционал Launch X431 Pro

1:41:12
  • Считывает и удаляет коды ошибок, читает параметры датчиков.
  • Подключается к системам управления двигателем, ABS, подушкам безопасности и системе комфорта автомобиля.
  • Проводит адаптацию дросселя, сброс сервисных интервалов, управление исполнительными механизмами.
  • Имеет множество диагностических разъёмов-переходников для разных автомобилей.

Протоколы подключения Launch X431 Pro

1:42:03
  • Поддерживает протоколы K-Line, ISO 14230, ISO 9141, CAN, G1850 VP, J1850 VP.
  • Работает с автомобилями Daewoo, Hyundai, Kia, Subaru, Mercedes, Audi, BMW, Chrysler, Dodge, Ford, Jaguar, Mazda, Nissan, Toyota, Lexus, Renault, Peugeot, Opel, Audi, Volkswagen, Porsche, Volvo.

Обзор Scanmatik 2 Pro

1:43:26
  • Scanmatik 2 Pro поддерживает протоколы J2534 и ARP12-10.
  • Соединяется с компьютером через Bluetooth или USB.
  • Работает с множеством сторонних программ для диагностики и программирования.
  • Поддерживает протоколы для грузовых автомобилей и спецтехники.
  • Стоимость основного комплекта — 25 тысяч рублей.

Программы для Scanmatik 2 Pro

1:45:17
  • Примеры программ: Chrysler Flash Application, ChipLoader, Ford Module, ForScan, GM DIS, FinoDiagnostic, Honda HDS, Toyota Techstream, Mercedes-Benz ESP.
  • Функционал значительно расширяется при использовании сторонних программ.

Обзор IMM 327

1:46:12
  • IMM 327 — адаптер, работающий с ноутбуком или смартфоном.
  • Поддерживает протоколы OBD-II.
  • Ограниченный функционал из-за отсутствия хороших программ.