Как пережить травматичные события в жизни. ПТСР и комплексное ПТСР

YOUTUBE · 01.12.2025 05:03

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему травмы

0:16
  • Обсуждение сложности травмы и необходимости профессиональной помощи.
  • Личный опыт психотерапии и проработки травм.

Реклама онлайн-сервиса психотерапии

1:14
  • Информация о сервисе «Ясно» и его преимуществах.
  • Упоминание о скидке по промокоду «кизи».

Личный опыт Саши

2:11
  • Саша делится своим опытом жизни с ПТСР и КПТСР.
  • Описание неблагополучной семьи и насилия в детстве.

Влияние детства на самооценку

3:10
  • Формирование негативного самовосприятия из-за наблюдения насилия.
  • Ощущение себя «сломанным» и «дефектным».

Изоляция и чувство заброшенности

5:09
  • Ощущение изоляции и заброшенности в детском саду.
  • Чувство ненужности и необходимости заслуживать любовь.

Попытка изнасилования и чувство вины

7:08
  • Попытка изнасилования в пятилетнем возрасте.
  • Сильное чувство вины и самобичевание.

Трудности в школе

8:06
  • Сложности в адаптации в школе из-за ожидания насилия.
  • Желание получить любовь и одновременно страх перед принятием.

Конфликты с одноклассниками и учителями

10:02
  • Публичное унижение в первом классе.
  • Перевод в другой класс и новые конфликты.

Переезд и новые трудности

11:00
  • Переезд к новой семье и издевательства со стороны старшего брата.
  • Возвращение к матери и новые эмоциональные трудности.

Самоповреждение матери

12:58
  • Наблюдение за самоповреждением матери в состоянии запоя.
  • Чувство вины и невозможности помочь.

Подростковый возраст и страх

13:56
  • Отсутствие счастливых периодов в жизни.
  • Страх перед школой и домом из-за возможных издевательств и насилия.

Игнорирование потребностей в детстве

14:55
  • С детства потребности героини игнорировались: она не хотела одеваться как мальчик, коротко стричься, оставаться одной в детском саду.
  • Родители не проявляли любви и не помогали ей.
  • В школе она стала объектом буллинга.

Сложности понимания своего прошлого

15:53
  • Героине сложно было понять, почему она подвергалась буллингу в разных школах.
  • Она чувствовала себя «дефектной» и не могла осознать, что её проблемы не были заслуженными.
  • Травма матери усугубляла ситуацию.

Буллинг в школе

16:51
  • В школе героиня стала главным объектом для травли.
  • Попытки завоевать внимание через агрессию только усиливали буллинг.
  • Пограничное расстройство личности усугубляло ситуацию.

Реакция на буллинг

18:50
  • Героиня пыталась дать сдачи, но это приводило к новым издевательствам.
  • Она обесценивала свою боль и не понимала, что имеет право на эмоции.
  • Игнорирование потребностей в детстве привело к самоигнорированию.

Переезд и новый буллинг

20:48
  • После переезда к маме буллинг приобрёл новые формы, включая кибербуллинг.
  • Одноклассники создавали группы ВКонтакте, где высмеивали её внешность и фамилию.
  • Смерть прабабушки усугубила ситуацию.

Жизнь в притоне

23:43
  • Квартира превратилась в притон, где собирались алкоголики.
  • Героиня баррикадировала свою комнату, чтобы защититься.
  • Служба опеки пыталась забрать её, но она отказалась, рискуя быть отправленной в детский дом.

Смерть отчима и последствия

25:39
  • Отчим умер в квартире от алкоголизма.
  • Героиня бросила учёбу и начала работать, продолжая жить в сложных условиях.
  • ПТСР усиливал симптомы, делая её уязвимой.

Тусовочный период

27:35
  • Героиня начала посещать тусовки, чтобы сбежать от реальности.
  • Несмотря на унижения, она хотела быть частью группы.
  • Чувство дефектности заставляло её терпеть издевательства.

Жизнь в притоне и буллинг

28:33
  • В 16 лет жила в притоне, родители и бабушка игнорировали её чувства.
  • Убеждала себя, что заслуживает буллинга и жизни в плохих условиях.

Нападение в парке

29:32
  • Возвращалась домой ночью под проливным дождём, заметила мужчину, который следовал за ней.
  • Мужчина достал оружие и потребовал пойти с ним.
  • Она придумала историю о долге денег, чтобы отвлечь его.

Попытка спасения

31:31
  • Пригласила мужчину к себе домой, чтобы отвлечь его.
  • В квартире закричала, что её преследует насильник, и мужчина убежал.
  • Никто не поддержал её в этой ситуации.

Мания преследования

32:30
  • После нападения началась мания преследования, полгода не могла выйти из дома.
  • Постоянно чувствовала, что за ней следят.

Взрослая жизнь и сложные отношения

34:28
  • Попытка поступить в колледж, переезд к партнёру, который употреблял наркотики.
  • Отношения с нарциссом, драки и насилие.
  • Терпела насилие из-за отсутствия места, где можно было бы жить.

Психическая устойчивость и ожидание опасности

36:27
  • Научилась сильной психической устойчивости, но постоянно ждала опасности.
  • Ожидала внезапного разрыва отношений, унижения на работе.

Смерть матери и похороны

38:23
  • Узнала о смерти матери, когда жила с партнёром.
  • Похороны матери, осознание её сложного жизненного пути.

Путь к терапии

41:20
  • Решила обратиться к психотерапевту, несмотря на отсутствие любви к себе.
  • Всегда хотела себя спасти и понимала важность терапии.

Диагнозы и начало терапии

42:18
  • Долгое время не могли поставить точный диагноз: биполярное расстройство, тревожное расстройство, пограничное расстройство.
  • После смены терапевта поставили диагноз комплексное посттравматическое стрессовое расстройство и пограничное расстройство.
  • Началась работа над базовыми навыками психики: осознанность, стрессоустойчивость, межличностная компетентность, эмоциональная регуляция.

Осознание травмы

43:18
  • В группе стало ясно, что чувства нормальны и не одиноки.
  • Понимание, что травма — это не часть личности, а внешнее воздействие.
  • Осознание, что искажённое восприятие себя связано с травмой.

Работа над осознанностью

44:17
  • Осознанность помогла увидеть другую часть себя, не связанную с травмой.
  • Медитация и йога способствовали любви к себе и пониманию своего состояния.
  • Преодоление токсичного стыда и поддержка себя.

Проявление симптомов

47:13
  • Флэшбэки и вспышки гнева как последствия работы с травмой.
  • Нарушение сна и травматичные сны.
  • Постоянное мышечное напряжение, которое не проходит даже после приёма препаратов.

Поддержка и мотивация

52:05
  • Музыка поддерживала в подростковом возрасте.
  • Поддержка участников группы и преподавателей.
  • Мотивация помогать другим и делиться опытом.

Медитация и осознанность

54:03
  • Практика медитации помогает осознать свои мысли и чувства.
  • Любимая практика: представление себя камнем в озере, который падает на дно.
  • Концентрация на текущих мыслях и ощущениях.

Упражнение на целостность и осознанность

55:59
  • Упражнение включает визуализацию падения в озеро и осознание себя целостным.
  • Автор предпочитает работать с телом и ощущениями, а не с визуализацией.
  • Цель — успокоить ум и исследовать свои мысли безоценочно.

Результаты психотерапии

56:57
  • Психотерапия помогла принять и полюбить себя, отделить себя от травм.
  • Понимание, что можно самостоятельно поддерживать себя и давать любовь.
  • Осознание своей ценности и способности баловать себя.

Благодарность и принятие настоящего

57:56
  • Терапия помогла научиться ценить настоящий момент и строить новую реальность.
  • Преодоление негативного мышления и акцент на положительных аспектах жизни.
  • Возможность быть кузнецом своего счастья.

Навыки преодоления трудностей

58:56
  • Развитие навыков самопомощи и самостоятельного решения проблем.
  • Умение находить выход из сложных ситуаций без зависимости от других людей.
  • Пример преодоления страха и стыда: первый полёт на самолёте.

Управление стрессом

1:00:53
  • Развитие способности быстро справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Переход от оборонительной позиции к принятию себя и мира.
  • Решение больше не страдать и научиться получать удовольствие от жизни.

Определение травмы

1:02:51
  • Травма определяется как вред психике, причинённый неблагоприятным воздействием внешней среды.
  • Для травмы событие должно быть невыносимо ужасным и вызывать чувство беспомощности.
  • Субъективное восприятие травмы зависит от множества факторов, включая поддержку и психическое состояние человека.

Детские травмы и их восприятие

1:06:49
  • Детские травмы существуют у всех, но их восприятие субъективно.
  • Не удовлетворённые базовые потребности в детстве могут рассматриваться как травма.
  • Примеры субъективного восприятия травм: пощёчина в детстве как серьёзное событие для одного человека и как незначительное — для другого.

ПТСР и его виды

1:07:49
  • ПТСР может развиться после единичного травматического события или серии событий.
  • Симптомы ПТСР различаются в зависимости от типа травмы.
  • Самоизоляция во время карантина может стать триггером для развития ПТСР у некоторых людей.

Посттравматическое стрессовое расстройство ПТСР

1:09:44
  • ПТСР может развиться после травматичных событий, таких как авиакатастрофы или террористические акты.
  • Развитие ПТСР зависит от субъективного восприятия и опыта переживания ситуации.
  • Симптомы ПТСР включают навязчивые воспоминания, ощущение присутствия в травматической ситуации, желание избегать напоминаний и состояние гипернастороженности.

Симптомы ПТСР и их развитие

1:10:44
  • Симптомы ПТСР развиваются спустя несколько недель или месяцев после травматического события.
  • Острое стрессовое расстройство проходит само собой, в отличие от ПТСР.
  • При комплексном посттравматическом расстройстве добавляются симптомы эмоциональной дисрегуляции, сложностей в отношениях и негативного внутреннего образа себя.

Различие между ПТСР и КПТСР

1:12:39
  • КПТСР характеризуется нестабильным внутренним образом себя, который колеблется от идеализации до обесценивания.
  • При ПТСР негативный образ себя может отсутствовать, так как события не зависят от личности человека.
  • Психологи объясняют разницу между ПТСР и КПТСР, подчёркивая, что при КПТСР человек чувствует, что «заслуживает» негативные события.

Лечение ПТСР

1:15:32
  • Нет единого доказанного протокола лечения ПТСР, но все протоколы включают психообразование.
  • Психообразование помогает клиенту понять, что происходит, и активно участвовать в процессе лечения.
  • Важно объяснить клиенту, что ситуация не является нормальной, даже если она кажется таковой изнутри.

Психологические защиты при ПТСР

1:19:24
  • Непереносимость ужаса и боли при ПТСР приводит к включению психических защит, таких как диссоциация.
  • Травма остаётся в телесной памяти, вызывая эмоциональные реакции даже спустя годы.
  • Непрожитая травма эмоционально возвращается через связанные ситуации, вызывая вспышки эмоций.

Методы терапии ПТСР

1:22:21
  • Метод проработки травм через «фиктивный мост» помогает клиенту вернуться к травме и пережить её заново.
  • Эмоциональные реакции на текущие события могут быть чрезмерными и мешать обычной жизни.
  • Каждый человек имеет свои уникальные истории, которые могут вызывать симптомы ПТСР спустя годы.

Проработка детских травм

1:24:18
  • Детские травмы могут влиять на адаптационные механизмы взрослого человека.
  • Проработка детских травм в терапии помогает клиенту успешно адаптироваться к текущей жизни.
  • Возвращение к травмам и их переживание заново с опытом способствует улучшению состояния.

Коморбидность и ПТСР

1:25:17
  • ПТСР может сочетаться с различными расстройствами личности.
  • Чем раньше начинаются травматические эпизоды, тем выше вероятность развития других расстройств.
  • ПТСР не является расстройством личности, но может влиять на личностную структуру.

История диагностики ПТСР

1:26:16
  • Диагноз ПТСР появился в 90-х годах в США и Нидерландах.
  • Специалисты заметили сходство поведенческих паттернов у ветеранов и людей, не переживших катастроф.
  • Обсуждалась возможность ПТСР как результата обыденной жизни и неблагополучных обстоятельств.

Причины развития ПТСР

1:28:10
  • ПТСР может быть вызвано событиями, угрожающими жизни, физической целостности или психическому здоровью.
  • Примеры таких событий: боевые действия, природные и техногенные катастрофы, захват заложников, насилие.
  • Даже единичные случаи физического или психического насилия могут привести к ПТСР.

Способы преодоления ПТСР

1:30:06
  • Люди используют сознательные и бессознательные способы преодоления травмы.
  • Бессознательные способы включают психические защиты: отрицание, вытеснение, соединение с агрессором, расщепление, сублимацию.
  • Сознательные способы включают чтение литературы, участие в группах поддержки и терапию.

Защитные механизмы при ПТСР

1:33:02
  • Дереализация — искажение восприятия мира.
  • Деперсонализация — искажение собственного образа.
  • Диссоциация — отделение эмоций от себя.

Деление травмой

1:35:00
  • Деление травмой может облегчить состояние, но не всегда.
  • Причины отказа от деления: страх перед реакцией окружающих, неуверенность в безопасности окружения, опасения за деловую репутацию.
  • Каждый человек сам решает, делиться ли травмой.

Чувство вины при ПТСР

1:37:56
  • Чувство вины часто возникает из-за связи между поведением ребёнка и реакцией родителей.
  • Подкрепление чувства вины в раннем возрасте может стать фундаментальным.
  • Присоединение к агрессору как психическая защита может усиливать чувство вины.

Эволюционный механизм защиты

1:40:52
  • Люди часто не могут защитить себя или других из-за эволюционного механизма, который заставляет присоединяться к более сильным.
  • Ребёнок, с которым плохо обращаются, может начать считать себя виноватым, даже если родители ведут себя плохо.
  • С возрастом ребёнок может рационально понимать ситуацию, но чувство вины остаётся на подсознательном уровне.

Зона комфорта и восприятие мира

1:41:51
  • Зона комфорта связана не с ощущением счастья, а с пониманием ситуации.
  • Если человек не знает, что с ним могут обращаться хорошо, он не может представить себе такую возможность.
  • Пример с кораблями Кука иллюстрирует, как отсутствие информации в картине мира может привести к игнорированию реальности.

Влияние родительского поведения на ребёнка

1:43:50
  • Ребёнок, живущий в условиях плохого обращения, не верит, что может быть любим.
  • Понимание причин плохого обращения может усилить травму, так как ребёнок начинает считать себя причиной проблем.
  • Родители для ребёнка — боги, и их поведение определяет его самооценку.

Контроль и насилие

1:45:49
  • Люди могут оставаться в насильственных отношениях из-за ощущения контроля над ситуацией.
  • Недоверие к жертвам насилия часто связано с ограниченным восприятием реальности и информационным пузырём.
  • Гипотеза справедливого миража мешает признать, что кто-то может получать то, чего не заслужил.

Стокгольмский синдром

1:48:45
  • Стокгольмский синдром — это миф, созданный криминалистом для объяснения поведения заложников в 1973 году.
  • Заложники активно участвовали в переговорном процессе и критиковали действия полиции.
  • Реальная причина поведения заложников — стремление спасти свою жизнь, а не психическая защита.

Домашнее насилие и ресурсы

1:53:39
  • Женщины, подвергающиеся домашнему насилию, часто не имеют ресурсов для защиты: нет денег, поддержки родственников, возможности уйти.
  • Они вынуждены сосуществовать с агрессором, чтобы обеспечить безопасность себе и детям.
  • В неблагоприятных ситуациях возникает внутренняя установка, что насилие — результат действий жертвы.

Разнообразие реакций на насилие

1:54:39
  • Реакция на насилие может быть разной: от оправдания агрессора до активного участия в ситуации.
  • Нет единого ответа на вопрос, почему люди ведут себя определённым образом в условиях насилия.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности и обстоятельства каждой ситуации.

Жизнь в заточении

1:55:36
  • В заточении бывают спокойные дни, когда человек не приходит или у него хорошее настроение.
  • Длительное пребывание вместе может привести к пониманию причин поведения другого человека.
  • Понимание причин поведения другого человека может привести к жертве собственной безопасностью.

Социальные последствия

1:56:34
  • Жертва может начать оправдывать поведение другого человека, считая его травмы важнее своих.
  • Это может привести к невозможности нормального общения с людьми и проблемам в межличностных отношениях.
  • Травмы могут негативно влиять на карьеру и взаимодействие с клиентами.

Зона комфорта и предсказуемость

1:57:33
  • Люди часто выбирают сценарии, которые им знакомы и предсказуемы.
  • Предсказуемость помогает строить планы и справляться с тревогой.
  • Выход из привычного сценария может быть сложным из-за бессознательных установок.

Внуки алкоголиков

2:01:29
  • Дети алкоголиков могут передавать свои травмы внукам, даже если сами не имеют проблем с алкоголем.
  • Семейные истории и триггеры могут передаваться из поколения в поколение.
  • Травмы могут влиять на поведение и отношения в последующих поколениях.

Лечение ПТСР

2:05:22
  • Лечение ПТСР требует совместной работы разных специалистов, включая психиатров и психотерапевтов.
  • Важно выстроить доверительные отношения с терапевтом для начала работы над травмами.
  • Подходы, доказавшие свою эффективность: КПТ, DBT, телесная терапия, практики осознанности.

Техники терапии

2:07:20
  • Основные техники: скриптинг и градуированная экспозиция.
  • Экспозиция требует предварительной работы по стабилизации состояния и поиску ресурсов.
  • Работа с частями личности помогает отделить себя от травм и улучшить эмоциональное состояние.

Эмоциональная регуляция

2:09:17
  • Стабилизация эмоционального состояния и укрепление ресурсов важны для лечения ПТСР.
  • Первые навыки эмоциональной регуляции помогают лучше справляться с триггерами.
  • Доверие к терапевту и понимание своих ресурсов способствуют прогрессу в лечении.

Травматизация и психотерапия

2:10:17
  • Травматизация может усложнить процесс восстановления даже при работе с хорошими психологами.
  • Возвращение эмоционального опыта непредсказуемо и может ухудшить состояние.
  • Доверительный контакт с терапевтом помогает справляться с трудностями.

Техника рескриптинга

2:11:16
  • Рескриптинг — это переписывание эмоционального опыта под руководством терапевта.
  • Клиент визуализирует травматическое воспоминание, но может управлять им: ставить на паузу, переставлять действующие лица.
  • Цель — дать клиенту новый эмоциональный опыт в ситуации.

Изменение эмоционального отклика

2:12:14
  • Рескриптинг позволяет клиенту представить себя в безопасной ситуации или с защитой.
  • Изменение эмоционального отклика на воспоминание без изменения прошлого.
  • Нейрофизиологи обнаружили, что мозг обращается к последнему воспоминанию о событии.

Билатеральная стимуляция

2:15:08
  • Билатеральная стимуляция попеременно стимулирует правые и левые полушария мозга.
  • Доказана эффективность метода в снижении тревожности и негативных переживаний.
  • Длительная терапия приводит к резкому снижению симптоматики.

Комплексный подход к травме

2:16:07
  • Комплексный подход включает разговорную терапию, телесную терапию и фармацевтическую поддержку.
  • Телесная терапия помогает быстрее справиться с тревожными симптомами.
  • Психика и тело тесно связаны, поэтому воздействие на психику может влиять на тело и наоборот.

Поддержка близкого с ПТСР

2:18:06
  • Важно убедить близкого обратиться за помощью к психиатру или психологу.
  • Необходимо обращать внимание на изменения в поведении и реакциях близкого.
  • Самоподдержка важна для поддержки близкого в процессе исцеления.

Шансы на выздоровление

2:20:05
  • Шансы на полное выздоровление от травмы зависят от типа травмы.
  • При ПТСР высок шанс снижения симптоматики и выстраивания жизни, приносящей удовольствие.
  • Обращение к хорошим специалистам увеличивает шансы на исцеление.