Введение 0:12 Приветствие коллег. Упоминание о публикациях по психологии старости. Объявление темы лекции: новый взгляд на старость.
Структура лекции 1:04 Полемический характер лекции. Вопросы о мифах и иллюзиях старости. Обещание ответить на вопросы аудитории.
Загадка старости 1:48 Старость как тайна в классификации возрастов. Индивидуальные различия среди хронологических ровесников. Различия в проявлении признаков старения.
Философский взгляд на старость 4:13 Цитата датского философа о понимании жизни с конца. Противоречие между неопределённостью будущего и ясностью прошлого.
Современные представления о старости 5:13 Обсуждение неопределённости и транзитивности в современном обществе. Страх старости среди молодёжи. Примеры из СМИ о восприятии старости.
Пенсионная реформа и страхи 7:09 Политическая подоплёка дискуссий о пенсионной реформе. Страх перед тем, чего человек не может контролировать.
Виды старения 9:09 Биологическое, социальное и психологическое старение. Социальное старение: потеря статуса и ролей. Психологическое старение: снижение когнитивных функций и отношение к возрасту.
Парадокс завершения жизни 10:47 Умирание форм духовного существования раньше физического одряхления. Исследования нейропсихологов.
Старость как личная проблема 11:53 Различие между «своей» и «чужой» старостью. Опасность советов, данных без личного опыта.
Мудрые высказывания о старости 13:06 Цитата Цицерона о мудрости в старости. Взгляды Ясперса и Юнга на старость. Важность доброты, терпимости и снисхождения в старости.
Искусство старения 16:08 Цитата Андре Мура о искусстве старения. Старость как опора и учитель для молодых. Подчёркивание важности понимания и неравнодушия в старости.
Современные исследования старости 16:37 Американские исследования опровергают миф об ухудшении когнитивного функционирования в старости. Метод возрастных поперечных срезов неприменим после окончания школы из-за доминирования личностного развития. Лонгитюдные исследования, такие как проекты Балтоса и Шаи, позволяют более глубоко изучить развитие.
Исследования Пола Балтоса 18:46 Балтос обнаружил, что интеллект человека не меняется до 70–75 лет. Компенсаторные процессы, такие как селективная оптимизация, помогают сохранять когнитивные способности.
Пример Артура Рубинштейна 19:12 Рубинштейн в преклонном возрасте сохранял высокое качество исполнения благодаря селекции, оптимизации и компенсации. Селекция: исполнение небольших пьес вместо полного репертуара. Оптимизация: увеличение времени на тренировки. Компенсация: использование «ноу-хау» для выполнения сложных задач.
Психопрофилактика старости 21:55 Постановка целей, превышающих текущие возможности, помогает преодолевать трудности и наполнять жизнь смыслом. Важно постоянно тренировать свои резервы и механизмы компенсации.
Теории старения 23:23 Биологические теории старения включают программированное и непрограммированное старение. Программированное старение связано с потерей репродуктивной функции у женщин после 27 лет. Непрограммированное старение вызвано накоплением побочных продуктов метаболизма.
Оптимальное старение 31:16 Оптимальное старение требует постоянного приложения усилий и обретения навыков совладания с проблемами. Успешное старение предполагает ежедневное улучшение и преодоление трудностей.
Различия в старении мужчин и женщин 32:11 Мужчины теряют способность к репродукции сначала из-за здоровья, а не из-за возраста. Психологические категории старения отличаются от биологических.
Типология старости 32:58 Автор выделяет три типа старения: патологическое, нормальное и оптимальное. Патологическое старение характеризуется признаками синильных деменций и старческого слабоумия. Нормальное старение — это стабилизация функций без признаков деменций, но с возможным спадом.
Проблемы нормального старения 34:35 Отказ от ответственности приводит к потере интереса к жизни. Сокращение социальных связей и формализация отношений с близкими. Снижение качества жизни из-за отсутствия профессиональных и социальных активностей.
Оптимальное старение 38:20 Оптимальное старение предполагает нахождение дела, которое интересует и приносит пользу другим. Творческий подход к жизни и ответственность за дело способствуют сохранению когнитивных функций. Примеры успешных людей, продолжавших трудовую деятельность в пожилом возрасте: Евгений Патон, Мэрион Харт, Арнольд Гесен.
Влияние творчества на продолжительность жизни 42:24 Продолжение трудовой деятельности и творческое отношение к ней положительно влияют на продолжительность и качество жизни. Примеры известных личностей, продолжавших творить до старости: Микеланджело, Тициан, Верди, Павлов, Шоу, Рассел, Маэм, Коненко, Швейцер, Пикассо.
Психологические аспекты старения 45:28 Не все виды интеллекта одинаково сохраняются с возрастом. Кристаллизованный интеллект, включающий вербальные навыки, может совершенствоваться. Флюидный интеллект, отвечающий за скорость реакций и пространственное мышление, снижается с возрастом.
Шахматы как средство реабилитации 48:38 Шахматы могут помочь сохранить уровень интеллекта и поддержать слабые звенья. Знаменитые шахматисты часто являются долгожителями. Регулярные занятия шахматами способствуют психологической реабилитации и развитию.
Классификация профессий по Климову 49:33 Климов ввёл классификацию профессий: «человек — человек», «человек — художественный образ», «человек — техника», «человек — знак», «человек — природа». В сфере «человек — человек» задействован кристаллизованный интеллект, что позволяет работать до старости. Примеры таких профессий: преподавание, практическая психологическая помощь.
Оптимальное старение и передача опыта 50:19 Общественные работники, педагоги, психологи и другие специалисты остаются в профессии до глубоких седин. Профессии, требующие скорости и результативности, требуют передачи опыта молодым. Передача опыта — лучший вид деятельности в преклонные годы.
Примеры активной старости 51:27 Профессора в технических вузах, такие как в Бауманском МГТУ, активно работают до 70 лет. Пример: профессора с инженерным образованием, которые продолжают работать.
Отношение к старости 53:00 Пожилые люди часто не удовлетворены жизнью на пенсии. Проблематика старости и старения давно обсуждается в художественной литературе.
Ответственность за старость 55:00 Рассказ Бориса Васильева «Вы чьё старичье?» поднимает тему ответственности за пожилых людей. Цицерон подчёркивал важность самостоятельности и защиты своих прав в старости.
Влияние мнения о своих возможностях 56:26 Мнение о своих возможностях влияет на качество жизни в любом возрасте. Сознательное создание пространства своей жизни помогает противостоять социальным условиям.
Старость и общество 57:42 Старость начинается с момента прекращения трудовой деятельности. Общество часто рассматривает пожилых как особую группу, не отождествляя себя с ними.
Жизненный замысел и временная перспектива 1:00:12 Молодёжь живёт сегодняшним днём, не задумываясь о будущем. Жизненный замысел должен быть осознан как система целей и достижений.
Переживания пожилых людей 1:01:18 Самое страшное для пожилого человека — представление о том, что жизнь прожита зря. Пожилые люди иногда наделяют свою жизнь смыслом задним числом.
Отношение к старости в разных культурах 1:03:13 В традиционных культурах Востока к пожилым людям всегда было уважительное отношение. На Западе наблюдался всплеск пренебрежения к старости, затем — толерантности.
Осознание зрелости 1:04:39 С возрастом возрастает значимость интересов близких детей, внуков, учеников. Старость может быть счастливой, если правильно к ней относиться. Истинное счастье с годами нарастает и достигает максимума в старости.
Удовлетворённость жизнью 1:05:39 Молодость — это вспышка сил, а старость приносит стойкое ощущение удовлетворённости жизнью. Каждый момент жизни в старости переживается как чудо.
Культурные различия 1:06:31 В отечественной культуре дети часто живут с пожилыми родителями, но не становятся одной семьёй. На Востоке сохраняется традиция брать одиноких пожилых людей в дом после смерти их родственников.
Сепарация и семья 1:07:31 Дети должны самостоятельно строить свою семью. Взрослые родители могут принять семью нового человека как родную. Внуки могут стать смыслом жизни пожилых людей.
Качество жизни 1:09:59 Отношение к собственной жизни определяет её качество. Продуманный жизненный путь способствует удовлетворённости и активности.
Интеллект и трудовая деятельность 1:10:54 Общий уровень интеллекта не меняется, если человек активно трудится. Пример Владимира Ивановича Лубовского, который работал до 94 лет.
Когнитивные функции 1:12:48 Заучивание стихов и изучение иностранных языков полезны для поддержания когнитивных функций. Тренинг должен быть включён в интересную деятельность.
Ухудшение восприятия и внимания 1:13:59 Восприятие ухудшается из-за работы анализаторов и использования «социальных костылей». Внимание ухудшается из-за инертности нервных процессов и узкого фокуса. Пожилые люди теряют способность автоматически сканировать окружающую среду.
Память пожилых людей 1:15:52 Пожилые люди плохо помнят недавние события, но хорошо — давние. Кратковременная память ухудшается, но не существенно. Долгосрочная память страдает из-за логических трудностей при переводе информации из оперативной в долговременную память.
Личностная автономия пожилых 1:16:21 Пожилые люди чаще способны жить одни, но нуждаются в тёплых отношениях с близкими. Ритмика жизни пожилых мужчин меняется после выхода на пенсию. Пожилые женщины лучше встраиваются в семейный ритм.
Общение пожилых 1:18:16 Пожилые люди рады общению, если его инициатором являются они сами. Пример с дедушкой, который ждал общения от внуков целый день. Неожиданные сюрпризы могут быть неприятны пожилым людям.
Мудрость пожилых 1:22:08 Мудрость — это экспертная система знаний, полученная опытным путём. Мудрость позволяет выносить взвешенные суждения и давать полезные советы. Только 3% пожилых людей обладают статусом мудрости.
Виды знаний, ассоциирующихся с мудростью 1:23:09 Фактуальные знания: примеры событий, ассоциации. Процедурные знания: стратегии принятия решений, алгоритмы. Контекстуальные знания: знание возрастного, культурного и индивидуального контекста. Знания, учитывающие относительность ценностей и неоднозначность решений.
Притча о завещании царя Давида 1:25:56 Мудрость описывается как единство справедливости, разумности, доброты, душевного покоя и бесстрашия. Справедливый человек свободен от власти и чувств, действует независимо от мира. Разумный человек понимает относительность своих знаний и ищет истину в себе. Добрый человек не стремится к господству и действует сообразно порядку мира. Счастливый человек понимает, что его желания не насытимы. Бесстрашный человек познал цену радости и печали, не боится смерти или бессмертия.
Виды старения 1:28:24 Борис Герасимович Анаев утверждает, что духовное старение наступает раньше физического. Пример: 60-летний мужчина, вышедший на пенсию, быстро становится дряхлым. Биологическое старение может преобладать над другими видами.
Знания в старости 1:29:19 Вопрос о знаниях, необходимых в старости. Упоминание Карла Юнга о значении символического и религиозного опыта.
Смена деятельности 1:30:11 Необходимость смены специализации для обновления духовного «оборудования». Личный пример: переход от исследований старения к социальной психологии.
Духовное удовлетворение 1:32:04 Важность нахождения духовного удовлетворения в профессии. Интерес к изобразительному искусству и катарсису.
Творческая жизнь 1:34:01 Творческая деятельность усиливает интерес к жизни. Написание сказок для внуков приносит радость.
Одиночество пожилых людей 1:35:53 Переезд для пожилых людей — стресс, часто приводящий к негативным последствиям. Важность общения и выражения любви со стороны детей и внуков.
Культура взаимоотношений поколений 1:37:43 Необходимость перестройки взаимоотношений между поколениями. Пример передачи жилья детям и принятия семейной иерархии.
Проблемы старости 1:40:15 Трудности в работе с пожилыми людьми, не готовыми к восприятию жизни. Совет отдавать любовь и заботу родителям, чтобы избежать сожалений в будущем.
Иерархия целей и зрелость 1:41:19 Важно побуждать людей зрелого возраста продумывать свои шаги и иерархию целей. Пример с магистратурой: многие приходят бесплатно, но быстро теряют интерес. Отсутствие углублённой временной перспективы приводит к неудовлетворённости жизнью.
Чувство вины и дома престарелых 1:43:22 Дети испытывают чувство вины, отдавая пожилых родителей в дома престарелых. Дементные пожилые люди могут быть опасны для себя и окружающих. В обществе существует нерешённость проблемы размещения таких людей.
Проблемы в домах престарелых 1:45:13 В домах престарелых через полгода начинаются деменции. Психотерапия пожилых людей ограничена и не всегда эффективна. Глубинные и групповые методы психотерапии не подходят для пожилых людей.
Американские исследования и психотерапия 1:48:07 Американские исследования фокусируются на психотерапии депрессивных переживаний в старости. Бихевиоральная психотерапия Левинсона и когнитивная психотерапия Аны Бека показывают хорошие результаты.
Психолого-педагогическое сопровождение 1:49:13 Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение пожилых людей. Обучение пожилых людей должно быть средством достижения другой, более важной деятельности. Пример: обучение пожилых людей работе с детьми для повышения их коммуникативной компетентности.
Взаимодействие пожилых людей с сиротами 1:52:12 Пожилые люди могут работать с сиротами и младшими подростками. Такой подход помогает решить проблемы взаимодействия между пожилыми людьми и подростками. Одинокие старики обретают «внучков» через взаимодействие с сиротами.
Результаты проекта 1:53:14 Проект позволил пожилым людям бесплатно учиться и работать с сиротами. Группа сохранилась, все остались довольны. Одинокие старики обрели новых друзей среди сирот.
Открытие учёного 1:54:25 Учёный сделал открытие в 1971 году. Американцы получили признание за исследования в 2009 году. Обсуждается возможность продления жизни без вакцинации.
Гармоничное развитие 1:55:46 Подчёркивается важность гармоничного развития человека. Упоминается опасность чрезмерного увлечения лекарствами. Говорится о необходимости комплексного подхода.
Профессиональные роли 1:56:44 За рубежом в работе с пожилыми людьми участвуют психолог, социальный работник и врач. Врач может совмещать функции психолога в клинической психологии.
Адаптационные процессы в старости 1:57:17 Адаптация к возрастному фактору требует постоянных целей и усилий. Различие между социализацией личности и социальной адаптацией. Социальная адаптация предполагает приспособление к изменениям в обществе.
Изменения в жизни пожилых людей 1:58:21 Частая смена обстановки может указывать на бодрость и желание изменений. Резкие изменения могут быть опасны для здоровья. Осмысленные изменения жизни могут быть положительным фактором.
Примеры осмысленных изменений 1:59:18 Примеры пожилых людей, меняющих страны и путешествующих. Книга Владимира Яковлева «Образ счастья» описывает людей, кардинально меняющих свою жизнь. В Европе пожилые люди часто путешествуют и меняют жизнь.