Лекция М.В.Ермолаевой «Научная и практическая психология старости: проблемы, мифы и фобии».

YOUTUBE · 30.11.2025 09:22

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:12
  • Приветствие коллег.
  • Упоминание о публикациях по психологии старости.
  • Объявление темы лекции: новый взгляд на старость.

Структура лекции

1:04
  • Полемический характер лекции.
  • Вопросы о мифах и иллюзиях старости.
  • Обещание ответить на вопросы аудитории.

Загадка старости

1:48
  • Старость как тайна в классификации возрастов.
  • Индивидуальные различия среди хронологических ровесников.
  • Различия в проявлении признаков старения.

Философский взгляд на старость

4:13
  • Цитата датского философа о понимании жизни с конца.
  • Противоречие между неопределённостью будущего и ясностью прошлого.

Современные представления о старости

5:13
  • Обсуждение неопределённости и транзитивности в современном обществе.
  • Страх старости среди молодёжи.
  • Примеры из СМИ о восприятии старости.

Пенсионная реформа и страхи

7:09
  • Политическая подоплёка дискуссий о пенсионной реформе.
  • Страх перед тем, чего человек не может контролировать.

Виды старения

9:09
  • Биологическое, социальное и психологическое старение.
  • Социальное старение: потеря статуса и ролей.
  • Психологическое старение: снижение когнитивных функций и отношение к возрасту.

Парадокс завершения жизни

10:47
  • Умирание форм духовного существования раньше физического одряхления.
  • Исследования нейропсихологов.

Старость как личная проблема

11:53
  • Различие между «своей» и «чужой» старостью.
  • Опасность советов, данных без личного опыта.

Мудрые высказывания о старости

13:06
  • Цитата Цицерона о мудрости в старости.
  • Взгляды Ясперса и Юнга на старость.
  • Важность доброты, терпимости и снисхождения в старости.

Искусство старения

16:08
  • Цитата Андре Мура о искусстве старения.
  • Старость как опора и учитель для молодых.
  • Подчёркивание важности понимания и неравнодушия в старости.

Современные исследования старости

16:37
  • Американские исследования опровергают миф об ухудшении когнитивного функционирования в старости.
  • Метод возрастных поперечных срезов неприменим после окончания школы из-за доминирования личностного развития.
  • Лонгитюдные исследования, такие как проекты Балтоса и Шаи, позволяют более глубоко изучить развитие.

Исследования Пола Балтоса

18:46
  • Балтос обнаружил, что интеллект человека не меняется до 70–75 лет.
  • Компенсаторные процессы, такие как селективная оптимизация, помогают сохранять когнитивные способности.

Пример Артура Рубинштейна

19:12
  • Рубинштейн в преклонном возрасте сохранял высокое качество исполнения благодаря селекции, оптимизации и компенсации.
  • Селекция: исполнение небольших пьес вместо полного репертуара.
  • Оптимизация: увеличение времени на тренировки.
  • Компенсация: использование «ноу-хау» для выполнения сложных задач.

Психопрофилактика старости

21:55
  • Постановка целей, превышающих текущие возможности, помогает преодолевать трудности и наполнять жизнь смыслом.
  • Важно постоянно тренировать свои резервы и механизмы компенсации.

Теории старения

23:23
  • Биологические теории старения включают программированное и непрограммированное старение.
  • Программированное старение связано с потерей репродуктивной функции у женщин после 27 лет.
  • Непрограммированное старение вызвано накоплением побочных продуктов метаболизма.

Оптимальное старение

31:16
  • Оптимальное старение требует постоянного приложения усилий и обретения навыков совладания с проблемами.
  • Успешное старение предполагает ежедневное улучшение и преодоление трудностей.

Различия в старении мужчин и женщин

32:11
  • Мужчины теряют способность к репродукции сначала из-за здоровья, а не из-за возраста.
  • Психологические категории старения отличаются от биологических.

Типология старости

32:58
  • Автор выделяет три типа старения: патологическое, нормальное и оптимальное.
  • Патологическое старение характеризуется признаками синильных деменций и старческого слабоумия.
  • Нормальное старение — это стабилизация функций без признаков деменций, но с возможным спадом.

Проблемы нормального старения

34:35
  • Отказ от ответственности приводит к потере интереса к жизни.
  • Сокращение социальных связей и формализация отношений с близкими.
  • Снижение качества жизни из-за отсутствия профессиональных и социальных активностей.

Оптимальное старение

38:20
  • Оптимальное старение предполагает нахождение дела, которое интересует и приносит пользу другим.
  • Творческий подход к жизни и ответственность за дело способствуют сохранению когнитивных функций.
  • Примеры успешных людей, продолжавших трудовую деятельность в пожилом возрасте: Евгений Патон, Мэрион Харт, Арнольд Гесен.

Влияние творчества на продолжительность жизни

42:24
  • Продолжение трудовой деятельности и творческое отношение к ней положительно влияют на продолжительность и качество жизни.
  • Примеры известных личностей, продолжавших творить до старости: Микеланджело, Тициан, Верди, Павлов, Шоу, Рассел, Маэм, Коненко, Швейцер, Пикассо.

Психологические аспекты старения

45:28
  • Не все виды интеллекта одинаково сохраняются с возрастом.
  • Кристаллизованный интеллект, включающий вербальные навыки, может совершенствоваться.
  • Флюидный интеллект, отвечающий за скорость реакций и пространственное мышление, снижается с возрастом.

Шахматы как средство реабилитации

48:38
  • Шахматы могут помочь сохранить уровень интеллекта и поддержать слабые звенья.
  • Знаменитые шахматисты часто являются долгожителями.
  • Регулярные занятия шахматами способствуют психологической реабилитации и развитию.

Классификация профессий по Климову

49:33
  • Климов ввёл классификацию профессий: «человек — человек», «человек — художественный образ», «человек — техника», «человек — знак», «человек — природа».
  • В сфере «человек — человек» задействован кристаллизованный интеллект, что позволяет работать до старости.
  • Примеры таких профессий: преподавание, практическая психологическая помощь.

Оптимальное старение и передача опыта

50:19
  • Общественные работники, педагоги, психологи и другие специалисты остаются в профессии до глубоких седин.
  • Профессии, требующие скорости и результативности, требуют передачи опыта молодым.
  • Передача опыта — лучший вид деятельности в преклонные годы.

Примеры активной старости

51:27
  • Профессора в технических вузах, такие как в Бауманском МГТУ, активно работают до 70 лет.
  • Пример: профессора с инженерным образованием, которые продолжают работать.

Отношение к старости

53:00
  • Пожилые люди часто не удовлетворены жизнью на пенсии.
  • Проблематика старости и старения давно обсуждается в художественной литературе.

Ответственность за старость

55:00
  • Рассказ Бориса Васильева «Вы чьё старичье?» поднимает тему ответственности за пожилых людей.
  • Цицерон подчёркивал важность самостоятельности и защиты своих прав в старости.

Влияние мнения о своих возможностях

56:26
  • Мнение о своих возможностях влияет на качество жизни в любом возрасте.
  • Сознательное создание пространства своей жизни помогает противостоять социальным условиям.

Старость и общество

57:42
  • Старость начинается с момента прекращения трудовой деятельности.
  • Общество часто рассматривает пожилых как особую группу, не отождествляя себя с ними.

Жизненный замысел и временная перспектива

1:00:12
  • Молодёжь живёт сегодняшним днём, не задумываясь о будущем.
  • Жизненный замысел должен быть осознан как система целей и достижений.

Переживания пожилых людей

1:01:18
  • Самое страшное для пожилого человека — представление о том, что жизнь прожита зря.
  • Пожилые люди иногда наделяют свою жизнь смыслом задним числом.

Отношение к старости в разных культурах

1:03:13
  • В традиционных культурах Востока к пожилым людям всегда было уважительное отношение.
  • На Западе наблюдался всплеск пренебрежения к старости, затем — толерантности.

Счастливая старость

1:03:36
  • Тёплые

Осознание зрелости

1:04:39
  • С возрастом возрастает значимость интересов близких детей, внуков, учеников.
  • Старость может быть счастливой, если правильно к ней относиться.
  • Истинное счастье с годами нарастает и достигает максимума в старости.

Удовлетворённость жизнью

1:05:39
  • Молодость — это вспышка сил, а старость приносит стойкое ощущение удовлетворённости жизнью.
  • Каждый момент жизни в старости переживается как чудо.

Культурные различия

1:06:31
  • В отечественной культуре дети часто живут с пожилыми родителями, но не становятся одной семьёй.
  • На Востоке сохраняется традиция брать одиноких пожилых людей в дом после смерти их родственников.

Сепарация и семья

1:07:31
  • Дети должны самостоятельно строить свою семью.
  • Взрослые родители могут принять семью нового человека как родную.
  • Внуки могут стать смыслом жизни пожилых людей.

Качество жизни

1:09:59
  • Отношение к собственной жизни определяет её качество.
  • Продуманный жизненный путь способствует удовлетворённости и активности.

Интеллект и трудовая деятельность

1:10:54
  • Общий уровень интеллекта не меняется, если человек активно трудится.
  • Пример Владимира Ивановича Лубовского, который работал до 94 лет.

Когнитивные функции

1:12:48
  • Заучивание стихов и изучение иностранных языков полезны для поддержания когнитивных функций.
  • Тренинг должен быть включён в интересную деятельность.

Ухудшение восприятия и внимания

1:13:59
  • Восприятие ухудшается из-за работы анализаторов и использования «социальных костылей».
  • Внимание ухудшается из-за инертности нервных процессов и узкого фокуса.
  • Пожилые люди теряют способность автоматически сканировать окружающую среду.

Память пожилых людей

1:15:52
  • Пожилые люди плохо помнят недавние события, но хорошо — давние.
  • Кратковременная память ухудшается, но не существенно.
  • Долгосрочная память страдает из-за логических трудностей при переводе информации из оперативной в долговременную память.

Личностная автономия пожилых

1:16:21
  • Пожилые люди чаще способны жить одни, но нуждаются в тёплых отношениях с близкими.
  • Ритмика жизни пожилых мужчин меняется после выхода на пенсию.
  • Пожилые женщины лучше встраиваются в семейный ритм.

Общение пожилых

1:18:16
  • Пожилые люди рады общению, если его инициатором являются они сами.
  • Пример с дедушкой, который ждал общения от внуков целый день.
  • Неожиданные сюрпризы могут быть неприятны пожилым людям.

Мудрость пожилых

1:22:08
  • Мудрость — это экспертная система знаний, полученная опытным путём.
  • Мудрость позволяет выносить взвешенные суждения и давать полезные советы.
  • Только 3% пожилых людей обладают статусом мудрости.

Виды знаний, ассоциирующихся с мудростью

1:23:09
  • Фактуальные знания: примеры событий, ассоциации.
  • Процедурные знания: стратегии принятия решений, алгоритмы.
  • Контекстуальные знания: знание возрастного, культурного и индивидуального контекста.
  • Знания, учитывающие относительность ценностей и неоднозначность решений.

Притча о завещании царя Давида

1:25:56
  • Мудрость описывается как единство справедливости, разумности, доброты, душевного покоя и бесстрашия.
  • Справедливый человек свободен от власти и чувств, действует независимо от мира.
  • Разумный человек понимает относительность своих знаний и ищет истину в себе.
  • Добрый человек не стремится к господству и действует сообразно порядку мира.
  • Счастливый человек понимает, что его желания не насытимы.
  • Бесстрашный человек познал цену радости и печали, не боится смерти или бессмертия.

Виды старения

1:28:24
  • Борис Герасимович Анаев утверждает, что духовное старение наступает раньше физического.
  • Пример: 60-летний мужчина, вышедший на пенсию, быстро становится дряхлым.
  • Биологическое старение может преобладать над другими видами.

Знания в старости

1:29:19
  • Вопрос о знаниях, необходимых в старости.
  • Упоминание Карла Юнга о значении символического и религиозного опыта.

Смена деятельности

1:30:11
  • Необходимость смены специализации для обновления духовного «оборудования».
  • Личный пример: переход от исследований старения к социальной психологии.

Духовное удовлетворение

1:32:04
  • Важность нахождения духовного удовлетворения в профессии.
  • Интерес к изобразительному искусству и катарсису.

Творческая жизнь

1:34:01
  • Творческая деятельность усиливает интерес к жизни.
  • Написание сказок для внуков приносит радость.

Физическая активность

1:34:58
  • Совет заниматься физической активностью для поддержания бодрости.

Одиночество пожилых людей

1:35:53
  • Переезд для пожилых людей — стресс, часто приводящий к негативным последствиям.
  • Важность общения и выражения любви со стороны детей и внуков.

Культура взаимоотношений поколений

1:37:43
  • Необходимость перестройки взаимоотношений между поколениями.
  • Пример передачи жилья детям и принятия семейной иерархии.

Проблемы старости

1:40:15
  • Трудности в работе с пожилыми людьми, не готовыми к восприятию жизни.
  • Совет отдавать любовь и заботу родителям, чтобы избежать сожалений в будущем.

Иерархия целей и зрелость

1:41:19
  • Важно побуждать людей зрелого возраста продумывать свои шаги и иерархию целей.
  • Пример с магистратурой: многие приходят бесплатно, но быстро теряют интерес.
  • Отсутствие углублённой временной перспективы приводит к неудовлетворённости жизнью.

Чувство вины и дома престарелых

1:43:22
  • Дети испытывают чувство вины, отдавая пожилых родителей в дома престарелых.
  • Дементные пожилые люди могут быть опасны для себя и окружающих.
  • В обществе существует нерешённость проблемы размещения таких людей.

Проблемы в домах престарелых

1:45:13
  • В домах престарелых через полгода начинаются деменции.
  • Психотерапия пожилых людей ограничена и не всегда эффективна.
  • Глубинные и групповые методы психотерапии не подходят для пожилых людей.

Американские исследования и психотерапия

1:48:07
  • Американские исследования фокусируются на психотерапии депрессивных переживаний в старости.
  • Бихевиоральная психотерапия Левинсона и когнитивная психотерапия Аны Бека показывают хорошие результаты.

Психолого-педагогическое сопровождение

1:49:13
  • Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение пожилых людей.
  • Обучение пожилых людей должно быть средством достижения другой, более важной деятельности.
  • Пример: обучение пожилых людей работе с детьми для повышения их коммуникативной компетентности.

Взаимодействие пожилых людей с сиротами

1:52:12
  • Пожилые люди могут работать с сиротами и младшими подростками.
  • Такой подход помогает решить проблемы взаимодействия между пожилыми людьми и подростками.
  • Одинокие старики обретают «внучков» через взаимодействие с сиротами.

Результаты проекта

1:53:14
  • Проект позволил пожилым людям бесплатно учиться и работать с сиротами.
  • Группа сохранилась, все остались довольны.
  • Одинокие старики обрели новых друзей среди сирот.

Открытие учёного

1:54:25
  • Учёный сделал открытие в 1971 году.
  • Американцы получили признание за исследования в 2009 году.
  • Обсуждается возможность продления жизни без вакцинации.

Гармоничное развитие

1:55:46
  • Подчёркивается важность гармоничного развития человека.
  • Упоминается опасность чрезмерного увлечения лекарствами.
  • Говорится о необходимости комплексного подхода.

Профессиональные роли

1:56:44
  • За рубежом в работе с пожилыми людьми участвуют психолог, социальный работник и врач.
  • Врач может совмещать функции психолога в клинической психологии.

Адаптационные процессы в старости

1:57:17
  • Адаптация к возрастному фактору требует постоянных целей и усилий.
  • Различие между социализацией личности и социальной адаптацией.
  • Социальная адаптация предполагает приспособление к изменениям в обществе.

Изменения в жизни пожилых людей

1:58:21
  • Частая смена обстановки может указывать на бодрость и желание изменений.
  • Резкие изменения могут быть опасны для здоровья.
  • Осмысленные изменения жизни могут быть положительным фактором.

Примеры осмысленных изменений

1:59:18
  • Примеры пожилых людей, меняющих страны и путешествующих.
  • Книга Владимира Яковлева «Образ счастья» описывает людей, кардинально меняющих свою жизнь.
  • В Европе пожилые люди часто путешествуют и меняют жизнь.