Биология 2.Онтогенез. Эмбриональный период развития

YOUTUBE · 30.11.2025 09:00

Ключевые темы и таймкоды

Введение в онтогенез

0:01
  • Онтогенез включает три периода: преэмбриональный, эмбриональный и постэмбриональный.
  • Преэмбриональный период включает образование гамет, что может привести к мутациям.
  • Эмбриональный период начинается с оплодотворения и заканчивается рождением или выходом из оболочек.
  • Постэмбриональный период начинается с рождения и заканчивается смертью организма.

Эмбриональный период

2:55
  • Эмбриональный период делится на четыре стадии: зигота, дробление, гаструляция и органогенез.
  • Зигота образуется при слиянии яйцеклетки и сперматозоида, образуя диплоидный набор хромосом.
  • Дробление включает последовательные деления зиготы, заканчивающиеся образованием бластулы.

Классификация яйцеклеток

4:52
  • Классификация яйцеклеток по количеству желтка: олиголеточные, мезолеточные и полилеточные.
  • Классификация по распределению желтка: изолеточные, умеренно изолеточные, резко изолеточные и центролеточные.

Типы дробления

7:47
  • Дробление бывает полное и неполное, равномерное и неравномерное.
  • Полное дробление характерно для ланцетника, неполное дробление - для птиц и насекомых.

Гаструляция

16:34
  • Гаструляция преобразует однослойный зародыш в многослойный.
  • Способы гаструляции: инвагинация, эпиболия, иммиграция и делеция.
  • Инвагинация характерна для ланцетника, эпиболия - для птиц, иммиграция - для кишечнополостных, делеция - для насекомых.

Образование трехслойного зародыша

21:13
  • После образования двухслойного зародыша начинается образование трехслойного.
  • Мезодерма образуется двумя способами: телопластическим и энтероцельным.
  • Телопластический способ характерен для беспозвоночных, энтероцельный - для позвоночных.

Образование мезодермы

22:12
  • В области губ бласта образуются крупные клетки, которые делятся и формируют мезодерму.
  • У хордовых животных мезодерма образуется из выпячиваний энтодермы.
  • Эти выпячивания разрастаются между эктодермой и энтодермой.

Гисто- и органогенез

23:11
  • После формирования трехслойного зародыша начинается гисто- и органогенез.
  • Из эктодермы формируется нервная трубка, которая затем погружается под энтодерму.
  • Нервный гребень мигрирует в несколько потоков, формируя различные клетки и органы.

Осевой комплекс органов

26:06
  • Параллельно с нервной трубкой формируются хорда и вторичная кишка.
  • Мезодерма подразделяется на дорсальную и вентральную области.
  • Дорсальная часть представлена сегментированными мешками, а вентральная - боковой пластинкой.

Формирование тканей и органов

30:59
  • Из эктодермы формируются эпидермис кожи и его производные.
  • Из энтодермы - эпителий средней кишки и органы дыхания.
  • Из мезодермы - скелет, мускулатура, кровеносная и лимфатическая системы, органы выделения и половые железы.

Провизорные органы

34:54
  • У амниотов желточный мешок выполняет питательную и кроветворную функции.
  • У амниот желточный мешок сохраняется, но выполняет вторичные функции.
  • Амнион и аллантоис участвуют в образовании плаценты, обеспечивая газообмен и питание.

Гетерохронность закладки органов

42:40
  • Органы и ткани закладываются в разное время.
  • Чем раньше орган начинает функционировать, тем раньше он должен закладываться.
  • У хордовых животных головной конец закладывается раньше, чем спинной мозг.

Регуляция эмбриогенеза

44:35
  • Регуляция эмбриогенеза осуществляется на надклеточном, клеточном и молекулярно-генетическом уровнях.
  • Надклеточный уровень включает эмбриональную индукцию, управляемую организационными центрами.
  • Немецкий ученый Шпеман установил роль организационных центров в 1924 году.

Опыты Шпемана

45:34
  • Шпеман проводил опыты на зародышах тритонов, используя два вида: гребенчатый и полосатый.
  • В первом опыте удаляли дорсальную губу бластопора, и нервная трубка не формировалась.
  • Во втором опыте дорсальную губу пересадили на брюшную сторону, и нервная трубка сформировалась.

Третий опыт Шпемана

48:27
  • В третьем опыте использовали два вида тритонов: гребенчатый и полосатый.
  • Дорсальную губу полосатого тритона пересадили на вентральную сторону гребенчатого тритона.
  • Сформировались две нервные трубки и два зародыша, но из материала реципиента.

Заключение опытов Шпемана

49:23
  • Дорсальная губа бластопора служила индуктором, направляющим развитие эктодермы.
  • Индуктор вызывает развитие компетентной ткани, которая затем сама становится индуктором.
  • Примеры включают закладку глаза и развитие позвонков у птиц.

Клеточный уровень эмбриогенеза

53:18
  • На клеточном уровне наблюдаются пять типов реакций: пролиферация, перемещение, гибель, избирательная сортировка и дифференцировка клеток.
  • Пролиферация контролируется генетически и внешними факторами, такими как ростовые факторы.
  • Перемещение клеток контролируется генетически и зависит от веществ, выделяемых зародышем.

Гибель клеток

58:10
  • Запрограммированная гибель клеток апоптоз контролируется генетически.
  • Гибель клеток важна для формирования органов, например, конечностей.
  • Влияние микроокружения может изменять программу гибели клеток.

Избирательная сортировка

1:02:01
  • Избирательная сортировка связана с перемещением клеток и их правильным расположением.
  • Генетический контроль обеспечивается антигенными свойствами клеток.
  • Различия в зарядах мембран клеток помогают им правильно располагаться.

Дифференцировка клеток

1:03:58
  • Дифференцировка включает три этапа: допатентность, равнонаследственность и специализация.
  • Допатентность означает, что клетка способна развиваться в любой тип

Дробление и монозиготные близнецы

1:05:57
  • Во время дробления зародыша могут образоваться бластомеры, которые расходятся и дают начало своим эмбрионам.
  • Это приводит к развитию монозиготных близнецов.
  • У человека до 20 бластомеров сохраняют totipotency, что позволяет им развиваться в целый организм.

Трансдетерминация и полная детерминация

1:06:54
  • На втором этапе клетки могут переопределить путь своего развития.
  • Пример: в опытах Шпемана клетки изменяют путь развития под влиянием дорсальной губы зародыша.
  • На третьем этапе клетки становятся полностью детерминированными и не могут изменить свой путь развития.

Молекулярно-генетический уровень регуляции

1:07:54
  • Ранние стадии эмбриогенеза управляются веществами в цитоплазме яйцеклетки.
  • Джон Гердон доказал это, клонируя лягушку, удалив ядро из яйцеклетки и заменив его ядром специализированной клетки.
  • Клонирование лягушки показало, что все специализированные клетки содержат полный набор генов.

Дифференциальная активность генов

1:11:46
  • Гены работают попеременно, регулируемые продуктами их деятельности.
  • Саморегуляция генов происходит через продукты их работы, которые активируют или блокируют другие гены.
  • Гормоны и белки также могут регулировать экспрессию генов.

Доказательства дифференциальной активности генов

1:13:44
  • Политенные хромосомы у двукрылых насекомых показывают, что гены работают по-разному на разных стадиях развития.
  • Смена видов гемоглобина у человека подтверждает работу разных генов на разных этапах онтогенеза.
  • Уменьшение числа активных генов у морского ежа также подтверждает гипотезу.

Критические периоды эмбриогенеза

1:17:37
  • Зародыш чувствителен к повреждающим факторам в определенные периоды развития.
  • Критические периоды включают имплантацию, плацентацию и перинатальный период родов.
  • Нарушение нормального хода эмбриогенеза может привести к аномалиям и уродствам.

Тератогенные факторы

1:21:29
  • Экзогенные факторы, такие как химические вещества, физические и биологические воздействия, могут вызывать уродства.
  • Примеры тератогенных веществ: алкоголь, антибиотики, рентгеновские лучи, вирусы и простейшие.
  • Эти факторы могут привести к аплазии, гипоплазии, гипертрофии, гипотрофии, атрезии и другим порокам развития.