Введение 0:01 Курс Александра Аузана о культурных кодах экономики. Лекция третья: влияние языка, климата и истории на успешность наций.
Различия в экономических успехах 0:22 Экономические успехи наций различаются по причинам и областям деятельности. Примеры различий: расположение руководства компаний в Германии, Франции и Японии.
Инновации и государство 1:18 Инновации в Японии отличаются от американских, японцы лучше улучшают существующие продукты. Различия в доле государственных расходов и трансфертов между США и континентальной Европой.
Культурные различия в восприятии бедности 1:53 Опрос показал различия в восприятии бедности и удачи между американцами и европейцами. Американцы считают, что бедность связана с ленью, а европейцы — с удачей.
Треугольник Кейнса 3:49 Европа склоняется к сочетанию свободы и справедливости, США — к свободе. Пандемия изменила взаимное положение свободы, справедливости и эффективности.
Теория Хофстеда 4:56 Хофстед разработал методику для описания культурных различий наций. Основные характеристики: индивидуализм/коллективизм, дистанция власти, избегание неопределённости, маскулинность/феминность, долгосрочная ориентация.
Индивидуализм и коллективизм 7:21 Индивидуализм проявляется в командных видах спорта, коллективизм — в индивидуальных. Различия в инновациях: радикальные инновации в индивидуалистических культурах, инкрементные — в коллективистических.
Дистанция власти 9:02 Высокая дистанция власти снижает распространение инноваций и предпринимательства. Нации с высокой дистанцией власти лучше справляются с кризисами.
Избегание неопределённости 10:23 Избегание неопределённости препятствует инновационному развитию и венчурным рынкам.
Маскулинность и феминность 10:45 Маскулинные нации лучше справляются с массовым стандартизированным производством. Феминные нации эффективнее в сервисных видах деятельности и креативной экономике.
Долгосрочная ориентация 12:36 Долгосрочная ориентация связана с настроенностью на значительные перемены и историческим мышлением. Восточные нации склонны к долгосрочным инвестициям.
Закон конкурентной специализации 13:26 Культурные характеристики определяют способность наций к инновациям, предпринимательской деятельности и долгосрочным инвестициям.
Причины разнообразия культур 14:09 Язык — вторая макрохарактеристика культуры после религии, влияющая на поведение и экономику. Гипотеза Сепира-Уорфа: язык определяет мышление и поведение. Личные местоимения в языке коррелируют с индивидуализмом: обязательное употребление местоимений связано с высоким индивидуализмом.
Влияние языка на поведение 15:40 Глаголы будущего времени в языке влияют на ответственное поведение. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры имеют разные особенности речи и образования. Письменный язык и правила в нём влияют на отношение к институтам.
Влияние климата и агротехники 17:32 Климат и методы агротехники значительно влияли на жизнь общества. Н-образная зависимость температуры и маскулинности-феминности: высокие или низкие температуры способствуют феминным культурам, а благоприятный климат — маскулинным. Лесоводство способствует массовому стандартизированному производству, а пашенное земледелие — креативным решениям.
Влияние истории на культуру 20:07 Латиноамериканские страны отстают из-за неудачных институтов, транслированных Испанией. Альтернативное объяснение: экстрактивные институты в странах с неблагоприятным климатом. Исторические тренды, такие как самодержавие и крепостничество, сильно повлияли на культуру России.
Сближение культур 22:32 Восточно-азиатские страны, добившиеся успеха, сблизились по ценностному профилю с Европой и Америкой. Вестернизация сопровождается индогенизацией: попыткой опираться на национальные и религиозные ценности. Конкуренция между конфуцианской и западно-христианской цивилизациями.
Культурная дистанция и сотрудничество 25:02 Культурная дистанция определяет возможности сотрудничества между нациями. Мигранты из стран с низкой культурной дистанцией легче интегрируются в экономику. Различие экономических культур создаёт как возможности, так и препятствия в мировом разделении труда.
Заключение 26:29 Важно принимать других как иных и находить применение собственной идентичности. Необходимо использовать преимущества своего климата и культуры для развития. Курс подготовлен совместно с государственной корпорацией «Веб.РФ».