Введение в курс 0:20 Курс посвящен духовной основе русской литературы. Основное внимание уделяется русской цивилизации и её мировоззрению. Курс поможет понять классическую литературу XIX века.
Русская цивилизация 1:28 Русская цивилизация выделяется среди других христианских цивилизаций. Западная цивилизация развивалась от античности до секуляризации. Восточная христианская цивилизация, византийская, просуществовала до 1453 года.
Русская православная цивилизация 5:27 Русская цивилизация начинается с принятия христианства в 988 году. Формирование единой нации и развитие до XX века. Разделение на католиков и православных происходит в 1054 году.
Различия между цивилизациями 8:05 Западная цивилизация стремится к земному счастью и благополучию. Православная цивилизация фокусируется на спасении души. Тема спасения души является центральной в древнерусской литературе.
Краеугольные камни цивилизации 10:34 Вера, язык, культура и история. Латинский язык в Западной Европе, греческий в Византии, церковно-славянский в России. Церковно-славянский язык использовался для перевода священных текстов и литургии.
Переписка Грозного с Курбским 12:17 Грозный использовал церковнославянский язык для церковных дел и древнерусский для мирских. Язык в Древней Руси был не только литургическим, но и литературным. Древнерусские книжники не подписывали свои труды, считая их божественным откровением.
Цели древнерусской словесности 14:57 Западноевропейская литература развлекательная, древнерусская — учительная и нравоучительная. Книга воспринималась как разговор Бога с человеком, молитва — как обращение к Богу. Церковнославянский язык использовался для связи по вертикали, древнерусский — по горизонтали.
Эволюция языка и перевод службы 15:53 Язык развивается, но мирские дела обсуждаются на профанном языке. Перевод службы на современный язык недопустим, она должна оставаться на церковнославянском. Вера, история и культура формируют патриотизм и русскую идею.
Вера и мировоззрение 18:19 Вера формирует бинарное представление о мире: горний и дольний. Вера выстраивает взаимоотношения с Творцом и формирует представление о человеке как образе Божьем. Высшее искусство в Древней Руси — это искусство жить.
Идеальные образы в литературе 20:20 В древнерусской словесности идеальные образы — это святые, уподобляющиеся Христу. Путь святых — это путь Христа, исполнение всех 19 заповедей. В литературе нового времени идеалы отсутствуют, есть только положительные образы.
Христоцентричность русской литературы 23:34 Русская литература христоцентрична, в отличие от западноевропейской. В литературе показан путь человека к Христу или от Христа. Церковнославянский язык был языком древнерусской словесности до XVI века.
История Древней Руси 26:00 История Древней Руси понималась как разворачивание божественного промысла до страшного суда. Летописи, такие как "Повесть временных лет", отражают это понимание. Ударение в "Повести временных лет" не соответствует средневековой традиции.
Завершение русского летописания 27:32 Русское летописание завершается к концу XV века, что связано с ожиданием страшного суда. В летописях подчеркивается, что Бог избрал Русь на последнее время. Летописцы ожидали конец света в 7000 году от сотворения мира.
Русская идея 29:30 Русская идея связана с хранением православия до страшного суда. После падения Византии и Константинополя, Русь осталась единственной православной землей. Илларион в "Слове о законе и благодати" выразил эту идею.
Примеры и последствия 32:23 После падения Константинополя в 1453 году, русская служба продолжала существовать. Летописи подчеркивают, что Бог избрал русский народ для хранения православия. Отступление от православия приводило к разрушению Руси, как это было с монголо-татарами.
Пророчества и реальность 36:34 В XVI веке старец Филофей предсказал, что благодать Святого Духа воссияет на Руси. Пророчество Филофея сбылось с венчанием Ивана IV на царство и установлением патриаршества. Слово "Русь" и "Россия" связаны с митрополией и патриаршеством, что подчеркивает значимость русской земли в православии.
Эволюция русской власти и мировоззрения 39:20 В России появляется патриаршество, что отражает эволюцию русской истории. В XVI веке центральной темой была идея "Москва - третий Рим". В XVII веке мировоззрение древнерусского человека меняется с теоцентрического на антропоцентрическое.
Антропоцентрическое мировоззрение 41:07 С конца XV века до 1740-х годов человек становится центром вселенной. В XVII веке появляется идея, что Господь сотворил мир ради человека. Развивается публицистика и разум человеческий выходит на первое место.
Секуляризация и доминирование разума 43:06 В XVII веке начинается секуляризация, когда разум начинает доминировать над духовной сущностью. В XVIII веке мир становится эгоцентричным, что отражается в литературе. Литература становится эгоцентричной, отражая мировоззрение автора.
Символика Красной площади 45:30 Красная площадь формировалась как зримый образ Горнего Иерусалима. Храм Покрова Богородицы на Красной площади имеет символическое значение. Лобное место на Красной площади использовалось для начала служб под открытым небом.
Символика и восприятие Запада 49:25 Храм на Красной площади воспринимался как алтарь под открытым небом. Восток ассоциировался с раем, а запад - с преисподней. Все, что приходило с запада, воспринималось как негативное и отвергалось.
Секуляризация и духовная сущность Москвы 50:54 Во второй половине XVII века начинается секуляризация сознания. Москва воспринимается как зримый образ горнего Иерусалима. Патриарх Никон строит Новый Иерусалимский монастырь в Подмосковье.
Ориентация Петра I на Запад 51:50 Петр I ориентируется на Запад и становится императором в 1721 году. Москва остается столицей царства, но Петр I основывает новую столицу — Санкт-Петербург. Петербургский период — это беспатриарший период русской истории.
Петербург как имперская столица 52:51 Петербург строится по типу древнего Рима, с представлением всех конфессий. Казанский собор остается православным храмом. Петр I переносит мощи Александра Невского и основывает Александро-Невскую лавру.
Доктрина Уварова и восстановление патриаршества 53:48 Граф Уваров формулирует доктрину "православие, самодержавие, народность". После победы большевиков столица переносится из Петербурга в Москву. Патриаршество восстанавливается, так как Москва — патриарший город.
Заключение и переход к культуре 55:41 Лекция завершается кратким упоминанием о культуре и литературе.
Канонизированные авторы 55:55 Митрополит Илларион, преподобный Нестор, Феодосий Печерский, епископ Кирилл Туровский и Владимир Мономах - все они канонизированы. Русская литература основана святыми, что отличает её от других литератур мира.
Духовное основание русской литературы 56:46 Основная тема русской литературы - спасение души. Произведения учат нравственности и спасению, отражая идею исполнения заповедей. Древнерусская словесность отличается от беллетристики и основана на священные писания, особенно на Евангелие.
Влияние Библии и духовное возрождение 59:01 Библия была переведена на русский язык в конце XV века. Новый Завет был известен благодаря переводам Кирилла и Мефодия. В XVI веке на Руси произошло духовное возрождение, связанное с созданием новых житий и переписыванием старых.
Влияние Западной Европы 1:00:00 В XVIII веке русская литература ускоренно развивается, догоняя Запад. В отличие от Западной Европы, на Руси не было эпохи Возрождения, но духовное возрождение продолжалось. В XVII веке Русь начинает ориентироваться на Европу, что заметно в архитектуре и поэзии.
Ускоренное развитие русской литературы 1:02:27 Россия быстро впитывает западные литературные течения, но сохраняет своё содержание. Классицизм и сентиментализм приходят в Россию раньше, чем в Западную Европу. В конце XVIII века начинается романтизм, который сосуществует с классицизмом и сентиментализмом.
Влияние древнерусской словесности 1:04:58 В начале XIX века романтики открывают древнерусскую словесность. Пушкин не знал о существовании древнерусской литературы до публикации "Слова о полку Игореве". Русская литература XIX века основывается на древнерусской литературе и Евангелии, сохраняя христоцентричность.
Пушкин и его произведения 1:06:30 Молодой человек отправляется к месту назначения, встречает барышню, пишет ей письмо, участвует в дуэли. Пушкин, написавший "Евгения Онегина", был недоволен этим произведением. Пушкин, будучи православным, написал "Капитанскую дочку", которая считается его духовным завещанием.
Духовная лестница Достоевского 1:09:26 Достоевский, проведший пять лет на каторге и пять лет в ссылке, написал свои романы после этих испытаний. Его романы отражают духовную лестницу, по которой он восходил.
Гоголь и его произведения 1:09:55 Гоголь, всегда православный, написал "Ревизора" и "Выбранные места из переписки с друзьями". Его произведения отражают евангельские истины и призывают к духовному развитию.
Христоцентричность русской литературы 1:12:42 Русская литература ориентируется на Христа и евангельские истины. Герои произведений идут либо к Христу, либо от него, что отражает их духовный путь.
Толерантность православия 1:17:01 Православие, в отличие от католицизма, не вело религиозных войн и было толерантным к другим религиям. В Древней Руси мусульмане часто принимали православие, но не наоборот.
Разделение церковнославянского и мирского языков 1:18:26 Церковнославянский язык используется для общения с Богом, а мирской язык — для повседневного общения. Важно сохранять чистоту речи и не засорять её.
Символика креста и круга 1:19:25 Крест символизирует спасение и вечность, а круг — спасение вечности. Эти символы присутствуют в топонимике православных храмов и городов.
Пример чистоты речи 1:20:07 Старшее поколение должно подавать пример чистоты речи, чтобы молодёжь следовала этому примеру. Слово без примера — пустой звук, поэтому важно, чтобы речь была образцовой.
Древнерусская литература и святоотеческая литература 1:21:19 Древнерусские писатели не подписывали свои произведения, считая их богодухновенными. Древнерусская литература включает наставления святых отцов, таких как Василий Великий и Иоанн Богослов. Эти произведения остаются актуальными для православных людей до сих пор.
Антихрист и Россия 1:22:30 Первые упоминания о Гоге и Магоге в русских летописях появились в 13 веке. В петровское время Петра I считали воплощением антихриста, особенно старообрядцы. В начале 18 века появилось много анонимных произведений об антихристе.
Божественный промысел в истории Древней Руси 1:25:08 Летописи подчеркивают, что все события в русской истории закономерны и имеют последствия. Пример: поход Игоря Святославича против половцев, сопровождавшийся солнечным затмением. Божественный промысел проявляется в свободе выбора и последствиях действий.
Христианская культура и искусство 1:28:36 Европейская культура и русская литература основаны на католицизме и православии. Центральный христианский праздник в Западной Европе — Рождество, в России — Пасха. Искусство должно быть религиозным и духовным для преображения человека.
Москва как Третий Рим 1:30:32 Михаил Кудрявцев написал книгу "Москва — Третий Рим", посвященную сакральной истории Москвы. Андрей Баталов, заместитель директора музея Московского Кремля, исследовал проект строительства храма Гроба Господня в Москве.
Донесение христианства до молодежи 1:33:24 Тема праведников в русской литературе была принята в штыки, но через любовь к Христу можно донести христианские идеи. Пример: Лев Толстой, который пришел к выводу, что смысл жизни можно объяснить только верой. Без веры нет смысла жизни, и это должно быть донесено до сознания учеников.
Описания грехов святых в русской литературе 1:35:58 В русской литературе часто упоминаются грехи святых до их обращения. Евангелие не скрывает грехов апостолов, включая Владимира Святославича. Закон готовит к восприятию благодати, но не спасает без нее.
Преображение через покаяние 1:37:28 Нет греха, который бы превышал милосердие Бога. Путь грешника к спасению через покаяние и веру. Пример разбойника, который первым попадает в рай.
Ветхий и новый человек в литературе 1:38:18 В древнерусской литературе часто показывается греховность человека до крещения. Пример из "Закона благодати": человек сбрасывает греховное и преображается. Ветхий и новый человек присутствуют в сказках и литературе.
Пример из сказки "По щучьему велению" 1:39:02 Емеля, сидящий на печи, символизирует ветхого человека. Вода символизирует очищение, а щука – спасение. Емеля преображается, когда строит дворец и получает благословение на брак.
Пушкин и обогащение русского языка 1:45:27 Пушкин обогатил русский язык, используя церковнославянскую лексику. Его словарный запас составляет 26 тысяч слов. Пушкин создал литературный русский язык.
Возникновение художественной литературы на Руси 1:47:05 До XVI века вымысел не был известен, все писалось о реальности. С XVI века появляются заимствованные вымышленные сюжеты. В XVII веке появляются куртуазные повести и исторические произведения.
Литература нового времени 1:49:35 Литература XVIII века основывается на типизации, обобщении и вымысле. Типичные герои в типичных обстоятельствах и заимствованные сюжеты.
История художественной литературы 1:50:32 Первый печатный роман в России - "Езда в остов любви" Третьяковского. В период классицизма романы не появлялись, преобладали оды, драмы и комедии. Сентименталисты начали писать повести и романы, что способствовало развитию беллетристики.
Развитие беллетристики в России 1:51:22 Беллетристика начала развиваться в России в конце XVIII века, но в значительной мере в XIX веке.
Вопрос о творчестве Льва Толстого 1:51:41 Вопрос о пути героев Толстого, особенно в "Войне и мире". Лекция о Толстом и его героях доступна в интернете.
Путь князя Андрея 1:53:03 Князь Андрей в начале желал славы, но после Аустерлица и ранения начал задумываться о Боге. Толстой описывает сцену приближения Наполеона, которая изменила восприятие князя Андрея. Князь Андрей приходит к Богу, прощая своего врага на смертном одре.
Путь Пьера Безухова 1:54:21 Пьер Безухов, получив образование в Западной Европе, также начинает задумываться о Боге в плену у французов. Толстой планировал роман о декабристах, но художественная правда изменила замысел, и роман стал "Войной и миром". В романе всегда должно быть преображение личности, иначе это не роман.