Развитие системы финансового контроля и аудита в секторе государственного управления. Зал 2(RU)

YOUTUBE · 30.11.2025 07:24

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:02
  • Приветствие и поздравление с праздником - Днем финансиста
  • Обсуждение изменений в бюджетном законодательстве и государственном финансовом контроле

Основные проблемы и предложения

1:24
  • Расширение полномочий органов государственного финансового контроля
  • Разработка федеральных стандартов и регламентов
  • Право доступа к информационным системам
  • Проблемы дальнейшего расширения госфиконтроля и госаудита
  • Недостаточное взаимодействие между внутренним и внешним контролем
  • Излишняя формализация и подмена системы внутреннего финансового аудита
  • Сложности при реализации результатов контрольных мероприятий

Вручение дипломов Московского финансового форума

6:09
  • Вручение дипломов за эффективную организацию внутреннего государственного финансового контроля, вклад в развитие системы правового урегулирования, молодым профессионалам

Начало основной части круглого стола

8:18
  • Обсуждение актуальных вопросов и проблем в сфере государственного финансового контроля и аудита

Позиция регулятора

12:58
  • Алексей Михайлович, представитель Федерального казначейства, высказывает свою позицию по расширению сферы контроля, отмечая, что это может быть сделано в правовом поле.
  • Он также отмечает, что сфера контроля была сокращена, но теперь предлагается расширить ее, включив в нее контроль в сфере закупок и другие области.
  • Алексей Михайлович также предлагает более осторожно подходить к контролю над хозяйствующими субъектами, учитывая их согласие на более детальный контроль.

Обсуждение изменений в градостроительном кодексе

13:56
  • В видео обсуждается изменение в градостроительном кодексе, которое позволяет контролировать не только объекты, но и процесс строительства.
  • Вводится понятие "предмет контроля", которое включает в себя соблюдение технических параметров и соотношения между материалами.

Расширение сферы контроля и новые методы

17:48
  • Обсуждается расширение сферы контроля, которое может привести к сужению контроля и регулированию рынков.
  • Рассматривается возможность использования новых методов контроля, таких как финансовое расследование.

Примеры злоупотреблений и их последствия

23:14
  • Обсуждаются примеры злоупотреблений, связанных с определением сметной стоимости и использованием рыночных цен.
  • Приводятся примеры возврата в бюджет средств, которые были необоснованно потрачены на строительство.

Заключение

24:59
  • Подчеркивается необходимость совершенствования контроля и реагирования на злоупотребления в сфере строительства.
  • Обсуждается возможность использования новых методов контроля и финансового расследования.

Обсуждение финансового контроля

25:35
  • Участники обсуждают проблему недобросовестных подрядчиков и заказчиков, которые наносят ущерб бюджету.
  • Предлагается ввести изменения в правила и изменения в градостроительном кодексе, чтобы решить эту проблему.

Обсуждение контроля и ответственности

32:18
  • Заместитель руководителя Федерального казначейства поддерживает идею о том, что нужно развивать систему финансового контроля для достижения лучшего результата и большей эффективности бюджетных вложений.
  • Обсуждается вопрос о том, как контролировать неконкурентные закупки и как правильно администрировать расходы компании-подрядчика.

Заключение

36:12
  • Участники приходят к выводу, что оба оппонента, Алексей Михайлович и Татьяна Викторовна, правы в своих позициях.
  • Необходимо двигаться к эффективности и строить качественный объект за меньшую цену.

Обсуждение контроля и взаимодействия между органами

37:10
  • Участники обсуждают важность контроля и взаимодействия между различными органами, включая государственный финансовый контроль и аудит.
  • Обсуждается проблема отсутствия ответственности за цены, заложенные в проектно-сметной документации, и необходимость разбить процесс на два этапа.

Взаимодействие между внешним и внутренним контролем

42:28
  • Участники обсуждают необходимость взаимодействия между внешним и внутренним государственным финансовым контролем, а также проблемы дублирования и взаимного признания результатов проверок.
  • Обсуждаются вопросы классификации нарушений и единого классификатора рисков, а также необходимость доверия между различными органами контроля.

Взаимодействие между Счетной палатой и Федеральным казначейством

46:00
  • Участники обсуждают примеры совместного взаимодействия между Счетной палатой и Федеральным казначейством, а также распределение задач и целей между ними.
  • Обсуждается важность совпадения инструментов, стандартов и методологий для эффективного взаимодействия между органами контроля.

Обсуждение взаимодействия Счетной палаты и Федерального казначейства

48:47
  • В рамках обсуждения взаимодействия Счетной палаты и Федерального казначейства, было отмечено, что на данный момент нет никаких норм, стимулирующих их к координации и синхронизации своих мероприятий на этапе планирования.
  • Однако, в первый год, Федеральное казначейство направило в адрес Счетной палаты проект плана работы на следующий год, что позволило Счетной палате обратить внимание на определенные сферы деятельности и провести экспертно-аналитическое или контрольное мероприятие.

Планирование и координация

51:29
  • В рамках обсуждения было отмечено, что успешность дальнейшей работы в части взаимодействия лежит в плоскости развития института планирования.
  • Было предложено рассмотреть возможность создания единой системы рисков, которая может быть основана на сотрудничестве между Счетной палатой и Федеральным казначейством.

Взаимодействие и регулирование

53:25
  • Было отмечено, что объединение возможно только при наличии четкого функционала, миссии и принципов у каждого из органов.
  • Было предложено рассмотреть возможность использования результатов друг друга и создания инструментов для идентификации нарушений.

Комментарии из зала

59:05
  • В конце обсуждения были сделаны несколько коротких комментариев из зала, которые не были подробно рассмотрены.

Взаимодействие между органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля

59:36
  • Обсуждение взаимодействия между органами внешнего государственного финансового контроля (Счетная палата) и внутреннего государственного финансового контроля (Федеральное казначейство).
  • Взаимодействие должно строиться на основе ежегодных проверок Счетной палаты и контроля Федерального казначейства за исполнением бюджета и проектировками на будущий год.

Ответственность и полномочия органов государственного финансового контроля

1:00:37
  • Обсуждение ответственности и полномочий органов государственного финансового контроля, включая Федеральное казначейство и Счетную палату.
  • Ответственность должна быть распределена в соответствии с полномочиями, а не быть коллективной.

Взаимодействие региональных контрольно-счетных палат и внешнего контроля

1:01:27
  • Обсуждение взаимодействия региональных контрольно-счетных палат с внешними контролерами.
  • Региональные контрольно-счетные палаты имеют разные цели и задачи, что затрудняет взаимодействие.

Муниципальный финансовый контроль

1:04:50
  • Обсуждение ситуации с муниципальным финансовым контролем, где более трех тысяч муниципальных образований не осуществляют контроль и не справляются со своими обязанностями.
  • Вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство, передачи полномочий по муниципальному финансовому контролю на уровень субъекта или принятия других мер для решения этой проблемы.

Обсуждение контроля за исполнением бюджета

1:06:52
  • В видео обсуждается контроль за исполнением бюджета на муниципальном уровне.
  • В 2003 году был принят 131-й закон, который дал толчок к реформе местного самоуправления и формированию муниципальных бюджетов.
  • В результате этого появились муниципальные контрольные органы, которые проверяют бюджеты.

Проблемы с муниципальным контролем

1:09:47
  • Сегодня муниципальный контроль является объектом повышенного риска, так как профессиональный ресурс для его осуществления ограничен.
  • Бюджетная обеспеченность муниципальных образований не позволяет обеспечить достаточный финансовый ресурс для контроля.
  • В некоторых случаях, субъекты Российской Федерации осуществляют контроль за муниципальными образованиями.

Варианты решения проблемы

1:11:41
  • Можно передать полномочия по контролю на уровень субъекта Российской Федерации.
  • Контрольно-счетные органы могут осуществлять контроль, но не занимаются аудитом.
  • Возможно, достаточно одного вида контроля, без разделения на внешний и внутренний.

Практический опыт Александра Михайловича

1:12:40
  • Александр Михайлович, работающий в Санкт-Петербурге, подтверждает наличие проблемы с муниципальным контролем.
  • Историческая справка, приведенная Сергеем Владимировичем, помогает понять, почему необходимо вернуться к формированию муниципальных контрольных органов до 2003 года.

Обсуждение полномочий в сфере финансового контроля

1:13:35
  • Участники обсуждают полномочия контрольно-счетных органов, внешнего контроля муниципальной и ведомственного контроля.
  • Отмечается, что муниципалитеты имеют разные бюджеты и полномочия, и необходимо учитывать это при передаче полномочий на уровень субъектов.

Иммунитет бюджета и разноуровневая система бюджета

1:14:34
  • Обсуждается иммунитет бюджета и разноуровневая система бюджета, а также необходимость передачи полномочий на уровень субъектов.
  • Упоминается, что некоторые субъекты уже передают полномочия на уровень субъектов.

Передача полномочий от муниципальных образований к субъектам

1:16:25
  • Обсуждается возможность передачи полномочий от муниципальных образований к субъектам.
  • Упоминается о необходимости найти методы реализации этих исключительных полномочий.

Использование договоров о разграничении предметов ведения и полномочий

1:18:04
  • Упоминается о существовании системы договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами.
  • Предлагается использовать эту систему для передачи полномочий на уровень субъекта.

Обсуждение изменений в бюджетном законодательстве

1:19:00
  • В ходе обсуждения были затронуты вопросы, связанные с изменениями в бюджетном законодательстве, которые были внесены в 2020 году.
  • Были рассмотрены изменения, касающиеся дотаций, субсидий и субвенций, а также вопросы, связанные с соглашениями и договорами.

Проблемы внутреннего финансового контроля и аудита

1:24:05
  • В ходе обсуждения была поднята проблема функционирования внутреннего финансового контроля и аудита.
  • Было отмечено, что система внутреннего финансового контроля и аудита имеет ряд недостатков, связанных с неправильным подходом к определению этих понятий в законодательстве.
  • Было предложено изменить подход к управлению этими системами и внедрить автоматизацию контроля.

Внутренний финансовый контроль и аудит

1:26:57
  • Спикеры обсуждают важность внутреннего финансового контроля и аудита для повышения эффективности управления государственными финансами.
  • Аудиторы должны быть независимыми и функционально и организационно, но это сложно сделать в условиях ограниченных ресурсов и организационной структуры.

Проблемы и решения

1:30:05
  • Проблемы с функциональной организационной независимостью внутреннего финансового аудита.
  • Поправки в Бюджетный кодекс, направленные на нормализацию работы внутреннего финансового аудита и повышение его эффективности.
  • Три базовые задачи внутреннего финансового аудита: повышение качества и управление внутренним финансовым контролем, подтверждение достоверности отчетности и повышение эффективности качества.

Выводы и рекомендации

1:34:00
  • Необходимость формирования инструментов, помогающих принимать и формировать управленческие решения.
  • Улучшение качества внутреннего финансового аудита там, где уполномоченные лица подчиняются непосредственно руководителю.
  • Изменения в Бюджетном кодексе нацелены на развитие института внутреннего финансового аудита и повышение его эффективности.

Обсуждение системы внутреннего контроля и аудита

1:38:02
  • Участники обсуждают, что в системе внутреннего контроля и аудита, которую они обсуждают, есть явный конфликт интересов.
  • Внутренний финансовый контроль должен работать с рисками, а внутренний финансовый аудит должен их аудировать.

Проблемы с реализацией результатов контроля

1:40:59
  • Участники обсуждают сложности с реализацией представлений и предписаний, а также применение бюджетных мер принуждения.
  • Александр Михайлович говорит, что проблем с реализацией результатов контроля нет, и что они стараются разобраться в причинах нарушений и устранить их на этапе зарождения.

Обсуждение бюджетного кодекса

1:44:14
  • В видео обсуждается новый закон о бюджетных мерах принуждения и его влияние на процедуру принятия решений.
  • Упоминается возможность продления исполнения представлений и предписаний по мотивированным обращениям объектов контроля.

Перспективы развития финансового контроля

1:48:04
  • Спикеры предлагают различные подходы к совершенствованию финансового контроля, включая использование карт риска, вовлечение объектов контроля и внедрение финансового аудита.
  • Обсуждается гармонизация и взаимодействие между различными уровнями контроля, а также переход от внутреннего финансового аудита к внутреннему аудиту организации.

Обсуждение развития и внедрения цифровых методов контроля

1:52:21
  • Спикер обсуждает важность развития и внедрения цифровых методов предварительного контроля, которые позволяют видеть полную картину, формировать риски и указывать на них.
  • Это должно происходить максимально безболезненно для объекта и привлекать его внимание к проблематике.

Создание эффективного института финансового контроля

1:53:43
  • Вторая часть выступления посвящена созданию эффективного института финансового контроля, который позволяет достигать целей и задач, поставленных перед участниками.

Перспективы и задачи на будущее

1:54:43
  • Спикер обсуждает две основные задачи, которые необходимо решить в ближайшее время: развитие цифровых методов контроля и создание эффективного института финансового контроля.
  • Также он предлагает внести новую редакцию бюджетного кодекса в правительство и завершить работу над законопроектом о платежной системе.

Проблемы и решения

1:57:01
  • Спикер высказывает мнение о том, что главная проблема состоит в том, что результаты контрольной деятельности плохо учитываются и не используются для принятия управленческих решений.
  • Он предлагает перейти к риск-ориентированному подходу и улучшить систему внутреннего контроля и аудита.

Заключение

1:59:44
  • Спикер выражает надежду, что после внедрения предложенных мер, фраза "к нам едет ревизор" станет радостной для участников.