[ОтУС] Беседы об искусстве - Лекция №5

YOUTUBE · 30.11.2025 03:36

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:10
  • Мы ничего собой не представляем, но наше духовное и культурное прошлое всегда с нами.
  • Культурные явления никогда не исчезают, они могут временно замирать, но всегда возвращаются.
  • Речь идет о европейском духовном прошлом, а не о докультурных явлениях.

Европейское духовное прошлое

1:50
  • Мы живем в пространстве христианской культуры, несмотря на Просвещение.
  • Византия и восточное православие имеют западные истоки, так как Византия была греческой колонией.
  • Наши истоки связаны с греческим Средиземноморьем и белой расой.

Греческое наследие

3:40
  • Греция оставила нам основные ценности и модель мира через мифологию.
  • Греки создали современный театр, который модифицировался, но не исчез.
  • Театр был главным для греков, а не искусство.

Драматургия и философия

5:42
  • Греки создали современную драматургию и философию.
  • Платон считается основателем европейской философии.
  • Греки оставили нам модульную архитектуру, которая до сих пор используется.

Архитектура и скульптура

9:39
  • Греки создали модульную архитектуру, которая используется до сих пор.
  • Греки были гениальными скульпторами, создающими только человеческое тело.
  • Греческая скульптура была основана на конкурсах, где выбиралось только лучшее произведение.

Золотое сечение и гармония

14:16
  • Греки были создателями идеи золотого сечения, что лежит в основе их архитектуры.
  • Они мыслили человеческое тело как часть божественного совершенства.
  • Греческая скульптура воплощала абсолютное совершенство, созданное богами.

Заключение

16:41
  • Греческая культура просуществовала недолго, но оставила значительное наследие.
  • Мы мало знаем о греческом искусстве до седьмого века, но оно все равно оказало влияние.

Македонский и его влияние

17:34
  • Македонский был величайшим греком и разрушителем греческой идеи.
  • Греция при нем стала высшей, но затем исчезла, начав новую эпоху эллинизма.
  • Венера Милосская не является произведением греческого искусства, а эллинистического.

Эллинистическое искусство

18:52
  • Многие известные произведения искусства являются эллинистическими.
  • Гомер действительно существовал и собрал и объединил множество мифов и легенд.
  • Эллинистическое искусство начало развиваться после персидских войн.

Греческая культура и её цельность

22:40
  • Греческая культура стремилась к катарсису и гармонии.
  • Греки призывали людей смотреть внутрь себя и вести диалоги.
  • Диалог был признаком высокого уважения и демократии.

Акустический принцип

24:38
  • Греческая культура основывалась на акустическом принципе.
  • Театры обладали высокой акустикой, что способствовало эффективному диалогу.
  • Римская культура, в отличие от греческой, была ориентирована на государственное строительство.

Римское государство

30:31
  • Римское государство началось с принятия закона о таблицах в 451 году до н.э.
  • Римское законодательство было гражданским и уголовным.
  • Римская республика и империя имели свои особенности и проблемы.

Варвары и римская история

33:13
  • Варвары пришли, когда Рим уже сгнил.
  • Римская история важна для нас, в отличие от Греции.
  • Рим был мощной военной империей, создавшей армию как основу государства.

Армия и закон в Риме

35:08
  • Римляне создали армию как правовое государство.
  • Закон и армия были основой государства.
  • Коррупция и ослабление закона привели к упадку Рима.

Император Диоклетиан и его наследие

36:28
  • Диоклетиан пытался восстановить порядок, но в итоге отрекся от власти.
  • Он стал христианским святым и ушел в садовники.
  • Римляне любили сельское хозяйство и давали землю солдатам.

Римская растительность и сады

37:32
  • Римляне выращивали различные растения и фрукты.
  • Один из современников создал сад забытых фруктов в Италии.
  • Сад включал римские растения, такие как виноград и сливы.

Римская строительная наука

42:51
  • Римляне строили по науке, используя современные материалы.
  • Они создали военно-строительную академию и использовали бетон.
  • Римская империя была построена с использованием научных методов.

Инфраструктура Рима

44:54
  • В Риме было 865 общественных бань и множество фонтанов.
  • Римляне использовали воду и инфраструктуру для удобства.
  • Римская инженерия была передовой для своего времени.

Гражданское строительство и инфраструктура

47:20
  • Римляне строили доходные дома и инсулы.
  • Город был разделен на 13 округов с различными функциями.
  • В Риме была развитая инфраструктура для жизни и развлечений.

Строительная традиция

49:56
  • Разделение строительства на типовое и уникальное.
  • Римские мосты и их влияние на современное строительство.
  • История строительства римских бань и их значение.

Театры и стадионы Рима

52:00
  • Два театра в Риме: один для спектаклей, другой для спортивных мероприятий.
  • Знаменитый римский стадион, построенный в 68 году.
  • Разрушение театра в Вероне из-за землетрясений и его восстановление.

Рафаэль и археологические раскопки

53:34
  • Рафаэль возглавил комиссию по охране памятников старины.
  • Археологические раскопки под Колизеем.
  • Колизей как типовое строительство, построенное императором Веспасианом Флавием.

История Веспасиана Флавия

54:31
  • Веспасиан Флавий и его семья.
  • Пророчество о будущем императоре.
  • Строительство Колизея и его значение для Рима.

Золотой дом Нерона

57:23
  • Золотой дом Нерона и его разрушение Веспасианом.
  • Строительство нового дома для Веспасиана.
  • Веспасиан и его эксцентричное поведение.

Открытие Колизея

59:43
  • Открытие Колизея в честь победы над Иудеей.
  • Игры в Колизее, продолжавшиеся 100 дней.
  • Колизей как новый тип архитектурного амфитеатра.

Архитектурные особенности Колизея

1:01:04
  • Колизей как идеальный реставрационный рисунок.
  • Сравнение с современными цирками и стадионами.
  • Архитектурные особенности и заполнение Колизея.

Поршневая сцена Колизея

1:02:10
  • Сцена Колизея была поршневой, что позволяло поднимать и опускать пол.
  • Это использовалось для создания наводнений и зрелищных эффектов.
  • Вода поступала через шлюзы, создавая эффект потопа.

Традиции и развлечения

1:03:08
  • Зрители могли наблюдать за травлями и другими представлениями.
  • После представлений зрители ели морковку и отдыхали.
  • Византийские императоры продолжали эти традиции, несмотря на христианство.

Поршневая сцена и её восстановление

1:06:13
  • Первая комиссия по изучению Колизея предложила восстановить поршневую сцену.
  • Папа Римский отказался, считая место нечистым из-за землетрясений.
  • Сцена осталась в руинах, несмотря на желание восстановить её.

Архитектурные тайны Колизея

1:11:15
  • В архитектуре Колизея есть множество неразгаданных тайн.
  • Строительство Колизея деградировало со временем.
  • Греки строили из хрупкого камня, но с гениальной эфемерностью.

Уникальное строительство

1:15:03
  • Уникальное строительство включает триумфальные арки и другие уникальные сооружения.
  • Эти сооружения никогда не повторялись и были в одном экземпляре.
  • Лектор не показывает триумфальные арки, так как для их понимания нужно читать специальную литературу.

Гробница Адрианы и Колизей

1:17:32
  • Гробница Адрианы будет показана позже.
  • Колизей - одно из немногих зданий, дошедших до нас без повреждений.
  • Колизей был построен как храм всем богам.

Архитектура и символика Колизея

1:18:39
  • Колизей символизирует многобожие Римской империи.
  • Здание построено в виде круглого стола, где все боги равны.
  • Экстерьер Колизея напоминает античный храм.

Уникальность Пантеона

1:21:31
  • Пантеон имеет четыре уровня, символизирующие уровни познания.
  • Пол Пантеона был выложен из драгоценных и полудрагоценных камней.
  • Первый ярус Пантеона был посвящен богам, с алтарями и колоннами из малахита и порфира.

Христианство и Пантеон

1:28:08
  • Император Адриан использовал христианство, но оппозиция была сильна.
  • Христианство не было принято в Пантеон, что привело к заговору против Адриана.
  • Второй этаж Пантеона символизирует философскую архитектуру и самопознание.

Купол Пантеона

1:33:21
  • Купол Пантеона имеет уникальную структуру и кессонированный потолок.
  • Единственный источник света - круглое окно, называемое "глаз Пантеона".
  • Свет и тени на потолке создают философский смысл самопознания.

Иконостас и краски

1:36:22
  • Иконостас в церкви был создан в 1505 году.
  • Краски для иконостаса делались из яиц и растительных пигментов.
  • Цивилизация и культура зависят от мелких деталей, таких как краски и клей.

Уникальность архитектуры Пантеона

1:39:01
  • Пантеон уникален своей философской архитектурой.
  • Пол символизирует бога, сознание и непознаваемое.
  • Архитектура Пантеона не имеет колонн, что подчеркивает её уникальность.

Обнуление культуры

1:40:10
  • Архитектура зданий сегодня невоспитанная.
  • Вопрос обнуления культуры касается всего мира.
  • Пример с назначением министра культуры, который не имеет отношения к культуре.

Пустота и самозарождение

1:42:01
  • Пустота не существует, есть самозарождение.
  • Пример из "Мастера и Маргариты" Булгакова.
  • Лингвистические тексты показывают, что ничего не меняется при смене имен.

Идеи и культура

1:43:19
  • В архитектуре и кинематографии нет идей.
  • Греция обслуживала весь мир, но сейчас идей нет.
  • Лекция заканчивается поэмой Бродского.

Влияние Рима на европейскую культуру

1:44:55
  • Рим пронизал всю европейскую культуру.
  • Россия была пронизана Византией и Римом.
  • Последний поэт России соединился с римской культурой.

Стихи Бродского

1:47:20
  • Бродский чувствовал себя частью двух отечеств: Рима и России.
  • Стихи о смене времен года и дружбе.
  • Переписка с воображаемым другом, как у Марциала.

Заключение

1:53:03
  • Стихи Марциала о смерти историка Ливия Стация.
  • Лекция завершена, обсуждение продолжится в следующий раз.