Аэродинамика 1 курс. видеолекция часть1

RUTUBE · 30.11.2025 03:20

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Видео посвящено проведению лекции по основам аэродинамики для первого курса.
  • Лектор объясняет, что курс будет состоять из основ аэродинамики, аэронавигации, метео и радиосвязи.

Основные свойства воздуха

3:54
  • Воздух состоит из азота и кислорода, основные свойства: давление, температура и плотность.
  • Давление измеряется в килограммах на квадратный сантиметр, температура - в градусах Цельсия, плотность - в граммах на кубический сантиметр.

Влияние высоты на характеристики воздуха

9:18
  • С высотой падает температура, градиент температуры, давление и плотность воздуха.
  • В стратосфере наблюдаются струйные течения, которые могут быть использованы для экономии топлива.

Международная стандартная атмосфера

13:14
  • Для стандартизации и анализа явлений принята международная стандартная атмосфера, которая учитывает изменения параметров воздуха.

Международная стандартная атмосфера

13:48
  • Давление: 760 мм рт.
  • ст.
  • Температура: +15 градусов Цельсия.
  • Градиент температуры: 0,65 градуса на 100 метров высоты.

Свойства воздуха

15:37
  • Инертность: свойство воздуха сопротивляться изменению скорости.
  • Вязкость: способность сопротивляться сдвигу слоев.
  • Сжимаемость: изменение плотности под давлением.
  • Скорость звука: 35 м/с.

Уравнение Бернули

19:01
  • Частный случай закона сохранения энергии.
  • Используется для моделирования движения жидкости или газа в замкнутой системе.
  • Полное давление: сумма статического и динамического давления.
  • Динамическое давление: сила, с которой поток давит на что-либо.

Подъемная сила

26:11
  • Возникает за счет разности давлений.
  • Угол атаки: угол между направлением потока и направлением движения самолета.
  • Подъемная сила зависит от профиля крыла и угла атаки.

Аэродинамические характеристики крыла

29:23
  • Видео обсуждает различные аэродинамические характеристики крыла, включая среднюю аэроическую хорду, относительную толщину профиля, угол поперечного в, стреловидность, удлинение и среднюю роддическую форму.
  • Средняя аэроическая хорда - это расстояние от верхней до нижней части крыла, которое может быть больше или меньше средней линии.
  • Относительная толщина профиля - это отношение длины хорды к максимальной толщине профиля.
  • Угол поперечного в - это угол между перпендикуляром продольной оси и передней кромкой крыла.
  • Стреловидность - это угол между перпендикуляром продольной оси и передней кромкой крыла, может быть положительной или отрицательной.
  • Удлинение - это отношение размаха крыла к средней аэроической хорде.
  • Средняя роддическая форма - это отношение размаха крыла к средней хорде.

Влияние аэродинамических характеристик на конструкцию крыла

32:17
  • Удлинение крыла влияет на его аэродинамические характеристики и конструкцию.
  • У планеров и пилотажников обычно небольшие удлинения, так как они должны быть прочными и легкими.
  • У лайнеров и легкомоторных самолетов удлинения больше, что позволяет им быть более эффективными в аэродинамике.
  • В видео также упоминается, что система координат, используемая для анализа аэродинамических характеристик, может быть связанной или скоростной.

Угол атаки и подъемная сила

35:04
  • Угол атаки - это угол между вектором скорости набегающего потока и хордой крыла.
  • Подъемная сила возникает из-за разности давлений над и под крылом.

Критический угол атаки и срыв потока

42:35
  • Критический угол атаки - это угол, при котором возникает срыв потока.
  • Срыв потока происходит из-за превышения критического угла атаки и сопровождается тряской и вращением самолета.

Пилотажные самолеты и срыв потока

45:30
  • Пилотажные самолеты имеют толстые крылья для предотвращения срыва потока.
  • Срыв потока может произойти на любой скорости, но на меньшей скорости нужен больший угол атаки.

Аэродинамическая сила

47:27
  • Полная аэродинамическая сила состоит из подъемной силы, силы тяжести и тяги.
  • Коэффициент полной аэродинамической силы зависит от площади крыла, скоростного напора и коэффициента.

Графики подъемной силы

53:00
  • Подъемная сила зависит от угла атаки и скорости.
  • Максимальный коэффициент подъемной силы достигается на критическом угле атаки, когда начинается срыв потока.

Сопротивление и индуктивное сопротивление

57:56
  • Коэффициент сопротивления состоит из трех составляющих: трения, давления и индуктивного сопротивления.
  • Индуктивное сопротивление возникает из-за перетекания воздуха и зависит от угла атаки, ширины крыла и скоростного напора.

Влияние угла атаки на индуктивное сопротивление

1:04:06
  • Видео объясняет, что угол атаки влияет на индуктивное сопротивление, которое возникает из-за вихреобразования на крыле.
  • Чем больше угол атаки, тем больше индуктивное сопротивление.

Аляр самолета и его влияние на аэродинамическое качество

1:06:00
  • Аляр самолета - это основной параметр, который определяет его аэродинамическое качество.
  • Чем больше аляр, тем больше аэродинамическое качество.

Механизация крыла и ее влияние на аэродинамическое качество

1:10:48
  • Механизация крыла - это механические части, которые отклоняются в полете для управления самолетом.
  • Механизация может увеличить максимальные углы атаки и улучшить аэродинамическое качество.

Виды механизации крыла

1:11:37
  • Фиксированная механизация - автоматически выдвигается при определенном угле атаки.
  • Выдвижная механизация - выдвигается вручную пилотом.
  • Закрылки - изменяют кривизну профиля крыла для улучшения аэродинамического качества.

Механизация крыла

1:13:00
  • Хорда крыла - расстояние от первой до последней точки на крыле.
  • Закрылки и щитки увеличивают сопротивление и подъемную силу крыла.
  • Выдвижные закрылки увеличивают площадь крыла и улучшают обтекание.

Работа рулей и интерцепторов

1:18:34
  • Рули и интерцепторы работают аналогично поворотным закрылкам.
  • Интерцепторы уменьшают подъемную силу и улучшают обтекание при посадке.

Триммер и его назначение

1:21:19
  • Триммер - маленькая поверхность на задней кромке руля, которая управляется из кабины.
  • Служит для снятия постоянных усилий с органов управления и улучшения комфорта пилота.

Сбалансированный самолет

1:23:16
  • Самолет уравновешивается с помощью триммера, который отклоняет руль направления.
  • Триммер используется на двухмоторных самолетах для компенсации разночага.

Силы, действующие на крыло

1:24:44
  • Полная аэродинамическая сила раскладывается на составляющие: подъемную силу, лобовое сопротивление и силу тяжести.
  • Самолет движется за счет инерции, а не ускорения.

Условия горизонтального полета

1:29:34
  • При равенстве сил, гравитационные усилия уравновешивают силы подъемной и лобового сопротивления.
  • Ускорение равно нулю, что позволяет самолету двигаться по инерции.