Кружок диалектики (2023–2024). 07. Материалистическое содержание учения о бытии и учения о сущности.

YOUTUBE · 28.11.2025 07:02

Ключевые темы и таймкоды

Материалистическое истолкование диалектики Гегеля

0:00
  • Михаил Васильевич Попов объясняет, что материалистическое истолкование диалектики Гегеля не требует больших усилий, так как учение о бытии, сущности и явлении уже носит материалистический характер.
  • Он подчеркивает, что качество, количество и мера, а также сущность и явление не могут быть истолкованы идеалистически, так как они отражают объективную реальность.

Учение о бытии

4:28
  • Михаил Васильевич объясняет, что учение о бытии включает в себя качество, количество и меру, которые не могут быть истолкованы идеалистически.
  • Он также подчеркивает, что сущность и явление отражают объективную реальность, и что действительность - это сущность, которая поднялась до видимости.

Учение о сущности

9:25
  • Михаил Васильевич отмечает, что учение о сущности включает в себя тождество, различие, противоположность, форму и содержание, которые также не могут быть истолкованы идеалистически.
  • Он подчеркивает, что части и целое в организме неразделимы и являются моментами, а не частями.

Учение о действительности

14:43
  • Михаил Васильевич завершает обсуждение, подчеркивая, что действительность - это сущность, которая поднялась до видимости, и что явление - это то, что мы видим на поверхности.

Учение о бытии

15:50
  • Гегель не идеалист, а материалист, хотя и не употребляет слово "материя".
  • Бытие - основа философии, объективный мир сложный и многогранный.

Учение о сущности

19:31
  • Гегель рассматривает различные ступени развития живых существ, включая человека.
  • Учение о цели и средстве, плуг как средство производства.

Энгельс и диалектика природы

25:34
  • Энгельс занимался доработкой материалистических дисциплин, таких как происхождение семьи, частной собственности и государства.
  • Энгельс внес вклад в диалектику природы, роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.

Метод Гегеля

28:13
  • Метод Гегеля - осознание формы, внутреннего самодвижения и содержания исследуемого предмета.
  • Гегель использует постоянные триады: качество, количество, мера, бытие, сущность, понятие.

Гегель и его учение

29:29
  • Гегель считается объективным идеалистом, но его учение не предполагает идеалистического прочтения.
  • Маркс и Энгельс стали материалистами, не меняя своего отношения к Гегелю.

Идеализм и материализм

35:07
  • Субъективный идеализм предполагает, что все находится в голове человека.
  • Объективный идеализм предполагает первичность идеи, а не материи.

Начало книги Гегеля

39:23
  • Начало книги Гегеля - чистое бытие, без дальнейшего определения.
  • Гегель не считает бытие началом, так как оно не имеет рефлексии и не определено.

Гегель и его логика

43:43
  • Гегель написал книгу о противоречиях, но предисловие к ней написал после послесловий.
  • Гегель использовал метод тезис-антитезис-синтез для изложения своих идей.

Сущность человека и его соответствие своей сущности

53:18
  • Сущность человека - общественная, а не персональная.
  • Если человек не соответствует своей сущности, он не является полностью человеком.

Отношение к убийцам и смертной казни

55:24
  • Убийцы, которые ставят себя вне человеческого мира, должны быть наказаны смертной казнью.
  • Профессор, который был старостой группы Путина, выступал за смертную казнь для опасных преступников.

Обсуждение гегелевской логики

58:14
  • Автор обсуждает, что гегелевская логика является материалистической, а не идеалистической, так как она описывает развитие объективного мира.
  • Вторая книга, "Учение о понятии", также является материалистической, так как в ней обсуждаются развитие механизма химизма и воспроизводство животных.

Ленин и материализм

1:00:25
  • Автор упоминает работу Ленина "Назначение воинствующего материализма", в которой он призывает изучать произведения Гегеля и истолковывать их с материалистических позиций.
  • Автор подчеркивает, что они являются кружком любителей гегелевской диалектики и ставят перед собой задачу стать материалистами.

Завершение и вопросы

1:01:21
  • Автор заканчивает выступление, отвечая на вопросы о том, что значит "поставить Гегеля на ноги" и как это связано с материализмом.
  • Он предлагает не считать Гегеля идеалистом, а считать его материалистом, и ставит его на ноги, чтобы он стоял прямо.