Введение 0:00 Вопросы этики не являются предметом науки. Повышение минимального размера оплаты труда может привести к увольнению бедных работников. Капиталисты могут испытывать сочувствие к эксплуатируемым рабочим.
Представление гостей 0:43 Ведущий Михаил Светов представляет гостя Павла Усанова, кандидата экономических наук. Тема обсуждения: австрийская экономическая школа и экономические реформы в США, России и Западной Европе.
История австрийской экономической школы 1:08 Австрийская экономическая школа возникла в 1871 году с выходом книги Карла Менгера "Основание политической экономии". Школа изменила взгляд на экономическую теорию, поставив в центр внимания человеческий выбор. Теория ценности до австрийской школы не могла объяснить субъективную ценность благ.
Субъективная ценность 2:04 Австрийская школа искала источник ценности в человеческой деятельности и субъективных оценках. Экономическая теория не пытается дать этическую оценку, а изучает виды обмена и их последствия. Государственное вмешательство приводит к страданиям одной из сторон.
Утилитаризм и его ограничения 3:54 Утилитаризм действий и правил не может дать объективных критериев полезности. Пример с вагонеткой показывает нерешаемость проблемы. Утилитаризм правил признает важность материальных благ, но считает, что этические проблемы решаются индивидуально.
Ограничение государства 7:37 Цель – ограничение государства до минимума, а в перспективе – до нуля. Примеры: криптовалюты, частные охранные организации, частные армии. Знание экономики необходимо для понимания моральных императивов.
Экономика как наука 9:42 Экономика не обладает сильной предсказательной силой. История не занимается предсказаниями, а социальные теоретики пытаются понять смысл истории. Наука – это систематические попытки осмыслить явления на основе рациональных методов.
Деятельность и цели 11:10 Деятельность направлена на достижение целей. Экономическая теория объясняет последствия вмешательства, но не дает количественных предсказаний. Экономист может предсказать изменение цен при увеличении денежной массы, но не может предсказать конкретные изменения.
Свобода выбора и хаос 12:05 Социальные и экономические явления сложны из-за множества людей с свободой выбора. Австрийская школа отказывается от сложных моделей, чтобы оставить людям свободу принятия решений. Хайек подчеркивает, что мы мало знаем о том, чем пытаемся управлять.
Самоорганизация и хаос 13:28 Хаотичные потоки людей и автомобилей создают удивительный порядок. Самоорганизация происходит без знания целей других людей. Люди пытаются контролировать экономические процессы, что приводит к провалам.
Рационалистический конструктивизм 14:27 Хайек связывает рационалистический конструктивизм с философией Декарта. Вера в рациональные правила приводит к попыткам контролировать хаос. Система может быть рациональной и непознаваемой одновременно.
Рыночный процесс и рациональность 16:26 Рыночный процесс порождает ненамеренные результаты. Адам Смит говорил о невидимой руке рынка, которая направляет производителей к общему благу. Централизованное вмешательство разрушает стихийный порядок.
Вмешательство государства 19:03 Государство должно вмешиваться для защиты прав потребителей. Повышение минимального размера оплаты труда может привести к увольнению рабочих. Государственное вмешательство усложняет систему и не всегда помогает бедным.
Контроль цен на продукты 21:21 Большинство людей считают, что государство должно контролировать цены на продукты первой необходимости. Установление цен ниже рыночных приводит к дефициту товаров. Вместо помощи людям, государственное вмешательство может лишить их возможности купить необходимые товары.
Ошибки и гордыня 22:25 Долгое время автор объяснял поступки людей ошибками. Понял, что это была гордыня, и люди могут быть умными или дураками. Война всех против всех проявляется в социальных нормах и политесе.
Либертарианство и утилитаризм 23:43 Либертарианство утверждает, что игра лучше для вас, чем все остальные. Утилитаристские доводы эффективны, но не стоит игнорировать систему. Либертарианство имеет утилитаристское оправдание, что делает его привлекательным.
Влияние литературы на мировоззрение 24:40 Преподавание экономики студентам через книгу "Атлант расправил плечи". Книга иллюстрирует разрушение экономики государством. Либертарианство может стать внутренним мировоззрением через литературу.
Великая депрессия и денежная масса 26:46 Великая депрессия вызвана увеличением денежной массы Федеральной резервной системой. Золотой стандарт был размыт и нарушен, что привело к увеличению денежной массы. Первая мировая война и отказ от размена банкнот на золото усугубили ситуацию.
Политика Рузвельта и Великая депрессия 30:18 Рузвельт продолжил политику Герберта Гувера, что усугубило кризис. Государственное вмешательство не позволило рынку урегулировать диспропорции. Безработица оставалась высокой все тридцатые годы, что продлило депрессию.
Уничтожение продуктов и государственное регулирование 33:01 Уничтожение продуктов происходило по инициативе государства. Государство устанавливало цены и боролось с демпингом. Штрайхбрекеры, нарушающие сговор, уничтожали продукты, чтобы не снижать цены.
Кризис и государственное регулирование 34:06 Кризис в экономике происходит из-за падения цен и разорения компаний. Государство поддерживает компании, чтобы не допустить массового разорения. НРА контролировало 90% американской промышленности, устанавливая цены и объемы производства.
Сравнение с кризисом 2008 года 36:30 Кризисы 2008 года и Великой депрессии схожи, но имеют разные причины. В 2008 году государство принудило банки выдавать ипотеку для создания видимости роста экономики. В Великой депрессии государство поддерживало компании, выделяя финансовые ресурсы и регулируя цены.
Ностальгия по прошлому 39:11 Ностальгия по авторитаризму и плановой экономике существует, несмотря на очевидные экономические проблемы. Молодое поколение идеализирует прошлое, а старшее ностальгирует по молодости. Социальные сети и пропаганда усиливают ностальгию по прошлому.
Протестное голосование и левые идеи 43:04 Голосование за Трампа и Сандерса в США свидетельствует о протесте против сложившегося политического устройства. Левые идеи привлекают молодежь, несмотря на негативный опыт прошлого. Маркс предсказывал общество с неограниченными ресурсами, что могло бы привести к коммунизму.
Кризисы перепроизводства и переход к социализму 46:26 Маркс предсказывал неизбежность кризисов перепроизводства при капитализме. В "Философской экономической рукописи" он описывает переход к социализму через совершенствование капитализма. Марксисты спорят о том, какой Маркс настоящий: тот, кто предсказывал кризисы, или тот, кто предсказывал социализм через технологическое развитие.
Революция как переход к социализму 47:25 Переход от капитализма к коммунизму будет мучительным и потребует революции. Маркс описывает насилие как неизбежное в процессе перехода. Капиталисты не смогут защищать свои права на инструменты создания неограниченного богатства, что приведет к революции.
Внутренние противоречия капитализма 48:54 Капитализм содержит внутренние противоречия, ведущие к кризисам и нищете. Богатые становятся богаче, бедные беднее, что приводит к проблемам сбыта и снижению нормы прибыли. Капиталисты и пролетарии вместе идут на баррикады, что приводит к революции.
Закон об относительном и абсолютном обнищании 50:46 Маркс сформулировал закон об относительном и абсолютном обнищании пролетариата. Рабочие должны жить хуже по мере развития капитализма. Капитализм способствует экономическому росту, но его преимущества доступны не всем.
Устаревшие теории Маркса 51:37 Маркс закончил первый том "Капитала" в 1867 году, но его теории устарели к 1871 году. Теория стоимости Маркса была отвергнута и заменена более корректной теорией маржиналистов. Маркс мог не дописать "Капитал", осознав ошибочность своей теории.
Заключение 52:29 Обсуждение было интересным и полезным. Гость Павел Усанов, кандидат экономических наук, поделился своими мыслями. Призыв ставить лайки, подписываться на канал и рекомендовать его.