Австрийская экономическая школа

YOUTUBE · 19.11.2025 09:41

Ключевые темы и таймкоды

Введение в австрийскую экономическую школу

0:12
  • Австрийская экономическая школа является частью экономического мейнстрима.
  • Её постулаты преподаются в университетах и используются в экономической политике.
  • Австрийцы выступают за невмешательство государства в экономику.

Основоположники австрийской экономической школы

1:21
  • Основоположником был Карл Менгер, который в 1871 году ввел принцип предельной полезности.
  • Его ученик Ойген фон Бем-Баверк развил эту теорию.
  • Разные представители школы по-разному интерпретировали базовые постулаты.

Критика и развитие австрийской экономической школы

2:20
  • Теория австрийцев подвергалась логической критике.
  • Несмотря на различия в интерпретации, все представители школы придерживались принципа предельной полезности.
  • Австрийцы были яростными противниками марксизма.

Субъективность и буржуазность австрийской школы

3:35
  • Субъективность означает, что теория исходит из сознания человека.
  • Буржуазность теории легитимизирует власть буржуазии.
  • Теория отрицает классовую борьбу и утверждает, что каждый получает по заслугам.

Принцип предельной полезности

7:06
  • Принцип предельной полезности иллюстрируется примером с путником в пустыне.
  • Первый стакан воды имеет максимальную полезность, второй - меньшую и так далее.
  • Принцип предельной полезности определяет субъективную полезность последнего доступного блага.

Стоимость и экономическая наука

8:09
  • Стоимость является центральной категорией экономической науки.
  • Австрийская экономическая школа не могла обойти эту категорию стороной.
  • С начала капитализма ученые интересовались, как общество становится богаче.

Меркантилизм и трудовая теория стоимости

8:24
  • Меркантилисты объясняли богатство через спекуляции.
  • Трудовая теория стоимости физиократов: труд создает стоимость.
  • Адам Смит и Рикардо развили трудовую теорию стоимости, показав, что богатство создается не только в сельском хозяйстве.

Австрийская экономическая школа

11:17
  • Австрийцы отрицают трудовую теорию стоимости, заменяя её понятием ценности.
  • Выделяют субъективную и объективную ценность.
  • Поздние австрийцы приравнивают ценность к цене, выражая её деньгами.

Производство и потребление

12:32
  • Австрийцы считают потребление первичной сферой деятельности.
  • Труд рассматривается как один из факторов производства, цена на который формируется исходя из спроса и предложения.
  • Теория ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей является основой современного понимания экономики.

Общественные и субъективные потребности

14:25
  • Экономическая теория изучает, как удовлетворить неограниченные потребности с помощью ограниченных ресурсов.
  • Важно различать общественные и субъективные потребности.
  • Общественные потребности включают базовые нужды, такие как еда и жилье, а также образование и медицинское обслуживание.

Формирование цен

16:51
  • Стоимость существует как ценность в головах людей.
  • Цены формируются через торг между производителями и потребителями.
  • В итоге цены отражают консенсус всех субъективных полезностей, представленных на рынке.

Субституциональная полезность

18:10
  • Биомбаверк вводит понятие субституциональной полезности.
  • Полезность благ определяется не их ценностью для человека, а ценностью других благ, от которых приходится отказаться.
  • Пример: покупка пальто зависит от дохода человека и его готовности отказаться от других благ.

Влияние цен на полезность

19:08
  • Полезность товара зависит от его цены, а не наоборот.
  • Пример с выбором пальто: цена определяет, от скольких книг придется отказаться для покупки пальто.
  • Люди ориентируются на цену при выборе товара, а не на его субъективную полезность.

Замкнутый круг в австрийской экономической теории

21:28
  • Определение цен через субституционные оценки создает замкнутый круг.
  • Бухарин критиковал австрийскую экономическую школу за этот замкнутый круг.
  • Современные представители австрийской школы продолжают использовать те же постулаты.

Функциональный анализ

23:21
  • Поздние австрийцы отказались от причинно-следственного анализа и перешли к функциональному.
  • Они изучают, как меняются величины в ответ на изменения других величин.
  • Это вызывает сомнения в научности их подхода.

Проблемы с Робинзоном

24:49
  • Австрийцы часто используют модель Робинзона, где субъекты договариваются о ценах.
  • В реальной жизни капитализма цены уже сформированы, и субъекты вынуждены им соответствовать.
  • Пример с покупкой айфона: невозможно купить его за 218 рублей, несмотря на торг.

Легитимизация власти буржуазии

26:37
  • Идеи австрийской экономической школы продолжают использоваться, несмотря на критику.
  • Эти теории легитимизируют власть буржуазии и выгодны капиталистическим кругам.
  • Теория предельной полезности и факторная теория доходов поддерживают идею саморегулирующегося рынка.