ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ХОДУ ВАГОН С МОТОРОМ / Автомотриса АМ1 для УЖД / Иван Зенкевич

DZEN · 28.11.2025 06:02

Ключевые темы и таймкоды

Введение в музей и мотористу

0:22
  • Восстановление техники, особенно узкоколейных поездов, сложно.
  • Музей Тесовской узкоколейной железной дороги уникален.
  • Подвижной состав восстанавливается для активного использования, а не для памятников.

Стоимость тепловоза и сравнение с автомобилями

1:20
  • Тепловоз стоит 15 миллионов рублей.
  • Сравнение с дорогими автомобилями, такими как Lamborghini и Rolls-Royce.

История мотористу

2:16
  • Предки мотористу были пассажирскими вагонами ПВ-40 для узкоколейки.
  • Демиховский завод разработал мотористу для комфорта и экономичности.

Конструкция мотористу

2:52
  • Кузов несущей конструкции с хребтовой балкой и сварными поперечными балками.
  • Обшивка стен, крыши и пола включена в силовой каркас.
  • Размеры и вес мотористу: длина 12,5 метров, ширина 2,4 метра, высота 3,37 метра, вес 15,5 тонн.

Ходовая часть

3:47
  • Две тележки: ведущая и поддерживающая.
  • Ведущая тележка отличается осевыми редукторами и кронштейнами.

Жилой модуль

4:39
  • Жилой модуль для временного содержания рабочих.
  • Количество посадочных мест 37, иногда прицепляли дополнительный вагончик.

Интерьер и комфорт

5:27
  • Деревянные сиденья, стены отделаны дерматином и фанерой, линолеум на полу.
  • Вентиляция и багажные полочки из карболита.

Отопление и двигатель

6:53
  • Две системы отопления: стартовая и от системы охлаждения.
  • Установлен двухтактный дизельный двигатель, копия американского James 471.

Топливная система и охлаждение

8:08
  • Два топливных бака: расходный и основной, общий объем 250 литров.
  • Система охлаждения: радиатор и вентилятор, изначально приводимые выхлопными газами, заменены на электрические от Нивы.

Кабина машиниста

8:54
  • Кабина рассчитана на одного человека.
  • Мотор можно вынуть только через крышу.
  • Весь поезд обслуживал один человек.

Оборудование кабины

9:21
  • Обогреватель-колорифер и утепление стен мипорой.
  • Мипора заменена на современный пенопласт.
  • Контроллеры переключения передач, мощности двигателя, тормозные краны и клапаны тифона.

Приборы и управление

9:58
  • Все приборы подписаны.
  • Радиоприемник от Жигулей.
  • Освещение кабины, аварийный стоп дизеля, прожекторы.

Запуск моториста

10:56
  • Порядок запуска: реверс вперед, педаль, мощность на двушечку, первая скорость.

Трансмиссия

11:42
  • Восьмиступенчатая трансмиссия.
  • Отсутствие сцепления и автомата.

Механизм сцепления

12:03
  • Первичный вал коробки передач жестко связан с коленчатым валом.
  • Реверс-режимная коробка обеспечивает изменение направления движения.

Тормозная система

13:11
  • Воздушная тормозная система с компрессором и резервуарами.
  • Сжатый воздух раздается по тормозным колодкам.

Педаль бдительности

13:37
  • Педаль бдительности для дистанционного управления.
  • При отпускании педали моторист глохнет.

Электросхема

14:36
  • Три бортовых напряжения: 12, 24 и 220 вольт.
  • Сложная электросхема.

История мотористов

15:00
  • Выпущено 297 мотористов с 1962 по 1972 год.
  • В России на ходу только один, еще один в Румынии.
  • Проблемы с эксплуатацией и внешним видом.

Проблемы с тормозами

16:25
  • Утечки воздуха снижали эффективность тормозов.
  • Ручной тормоз эффективен до 15 км/ч, моторист разгоняется до 60 км/ч.

Восстановление моториста

17:27
  • Сотрудники музея при поддержке фонда президентских грантов восстановили моториста.
  • Охота за узкоколейными поездами продолжается.