Введение в музей и мотористу 0:22 Восстановление техники, особенно узкоколейных поездов, сложно. Музей Тесовской узкоколейной железной дороги уникален. Подвижной состав восстанавливается для активного использования, а не для памятников.
Стоимость тепловоза и сравнение с автомобилями 1:20 Тепловоз стоит 15 миллионов рублей. Сравнение с дорогими автомобилями, такими как Lamborghini и Rolls-Royce.
История мотористу 2:16 Предки мотористу были пассажирскими вагонами ПВ-40 для узкоколейки. Демиховский завод разработал мотористу для комфорта и экономичности.
Конструкция мотористу 2:52 Кузов несущей конструкции с хребтовой балкой и сварными поперечными балками. Обшивка стен, крыши и пола включена в силовой каркас. Размеры и вес мотористу: длина 12,5 метров, ширина 2,4 метра, высота 3,37 метра, вес 15,5 тонн.
Ходовая часть 3:47 Две тележки: ведущая и поддерживающая. Ведущая тележка отличается осевыми редукторами и кронштейнами.
Жилой модуль 4:39 Жилой модуль для временного содержания рабочих. Количество посадочных мест 37, иногда прицепляли дополнительный вагончик.
Интерьер и комфорт 5:27 Деревянные сиденья, стены отделаны дерматином и фанерой, линолеум на полу. Вентиляция и багажные полочки из карболита.
Отопление и двигатель 6:53 Две системы отопления: стартовая и от системы охлаждения. Установлен двухтактный дизельный двигатель, копия американского James 471.
Топливная система и охлаждение 8:08 Два топливных бака: расходный и основной, общий объем 250 литров. Система охлаждения: радиатор и вентилятор, изначально приводимые выхлопными газами, заменены на электрические от Нивы.
Кабина машиниста 8:54 Кабина рассчитана на одного человека. Мотор можно вынуть только через крышу. Весь поезд обслуживал один человек.
Оборудование кабины 9:21 Обогреватель-колорифер и утепление стен мипорой. Мипора заменена на современный пенопласт. Контроллеры переключения передач, мощности двигателя, тормозные краны и клапаны тифона.
Приборы и управление 9:58 Все приборы подписаны. Радиоприемник от Жигулей. Освещение кабины, аварийный стоп дизеля, прожекторы.
Запуск моториста 10:56 Порядок запуска: реверс вперед, педаль, мощность на двушечку, первая скорость.
Механизм сцепления 12:03 Первичный вал коробки передач жестко связан с коленчатым валом. Реверс-режимная коробка обеспечивает изменение направления движения.
Тормозная система 13:11 Воздушная тормозная система с компрессором и резервуарами. Сжатый воздух раздается по тормозным колодкам.
Педаль бдительности 13:37 Педаль бдительности для дистанционного управления. При отпускании педали моторист глохнет.
История мотористов 15:00 Выпущено 297 мотористов с 1962 по 1972 год. В России на ходу только один, еще один в Румынии. Проблемы с эксплуатацией и внешним видом.
Проблемы с тормозами 16:25 Утечки воздуха снижали эффективность тормозов. Ручной тормоз эффективен до 15 км/ч, моторист разгоняется до 60 км/ч.
Восстановление моториста 17:27 Сотрудники музея при поддержке фонда президентских грантов восстановили моториста. Охота за узкоколейными поездами продолжается.