Введение в тему 0:02 Лекция посвящена Печорину и его двойникам. Печорин - главная загадка романа, его оценивают по-разному. Понимание Печорина помогает понять смысл романа.
Предисловие ко второму изданию 1:09 Лермонтов в предисловии ко второму изданию объясняет, что Печорин - портрет поколения. Он подчеркивает, что герой не является нравоучительным, а просто отражает правду. Автор не стремится исправить пороки, а лишь показывает современного человека.
Знакомство с Печориным 3:59 Печорин впервые предстает в финале через рассказ Максима Максимыча. Лермонтов указывает, что в его руках осталась толстая тетрадь с рассказами Печорина. Это подчеркивает загадочность героя и его неполное раскрытие в романе.
Автохарактеристика Печорина 6:21 Печорин в своем дневнике описывает себя как загадочного человека. Разные персонажи в романе подчеркивают его непонимание. Печорин был записан в череду "лишних людей" русской литературы.
Сравнение с Онегиным 9:14 Печорина часто сравнивают с Онегиным, подчеркивая их различия. Печорин способен к действию, в отличие от Онегина. Печорин противопоставляется Онегину как противоположность.
Двойники Печорина 11:50 В романе есть сеть двойников Печорина, включая Грушницкого и Вернера. Грушницкий не понимает Печорина, а Вернер не способен к действию. Печорин и Вернер расходятся в своих представлениях о допустимом и недопустимом.
Печорин и другие произведения Лермонтова 15:44 Время работы над романом совпадает с завершением поэмы "Мцыри" и "Демона". Печорин и Мцыри имеют схожие черты, несмотря на разные творческие задачи. Действия Печорина приводят к жизненному краху, как и у Мцыри.
Печорин и его судьба 17:22 Печорин, как и другие герои Лермонтова, не имеет препятствий в тексте. Печорин и его двойники, такие как Арбенин, символизируют неудачу победителя. Лермонтов проводит идею, что даже победа над судьбой не приносит счастья.
Арбенин и его предыстория 18:46 Арбенин, как и Печорин, является светским демоном. У Арбенина есть внятная предыстория, в отличие от Печорина. Печорин попадает на Кавказ за различные причины, что вызывает множество предположений.
Арбенин как игрок 21:56 Арбенин показан на протяжении критического отрезка жизни. Его предыстория объединяет две литературные традиции: "Пиковая дама" Пушкина и "Евгений Онегин". Арбенин женится, чтобы изменить свою жизнь, но в итоге проигрывает.
Печорин и его борьба с судьбой 29:14 Печорин также является игроком, борющимся с судьбой. Его интриги с Грушницким и Верой заканчиваются победой, но он теряет Веру навсегда. Печорин сравнивается с Наполеоном, что подчеркивает его поражение.
Печорин как герой разума 32:37 Печорин борется с судьбой с помощью разума, что делает его героем другого типа. Его история напоминает фаустианскую тему, где разум проигрывает судьбе. Печорин вычеркивает себя из мироздания после неудачи, что подчеркивает его философский и нравственный подтекст.
Двойники Печорина 35:56 Печорин и его двойники сталкиваются с судьбой и решают, как ей противостоять. В литературе появляются герои, похожие на Печорина, такие как Ставрогин. Ставрогин является прямым отражением Печорина в других исторических и нравственных условиях.
Андрей Болконский 37:55 Андрей Болконский также является примером героя, противостоящего судьбе. Его влюбленность в Наташу и отказ от этой идеи приводят к трагическим последствиям. Толстой показывает, что судьба героя предопределена, несмотря на финальное прощение с Наташей.
Рациональное противостояние судьбе 39:38 Сюжет рационального противостояния судьбе сохраняется в русской культуре. Лермонтов утверждает, что понять человека невозможно, что предвосхищает открытия литературы и философии XX века. Печорин пишет о невозможности полного понимания себя и других.
Ирония и самоопределение 41:28 Печорин оценивает себя по шкале лучше-хуже, но оба суждения ложны. Он живет из любопытства и ожидает чего-то нового. Невозможность определить человека вызывает смех, что поднимает вопрос о позиции автора.