Введение 0:06 Приветствие участников семинара. Представление презентации и авторских материалов. Тема семинара: формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Функциональная и читательская грамотность 1:26 Функциональная грамотность: способность применять знания для решения повседневных задач. Читательская грамотность: способность к чтению и пониманию учебных текстов. Важность читательской грамотности на всех предметах.
Осмысленное чтение 2:11 Чтение должно быть осмысленным и прочувствованным. Читательские умения: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать, осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Форматы текстов 3:27 Составные тексты: яркие, красочные, с минимальным текстовым набором. Сплошные тексты: объемные, научные, требующие сосредоточенности. Задача: научить работать с текстами на всех предметах.
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка 4:41 Текст как объект, средство и результат обучения. Овладение понятийно-терминологическим аппаратом и текстовыми нормами. Формирование коммуникативных умений через восприятие, анализ, интерпретацию и оценку текстовой информации.
Работа с текстами на уроках 6:16 Этапы работы с текстом: предтестовый, текстовый, послетекстовый. Важность эпиграфов и лингвистического комментария. Примеры заданий для работы с текстами.
Введение в текст Лаптева 7:58 Приложение номер один содержит текст и работу для учеников 10-11 классов. Текст содержит фактуальную информацию о событиях и фактах. Вопросы и ответы помогают ученикам понять текст и подготовиться к заданию 27.
Подтекстовая информация 8:57 Подтекстовая информация не содержится явно в тексте, но может быть выявлена при определенных условиях. Вопросы помогают ученикам понять подтекстовую информацию и ответить на них цитатой.
Концептуальная информация 9:41 Концептуальная информация включает информацию об авторе, его позиции, социальном статусе и мышлении. Задания требуют найти ключевые слова и словосочетания, характеризующие главного героя, и определить отношение автора к нему.
Работа с текстом на уроках 10:31 Ученики работают со значением слов, таких как фолиант и экслибрис. Задания включают анализ состояния героя при виде книг и объяснение причин изменения этого состояния. Ученики выписывают фразеологизмы и объясняют их значение.
Вопросы по тексту Владимира 11:14 Вопросы по тексту Владимира включают анализ поведения героя и роли пейзажа. Задания помогают ученикам подготовиться к заданию 27 и формируют читательскую грамотность.
Формирование читательской грамотности 13:02 Особенности развития читательской грамотности связаны с текстом художественного произведения. Образовательная цель восприятия и интерпретации текста становится исходной позицией для достижения результатов обучения.
Рабочая карта по повести "Живи и помни" 13:44 Рабочая карта включает эпиграф и ключевые слова для понимания темы урока. Вопросы к названию повести помогают ученикам понять, о чем нужно помнить.
Рабочая карта по рассказу "Трип Вась" 15:53 Рабочая карта по рассказу Вениамина Чистаева включает вопросы о прощании и чертах характера героя. Ученики рассматривают и выбирают черты характера героя в сцене прощания.
Работа с чертами характера 17:11 Учащиеся выбирают и раскладывают черты характера из предложенных. После этого проводится работа с текстом и анализ. Вопрос: почему маленькому человеку посвящают гимн?
Гимн маленькому человеку 18:08 Человек-трипанбас раскрывается через труд. Он думает о других, а не о себе, и стремится сделать лучше близким. В труде проявляется его большая человеческая сущность.
Сталин глазами поэтов серебряного века 18:43 Учащиеся работают со стихотворениями Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Задание: выписать детали портрета, глаголы, лексику, связанную с окружением вождя и состоянием народа. Поэты рисуют образ вождя по-разному, что связано с их личными мнениями.
Создание литературной странички 20:06 Учащиеся создают литературную страничку в соцсети ВКонтакте. Это может быть как внеурочная деятельность, так и итог проектной работы. Литературный герой имеет внутренний и внешний облик, который нужно отобразить.
Ошибки в оформлении 22:37 Учащиеся шестого класса допустили ошибки в оформлении странички. Пример: Маша названа Дубровской, хотя она Троекурова. Ошибки указывают на недостаточно внимательное чтение произведения.
Паспорт произведения 23:41 Разработана схема для создания паспорта произведения. Паспорт включает автора, название, год издания или написания, жанр, тему, главную идею, сюжетную линию и проблематику. Визуальное восприятие и иллюстрация также оцениваются.
Личное мнение о произведении 25:28 Обсуждение личного восприятия произведения. Важность работы с интернетом и пособиями. Необходимость выполнения небольшого объема размышлений.
Литературные приемы 26:10 Дети не любят писать, но любят четкие критерии. Использование кластеров, таблиц, деформированного текста и ромашки Блума. Представление приемов, которые часто используются.
Анкета героя 27:08 Создание анкеты героя с вопросами о возрасте, чертах, проблемах, врагах и друзьях. Характеристика речи героя и отношение к нему писателя. Универсальный прием для уроков литературы с 5 по 11 класс.
Важность актерского чтения 27:42 Учителя должны учить видеть, слышать и чувствовать текст. Обогащение словарного запаса и привитие эстетического вкуса. Актерское чтение небольших произведений для аудирования восприятия.
Завершение семинара 28:36 Формулировка вопросов и запись ответов после прослушивания текста. Доступ к авторским разработкам после семинара. Благодарность за внимание и прощание.