Семинар “Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)”

DZEN · 26.11.2025 07:25

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:06
  • Приветствие участников семинара.
  • Представление презентации и авторских материалов.
  • Тема семинара: формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Функциональная и читательская грамотность

1:26
  • Функциональная грамотность: способность применять знания для решения повседневных задач.
  • Читательская грамотность: способность к чтению и пониманию учебных текстов.
  • Важность читательской грамотности на всех предметах.

Осмысленное чтение

2:11
  • Чтение должно быть осмысленным и прочувствованным.
  • Читательские умения: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать, осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Форматы текстов

3:27
  • Составные тексты: яркие, красочные, с минимальным текстовым набором.
  • Сплошные тексты: объемные, научные, требующие сосредоточенности.
  • Задача: научить работать с текстами на всех предметах.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

4:41
  • Текст как объект, средство и результат обучения.
  • Овладение понятийно-терминологическим аппаратом и текстовыми нормами.
  • Формирование коммуникативных умений через восприятие, анализ, интерпретацию и оценку текстовой информации.

Работа с текстами на уроках

6:16
  • Этапы работы с текстом: предтестовый, текстовый, послетекстовый.
  • Важность эпиграфов и лингвистического комментария.
  • Примеры заданий для работы с текстами.

Введение в текст Лаптева

7:58
  • Приложение номер один содержит текст и работу для учеников 10-11 классов.
  • Текст содержит фактуальную информацию о событиях и фактах.
  • Вопросы и ответы помогают ученикам понять текст и подготовиться к заданию 27.

Подтекстовая информация

8:57
  • Подтекстовая информация не содержится явно в тексте, но может быть выявлена при определенных условиях.
  • Вопросы помогают ученикам понять подтекстовую информацию и ответить на них цитатой.

Концептуальная информация

9:41
  • Концептуальная информация включает информацию об авторе, его позиции, социальном статусе и мышлении.
  • Задания требуют найти ключевые слова и словосочетания, характеризующие главного героя, и определить отношение автора к нему.

Работа с текстом на уроках

10:31
  • Ученики работают со значением слов, таких как фолиант и экслибрис.
  • Задания включают анализ состояния героя при виде книг и объяснение причин изменения этого состояния.
  • Ученики выписывают фразеологизмы и объясняют их значение.

Вопросы по тексту Владимира

11:14
  • Вопросы по тексту Владимира включают анализ поведения героя и роли пейзажа.
  • Задания помогают ученикам подготовиться к заданию 27 и формируют читательскую грамотность.

Формирование читательской грамотности

13:02
  • Особенности развития читательской грамотности связаны с текстом художественного произведения.
  • Образовательная цель восприятия и интерпретации текста становится исходной позицией для достижения результатов обучения.

Рабочая карта по повести "Живи и помни"

13:44
  • Рабочая карта включает эпиграф и ключевые слова для понимания темы урока.
  • Вопросы к названию повести помогают ученикам понять, о чем нужно помнить.

Рабочая карта по рассказу "Трип Вась"

15:53
  • Рабочая карта по рассказу Вениамина Чистаева включает вопросы о прощании и чертах характера героя.
  • Ученики рассматривают и выбирают черты характера героя в сцене прощания.

Работа с чертами характера

17:11
  • Учащиеся выбирают и раскладывают черты характера из предложенных.
  • После этого проводится работа с текстом и анализ.
  • Вопрос: почему маленькому человеку посвящают гимн?

Гимн маленькому человеку

18:08
  • Человек-трипанбас раскрывается через труд.
  • Он думает о других, а не о себе, и стремится сделать лучше близким.
  • В труде проявляется его большая человеческая сущность.

Сталин глазами поэтов серебряного века

18:43
  • Учащиеся работают со стихотворениями Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама.
  • Задание: выписать детали портрета, глаголы, лексику, связанную с окружением вождя и состоянием народа.
  • Поэты рисуют образ вождя по-разному, что связано с их личными мнениями.

Создание литературной странички

20:06
  • Учащиеся создают литературную страничку в соцсети ВКонтакте.
  • Это может быть как внеурочная деятельность, так и итог проектной работы.
  • Литературный герой имеет внутренний и внешний облик, который нужно отобразить.

Ошибки в оформлении

22:37
  • Учащиеся шестого класса допустили ошибки в оформлении странички.
  • Пример: Маша названа Дубровской, хотя она Троекурова.
  • Ошибки указывают на недостаточно внимательное чтение произведения.

Паспорт произведения

23:41
  • Разработана схема для создания паспорта произведения.
  • Паспорт включает автора, название, год издания или написания, жанр, тему, главную идею, сюжетную линию и проблематику.
  • Визуальное восприятие и иллюстрация также оцениваются.

Личное мнение о произведении

25:28
  • Обсуждение личного восприятия произведения.
  • Важность работы с интернетом и пособиями.
  • Необходимость выполнения небольшого объема размышлений.

Литературные приемы

26:10
  • Дети не любят писать, но любят четкие критерии.
  • Использование кластеров, таблиц, деформированного текста и ромашки Блума.
  • Представление приемов, которые часто используются.

Анкета героя

27:08
  • Создание анкеты героя с вопросами о возрасте, чертах, проблемах, врагах и друзьях.
  • Характеристика речи героя и отношение к нему писателя.
  • Универсальный прием для уроков литературы с 5 по 11 класс.

Важность актерского чтения

27:42
  • Учителя должны учить видеть, слышать и чувствовать текст.
  • Обогащение словарного запаса и привитие эстетического вкуса.
  • Актерское чтение небольших произведений для аудирования восприятия.

Завершение семинара

28:36
  • Формулировка вопросов и запись ответов после прослушивания текста.
  • Доступ к авторским разработкам после семинара.
  • Благодарность за внимание и прощание.