Роль современных цифровых ресурсов в формировании читательской грамотности

YOUTUBE · 19.11.2025 05:14

Ключевые темы и таймкоды

Введение

3:29
  • Участники обсуждают важность привития культуры чтения и читательской грамотности детям.
  • Спикеры представляют свои проекты и опыт работы в этой области.

Обсуждение проектов

5:52
  • Марина Мешкова, победитель конкурса, рассказывает о своем опыте работы с гимназией номер один города Салават.
  • Галина Губарева, заведующая библиотекой школы номер двадцать четыре, делится своим уникальным опытом проведения мероприятий по формированию культуры чтения.
  • Олег Боец, кандидат филологических наук, представляет проекты корпорации Российский учебник по привлечению к чтению.
  • Рима Сафиуллина, заведующий библиотекой лицея номер три, рассказывает о своем опыте и победе в конкурсе "Лучшая школьная библиотека".

Заключение

7:52
  • Участники обсуждают многогранность темы развития школьной библиотеки и возможные идеи для проектов.
  • Марина Алиева, член экспертной комиссии, рассказывает о своем участии в проекте по развитию информационной культуры школьника.
  • Участники обсуждают возможность интеграции проектов в образовательный процесс и использование девиза Махатма Ганди для поиска целей и ресурсов.

Введение

10:52
  • В видео обсуждается важность информационной культуры личности и ее роль в современном обществе.
  • Упоминается, что современные дети, так называемые цифровые аборигены, обладают навыками работы с информацией и технологиями.

Возникновение курса

11:52
  • Курс "Основы информационной культуры" был введен в школах в связи с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов.
  • Цель курса - научить детей работать с информацией, приобщить их к миру культуры, включая любовь к книге и чтению.

Особенности курса

13:37
  • Курс направлен на развитие у детей ответственного отношения к поиску, анализу и синтезу информации, ее критической оценке и формированию информационной безопасной личности.
  • Курс также учитывает метапредметность и универсальные учебные действия.

Трудности и задачи курса

16:37
  • Основные задачи курса - раскрыть сложность интеллектуальной деятельности человека, доказать необходимость одного-единственного правильного ответа при работе со смысловым содержанием, сформировать представление об информационной этике.
  • Курс также формирует ууд, включая информационно-логические процедуры по поиску и синтезу информации.

Заключение

21:20
  • Автор видео выражает надежду на то, что курс по информационной культуре школьника будет полезен и интегрирован в проекты других школ.
  • Она также призывает коллег использовать материалы и контакты с коллегами из других школ для развития своих проектов.

Проблемы чтения и образования

25:20
  • Видео обсуждает проблемы чтения и образования в современном мире, где школьники стали медленнее читать и не вырабатывают навык скоростного осознанного чтения.
  • Отмечается, что многие школьники не успевают осваивать школьную программу из-за низкой скорости чтения, что приводит к снижению успешности обучения.

Создание информационно-библиотечного центра

26:20
  • Обсуждается необходимость создания информационно-библиотечного центра в школах для решения проблем чтения и образования.
  • Центр должен предоставлять информацию, ресурсы и консультативную поддержку, способствовать социальной адаптации учащихся и развитию информационной культуры личности.

Научное общество учащихся и роль библиотеки

30:02
  • В рамках работы научного общества учащихся библиотекари помогают детям развивать исследовательские компетенции, учат ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и работать с информацией.
  • Библиотекари также организуют занятия и мастер-классы, направленные на развитие навыков чтения и работы с информацией.

Мастер-класс по организации исследовательской деятельности

33:02
  • Автор видео представляет мастер-класс по организации исследовательской деятельности школьников, который может быть полезен для педагогов, библиотекарей и студентов.
  • Программа рассчитана на 24 часа и включает в себя различные задания и упражнения для развития исследовательских навыков и работы с информацией.

Инновационная практика

37:00
  • В рамках гранта были выполнены различные мероприятия, включая проведение лихачевских чтений и издание сборника исследовательских работ учащихся.
  • В октябре две тысячи восемнадцатого года практика была отмечена грамотой и ценным призом.

Работа с родителями и создание условий для чтения

40:00
  • Библиотекарь Римма Ахметовна Сафиуллина представляет свой проект "Читающая мама, читающая страна", направленный на возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка.
  • Проект предусматривает проведение мониторинга особенностей чтения учащихся и родителей, организацию родительских собраний, обучение родителей, создание рекомендательных списков литературы и библиографических указателей, организацию вечеров громкого чтения и фотовыставок.
  • В рамках проекта также была создана группа в социальной сети ВКонтакте, где размещались советы по семейному чтению, презентации к юбилеям писателей, обзоры книг и журналов.

Работа с учащимися и продвижение чтения

46:59
  • В лицее проводятся различные мероприятия, направленные на развитие интереса к чтению у учащихся, включая внеурочную деятельность, конкурсы фотографий и читательские дневники.
  • В текущем учебном году продолжается реализация проекта "Читающая мама, читающая страна" с учащимися начальных классов, а также проводятся мероприятия по продвижению семейного чтения в сообществе ВКонтакте.

Опыт работы с читателями

50:59
  • Библиотекарь представляет проект "Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить", разработанный на основе программы "Доступная среда" для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
  • Проект включает в себя библиотерапию и арт-терапию, а также создание групп в социальных сетях для общения с родителями.

Формирование читательской грамотности

52:59
  • Галина Губарева, заведующая библиотекой, рассказывает о формировании читательской грамотности у учащихся.
  • Она использует литературные игры и конкурсы для развития навыков чтения и работы с текстом.

Подготовка к литературному рингу

56:59
  • Галина Губарева делится опытом подготовки учащихся к литературному рингу, используя технологии эффективного чтения и свертывания текста.
  • Она также использует графические схемы и сравнительный анализ для лучшего понимания художественных произведений.

Использование тестов и заданий для работы с текстом

1:01:59
  • Галина Губарева предлагает использовать тесты и задания для работы с текстом, чтобы сделать чтение интересным и увлекательным.
  • Она также приводит примеры заданий, которые можно использовать в работе с учащимися.

Введение

1:04:58
  • В видео обсуждается важность чтения для детей и то, как оно может помочь им развиваться и учиться.
  • Автор говорит о том, что чтение должно быть частью повседневной жизни ребенка, а не только в школе.

Чтение и книги

1:05:58
  • Автор подчеркивает, что чтение должно быть увлекательным и познавательным, а не просто механическим.
  • Она также отмечает, что чтение должно быть связано с другими видами деятельности, такими как обсуждение и творчество.

Пособия для чтения

1:08:58
  • Автор представляет серию пособий "Читаем летом", которые предназначены для самостоятельного чтения и обсуждения.
  • В пособиях представлены произведения разных жанров, стилей и тематики, а также задания для осмысления прочитанного.

Смысловое чтение

1:13:52
  • Автор обсуждает важность смыслового чтения и читательской грамотности для детей.
  • Она подчеркивает, что эти умения доступны детям только при поддержке взрослых и использовании специальных пособий.

Проект "Образование будущего"

1:14:45
  • Автор представляет проект "Образование будущего", который включает в себя пособия для обучения смысловому чтению.
  • В рамках проекта также предлагаются курсы для внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Обсуждение читательской грамотности

1:16:45
  • В видео обсуждается методика развития читательской грамотности, основанная на эмоциональном осознании текста, работе с незнакомыми словами и выражениями, целостном понимании и интерпретации прочитанного.
  • Выразительное чтение и инсценировка рассматриваются как формы работы над развитием читательской грамотности.

Курсы повышения квалификации

1:19:45
  • Корпорация Российский учебник предлагает курсы повышения квалификации по читательской грамотности, включая индивидуальные программы для библиотекарей, педагогов и коллективов.
  • Курсы проводятся в различных форматах, включая дистанционные и очные, и предлагают индивидуальные программы под запросы слушателей.

Работа с электронными образовательными ресурсами

1:21:45
  • Обсуждается важность работы с электронными образовательными ресурсами для развития читательской грамотности и мотивации учащихся.
  • Электронные образовательные ресурсы должны быть интересными и привлекательными для учащихся, а также должны учитывать их различные типы восприятия информации.

Матрица восприятия и коммуникативная деятельность

1:27:44
  • Обсуждается матрица восприятия информации и коммуникативная деятельность, которые должны быть учтены при работе с электронными образовательными ресурсами.
  • Электронные учебники должны быть разработаны с учетом различных типов восприятия информации и коммуникативной деятельности учащихся.

Обсуждение читательской грамотности

1:29:44
  • Спикер обсуждает, что читательская грамотность - это не просто новый проект, а новый контент для современного ребенка.
  • Он подчеркивает, что читательская грамотность и цифра - это достижимая вещь, и она становится все более актуальной.

Работа с электронными формами учебников

1:30:44
  • Спикер говорит о том, что включение различных видов деятельности в работу с электронными формами учебников помогает повысить усвоение информации и формирование компетенций.
  • Он упоминает, что визуализация, работа с различными схемами и таблицами являются активными ресурсами электронной формы учебника.

Проект "Читающая страна"

1:34:43
  • Спикер рассказывает о проекте "Читающая страна", который направлен на развитие интереса к чтению у детей.
  • Он предлагает использовать региональный контент и региональные проекты для развития этого проекта.

Завершение дискуссии

1:37:43
  • Спикеры подводят итоги дискуссии, обсуждая новые идеи и формы работы с читательской грамотностью.
  • Они предлагают использовать новые форматы работы, такие как "школа в библиотеке" и "библиотека без стен".