ВЕЛИКИЕ ДИРИЖЁРЫ. Герберт фон Караян. Часть 1

YOUTUBE · 26.11.2025 04:06

Ключевые темы и таймкоды

Введение в Герберта фон Караяна

0:28
  • Герберт фон Караян известен каждому, независимо от интереса к классической музыке.
  • В 1950-1960-х годах он был главным дирижером ведущих европейских музыкальных заведений.
  • Его деятельность не ограничивалась только дирижированием, он активно участвовал в различных проектах и проектах, связанных с музыкой.

Публичность и самопиар

1:21
  • Караян был очень публичным человеком, но при этом оставался загадочной личностью.
  • Он умел создавать грамотный пиар и был красив, что способствовало его популярности.
  • Несмотря на свою публичность, он был замкнутым и не любил светскую жизнь.

Музыкальный талант

3:05
  • Музыкальный талант Караяна не ограничивается абсолютным слухом.
  • Музыкальность заключается в умении передать музыку как фрагмент бытия.
  • Караян обладал талантом создавать на сцене мир, который отражал его мировоззрение.

Таланты Караяна

5:00
  • Караян обладал редким талантом самопиара и продюсирования.
  • Он умело использовал технические возможности для записи своих выступлений.
  • Его проекты часто включали финансовую выгоду, что оправдывалось его любовью к музыке.

Технические и личные таланты

7:48
  • Караян имел технический талант и учился в Венском техническом университете.
  • Его брат был органистом и инженером, что повлияло на его интересы.
  • Караян увлекался различными видами транспорта и техники, что отражало его страсть к риску и приключениям.

Интерес к технике и звукозаписи

10:38
  • Третья жена Караяна, Илья, прошла курсы пилотов.
  • Караян вникал в детали звукозаписи и получал от этого удовольствие.
  • Он умел держать все под контролем и был главой всех концепций.

Языковые способности

11:38
  • Караян свободно говорил на немецком, французском и итальянском.
  • В сложные годы после Второй мировой войны он выучил итальянский язык.
  • Он также владел английским и словенским языками.

Долголетие и проекты

13:34
  • Караян считал, что его душа и сознание молоды, несмотря на старение тела.
  • Он продолжал работать до поздних лет, несмотря на проблемы с позвоночником.
  • В конце жизни он открыл Евгения Кисина и показал его миру.

Противоречивые мнения

15:34
  • Мир относится к Караяну полярно: одни считают его музыкальным идолом, другие критикуют за ошибки.
  • Лекция будет рассматривать его личность и творчество с разных сторон.

Происхождение и аристократическое происхождение

17:02
  • Караян родился в Зальцбурге в 1908 году в греческой семье.
  • Его предки эмигрировали в Австрию и Саксонию, занимаясь ткацким производством.
  • Караян сохранил аристократическую приставку "фон" после упразднения дворянских титулов в Австрии.

Происхождение и ранние годы

18:49
  • Предки Герберта получили аристократическое звание за заслуги в текстильной промышленности.
  • Отец Герберта был известным хирургом и директором больницы в Зальцбурге.
  • Герберт проявил музыкальные способности в раннем возрасте и поступил в Моцартеум в 1916 году.

Образование и первые шаги в музыке

19:49
  • В Моцартеуме Герберт учился как пианист и рано начал давать концерты.
  • Его учитель, Бернхард Паумгартнер, заметил его лидерские качества и посоветовал сосредоточиться на дирижировании.
  • Герберт учился дирижированию в Венской консерватории, но был недоволен обучением и вернулся домой.

Первые концерты и выбор профессии

21:42
  • Отец и Паумгартнер помогли Герберту организовать его первый концерт.
  • Герберт выбрал профессию дирижера и оставался верен ей всю жизнь.
  • Он начал искать место для работы в трудные экономические времена.

Начало карьеры и трудности

23:26
  • Герберт начал свою карьеру в маленьком немецком городке Ульм с маленьким оркестром.
  • Его зарплата была низкой, но он был счастлив работать и учиться.
  • Он использовал этот опыт для развития своих методических концепций.

Властолюбие и методы работы

27:11
  • Герберт проявлял властолюбие и требовал беспрекословного подчинения.
  • Он был молчалив за пультом и использовал урывочную манеру дирижирования.
  • Его репетиции были тихими, и оркестранты иногда не понимали его полностью.

Начало карьеры Караяна

28:32
  • Караян был амбициозным и стремился к абсолютному подчинению.
  • Его выгнали из театра за высокомерие, и он переехал в Берлин.
  • В немецкоязычном мире не было жестких границ между Германией и Австрией.

Трудности в Берлине

29:32
  • В Берлине Караян столкнулся с тяжелыми условиями жизни.
  • Он часто не имел денег и ночевал в плохих условиях.
  • Его поддерживали местные жители, но он не мог найти постоянную работу.

Первые успехи и опыт

31:17
  • В 1935 году Караян получил место в Берлине.
  • До этого он дважды выступал в Зальцбурге, что способствовало его карьере.
  • В Берлине он стал клиентом артистического агентства, которым руководил будущий генерал СС.

Темная страница биографии

33:15
  • В 1984 году в Америке открылись новые документы о Караяне.
  • Его выступления в США сопровождались протестами против национализма.
  • Некоторые музыканты отказывались выступать под его управлением.

Вильгельм Фуртвенглер

34:14
  • Фуртвенглер был гением дирижирования, но неудобен для нацистской пропаганды.
  • Он отказывался играть фашистский гимн перед концертами.
  • Геббельс начал раскручивать Караяна как символ нацизма.

Указ Гитлера и вступление в НСДАП

37:01
  • В 1933 году Гитлер издал указ, запрещающий евреям занимать руководящие посты в государственных учреждениях.
  • Караян, находясь в Зальцбурге, вступил в австрийский филиал НСДАП.
  • После каникул он вернулся в Ульм и снова вступил в партию.

Поддержка нацистских властей

38:00
  • Караян понимал, что его искусство требует государственной поддержки.
  • В 1935 году он вступил в партию в третий раз, настаивая на этом.
  • Ему поставили условие, что театр в Ульме будет его, только если он станет членом НСДАП.

Проблемы с работой и поддержка нацистских лидеров

38:58
  • Караян начал прогуливать работу в Ахине, что вызвало недовольство.
  • Он был уволен в 1941 году за прогулы, но продолжал поддерживать связи с нацистскими лидерами.
  • Геббельс, Гиммлер и Геринг покровительствовали ему.

Интриги и вражда

39:58
  • Караян оказался в центре интриг между Геббельсом и Герингом.
  • Вражда между Караяном и Форт Вендлером началась из-за интриг в нацистской верхушке.
  • Караян играл концерты, подписывал письма "Хайль Гитлер" и был послом фашистской Германии в Италии.

Роль в нацистской пропаганде

40:55
  • Оркестр Караяна играл в завоеванных странах, символизируя победность нацистской Германии.
  • Однако, после войны его положение стало сомнительным из-за неприязни Гитлера.

Гитлер и Караян

41:35
  • Гитлер обожал Форт-Венглера и позволял ему многое.
  • Караян получил ангажемент в Берлинской государственной опере.
  • Гитлер услышал фальшь в исполнении Караяна и связал это с его дирижированием без нот.

Художественное чутье Гитлера

43:57
  • Гитлер высоко ценил Вагнера и иногда разрешал исполнять Малера.
  • Он считал Караяна наглым за его дирижирование без нот.
  • Караян учил партитуры наизусть и дирижировал с закрытыми глазами.

Личная жизнь Караяна

46:53
  • Караян женился второй раз, что огорчило нацистскую верхушку.
  • Он добился права для своей жены не считаться еврейкой.
  • После войны Караян и его жена жили бедно и скрывались от союзников.

Музыка и нацизм

49:47
  • Караян был важной фигурой в нацистской Германии.
  • Форт-Венглер использовал музыку для пропаганды.
  • На кадрах с нацистскими генералами видно, что они сопереживают музыке, несмотря на их преступления.

Денацификация Караяна

51:37
  • В 1945 году Караяна нашел итальянский генерал, чтобы предать суду.
  • Генерал предложил Караяну сыграть концерт в Тресте в обмен на освобождение.
  • Караян был арестован и подвергнут двухлетней денацификации.

Вильгельм Форт Вегер

52:36
  • Форт Вегер не вступал в нацистскую партию и не играл в оркестре.
  • Он пытался спасти еврейских музыкантов, но не понимал современной политики.
  • Форт Вегер был совестливым человеком и не пытался избежать судов.

Самоказнь Караяна

53:00
  • Караян молчал на судах и допросах, что усиливало его самобичевание.
  • Он готовил Зальцбургский фестиваль 1946 года, несмотря на денацификацию.
  • Советские дознаватели запретили его концерт, и он помогал музыкантам из суфлерской будки.

Уолтер Лек

55:43
  • Уолтер Лек, музыкальный критик и продюсер, предложил Караяну записать пластинки.
  • Лек создал оркестр филармонии в Лондоне для записи Караяна.
  • В 1947 году Караян был реабилитирован благодаря записям.

Противоречия Караяна

57:39
  • Караян не был убежденным нацистом, но его карьера была связана с нацизмом.
  • Он не высказывал антисемитских взглядов, но его действия были карьеристскими.
  • Караян был готов на все ради своей профессии, что припоминалось ему всю жизнь.

Вдова Караяна

59:22
  • Вдова Караяна, его третья жена, была счастлива в браке.
  • Она дала интервью, где дипломатично ответила на вопросы о его прошлом.
  • Она была ребенком, когда произошла история, и не может говорить о ней.

Негативные качества Караяна

1:00:29
  • Рихтер описывает работу с Караяном, включая запись тройного концерта Бетховена.
  • Рихтер был недоволен записью и поведением Караяна.
  • Караян не позволил перезаписать неудачные моменты, что вызвало у Рихтера сильное недовольство.

Дневники Рихтера

1:02:24
  • Рихтер вел дневники, записывая свои впечатления от прослушиваний редких записей.
  • Он высоко ценил дирижера Карлоса Клайбера, считая его одним из лучших.
  • Рихтер также высоко оценивал Караяна, но находил его дирижирование неинтересным.

Критика Караяна

1:05:14
  • Американский критик Харви Загс критикует Караяна за универсальный и отполированный звук.
  • Норман Лебрехт, автор монографии о Караяне, считает его дирижирование неинтересным и усредненным.
  • Лебрехт сравнивает Караяна с Макдональдсом, называя его исполнение притупляющим и однообразным.

Заключение

1:07:32
  • Лектор предлагает слушателям самим решить, насколько справедливы эти критические высказывания.
  • Наследие Караяна доступно в сети, и каждый может составить свое мнение.
  • Американский критик высоко оценил мощь и красоту звука Берлинского филармонического оркестра под управлением Караяна.