Великие дирижеры. Вильгельм Фуртвенглер

YOUTUBE · 21.11.2025 18:16

Ключевые темы и таймкоды

Введение и высказывания о Вильгельме Форт-Венглере

0:08
  • Приветствие и представление Вильгельма Форт-Венглера.
  • Восхищение его величием и уникальностью.
  • Чтение высказываний Святослава Рихтера о Форт-Венглере.

Восхищение коллег и современников

1:07
  • Рихтер высоко оценивал Форт-Венглера, называя его непревзойденным.
  • Коллеги-дирижеры также высоко оценивали его, несмотря на конкуренцию.
  • Тосканини и другие дирижеры считали Форт-Венглера уникальным.

Влияние и наследие Форт-Венглера

2:12
  • Форт-Венглер был единственным, кто мог сравниться с ним.
  • Его влияние на других дирижеров, таких как Серджи Челибидаки.
  • Форт-Венглер считал дирижера творческой профессией.

Ранние годы и семья

4:40
  • Родился в 1886 году в интеллектуальной семье.
  • Его дед был известным археологом, отец археологом и художником.
  • Семья была связана с музыкантами, филологами и философами.

Влияние немецкой культуры

5:39
  • Форт-Венглер вырос в среде немецкой культуры.
  • В начале 20 века в немецком обществе наметился разлад.
  • В доме Форт-Венглера не было нацистских представлений.

Национализм и культура

6:37
  • В немецком обществе не было российского оттенка национализма.
  • Культура уравнивает всех, независимо от национальности.
  • Форт-Венглер вырос в духе немецкого духа, выраженного в музыке.

Влияние Бетховена и немецкой музыки

7:32
  • Форт-Венглер рано осознал значимость Бетховена.
  • Немецкий дух выражается в музыке, как и русский дух в литературе.
  • Форт-Венглер рос в художественной среде Берлина, говоря на берлинском диалекте.

Переезд в Мюнхен и образование

9:06
  • Семья переезжает в Мюнхен из-за работы отца в университете.
  • Мальчик получает домашнее образование, так как государственные школы не удовлетворяют отца.
  • Отец нанимает частных преподавателей, которые становятся великими учеными.

Музыкальное образование

9:34
  • Мальчик начинает заниматься музыкой дома с матерью, художницей.
  • Мать передает его сестре, профессиональной пианистке.
  • К 11 годам он играет все сонаты Бетховена и начинает писать свои собственные.

Композиторское творчество

11:32
  • Форд Вендлер пишет музыку для себя, а не для сцены.
  • Он доводит до совершенства две свои симфонии, которые исполняются при его жизни и после смерти.
  • Вендлер критикует тональную музыку, считая, что она заменяет музыкальное произведение.

Политические и культурные влияния

13:30
  • Вендлер сталкивается с политическими и культурными испытаниями.
  • Он пытается отделить музыку от политики, но это оказывается невозможным.
  • В молодости он работает над симфониями и камерными произведениями.

Влияние Бетховена и путешествия

14:27
  • Вендлер восхищается Бетховеном и Гете, что отражается в его творчестве.
  • В 15 лет он путешествует в Грецию с отцом, что влияет на его музыку.
  • Его музыка отражает размышления о мире и мироустройстве.

Ранние годы и первый концерт

16:15
  • В 20 лет он дает свой первый концерт, решив стать музыкантом и композитором.
  • Концерт с оркестром Мюнхенской филармонии включает увертюру Бетховена, ларго се-минор и девятую симфонию Брукнера.
  • Девятая симфония Брукнера, считавшаяся неиграемой, была принята публикой.

Начало карьеры

17:13
  • Дирижирование в 20 лет считается профессией второй половины жизни.
  • После смерти отца он вынужден зарабатывать, что приводит к его карьере дирижера.
  • Первое назначение - Цюрих, затем Страсбург, где его замечает Ханс Фитцнер.

Влияние и дружба

19:07
  • В Страсбурге его замечает Бруно Вальтер, который помогает ему получить ангажементы в других городах.
  • Он дружит с семьей, в которую входит Феликс Мотль, оказавший на него влияние.
  • В 1915 году он начинает карьеру в Мангейме, Мюнхене, Франкфурте и Вене.

Берлин и филармония

21:05
  • В 1920 году он возвращается в Берлин и получает место в Берлинской капелле.
  • В 1928 году он становится генеральным директором города Берлина, что дает ему контроль над всеми музыкальными институциями.
  • В 1922 году умирает Артур Никиш, и Фортвенглер наследует его позиции в Лейпциге и Берлине.

Гастроли и контракты

24:16
  • В 1925 году он дебютирует в США с первой симфонией Брамса, что производит огромное впечатление.
  • Ему предлагают двухлетний контракт, но после 1927 года он не продлевается.
  • В 1927 году он уезжает из США, и его больше не приглашают.

Наследие и признание

26:09
  • С 1922 по 1933 год он покоряет музыкальный мир, его везде принимают и понимают.
  • Его взаимоотношения с оркестром и зрителями максимально гармоничны.

Указ Гитлера и его последствия

27:13
  • В 1933 году Гитлер издал указ, запрещающий евреям работать в государственных учреждениях.
  • Оркестр, которым руководил Вильгельм Фуртвенглер, был государственным.
  • Многие музыканты, включая евреев, уехали из Германии, так как их концерты были запрещены.

Реакция Вильгельма Фуртвенглера

28:13
  • Фуртвенглер, несмотря на свою интуицию и логику, обратился к Геббельсу с открытым письмом.
  • В письме он выразил беспокойство по поводу отъезда великих музыкантов и предложил Геббельсу сохранить их позиции.
  • Геббельс согласился, но никто, кроме Фуртвенглера, не поверил его словам.

Отказ еврейских музыкантов

30:45
  • Фуртвенглер предложил еврейским музыкантам выступать с Берлинским филармоническим оркестром, но все отказались.
  • Бронислав Губерман, один из музыкантов, написал письмо, выражая благодарность Фуртвенглеру за его усилия, но отказался возвращаться в Германию.

Противостояние с нацистами

31:43
  • Фуртвенглер угрожал уйти с постов, если давление продолжится, но после первого письма ситуация улучшилась.
  • Он сыграл премьеру концерта Шенберга и предложил исполнить запрещенную оперу Хиндемита, несмотря на запрет нацистов.

Второе письмо Геббельсу

33:32
  • В ноябре 1934 года Фуртвенглер написал второе письмо Геббельсу, выражая беспокойство по поводу разделения музыки на еврейскую и нееврейскую.

Борьба за искусство

34:40
  • Обсуждение качества музыки и борьбы с халтурой.
  • Вильгельм Форд-Вендлер был бескомпромиссным, но не осознавал масштабов надвигающейся угрозы.
  • После второго письма ему предложили покинуть все посты, включая Берлинскую филармонию.

Манипуляции и угрозы

35:37
  • Форд-Вендлер понимал манипуляции, но только после событий.
  • Он выступал за право композиторов говорить о том, что они считают правильным.
  • Геббельс использовал его для раскрытия нацистской культурной программы.

Увольнение и угрозы

36:34
  • Форд-Вендлера уволили из Дойче Оперы, но приказали остаться в Берлинской филармонии.
  • Ему угрожали арестом его секретарши, если он не напишет покаянное письмо.
  • После публикации письма его секретарша смогла выехать в Англию.

Концерт для нацистов

38:22
  • Форд-Вендлер дирижировал оркестром на партийном съезде НСДАП.
  • Концерт был записан и доступен для просмотра.
  • Музыка была исполнена с высоким качеством, несмотря на нацистскую символику.

Противоречивые чувства

40:04
  • Форд-Вендлер дирижировал на фоне фашистских знамен, что выглядело нелепо.
  • После концерта он пожал руку Геббельсу, что вызвало у него неприятные чувства.
  • Он был втянут в нацистскую машину, несмотря на свои противоречивые чувства.

Гражданская позиция

42:10
  • Форд-Вендлер играл на заводах и фабриках, воодушевляя нацистов.
  • Он отказался от даров Гитлера и Гимлера, что было его гражданской позицией.
  • Долгое время он ездил на такси и учился водить машину, несмотря на трудности.

Жизнь и творчество Вильгельма Фуртвенглера

44:44
  • Фуртвенглер не принял дары, но вынужден был играть на всех концертах.
  • Его везли на концерты с эскортом мотоциклистов СС.
  • Эти сложности подорвали его здоровье, и он прожил всего 68 лет.

Отношение к нацистской культуре

45:33
  • Фуртвенглер не эмигрировал, что ставилось ему в укор.
  • Томас Манн уехал, чтобы не быть связанным с нацистской культурой.
  • Фуртвенглер неплохо относился к Геббельсу, считая его образованным и достигшим всего сам.

Влияние музыки на Гитлера

46:27
  • Гитлер имел глубокие связи с музыкой, особенно с Вагнером.
  • Он был впечатлен исполнением Малера и Штрауса.
  • Трагедия Фуртвенглера заключалась в том, что он был любимым дирижером Гитлера.

Дирижерская карьера Герберта фон Караяна

48:17
  • Караян вступил в НСДАП и прошел денацификацию быстрее, чем Фуртвенглер.
  • Фуртвенглер был скромным и застенчивым, не выпячивал свое "я".
  • Караян был более амбициозным и уверенным в себе.

Стиль дирижирования Фуртвенглера

50:15
  • Фуртвенглер был интровертом и философом, говорил мало.
  • Он требовал повторения, чтобы музыканты поняли его идеи.
  • Его дирижирование было концептуальным, а не традиционным.

Уникальность дирижирования Фуртвенглера

51:44
  • Фуртвенглер не использовал традиционные такты и сетку.
  • Музыканты понимали его жесты интуитивно.
  • Его дирижирование было уникальным и не подчинялось строгим правилам.

Метафора музыки

55:20
  • Форд Вендлер не менял темп, в отличие от других музыкантов.
  • Он сравнивал музыку с природным явлением, где ветер и солнце создают разные оттенки.
  • Его исполнение отличалось живой и переливающейся музыкальной тканью.

Размышления о жизни

57:16
  • Вендлер редко использовал быстрые темпы, оставляя время на раздумья.
  • Он исполнял много музыки с трагическим содержанием, включая Чайковского.
  • Его исполнение Чайковского было уникальным и пронзительным.

Поэтичность дирижирования

1:00:18
  • Вендлер размышлял о мире и невозможности изменить трагические закономерности бытия.
  • Его исполнение наполнено прочувствованностью и осмыслением красоты.
  • Его поэтика в дирижировании уникальна и важна для понимания его стиля.

Магия звука

1:01:17
  • Вендлер использовал неясные жесты для передачи своих идей оркестру.
  • Музыканты понимали его знаки и исполняли их без синхронизации.
  • Он не показывал такт, чтобы сохранить живую и непредсказуемую звуковую краску.

Сравнение с Тосканини

1:03:13
  • Вендлер и Тосканини представляют собой антиподы в дирижировании.
  • Лебрехт сравнивает их, говоря, что если бы Бог создал нечто противоположное Климтеру, это был бы Тосканини.

Начало симфонии

1:03:42
  • Вступление симфонии начинается с фигуративной фразы, написанной Бетховеном.
  • Тосканини добивался ясности и артикуляции в исполнении этой фразы.
  • На фоне этой фигурации появляется солирующая мелодия, которая затем становится известной темой первой части симфонии.

Методология репетиций

1:04:42
  • Форт-Венглер репетировал трудные технические места, а не все произведение целиком.
  • Он считал, что музыка должна быть синонимом импровизации.
  • В отличие от европейского сознания, он видел импровизацию как неотъемлемую часть музыкального искусства.

Импровизация в музыке

1:06:40
  • Форт-Венглер утверждал, что великие музыкальные шедевры подчиняются закону импровизации.
  • Он считал, что классические формы должны быть найдены заново в каждом исполнении.
  • Импровизация требует полного отождествления личности художника с произведением.

Влияние на музыку

1:08:36
  • Форт-Венглер был известен своей способностью погружаться в музыку и выражать личные мысли через неё.
  • Его ритмы и интонации были уникальны и связаны с агогическими и интонационными принципами.
  • Он считал, что дирижер должен быть господином произведения, а не его слугой.

Жизнь и карьера Вильгельма Фуртвенглера

1:11:28
  • Фуртвенглер прожил 68 лет, что для дирижера является расцветом.
  • После нацизма он дирижировал только 9 лет, так как ему запретили выступать.
  • В 1944 году он эмигрировал, получив предупреждение об аресте.

Эмиграция и судебный процесс

1:12:24
  • Фуртвенглер эмигрировал в Швейцарию, где провел последние дни войны.
  • Процесс над ним длился два года и начался в Вене, закончившись в Берлине.
  • Существует художественный фильм "Мнение сторон", основанный на этом процессе.

Противоречия и антисемитизм

1:13:13
  • Фуртвенглер не вступал в нацистскую партию и не поддерживал антисемитизм.
  • Он не отдавал нацистского приветствия и не играл фашистские гимны.
  • Геббельс утверждал, что Фуртвенглер спас многих евреев от концлагерей.

Помощь музыкантам и критика

1:15:10
  • Фуртвенглер спасал музыкантов от концлагерей и открыто выступал против нацизма.
  • Он играл произведения немецких классиков и помогал музыкантам, несмотря на трудности.
  • Томас Манн считал, что Фуртвенглер должен был уехать, чтобы не стать слугой нацизма.

Герберт фон Караян и преемственность

1:16:56
  • Фуртвенглер стремился отделить искусство от политики, но понял, что это невозможно.
  • Караян, в отличие от Фуртвенглера, сразу определился с политикой и искусством.
  • Караян потребовал, чтобы его объявили преемником Фуртвенглера, что вызвало недовольство последнего.

Личная жизнь и наследие

1:19:15
  • Фуртвенглер был женат дважды, имел пятерых детей.
  • Его вторая жена Элизабет Акерман была одной из самых красивых женщин своего времени.
  • Фуртвенглер оставил значительное наследие в музыке, несмотря на трудности и политические обстоятельства.

Личная жизнь и признание детей

1:20:48
  • В первом браке детей не было, но на стороне родилось пятеро детей.
  • Пятый ребенок родился во время неудачного первого брака.
  • Во втором браке с Элизабет родился сын Андреас, ставший известным ученым-археологом.
  • Одна из дочерей была пианисткой, и он выступал с ней.

Возвращение к дирижированию

1:21:44
  • В 1947 году ему вернули возможность дирижировать везде.
  • Американцы предложили ему работу с Нью-Йоркским симфоническим оркестром.
  • В 1936 году Тосканини пытался спасти его от нацистов, назвав его своим преемником.
  • Геринг объявил, что у него забрали некоторые позиции, что вызвало уличные протесты в Америке.

Реабилитация и неоднозначное восприятие

1:22:46
  • В 2004 году ЮНЕСКО отменила концерт в честь 50-летия смерти Форт-Вендлера из-за неоднозначного восприятия.
  • Его защищал только Игуди Минухин, который считал, что это интриги.
  • Отец Минухина писал, что Форт-Вендлер был жертвой завистливых соперников.

Последние годы и смерть

1:24:54
  • В последние годы он терял слух и часто болел.
  • В Баден-Бадене он сказал жене, что хочет умереть, и вскоре умер.
  • Его музыка нетленна, и он остается одним из величайших дирижеров.