Введение и высказывания о Вильгельме Форт-Венглере 0:08 Приветствие и представление Вильгельма Форт-Венглера. Восхищение его величием и уникальностью. Чтение высказываний Святослава Рихтера о Форт-Венглере.
Восхищение коллег и современников 1:07 Рихтер высоко оценивал Форт-Венглера, называя его непревзойденным. Коллеги-дирижеры также высоко оценивали его, несмотря на конкуренцию. Тосканини и другие дирижеры считали Форт-Венглера уникальным.
Влияние и наследие Форт-Венглера 2:12 Форт-Венглер был единственным, кто мог сравниться с ним. Его влияние на других дирижеров, таких как Серджи Челибидаки. Форт-Венглер считал дирижера творческой профессией.
Ранние годы и семья 4:40 Родился в 1886 году в интеллектуальной семье. Его дед был известным археологом, отец археологом и художником. Семья была связана с музыкантами, филологами и философами.
Влияние немецкой культуры 5:39 Форт-Венглер вырос в среде немецкой культуры. В начале 20 века в немецком обществе наметился разлад. В доме Форт-Венглера не было нацистских представлений.
Национализм и культура 6:37 В немецком обществе не было российского оттенка национализма. Культура уравнивает всех, независимо от национальности. Форт-Венглер вырос в духе немецкого духа, выраженного в музыке.
Влияние Бетховена и немецкой музыки 7:32 Форт-Венглер рано осознал значимость Бетховена. Немецкий дух выражается в музыке, как и русский дух в литературе. Форт-Венглер рос в художественной среде Берлина, говоря на берлинском диалекте.
Переезд в Мюнхен и образование 9:06 Семья переезжает в Мюнхен из-за работы отца в университете. Мальчик получает домашнее образование, так как государственные школы не удовлетворяют отца. Отец нанимает частных преподавателей, которые становятся великими учеными.
Музыкальное образование 9:34 Мальчик начинает заниматься музыкой дома с матерью, художницей. Мать передает его сестре, профессиональной пианистке. К 11 годам он играет все сонаты Бетховена и начинает писать свои собственные.
Композиторское творчество 11:32 Форд Вендлер пишет музыку для себя, а не для сцены. Он доводит до совершенства две свои симфонии, которые исполняются при его жизни и после смерти. Вендлер критикует тональную музыку, считая, что она заменяет музыкальное произведение.
Политические и культурные влияния 13:30 Вендлер сталкивается с политическими и культурными испытаниями. Он пытается отделить музыку от политики, но это оказывается невозможным. В молодости он работает над симфониями и камерными произведениями.
Влияние Бетховена и путешествия 14:27 Вендлер восхищается Бетховеном и Гете, что отражается в его творчестве. В 15 лет он путешествует в Грецию с отцом, что влияет на его музыку. Его музыка отражает размышления о мире и мироустройстве.
Ранние годы и первый концерт 16:15 В 20 лет он дает свой первый концерт, решив стать музыкантом и композитором. Концерт с оркестром Мюнхенской филармонии включает увертюру Бетховена, ларго се-минор и девятую симфонию Брукнера. Девятая симфония Брукнера, считавшаяся неиграемой, была принята публикой.
Начало карьеры 17:13 Дирижирование в 20 лет считается профессией второй половины жизни. После смерти отца он вынужден зарабатывать, что приводит к его карьере дирижера. Первое назначение - Цюрих, затем Страсбург, где его замечает Ханс Фитцнер.
Влияние и дружба 19:07 В Страсбурге его замечает Бруно Вальтер, который помогает ему получить ангажементы в других городах. Он дружит с семьей, в которую входит Феликс Мотль, оказавший на него влияние. В 1915 году он начинает карьеру в Мангейме, Мюнхене, Франкфурте и Вене.
Берлин и филармония 21:05 В 1920 году он возвращается в Берлин и получает место в Берлинской капелле. В 1928 году он становится генеральным директором города Берлина, что дает ему контроль над всеми музыкальными институциями. В 1922 году умирает Артур Никиш, и Фортвенглер наследует его позиции в Лейпциге и Берлине.
Гастроли и контракты 24:16 В 1925 году он дебютирует в США с первой симфонией Брамса, что производит огромное впечатление. Ему предлагают двухлетний контракт, но после 1927 года он не продлевается. В 1927 году он уезжает из США, и его больше не приглашают.
Наследие и признание 26:09 С 1922 по 1933 год он покоряет музыкальный мир, его везде принимают и понимают. Его взаимоотношения с оркестром и зрителями максимально гармоничны.
Указ Гитлера и его последствия 27:13 В 1933 году Гитлер издал указ, запрещающий евреям работать в государственных учреждениях. Оркестр, которым руководил Вильгельм Фуртвенглер, был государственным. Многие музыканты, включая евреев, уехали из Германии, так как их концерты были запрещены.
Реакция Вильгельма Фуртвенглера 28:13 Фуртвенглер, несмотря на свою интуицию и логику, обратился к Геббельсу с открытым письмом. В письме он выразил беспокойство по поводу отъезда великих музыкантов и предложил Геббельсу сохранить их позиции. Геббельс согласился, но никто, кроме Фуртвенглера, не поверил его словам.
Отказ еврейских музыкантов 30:45 Фуртвенглер предложил еврейским музыкантам выступать с Берлинским филармоническим оркестром, но все отказались. Бронислав Губерман, один из музыкантов, написал письмо, выражая благодарность Фуртвенглеру за его усилия, но отказался возвращаться в Германию.
Противостояние с нацистами 31:43 Фуртвенглер угрожал уйти с постов, если давление продолжится, но после первого письма ситуация улучшилась. Он сыграл премьеру концерта Шенберга и предложил исполнить запрещенную оперу Хиндемита, несмотря на запрет нацистов.
Второе письмо Геббельсу 33:32 В ноябре 1934 года Фуртвенглер написал второе письмо Геббельсу, выражая беспокойство по поводу разделения музыки на еврейскую и нееврейскую.
Борьба за искусство 34:40 Обсуждение качества музыки и борьбы с халтурой. Вильгельм Форд-Вендлер был бескомпромиссным, но не осознавал масштабов надвигающейся угрозы. После второго письма ему предложили покинуть все посты, включая Берлинскую филармонию.
Манипуляции и угрозы 35:37 Форд-Вендлер понимал манипуляции, но только после событий. Он выступал за право композиторов говорить о том, что они считают правильным. Геббельс использовал его для раскрытия нацистской культурной программы.
Увольнение и угрозы 36:34 Форд-Вендлера уволили из Дойче Оперы, но приказали остаться в Берлинской филармонии. Ему угрожали арестом его секретарши, если он не напишет покаянное письмо. После публикации письма его секретарша смогла выехать в Англию.
Концерт для нацистов 38:22 Форд-Вендлер дирижировал оркестром на партийном съезде НСДАП. Концерт был записан и доступен для просмотра. Музыка была исполнена с высоким качеством, несмотря на нацистскую символику.
Противоречивые чувства 40:04 Форд-Вендлер дирижировал на фоне фашистских знамен, что выглядело нелепо. После концерта он пожал руку Геббельсу, что вызвало у него неприятные чувства. Он был втянут в нацистскую машину, несмотря на свои противоречивые чувства.
Гражданская позиция 42:10 Форд-Вендлер играл на заводах и фабриках, воодушевляя нацистов. Он отказался от даров Гитлера и Гимлера, что было его гражданской позицией. Долгое время он ездил на такси и учился водить машину, несмотря на трудности.
Жизнь и творчество Вильгельма Фуртвенглера 44:44 Фуртвенглер не принял дары, но вынужден был играть на всех концертах. Его везли на концерты с эскортом мотоциклистов СС. Эти сложности подорвали его здоровье, и он прожил всего 68 лет.
Отношение к нацистской культуре 45:33 Фуртвенглер не эмигрировал, что ставилось ему в укор. Томас Манн уехал, чтобы не быть связанным с нацистской культурой. Фуртвенглер неплохо относился к Геббельсу, считая его образованным и достигшим всего сам.
Влияние музыки на Гитлера 46:27 Гитлер имел глубокие связи с музыкой, особенно с Вагнером. Он был впечатлен исполнением Малера и Штрауса. Трагедия Фуртвенглера заключалась в том, что он был любимым дирижером Гитлера.
Дирижерская карьера Герберта фон Караяна 48:17 Караян вступил в НСДАП и прошел денацификацию быстрее, чем Фуртвенглер. Фуртвенглер был скромным и застенчивым, не выпячивал свое "я". Караян был более амбициозным и уверенным в себе.
Стиль дирижирования Фуртвенглера 50:15 Фуртвенглер был интровертом и философом, говорил мало. Он требовал повторения, чтобы музыканты поняли его идеи. Его дирижирование было концептуальным, а не традиционным.
Уникальность дирижирования Фуртвенглера 51:44 Фуртвенглер не использовал традиционные такты и сетку. Музыканты понимали его жесты интуитивно. Его дирижирование было уникальным и не подчинялось строгим правилам.
Метафора музыки 55:20 Форд Вендлер не менял темп, в отличие от других музыкантов. Он сравнивал музыку с природным явлением, где ветер и солнце создают разные оттенки. Его исполнение отличалось живой и переливающейся музыкальной тканью.
Размышления о жизни 57:16 Вендлер редко использовал быстрые темпы, оставляя время на раздумья. Он исполнял много музыки с трагическим содержанием, включая Чайковского. Его исполнение Чайковского было уникальным и пронзительным.
Поэтичность дирижирования 1:00:18 Вендлер размышлял о мире и невозможности изменить трагические закономерности бытия. Его исполнение наполнено прочувствованностью и осмыслением красоты. Его поэтика в дирижировании уникальна и важна для понимания его стиля.
Магия звука 1:01:17 Вендлер использовал неясные жесты для передачи своих идей оркестру. Музыканты понимали его знаки и исполняли их без синхронизации. Он не показывал такт, чтобы сохранить живую и непредсказуемую звуковую краску.
Сравнение с Тосканини 1:03:13 Вендлер и Тосканини представляют собой антиподы в дирижировании. Лебрехт сравнивает их, говоря, что если бы Бог создал нечто противоположное Климтеру, это был бы Тосканини.
Начало симфонии 1:03:42 Вступление симфонии начинается с фигуративной фразы, написанной Бетховеном. Тосканини добивался ясности и артикуляции в исполнении этой фразы. На фоне этой фигурации появляется солирующая мелодия, которая затем становится известной темой первой части симфонии.
Методология репетиций 1:04:42 Форт-Венглер репетировал трудные технические места, а не все произведение целиком. Он считал, что музыка должна быть синонимом импровизации. В отличие от европейского сознания, он видел импровизацию как неотъемлемую часть музыкального искусства.
Импровизация в музыке 1:06:40 Форт-Венглер утверждал, что великие музыкальные шедевры подчиняются закону импровизации. Он считал, что классические формы должны быть найдены заново в каждом исполнении. Импровизация требует полного отождествления личности художника с произведением.
Влияние на музыку 1:08:36 Форт-Венглер был известен своей способностью погружаться в музыку и выражать личные мысли через неё. Его ритмы и интонации были уникальны и связаны с агогическими и интонационными принципами. Он считал, что дирижер должен быть господином произведения, а не его слугой.
Жизнь и карьера Вильгельма Фуртвенглера 1:11:28 Фуртвенглер прожил 68 лет, что для дирижера является расцветом. После нацизма он дирижировал только 9 лет, так как ему запретили выступать. В 1944 году он эмигрировал, получив предупреждение об аресте.
Эмиграция и судебный процесс 1:12:24 Фуртвенглер эмигрировал в Швейцарию, где провел последние дни войны. Процесс над ним длился два года и начался в Вене, закончившись в Берлине. Существует художественный фильм "Мнение сторон", основанный на этом процессе.
Противоречия и антисемитизм 1:13:13 Фуртвенглер не вступал в нацистскую партию и не поддерживал антисемитизм. Он не отдавал нацистского приветствия и не играл фашистские гимны. Геббельс утверждал, что Фуртвенглер спас многих евреев от концлагерей.
Помощь музыкантам и критика 1:15:10 Фуртвенглер спасал музыкантов от концлагерей и открыто выступал против нацизма. Он играл произведения немецких классиков и помогал музыкантам, несмотря на трудности. Томас Манн считал, что Фуртвенглер должен был уехать, чтобы не стать слугой нацизма.
Герберт фон Караян и преемственность 1:16:56 Фуртвенглер стремился отделить искусство от политики, но понял, что это невозможно. Караян, в отличие от Фуртвенглера, сразу определился с политикой и искусством. Караян потребовал, чтобы его объявили преемником Фуртвенглера, что вызвало недовольство последнего.
Личная жизнь и наследие 1:19:15 Фуртвенглер был женат дважды, имел пятерых детей. Его вторая жена Элизабет Акерман была одной из самых красивых женщин своего времени. Фуртвенглер оставил значительное наследие в музыке, несмотря на трудности и политические обстоятельства.
Личная жизнь и признание детей 1:20:48 В первом браке детей не было, но на стороне родилось пятеро детей. Пятый ребенок родился во время неудачного первого брака. Во втором браке с Элизабет родился сын Андреас, ставший известным ученым-археологом. Одна из дочерей была пианисткой, и он выступал с ней.
Возвращение к дирижированию 1:21:44 В 1947 году ему вернули возможность дирижировать везде. Американцы предложили ему работу с Нью-Йоркским симфоническим оркестром. В 1936 году Тосканини пытался спасти его от нацистов, назвав его своим преемником. Геринг объявил, что у него забрали некоторые позиции, что вызвало уличные протесты в Америке.
Реабилитация и неоднозначное восприятие 1:22:46 В 2004 году ЮНЕСКО отменила концерт в честь 50-летия смерти Форт-Вендлера из-за неоднозначного восприятия. Его защищал только Игуди Минухин, который считал, что это интриги. Отец Минухина писал, что Форт-Вендлер был жертвой завистливых соперников.
Последние годы и смерть 1:24:54 В последние годы он терял слух и часто болел. В Баден-Бадене он сказал жене, что хочет умереть, и вскоре умер. Его музыка нетленна, и он остается одним из величайших дирижеров.