Признаки биологических объектов. Биология ОГЭ. Вебинар | TutorOnline

YOUTUBE · 24.11.2025 07:54

Ключевые темы и таймкоды

Введение и знакомство

0:11
  • Приветствие и представление преподавателя Ирины Михайловны.
  • Описание её опыта преподавания биологии и подготовки к экзаменам.
  • Упоминание о её роли в создании видеороликов по биологии.

Описание курса и его преимуществ

1:07
  • Вебинар является первым в рамках большого курса подготовки к ОГЭ по биологии.
  • Курс включает 28 занятий с 6 октября по 18 мая.
  • Занятия проходят онлайн, продолжительностью два академических часа.
  • Возможность задавать вопросы и получать поддержку в чате Telegram.
  • Домашние задания и доступ к записям вебинаров.
  • Участие опытного психолога для поддержки участников.

Структура ОГЭ по биологии 2023

5:00
  • ОГЭ по биологии длится два с половиной часа, включает 26 заданий.
  • Первая часть экзамена включает задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
  • Вторая часть экзамена включает задания с развернутым ответом, такие как анализ таблиц и решение задач.

Рекомендации по подготовке

9:54
  • Важность практики и использования сборников для подготовки.
  • Рекомендация сборников Рохлова и Лернера.
  • Использование школьных учебников для повторения теории.
  • Переход к основной части вебинара, посвященной объектам и методам изучения биологии.

Единство химического состава

13:47
  • Все живые организмы состоят из одинаковых химических элементов.
  • Основные элементы: кислород, водород, углерод и азот.
  • Также присутствуют макро- и микроэлементы, необходимые для жизнедеятельности.

Обмен веществ

14:46
  • Обмен веществ включает поступление и преобразование веществ в организме.
  • Примеры: дыхание, пищеварение, выделение.
  • Обмен веществ включает питание, дыхание и выделение.

Самовоспроизведение

15:44
  • Самовоспроизведение, размножение или репродукция.
  • Все живые организмы размножаются, даже одноклеточные.
  • Примеры: деление амёбы, вегетативное размножение растений.

Наследственность и изменчивость

18:39
  • Наследственность позволяет передавать признаки от родителей к детям.
  • Изменчивость позволяет организмам изменяться под действием внешних и внутренних факторов.
  • Примеры изменчивости: мутации, влияние условий среды.

Рост и развитие

20:38
  • Рост — изменение количественных параметров, например, рост человека или растения.
  • Развитие — появление новых качеств, например, развитие ребенка или бабочки.
  • Примеры развития: превращение гусеницы в бабочку, развитие комара.

Раздражимость

22:32
  • Раздражимость — ответная реакция на свет, звук, прикосновение.
  • Рефлексы — ответные реакции у организмов с нервной системой.
  • Примеры раздражимости у растений: фототропизм, геотропизм.

Дискретность и целостность

27:27
  • Дискретность — способность организмов состоять из отдельных частей.
  • Целостность — способность организмов сохранять свою структуру и функции.
  • Примеры: анатомические структуры, решение задач на энергозатраты.

Дискретность и целостность

28:26
  • Дискретность означает обособленность частей организма.
  • Целостность предполагает взаимосвязь всех частей организма.
  • Примеры: органы, ткани, клетки, органеллы.

Саморегуляция

29:25
  • Организм регулирует процессы для поддержания гомеостаза.
  • Примеры: температура тела, жажда после соленой пищи.
  • Саморегуляция характерна для всех живых организмов.

Ритмичность

32:18
  • Ритмичность проявляется в периодических изменениях.
  • Примеры: сердцебиение, смена дня и ночи, листопад.
  • Ритмичность связана с внешними факторами.

Энергозависимость

35:51
  • Организмы нуждаются в энергии извне.
  • Растения получают энергию от солнца, животные — от пищи.
  • Организмы открыты для поступления энергии и питательных веществ.

Задание на дискретность и целостность

36:50
  • Нейрон, нервная ткань, мозг и нервная система человека иллюстрируют дискретность и целостность.
  • Правильный ответ: дискретность и целостность.

Развитие клетки

41:41
  • Клетка развивается, появляются новые признаки.
  • Примеры: увеличение вакуолей, изменение формы ядра.
  • Правильный ответ: развитие.

Закрепление

44:37
  • Листья плюща иллюстрируют развитие и отбор.
  • Правильный ответ: развитие и отбор.

Наследственность и изменчивость

45:33
  • Наследственность и изменчивость рассматриваются на примере листьев.
  • Изменчивость проявляется в разнообразии форм и цветов листьев.
  • Наследственность наблюдается, когда два объекта идентичны.

Науки, изучающие биологию

48:30
  • Биология включает множество разделов, таких как зоология, ботаника, анатомия.
  • Обзор наук по биологии для подготовки к заданиям.
  • Методы изучения биологии: описание, сравнение, эксперимент, исторический метод, моделирование.

Методы изучения биологии

50:28
  • Описание: наблюдение и фиксация данных.
  • Сравнение: сопоставление объектов по разным признакам.
  • Эксперимент: изменение условий для наблюдения изменений.
  • Наблюдение: пассивное восприятие без вмешательства.
  • Исторический метод: изучение развития организмов.
  • Моделирование: создание моделей для изучения явлений.

Эмпирические и теоретические методы

53:24
  • Эмпирические методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
  • Теоретические методы: сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование.
  • Эксперимент: активное вмешательство для изучения явлений.

Микроскопия и генетика

56:19
  • Микроскопия: изучение клеток и структур с помощью микроскопа.
  • Гибридологический метод: скрещивание для изучения наследственности.
  • Светогенетический метод: изучение хромосом под микроскопом.
  • Генеалогический метод: составление родословных.
  • Близнецовый метод: изучение однояйцевых близнецов.
  • Биохимический метод: анализ биохимических показателей.

Введение в биохимические методы

1:00:13
  • Биохимические методы используются в биологии для анализа крови и других биологических жидкостей.
  • Эти методы включают измерение уровня белков, гемоглобина и других показателей.
  • Экологические методы, такие как моделирование и мониторинг, также важны для изучения экосистем.

Экспериментальные методы

1:01:12
  • Экспериментальные методы включают сравнение микропрепаратов, измерение кровяного давления и формирование условного рефлекса.
  • Эти методы требуют вмешательства и установления правил для наблюдения за результатами.
  • Пример: формирование условного рефлекса на звонок у собаки.

Наблюдение и анализ

1:04:55
  • Наблюдение включает простое наблюдение за объектом без вмешательства.
  • Анализ данных включает анализ результатов наблюдения и выводы на их основе.
  • В ОГЭ по биологии появились задания на знание лабораторного оборудования и измерительных приборов.

Лабораторная посуда и приборы

1:06:51
  • Лабораторная посуда включает колбы, мерные цилиндры, пробирки и чашки Петри.
  • Эти приборы используются для различных химических и биологических экспериментов.
  • Вопросы могут включать выбор правильного прибора из нескольких вариантов.

Измерительные приборы

1:09:49
  • Измерительные приборы включают тонометры для измерения давления, глюкометры для измерения сахара в крови и весы для точных измерений.
  • Вопросы могут быть связаны с определением прибора по его внешнему виду.
  • Важно знать, как использовать эти приборы для точных измерений.

Вопросы по лабораторному оборудованию

1:13:44
  • Вопросы могут включать определение лабораторного оборудования по его внешнему виду.
  • Примеры включают весы и колбы.
  • Важно быть внимательными к деталям и использовать насмотренность для решения таких задач.

Уровни организации живой материи

1:15:42
  • Молекулярный уровень: молекулы ДНК, белки, углеводы, жиры.
  • Клеточный уровень: клетки разных типов.
  • Тканевой уровень: ткани у растений и животных.
  • Органный уровень: органы, объединяющие ткани.
  • Организменный уровень: особи одного вида.
  • Популяционно-видовой уровень: группы особей одного вида.

Примеры уровней организации

1:18:38
  • Молекулярный уровень: ДНК.
  • Клеточный уровень: нейрон.
  • Тканевой уровень: эпителиальная ткань.
  • Организменный уровень: гидра.
  • Популяционно-видовой уровень: стая волков, березовая роща.

Биогеоценотический и биосферный уровни

1:23:23
  • Биогеоценотический уровень: экосистема, лес, болото, озеро.
  • Биосферный уровень: живая оболочка планеты Земля.

Заключение и приглашение на курс

1:25:21
  • Приглашение на второе бесплатное занятие.
  • Анонс курса по подготовке к ОГЭ по биологии.
  • Поддержка и обратная связь на курсе.
  • Домашнее задание и видеообзор к нему.