Введение и знакомство 0:11 Приветствие и представление преподавателя Ирины Михайловны. Описание её опыта преподавания биологии и подготовки к экзаменам. Упоминание о её роли в создании видеороликов по биологии.
Описание курса и его преимуществ 1:07 Вебинар является первым в рамках большого курса подготовки к ОГЭ по биологии. Курс включает 28 занятий с 6 октября по 18 мая. Занятия проходят онлайн, продолжительностью два академических часа. Возможность задавать вопросы и получать поддержку в чате Telegram. Домашние задания и доступ к записям вебинаров. Участие опытного психолога для поддержки участников.
Структура ОГЭ по биологии 2023 5:00 ОГЭ по биологии длится два с половиной часа, включает 26 заданий. Первая часть экзамена включает задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Вторая часть экзамена включает задания с развернутым ответом, такие как анализ таблиц и решение задач.
Рекомендации по подготовке 9:54 Важность практики и использования сборников для подготовки. Рекомендация сборников Рохлова и Лернера. Использование школьных учебников для повторения теории. Переход к основной части вебинара, посвященной объектам и методам изучения биологии.
Единство химического состава 13:47 Все живые организмы состоят из одинаковых химических элементов. Основные элементы: кислород, водород, углерод и азот. Также присутствуют макро- и микроэлементы, необходимые для жизнедеятельности.
Обмен веществ 14:46 Обмен веществ включает поступление и преобразование веществ в организме. Примеры: дыхание, пищеварение, выделение. Обмен веществ включает питание, дыхание и выделение.
Самовоспроизведение 15:44 Самовоспроизведение, размножение или репродукция. Все живые организмы размножаются, даже одноклеточные. Примеры: деление амёбы, вегетативное размножение растений.
Наследственность и изменчивость 18:39 Наследственность позволяет передавать признаки от родителей к детям. Изменчивость позволяет организмам изменяться под действием внешних и внутренних факторов. Примеры изменчивости: мутации, влияние условий среды.
Рост и развитие 20:38 Рост — изменение количественных параметров, например, рост человека или растения. Развитие — появление новых качеств, например, развитие ребенка или бабочки. Примеры развития: превращение гусеницы в бабочку, развитие комара.
Раздражимость 22:32 Раздражимость — ответная реакция на свет, звук, прикосновение. Рефлексы — ответные реакции у организмов с нервной системой. Примеры раздражимости у растений: фототропизм, геотропизм.
Дискретность и целостность 27:27 Дискретность — способность организмов состоять из отдельных частей. Целостность — способность организмов сохранять свою структуру и функции. Примеры: анатомические структуры, решение задач на энергозатраты.
Дискретность и целостность 28:26 Дискретность означает обособленность частей организма. Целостность предполагает взаимосвязь всех частей организма. Примеры: органы, ткани, клетки, органеллы.
Саморегуляция 29:25 Организм регулирует процессы для поддержания гомеостаза. Примеры: температура тела, жажда после соленой пищи. Саморегуляция характерна для всех живых организмов.
Ритмичность 32:18 Ритмичность проявляется в периодических изменениях. Примеры: сердцебиение, смена дня и ночи, листопад. Ритмичность связана с внешними факторами.
Энергозависимость 35:51 Организмы нуждаются в энергии извне. Растения получают энергию от солнца, животные — от пищи. Организмы открыты для поступления энергии и питательных веществ.
Задание на дискретность и целостность 36:50 Нейрон, нервная ткань, мозг и нервная система человека иллюстрируют дискретность и целостность. Правильный ответ: дискретность и целостность.
Развитие клетки 41:41 Клетка развивается, появляются новые признаки. Примеры: увеличение вакуолей, изменение формы ядра. Правильный ответ: развитие.
Наследственность и изменчивость 45:33 Наследственность и изменчивость рассматриваются на примере листьев. Изменчивость проявляется в разнообразии форм и цветов листьев. Наследственность наблюдается, когда два объекта идентичны.
Науки, изучающие биологию 48:30 Биология включает множество разделов, таких как зоология, ботаника, анатомия. Обзор наук по биологии для подготовки к заданиям. Методы изучения биологии: описание, сравнение, эксперимент, исторический метод, моделирование.
Методы изучения биологии 50:28 Описание: наблюдение и фиксация данных. Сравнение: сопоставление объектов по разным признакам. Эксперимент: изменение условий для наблюдения изменений. Наблюдение: пассивное восприятие без вмешательства. Исторический метод: изучение развития организмов. Моделирование: создание моделей для изучения явлений.
Эмпирические и теоретические методы 53:24 Эмпирические методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Теоретические методы: сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование. Эксперимент: активное вмешательство для изучения явлений.
Микроскопия и генетика 56:19 Микроскопия: изучение клеток и структур с помощью микроскопа. Гибридологический метод: скрещивание для изучения наследственности. Светогенетический метод: изучение хромосом под микроскопом. Генеалогический метод: составление родословных. Близнецовый метод: изучение однояйцевых близнецов. Биохимический метод: анализ биохимических показателей.
Введение в биохимические методы 1:00:13 Биохимические методы используются в биологии для анализа крови и других биологических жидкостей. Эти методы включают измерение уровня белков, гемоглобина и других показателей. Экологические методы, такие как моделирование и мониторинг, также важны для изучения экосистем.
Экспериментальные методы 1:01:12 Экспериментальные методы включают сравнение микропрепаратов, измерение кровяного давления и формирование условного рефлекса. Эти методы требуют вмешательства и установления правил для наблюдения за результатами. Пример: формирование условного рефлекса на звонок у собаки.
Наблюдение и анализ 1:04:55 Наблюдение включает простое наблюдение за объектом без вмешательства. Анализ данных включает анализ результатов наблюдения и выводы на их основе. В ОГЭ по биологии появились задания на знание лабораторного оборудования и измерительных приборов.
Лабораторная посуда и приборы 1:06:51 Лабораторная посуда включает колбы, мерные цилиндры, пробирки и чашки Петри. Эти приборы используются для различных химических и биологических экспериментов. Вопросы могут включать выбор правильного прибора из нескольких вариантов.
Измерительные приборы 1:09:49 Измерительные приборы включают тонометры для измерения давления, глюкометры для измерения сахара в крови и весы для точных измерений. Вопросы могут быть связаны с определением прибора по его внешнему виду. Важно знать, как использовать эти приборы для точных измерений.
Вопросы по лабораторному оборудованию 1:13:44 Вопросы могут включать определение лабораторного оборудования по его внешнему виду. Примеры включают весы и колбы. Важно быть внимательными к деталям и использовать насмотренность для решения таких задач.
Уровни организации живой материи 1:15:42 Молекулярный уровень: молекулы ДНК, белки, углеводы, жиры. Клеточный уровень: клетки разных типов. Тканевой уровень: ткани у растений и животных. Органный уровень: органы, объединяющие ткани. Организменный уровень: особи одного вида. Популяционно-видовой уровень: группы особей одного вида.
Примеры уровней организации 1:18:38 Молекулярный уровень: ДНК. Клеточный уровень: нейрон. Тканевой уровень: эпителиальная ткань. Организменный уровень: гидра. Популяционно-видовой уровень: стая волков, березовая роща.
Биогеоценотический и биосферный уровни 1:23:23 Биогеоценотический уровень: экосистема, лес, болото, озеро. Биосферный уровень: живая оболочка планеты Земля.
Заключение и приглашение на курс 1:25:21 Приглашение на второе бесплатное занятие. Анонс курса по подготовке к ОГЭ по биологии. Поддержка и обратная связь на курсе. Домашнее задание и видеообзор к нему.