Тема семинара 0:21 Тема семинара возникла случайно, но оказалась важной для автора. Упоминание о консультациях с аспирантами.
Личное прошлое 1:13 Автор учился на факультете психологии под руководством Леонтьева и Запорожца. Переход с философского факультета на психологический.
Методология 2:20 Важность методологии в науке. Пример с ложкой иллюстрирует методологические вопросы.
Современное состояние психологии 4:12 Психология содержит много фактического материала, но мало обобщений. Необходимость дедуктивного подхода в психологии.
Задачи в психологии 5:14 Задача — это цель в определённых условиях. Важность определения условий для постановки задачи.
Школы психологии 7:14 Каждая школа психологии имеет свои особенности. Пример с познавательными процессами у разных школ.
Психогенетика и психотерапия 8:05 Психогенетика часто ассоциируется с генетикой. Психотерапия включает элементы философии, медицины и теологии.
Единая психология 10:00 Психология питается многими направлениями, но остаётся единой наукой. Аналогия с баньяновым деревом.
Гравюра Эшера 11:01 Психология представлена как система непересекающихся участков. Каждая школа имеет свой участок.
Кризис в психологии 11:45 Отсутствие логического единства в определениях психологии. Разнообразие подходов: психоанализ, аналитическая психология и другие.
Книга Выгодского 12:40 Рекомендация прочитать книгу Выгодского «Исторический смысл психологического кризиса». Вопросы, волнующие Выгодского, актуальны и для современной психологии.
Научный подход 13:32 Научный подход к душе требует усилий и свободной мысли. Преодоление ошибок — путь к развитию психологии.
Введение в методологию исследования 14:35 Определение цели, объекта, предмета, гипотезы и предполагаемых результатов. Важность метода и методики исследования. Использование кавычек для подчёркивания специфики терминов.
Анализ результатов и сущность явлений 15:35 Процесс анализа полученных результатов. Наука изучает сущность явлений, а не их внешние проявления. Интроспективное изучение фактов сознания.
Иллюзии восприятия 18:36 Примеры иллюзий: восприятие размера линий, расстояний и размеров объектов. Влияние пространственного восприятия на восприятие размеров. Примеры иллюзий: сигарета в дальнем углу, поросёнок на расстоянии.
Диалектика и вещи в себе 23:09 Диалектика как изучение противоположностей. Противоречие между тем, что мы знаем, и тем, чего не знаем. Пример с китайским флагом иллюстрирует разницу между явлением и сущностью.
Явления и сущность в науке 26:01 Различие между химическими явлениями и химической сущностью. Традиция изучения психических явлений в науке. Необходимость вскрытия сущности явлений.
Восприятие восхода и захода солнца 27:51 Восприятие восхода и захода солнца как иллюзия. Объективная мыслительная форма, присущая миллиардам людей. Невозможность изменения восприятия из-за фиксированной позиции наблюдателя.
Вращение Земли и Луны 29:25 Вращение Земли со скоростью 5 км/с. Движение Луны с той же скоростью, что и Солнце. Отсутствие видимости обратной стороны Луны.
Движение Земли и Солнечной системы 29:50 Земля вращается вокруг Солнца со скоростью 30 км/с. Солнечная система движется со скоростью 230 км/с. Галактика Млечный Путь движется со скоростью 40 км/с навстречу галактике Туманность Андромеды.
Астрономические факты 30:35 Ежедневно в нашей галактике рождаются десятки звёзд и сгорают десятки тысяч. С точки зрения Солнца, жизнь человека — это мгновение.
Восприятие движения 31:01 Восприятие движения зависит от точки зрения. Пример с электричкой иллюстрирует, как можно изменить восприятие движения.
Критерии объекта в науке 33:16 В русскоязычной литературе нет единого взгляда на критерии извлечения объекта науки. Разные науки могут выделять разные аспекты одного и того же объекта.
Определение объекта 34:03 Объект — это фрагмент объективной действительности, существующий независимо от нас. Мы взаимодействуем с объективной действительностью через наше представление о ней.
Символы СССР 36:09 Символы СССР: герб, флаг и гимн. Гранёный стакан 1936 года символизирует СССР, его грани — союзные республики, а ободок — союзные договоры.
Многогранность объекта 38:14 Один и тот же объект может иметь множество аспектов в зависимости от способа его использования. Пример стакана показывает, как один объект может быть использован по-разному.
Перепредметчивание 39:35 Творческая деятельность заключается в открытии новых способов использования объектов. Перепредметчивание позволяет создавать новые предметы из старых.
Алхимия и наука 40:26 Алхимик доказал, что алмазы состоят из углерода, сжигая их. Наука начинается с экспериментов свободных людей.
Графен и новые технологии 41:08 Графен — новая технология, основанная на свойствах графита. Универсальность объективной действительности проявляется в многоаспектности эмпирических объектов.
Смартфоны и их функции 42:42 Смартфоны используются как средство самоутверждения и источник излучения. Пример с муравьями показывает, как смартфон может влиять на окружающую среду.
Многофункциональность объектов 44:49 Один объект может выполнять множество функций, например, телефон
Ведическая притча о слоне 46:15 Притча о слоне, который символизирует объективную действительность, имеет более четырёх тысяч лет истории. В Германии есть памятник, посвящённый людям, пытающимся понять, что такое слон. Смысл притчи: каждый видит слона по-своему, в зависимости от своего восприятия.
Опасность одностороннего восприятия 48:18 Замыкание в своей конкретной убеждённости опасно, так как ограничивает восприятие реальности. Любая точка зрения может сделать человека рабом этой точки зрения, если он не осознаёт её ограниченность. Важно уметь менять свои точки зрения и воспринимать мир с разных сторон.
Субстантивация способов деятельности 49:43 Способы деятельности формируют наши представления об объективных формах. Пример с ключами и зубочистом иллюстрирует, как восприятие объекта зависит от способа взаимодействия с ним. Широта взглядов позволяет видеть объективную действительность с разных сторон.
Дискуссии о психологии воображения 50:39 Обсуждаются различные подходы к психологии воображения, включая взгляды Андрея Владимировича Брушинского. Ключевыми понятиями являются анализ и синтез, которые могут быть интерпретированы по-разному. Термины и понятия формируют наше восприятие мира.
Определение предмета исследования 53:19 Определение предмета исследования — важнейшая методологическая процедура. Разные науки изучают различные аспекты сознания и поведения. Наука ценит разнообразие точек зрения и готовность к диалогу.
Субъективный идеализм и объективная действительность 55:11 Субъективный идеализм предполагает, что мир существует только в восприятии человека. Кант понимал, что мир существует, но только в явлении, что создаёт проблему восприятия. Материалисты считают мир объективным, но это не всегда так. Макс Планк попытался решить эту проблему, но его подход остаётся предметом обсуждения.
Учение Корана и понимание смысла 56:56 Учение Корана начиналось с заучивания, без понимания глубокого смысла. Понимание смысла приходило после изучения арабского языка. Чувства и деятельность рассматриваются как человеческие, а не как объекты.
Разнообразие способов деятельности 57:56 Примеры различных способов использования предметов: бутылка, мужчина, телефон. Важность понимания разнообразия способов деятельности.
Примеры способов употребления напитков 58:31 Использование пластмассовых стаканчиков для напитков. Разнообразие коктейлей и их употребление.
Творческий процесс и овладение способами 59:48 Творческий процесс связан с овладением множеством способов деятельности. Практика творчества через освоение новых способов.
Микромир и макромир 1:00:47 Аналогия между микромиром клетки и макромиром Вселенной. Понимание мира через увеличение масштаба.
Теория деятельности Леонтьева 1:03:11 Критика традиционных представлений о деятельности. Леонтьев о структуре деятельности: мотив, цель, условия, операции.
Разработка системы понятий Леонтьева 1:05:41 Необходимость разработки системы понятий Леонтьева в психологии. Недостаточная разработка понятий деятельности в последние годы.
Психические и непсихические явления 1:06:18 Вопрос о существовании чисто непсихических явлений. Все явления частично психические, так как предполагают наблюдателя.
Структурирование поля действия 1:07:02 Структурирование поля действия благодаря нейрофизиологическим возможностям. Развитие новых возможностей в ходе деятельности.
Психические и физиологические явления 1:08:01 Психические явления не существуют изолированно, они всегда связаны с объективной действительностью. Пример превращения физиологического явления в психическое: эксперименты Павлова. В 1904 году Павлов считал, что физиологические и психические явления разделены, но позже осознал их взаимосвязь.
Логическая ошибка Павлова 1:08:58 Павлов описал физиологический механизм условного рефлекса, но не учёл его психологическую природу. Явление является одновременно физиологическим и психологическим.
Методы исследования 1:10:00 Для выявления интересующих явлений необходимы специальные методы. Примеры методов: наблюдение за красной точкой и определение цвета шерсти котёнка.
Методология исследования 1:12:09 Исследование должно быть методологически грамотным, чтобы понять сущность явлений. Гипотеза — это предположение о способе действия на объект исследования. Метод должен быть конкретным и соответствовать поставленной задаче.
Эксперименты Павлова 1:14:21 Павлов использовал «башни молчания» для изучения физиологических механизмов у собак. Эксперименты показали, что даже в условиях изоляции собаки реагируют на свет и звук.
Психологические условия 1:16:07 Психологические условия возникновения результатов важны для понимания явлений. Необходимо учитывать психологические аспекты при исследовании.
Развитие и социальная ситуация 1:20:46 Развитие — это движение в конкретных условиях, а не просто улучшение. Социальная ситуация развития определяет деятельность человека, но не решает её. Пример с пьяной матерью иллюстрирует, как условия влияют на поведение детей.
Объект исследования 1:23:09 Ребёнок не должен быть объектом исследования, а участником эксперимента. Важно учитывать согласие ребёнка на участие в исследовании. Психология должна рассматривать категории развития, а не просто изучать явления.
Исследование бутылки 1:25:28 Исследование бутылки как объекта кажется бессмысленным. Бутылка может быть символом более глубоких процессов. Пример с картиной Пикассо «Любитель абсента» иллюстрирует сложность восприятия бутылки.
Методологические вопросы 1:26:33 Проблема личности в эксперименте требует учёта. Процедура «эпохи» позволяет вынести за скобки ненужные факторы. Обычные исследования часто игнорируют психологические аспекты.
Эксперимент с шахматной доской 1:27:31 Участник эксперимента увидел решение шахматной задачи на полсекунды. Это показывает сложность восприятия и владения определёнными способами.
Культурные и психологические аспекты 1:27:59 Обсуждение психологических особенностей восприятия культовых предметов. Важность понимания культового характера предметов для верующих.
Психология и деятельность 1:29:17 Психология изучает образ действительности, возникающий в процессе деятельности. Пример Ньютона показывает важность гипотез и экспериментов. Психология стремится понять, как возникает образ мира.
Формирование образов 1:31:30 Люди видят не мир, а картинку. Необходимо исследовать, почему возникает эта картинка. Пример с велосипедом иллюстрирует формирование структур в мозге.
Эксперимент с коровой 1:34:14 Участники видят корову на изображении. Добавление короны и коробки меняет восприятие. Функциональный орган в мозге отвечает за оценку изображения.
Психика и деятельность 1:37:08 Психика — это нефизиологические возможности менять картину мира. Деятельность организма формирует картину мира. Средства деятельности трансформируют механизмы мозга.
Мозг и картины мира 1:40:51 Мозг обеспечивает картины мира через механизмы. Эти картины мира отражают психологию и деятельность человека. Исследования мозга помогают понять, как формируются картины мира.