Нечаев Н.Н. Методологические основы организации психологических исследований. Часть I

YOUTUBE · 24.11.2025 04:21

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Автор выражает недовольство опозданиями.
  • Начинается лекция.

Тема семинара

0:21
  • Тема семинара возникла случайно, но оказалась важной для автора.
  • Упоминание о консультациях с аспирантами.

Личное прошлое

1:13
  • Автор учился на факультете психологии под руководством Леонтьева и Запорожца.
  • Переход с философского факультета на психологический.

Методология

2:20
  • Важность методологии в науке.
  • Пример с ложкой иллюстрирует методологические вопросы.

Современное состояние психологии

4:12
  • Психология содержит много фактического материала, но мало обобщений.
  • Необходимость дедуктивного подхода в психологии.

Задачи в психологии

5:14
  • Задача — это цель в определённых условиях.
  • Важность определения условий для постановки задачи.

Школы психологии

7:14
  • Каждая школа психологии имеет свои особенности.
  • Пример с познавательными процессами у разных школ.

Психогенетика и психотерапия

8:05
  • Психогенетика часто ассоциируется с генетикой.
  • Психотерапия включает элементы философии, медицины и теологии.

Единая психология

10:00
  • Психология питается многими направлениями, но остаётся единой наукой.
  • Аналогия с баньяновым деревом.

Гравюра Эшера

11:01
  • Психология представлена как система непересекающихся участков.
  • Каждая школа имеет свой участок.

Кризис в психологии

11:45
  • Отсутствие логического единства в определениях психологии.
  • Разнообразие подходов: психоанализ, аналитическая психология и другие.

Книга Выгодского

12:40
  • Рекомендация прочитать книгу Выгодского «Исторический смысл психологического кризиса».
  • Вопросы, волнующие Выгодского, актуальны и для современной психологии.

Научный подход

13:32
  • Научный подход к душе требует усилий и свободной мысли.
  • Преодоление ошибок — путь к развитию психологии.

Функции методологии

14:20
  • Методология описывает, предписывает и задаёт стандарты деятельности.

Введение в методологию исследования

14:35
  • Определение цели, объекта, предмета, гипотезы и предполагаемых результатов.
  • Важность метода и методики исследования.
  • Использование кавычек для подчёркивания специфики терминов.

Анализ результатов и сущность явлений

15:35
  • Процесс анализа полученных результатов.
  • Наука изучает сущность явлений, а не их внешние проявления.
  • Интроспективное изучение фактов сознания.

Иллюзии восприятия

18:36
  • Примеры иллюзий: восприятие размера линий, расстояний и размеров объектов.
  • Влияние пространственного восприятия на восприятие размеров.
  • Примеры иллюзий: сигарета в дальнем углу, поросёнок на расстоянии.

Диалектика и вещи в себе

23:09
  • Диалектика как изучение противоположностей.
  • Противоречие между тем, что мы знаем, и тем, чего не знаем.
  • Пример с китайским флагом иллюстрирует разницу между явлением и сущностью.

Явления и сущность в науке

26:01
  • Различие между химическими явлениями и химической сущностью.
  • Традиция изучения психических явлений в науке.
  • Необходимость вскрытия сущности явлений.

Восприятие восхода и захода солнца

27:51
  • Восприятие восхода и захода солнца как иллюзия.
  • Объективная мыслительная форма, присущая миллиардам людей.
  • Невозможность изменения восприятия из-за фиксированной позиции наблюдателя.

Вращение Земли и Луны

29:25
  • Вращение Земли со скоростью 5 км/с.
  • Движение Луны с той же скоростью, что и Солнце.
  • Отсутствие видимости обратной стороны Луны.

Движение Земли и Солнечной системы

29:50
  • Земля вращается вокруг Солнца со скоростью 30 км/с.
  • Солнечная система движется со скоростью 230 км/с.
  • Галактика Млечный Путь движется со скоростью 40 км/с навстречу галактике Туманность Андромеды.

Астрономические факты

30:35
  • Ежедневно в нашей галактике рождаются десятки звёзд и сгорают десятки тысяч.
  • С точки зрения Солнца, жизнь человека — это мгновение.

Восприятие движения

31:01
  • Восприятие движения зависит от точки зрения.
  • Пример с электричкой иллюстрирует, как можно изменить восприятие движения.

Критерии объекта в науке

33:16
  • В русскоязычной литературе нет единого взгляда на критерии извлечения объекта науки.
  • Разные науки могут выделять разные аспекты одного и того же объекта.

Определение объекта

34:03
  • Объект — это фрагмент объективной действительности, существующий независимо от нас.
  • Мы взаимодействуем с объективной действительностью через наше представление о ней.

Символы СССР

36:09
  • Символы СССР: герб, флаг и гимн.
  • Гранёный стакан 1936 года символизирует СССР, его грани — союзные республики, а ободок — союзные договоры.

Многогранность объекта

38:14
  • Один и тот же объект может иметь множество аспектов в зависимости от способа его использования.
  • Пример стакана показывает, как один объект может быть использован по-разному.

Перепредметчивание

39:35
  • Творческая деятельность заключается в открытии новых способов использования объектов.
  • Перепредметчивание позволяет создавать новые предметы из старых.

Алхимия и наука

40:26
  • Алхимик доказал, что алмазы состоят из углерода, сжигая их.
  • Наука начинается с экспериментов свободных людей.

Графен и новые технологии

41:08
  • Графен — новая технология, основанная на свойствах графита.
  • Универсальность объективной действительности проявляется в многоаспектности эмпирических объектов.

Смартфоны и их функции

42:42
  • Смартфоны используются как средство самоутверждения и источник излучения.
  • Пример с муравьями показывает, как смартфон может влиять на окружающую среду.

Многофункциональность объектов

44:49
  • Один объект может выполнять множество функций, например, телефон

Ведическая притча о слоне

46:15
  • Притча о слоне, который символизирует объективную действительность, имеет более четырёх тысяч лет истории.
  • В Германии есть памятник, посвящённый людям, пытающимся понять, что такое слон.
  • Смысл притчи: каждый видит слона по-своему, в зависимости от своего восприятия.

Опасность одностороннего восприятия

48:18
  • Замыкание в своей конкретной убеждённости опасно, так как ограничивает восприятие реальности.
  • Любая точка зрения может сделать человека рабом этой точки зрения, если он не осознаёт её ограниченность.
  • Важно уметь менять свои точки зрения и воспринимать мир с разных сторон.

Субстантивация способов деятельности

49:43
  • Способы деятельности формируют наши представления об объективных формах.
  • Пример с ключами и зубочистом иллюстрирует, как восприятие объекта зависит от способа взаимодействия с ним.
  • Широта взглядов позволяет видеть объективную действительность с разных сторон.

Дискуссии о психологии воображения

50:39
  • Обсуждаются различные подходы к психологии воображения, включая взгляды Андрея Владимировича Брушинского.
  • Ключевыми понятиями являются анализ и синтез, которые могут быть интерпретированы по-разному.
  • Термины и понятия формируют наше восприятие мира.

Определение предмета исследования

53:19
  • Определение предмета исследования — важнейшая методологическая процедура.
  • Разные науки изучают различные аспекты сознания и поведения.
  • Наука ценит разнообразие точек зрения и готовность к диалогу.

Субъективный идеализм и объективная действительность

55:11
  • Субъективный идеализм предполагает, что мир существует только в восприятии человека.
  • Кант понимал, что мир существует, но только в явлении, что создаёт проблему восприятия.
  • Материалисты считают мир объективным, но это не всегда так.
  • Макс Планк попытался решить эту проблему, но его подход остаётся предметом обсуждения.

Учение Корана и понимание смысла

56:56
  • Учение Корана начиналось с заучивания, без понимания глубокого смысла.
  • Понимание смысла приходило после изучения арабского языка.
  • Чувства и деятельность рассматриваются как человеческие, а не как объекты.

Разнообразие способов деятельности

57:56
  • Примеры различных способов использования предметов: бутылка, мужчина, телефон.
  • Важность понимания разнообразия способов деятельности.

Примеры способов употребления напитков

58:31
  • Использование пластмассовых стаканчиков для напитков.
  • Разнообразие коктейлей и их употребление.

Творческий процесс и овладение способами

59:48
  • Творческий процесс связан с овладением множеством способов деятельности.
  • Практика творчества через освоение новых способов.

Микромир и макромир

1:00:47
  • Аналогия между микромиром клетки и макромиром Вселенной.
  • Понимание мира через увеличение масштаба.

Теория деятельности Леонтьева

1:03:11
  • Критика традиционных представлений о деятельности.
  • Леонтьев о структуре деятельности: мотив, цель, условия, операции.

Разработка системы понятий Леонтьева

1:05:41
  • Необходимость разработки системы понятий Леонтьева в психологии.
  • Недостаточная разработка понятий деятельности в последние годы.

Психические и непсихические явления

1:06:18
  • Вопрос о существовании чисто непсихических явлений.
  • Все явления частично психические, так как предполагают наблюдателя.

Структурирование поля действия

1:07:02
  • Структурирование поля действия благодаря нейрофизиологическим возможностям.
  • Развитие новых возможностей в ходе деятельности.

Психические и физиологические явления

1:08:01
  • Психические явления не существуют изолированно, они всегда связаны с объективной действительностью.
  • Пример превращения физиологического явления в психическое: эксперименты Павлова.
  • В 1904 году Павлов считал, что физиологические и психические явления разделены, но позже осознал их взаимосвязь.

Логическая ошибка Павлова

1:08:58
  • Павлов описал физиологический механизм условного рефлекса, но не учёл его психологическую природу.
  • Явление является одновременно физиологическим и психологическим.

Методы исследования

1:10:00
  • Для выявления интересующих явлений необходимы специальные методы.
  • Примеры методов: наблюдение за красной точкой и определение цвета шерсти котёнка.

Методология исследования

1:12:09
  • Исследование должно быть методологически грамотным, чтобы понять сущность явлений.
  • Гипотеза — это предположение о способе действия на объект исследования.
  • Метод должен быть конкретным и соответствовать поставленной задаче.

Эксперименты Павлова

1:14:21
  • Павлов использовал «башни молчания» для изучения физиологических механизмов у собак.
  • Эксперименты показали, что даже в условиях изоляции собаки реагируют на свет и звук.

Психологические условия

1:16:07
  • Психологические условия возникновения результатов важны для понимания явлений.
  • Необходимо учитывать психологические аспекты при исследовании.

Развитие и социальная ситуация

1:20:46
  • Развитие — это движение в конкретных условиях, а не просто улучшение.
  • Социальная ситуация развития определяет деятельность человека, но не решает её.
  • Пример с пьяной матерью иллюстрирует, как условия влияют на поведение детей.

Объект исследования

1:23:09
  • Ребёнок не должен быть объектом исследования, а участником эксперимента.
  • Важно учитывать согласие ребёнка на участие в исследовании.
  • Психология должна рассматривать категории развития, а не просто изучать явления.

Исследование бутылки

1:25:28
  • Исследование бутылки как объекта кажется бессмысленным.
  • Бутылка может быть символом более глубоких процессов.
  • Пример с картиной Пикассо «Любитель абсента» иллюстрирует сложность восприятия бутылки.

Методологические вопросы

1:26:33
  • Проблема личности в эксперименте требует учёта.
  • Процедура «эпохи» позволяет вынести за скобки ненужные факторы.
  • Обычные исследования часто игнорируют психологические аспекты.

Эксперимент с шахматной доской

1:27:31
  • Участник эксперимента увидел решение шахматной задачи на полсекунды.
  • Это показывает сложность восприятия и владения определёнными способами.

Культурные и психологические аспекты

1:27:59
  • Обсуждение психологических особенностей восприятия культовых предметов.
  • Важность понимания культового характера предметов для верующих.

Психология и деятельность

1:29:17
  • Психология изучает образ действительности, возникающий в процессе деятельности.
  • Пример Ньютона показывает важность гипотез и экспериментов.
  • Психология стремится понять, как возникает образ мира.

Формирование образов

1:31:30
  • Люди видят не мир, а картинку.
  • Необходимо исследовать, почему возникает эта картинка.
  • Пример с велосипедом иллюстрирует формирование структур в мозге.

Эксперимент с коровой

1:34:14
  • Участники видят корову на изображении.
  • Добавление короны и коробки меняет восприятие.
  • Функциональный орган в мозге отвечает за оценку изображения.

Психика и деятельность

1:37:08
  • Психика — это нефизиологические возможности менять картину мира.
  • Деятельность организма формирует картину мира.
  • Средства деятельности трансформируют механизмы мозга.

Мозг и картины мира

1:40:51
  • Мозг обеспечивает картины мира через механизмы.
  • Эти картины мира отражают психологию и деятельность человека.
  • Исследования мозга помогают понять, как формируются картины мира.