Психологическая самооборона. Принцип амортизации. [Второй вариант]

YOUTUBE · 22.11.2025 05:13

Ключевые темы и таймкоды

Введение в проблему общения

0:00
  • Никто не признается себе в любви к власти.
  • Желание командовать упирается в аналогичные претензии партнера.
  • Конфликты приводят к стрессу, бессоннице, депрессии и болезням.

Последствия конфликтов

1:56
  • Конфликты становятся частыми и тяжелыми.
  • Ограничение общения временно помогает, но не решает проблему.
  • Потребность в общении приводит к одиночеству и замкнутости.

Способы избегания конфликтов

3:25
  • Сильные личности требуют беспрекословного подчинения.
  • Попытки сменить партнеров не всегда успешны.
  • Уход в работу или алкоголь также не решают проблему.

Психологическое айкидо

5:15
  • Лечение неврозов через обучение правильному поведению в конфликтах.
  • Примеры успешного лечения: тики, паралич, головные боли, семейные конфликты.
  • Психологическое айкидо сравнивается с восточными единоборствами.

Неврозы и их причины

7:36
  • Неврозы формируются в раннем детстве.
  • Эмоциональное напряжение делает человека уязвимым в конфликтах.
  • Неврозы приводят к психосоматическим заболеваниям и несчастным случаям.

Профилактика неврозов

8:31
  • Работа до болезни: отработка навыков психологического айкидо.
  • Методика имеет аналоги, но уникальна.
  • Принципы айкидо сравниваются с поведением бравого солдата Швейка.

Заключение

10:15
  • Алкоголь и наркотики также не решают проблему.
  • Методика подходит для неуверенных и нерешительных людей.
  • Принципы психологической борьбы применимы в различных ситуациях.

Управление партнером

16:25
  • Если ответ партнера нас не устраивает, необходимо моделировать свое поведение.
  • Психологическое айкидо заключается в умении изменять поведение партнера.
  • Важно задавать вопросы, на которые партнер вынужден отвечать.

Психологическая борьба

17:23
  • В психологической борьбе нет победителей и побежденных, оба выигрывают или оба проигрывают.
  • Манипуляция подразумевает выигрыш манипулятора и проигрыш манипулируемого.
  • Воспитание должно заканчиваться к 5-7 годам, перевоспитание возможно только для себя.

Основы амортизации

19:18
  • Амортизация требует систематического подхода и анализа неудач.
  • Не бойтесь трудностей и неудач, сначала отрабатывайте оборону.
  • Не обращайте внимания на насмешки и не торжествуйте при успехе.

Принцип амортизации

22:08
  • Амортизация основана на законах инерции и применяется для гашения последствий.
  • Пример с футболистом и боксером показывает принцип амортизации.
  • Амортизация — это немедленное согласие с доводами партнера.

Виды амортизации

24:59
  • Амортизация бывает непосредственной, отставленной и профилактической.
  • Непосредственная амортизация применяется в ситуациях психологического поглаживания и приглашения к сотрудничеству.
  • Примеры техники амортизации включают комплименты и деловые предложения.

Примеры амортизации

25:14
  • Примеры техники амортизации при психологическом поглаживании и приглашении к сотрудничеству.
  • При психологическом ударе амортизация включает уход от нападения.
  • Примеры включают ответы на оскорбления и дезориентацию партнера.

Пример из автобуса

28:46
  • Специалист по психологическому айкидо пропустил вперед женщин и искал талоны в переполненном автобусе.
  • Дама гневно сказала, что он долго копается, на что он ответил "долго".
  • Дама больше не произнесла ни слова, и конфликт был исчерпан.

Оскорбления как драгоценные камни

29:58
  • Оскорбления можно использовать как "драгоценные камни" общения.
  • Пример с ревнивой женщиной, которая плеснула вино в лицо мужу, назвав его мерзавцем.
  • Муж использовал оскорбления в свою пользу, что привело к улучшению отношений.

Непосредственная и отставленная амортизация

31:49
  • Непосредственная амортизация требует быстрого реагирования.
  • Отставленная амортизация используется, если контакт прервался.
  • Пример с П., который использовал амортизационное письмо для восстановления отношений.

Письмо П.

36:06
  • П. написал письмо, в котором благодарил за наслаждение и признавал, что она его не любила.
  • Письмо включало все ее письма и фотографии, что помогло П. успокоиться.
  • Запреты на встречи с ней привели к восстановлению отношений.

Профилактическая амортизация

39:20
  • Используется для предотвращения конфликтов, когда угрозы и упреки повторяются.
  • Пример из книги "Похождения бравого солдата Швейка", где Швейк использовал амортизацию для предотвращения конфликта.
  • Пример из семейной жизни, где амортизация помогла избежать конфликтов из-за позднего прихода домой.

Конфликт в семье

42:22
  • Муж приходит поздно домой, жена недовольна.
  • Муж использует психологические приемы, чтобы избежать конфликта.
  • Жена смягчается и предлагает мужу поесть.

Конфликт на работе

44:42
  • Конфликт между начальником и подчиненным.
  • Подчиненный использует психологическую амортизацию, чтобы избежать увольнения.
  • Начальник соглашается на предложение подчиненного.

Инженер по технике безопасности

46:27
  • Инженер решает переквалифицироваться в инженерную психологию.
  • Она получает согласие директора на обучение за счет предприятия.
  • Предложение приносит выгоду производству.

История студента

48:29
  • Студент помогает организовать питание в армии.
  • Он завоевывает авторитет среди сослуживцев.
  • Использование амортизации помогает в сложных ситуациях.

Принципы амортизации

50:22
  • Основные принципы амортизации: спокойствие, согласие, помощь, сотрудничество.
  • Критика себя, а не других.
  • Применение амортизации в жизни.

Теория амортизации

51:50
  • Амортизация основана на трансактном анализе.
  • Общение сравнивается с пищевым голодом.
  • Виды голода на общении: стимуляция, узнавание, неформальное общение, события, достижение, признание, структурный голод.

Удовлетворение всех видов голода

56:47
  • Удовлетворение всех видов голода через творческий труд и учебу.
  • Секс как легкий способ удовлетворения всех видов голода.
  • Недостаток внимания к "гастрономии" общения.

Упражнения

58:11
  • Запишите, в какой степени удовлетворены различные виды коммуникативного голода.
  • Подумайте, как ликвидировать неудовлетворенные виды голода.

Общение с самим собой

58:36
  • Пример: молодой инженер на конференции и дома.
  • Эрик Берн описал три состояния "я": Родитель, Взрослый, Дитя.

Три состояния "я"

59:34
  • Родитель: источник желаний и страхов.
  • Взрослый: необходим для выживания и контроля.
  • Дитя: источник желаний и энергии.

Взаимодействие состояний

1:00:33
  • Взрослый контролирует действия Родителя и Дитя.
  • Родитель - наша совесть, Дитя - источник желаний.

Удовлетворение желаний

1:02:09
  • Удовлетворение желаний вовремя делает их умеренными.
  • Задержка в удовлетворении приводит к излишествам или исчезновению.

Автоматические действия

1:03:09
  • Автоматические действия становятся рутинными.
  • Изменение ситуации может привести к конфликту.

Родительские программы

1:04:18
  • Родительские программы могут быть устойчивыми и агрессивными.
  • Пример: давление на взрослого для выполнения неразумных дел.

Запреты и конфликты

1:06:22
  • Запреты мешают удовлетворять потребности.
  • Внутренний конфликт развивается при противоречиях между Родителем и Дитя.

Пример из "Мартина Идена"

1:08:16
  • Мартин Иден попадает в незнакомую обстановку.
  • Его поведение неловко, но он мыслит.

Внутренний конфликт

1:10:38
  • Руфь испытывает противоречивые чувства к Мартину.
  • Внутренний голос подсказывает ей, что Мартин опасен.

Перестройка программы

1:13:58
  • Мартин влюбляется в Руфь и перестраивает свою программу.
  • Он становится своим в ее среде, обогащая свои знания.

Взрослый Мартин и Руфи

1:16:18
  • Мартин не может обеспечить Руфи материальное положение.
  • Внутренние родители Руфи побеждают, что приводит к разрыву отношений.
  • Мартин не смог уберечь Руфи от депрессии.

Упражнение на различение позиций

1:17:21
  • Принятие решений должно включать все три позиции: родитель, взрослый, дитя.
  • Тренировка взрослой позиции важна для гармоничных отношений.
  • Вечером записывайте, сколько времени провели в каждой позиции.

Трансактный анализ

1:19:04
  • Общение между людьми включает три позиции: родитель, взрослый, дитя.
  • Трансакции могут быть параллельными и конфликтными.
  • Параллельные трансакции первого типа: психологическое равноправие.

Параллельные трансакции второго типа

1:22:08
  • Трансакции второго типа: психологическое неравноправие.
  • Примеры: опека, подавление, забота.
  • Конфликты возникают, когда отношения исчерпывают себя.

Рабско-тиранические отношения

1:24:04
  • Рабство и тирания — это состояние души.
  • Примеры из армии и мест заключения.
  • Техника амортизации помогает выйти из рабской зависимости.

Пример из практики

1:26:05
  • Параллельная транзакция второго типа: натянутые отношения с сыном.
  • Стратегия: отец должен стать ребенком, а сын — родителем.
  • Тактический прием: не запрещать, а стимулировать интерес.

Принципы воспитания

1:29:54
  • Дети становятся хуже, если их только ругать.
  • Важно показывать, как жить, а не рассказывать.
  • Изучение психологии помогает улучшить отношения.

Принцип амортизации

1:32:42
  • Важно видеть позицию партнера и отвечать параллельными трансакциями.
  • Психологические поглаживания идут по линии Д, предложения — по линии ВВ, удары — по линии РД.
  • Признаки состояния партнера: родитель, взрослый, дитя.

Взрослый и дитя

1:34:23
  • Взрослый: направлен на объект, тело подается вперед, выражение внимания.
  • Дитя: поза и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию, восклицания.
  • Примеры: "Великолепно", "Хочу", "Осточертело".

Конфликтные трансакции

1:35:35
  • Конфликт идет по перекрещивающимся трансакциям.
  • Пример: муж спрашивает о запонках, жена отвечает.
  • Конфликт может привести к перебору родственников и повышению давления.

Схема конфликта

1:38:18
  • Конфликт начинается с одного из партнеров, другой защищает дитя.
  • Энергия конфликта истощается, когда один из партнеров уступает.
  • Конфликт может привести к болезни, если не научиться управлять им.

Деловые конфликты

1:39:56
  • Деловые конфликты идут по линии взрослый-взрослый, уточняются позиции.
  • Пример: покупатель и продавец в магазине.
  • Конфликты мешают продуктивной деятельности.

Амортизация

1:40:50
  • Амортизация помогает избежать деловых конфликтов.
  • Пример: покупатель в магазине, продавец.
  • Конфликт может быть решен, если оба партнера владеют техникой амортизации.

Восстановление гибкости

1:44:12
  • Важно оставаться во взрослой позиции, тренировать взрослого.
  • Пример: начальник и подчиненный.
  • Амортизационные ходы помогают перевести партнера в позицию взрослого.

Позиции в конфликте

1:47:04
  • Важно смотреть в глаза партнеру, избегать позиции нападающего родителя.
  • Пример: конфликт в турбазе, где обе стороны не смогли договориться.
  • Деловой конфликт может перерасти в психологический.

Конфликт в ресторане

1:48:56
  • Группа людей отказалась отстаивать свое место в ресторане.
  • Один из участников, милейший человек, был вынужден присоединиться к группе.
  • В итоге их накормили хорошо, несмотря на ограниченное количество мест.

Психологические споры

1:50:14
  • Пример спора, где каждая сторона утверждает, что доска определенного цвета.
  • Спор может привести к взаимному уничтожению, если не будет найден компромисс.
  • Конфликт можно разрешить, если спросить партнера, почему он видит доску иначе.

Неумение конфликтовать

1:52:27
  • Неумение конфликтовать приводит к эмоциональному напряжению и проблемам в семье и на работе.
  • В худшем случае это может привести к психосоматическим заболеваниям или неврозам.
  • Важно уметь находить компромиссы и избегать открытых конфликтов.

Принципы общения

1:53:36
  • В каждом из нас есть три состояния: родитель, взрослый, дитя.
  • Единицей общения является трансакция, состоящая из стимула и ответа.
  • При параллельных трансакциях общение длится долго, при перекрещивающихся — развивается конфликт.

Амортизация на службе

1:54:41
  • Умный руководитель поддерживает инициативу подчиненных и находится в позиции взрослого.
  • Пример конфликта преподавателя математики с заведующим кафедрой.
  • Преподаватель использовал технику амортизации для разрешения конфликта.

История пациента

2:01:25
  • Пациент избавился от тика и приобрел навыки общения после обучения приемам психологической борьбы.
  • Он изменил свой характер и жизненные обстоятельства в лучшую сторону.
  • Пациент использовал амортизацию для улучшения своих рабочих отношений и получения выгодного заказа.

Амортизация в общественной жизни

2:04:27
  • Улучшение отношений с людьми, с которыми были конфликты.
  • Развитие общительности и участие в дискотеках.
  • Успех в научной работе и общественной деятельности.

Амортизация в личной и семейной жизни

2:06:34
  • Год психического напряжения из-за сложных отношений с подругой.
  • Применение метода амортизации для решения конфликта.
  • Доведение амортизации до конца и мирный разговор с подругой.

Амортизация в консультировании

2:09:40
  • Женщина, испытывающая влечение к коллеге, пишет ему письмо.
  • Письмо содержит признание в любви и просьбу о прекращении общения.
  • Ответ коллеги, объясняющий его страхи и нежелание близких отношений.

Ответ на письмо

2:13:45
  • Женщина получает ответ от коллеги, который объясняет свою позицию.
  • Она понимает, что ошиблась в своих ожиданиях и чувствах.
  • Ответ женщины, выражающий благодарность и понимание.

Амортизация в семейной жизни

2:19:36
  • Рабочий жалуется на бессонницу и конфликтные отношения с женой.
  • Применение амортизации для улучшения отношений.
  • Жена впервые накрывает на стол и приглашает мужа к обеду.

Конфликты между детьми и родителями

2:21:04
  • Дети хотят больше самостоятельности, а родители стремятся сохранить командное положение.
  • Пример клиентки с дочерью, которая вышла из повиновения и требовала больше свободы.
  • Дочь отказывалась от занятий в музыкальной школе и требовала больше времени на себя.

Применение принципа амортизации

2:22:00
  • Клиентка решила воспользоваться принципом амортизации и предложила дочери полную свободу.
  • Дочь согласилась, не зная, что её ждет.
  • Клиентка не предлагала свои услуги, а помогала только после выполнения своих дел.

Борьба за свободу

2:22:22
  • Дочь пошла к подруге и вернулась поздно, клиентка предложила ей самой взять еду.
  • Дочь упрекала мать, что та её не любит, но клиентка соглашалась с её утверждениями.
  • Борьба продолжалась семь месяцев, в конце дочь взяла инициативу на себя.

Налаживание отношений

2:23:17
  • Дочь распределила обязанности, клиентка стала поварихой.
  • Дочь стала уверенней в себе, наладила отношения с подругами и нашла работу.
  • Летом следующего года клиентка купила дочери путевку в лагерь, где она подружилась с парнем.

Признание и дружба

2:24:14
  • Дочь рассказала о своей первой любви, что было приятно для клиентки.
  • Клиентка перестала командовать и подчинялась дочери.
  • Она поняла, что могла бы быть для дочери подругой, если бы изменилась.

Конфликты между подростками и родителями

2:24:45
  • Подросток 15 лет увлекся девушкой 18 лет, что вызвало конфликты с родителями.
  • Родители пытались убедить сына, но безуспешно.
  • Отец использовал технику амортизации, что помогло наладить отношения.

Конфликты со свекровью

2:26:31
  • Женщина 36 лет жалуется на конфликты со свекровью.
  • Свекровь упрекает невестку в том, что она не так хороша, как могла бы быть.
  • Невестка использует технику амортизации, что приводит к улучшению отношений.

Эмоциональное напряжение и конфликты

2:28:23
  • Эмоциональное напряжение связано с состоянием здоровья.
  • Конфликты могут временно облегчать эмоциональное напряжение.
  • Лучшая профилактика конфликтов — любовь.

Пример успешной амортизации

2:30:20
  • Юноша 15 лет использует технику амортизации, чтобы расплатиться с матерью за "выпитое молоко".
  • Мать разрыдалась, но больше не упрекает сына.
  • Отношения стали теплее, и мать нашла интерес в жизни.

Разрыв отношений и его последствия

2:32:36
  • Женщина 45 лет страдает от паралича после разрыва с мужем.
  • Муж нашел другую женщину, что вызвало у жены паралич.
  • Женщина использует технику амортизации, чтобы вернуть мужа.

Успешное восстановление

2:35:02
  • Женщина понимает, что разрыв был закономерным.
  • Она перестает плакать и восстанавливает движение в ногах.
  • Разработав сценарий, она успешно возвращается к нормальной жизни.

Психологическое содержание концовки

2:38:03
  • Слово "пока" указывает на возможность возвращения.
  • Амортизация помогает принимать партнера целиком, а не только его положительные качества.
  • Важно убирать свои "колючки" и не натыкаться на них.

Пример с мужем героини

2:39:03
  • Муж героини вспоминает о ней, когда сталкивается с "колючками" новой пассии.
  • Он начинает задумываться о возвращении.
  • Героиня советует ему привести любовницу в их квартиру.

Закономерности возвращения

2:40:02
  • Удерживая, ничего не достигнешь, отпуская можно вернуть.
  • Бросивший партнер часто становится ненужным после возвращения.
  • Партнеры могут перестроиться, но полностью разорванные отношения восстанавливаются редко.

Пример с преподавателем

2:41:14
  • Преподаватель из Ростова переживает разрыв с женой.
  • Он предлагает ей пожить с новым партнером, чтобы убедиться в правильности решения.
  • Его карьера и личная жизнь были успешными, но жена ушла к другому.

Анализ ситуации

2:42:46
  • Жена была психологическим "отцом" для преподавателя.
  • Разрыв был закономерным, так как жена не поддерживала карьеру мужа.
  • Преподаватель осознает свои ошибки и пишет письмо жене.

Письмо и реакция жены

2:45:37
  • Преподаватель пишет письмо, в котором хвалит жену за недостатки и оставляет двери открытыми.
  • Жена возвращается раньше срока и сталкивается с амортизационными ответами.
  • Преподаватель начинает заниматься физкультурой и готовится к суду.

Разрыв и возвращение любви

2:47:27
  • Жена обвиняет детей в том, что они не от мужа.
  • Преподаватель остается спокойным и настаивает на том, чтобы дети остались с ним.
  • Он отказывается от интимной близости, если не вернется любовь.

Улучшение состояния

2:48:21
  • Преподаватель чувствует улучшение и возвращается к научной работе.
  • Он ведет себя достойно и ориентируется в ситуации.
  • Амортизация помогает ему в различных ситуациях.

Резюме

2:49:32
  • Амортизация применима в разных сферах жизни.
  • Важно доводить амортизацию до конца и принимать человека целиком.
  • Не стоит разрывать отношения, не наладив их сначала.

Важность психологического климата

2:51:06
  • Руководители и первые лица формируют психологический климат в коллективе.
  • От их деловых и психологических качеств зависит успех и эмоциональное состояние.
  • Если все идет легко, можно не читать дальше.

Признаки необходимости чтения

2:51:54
  • Если вы не забываете о работе дома и не испытываете внутреннего напряжения, чтение не нужно.
  • Если у вас нет проблем со здоровьем и вы спокойны перед важными событиями, чтение не обязательно.
  • Если вы думаете о работе даже в свободное время, чтение может быть полезным.

Примеры из практики

2:52:31
  • Если вы думаете о работе даже во время отдыха, чтение может быть полезным.
  • Если вы не можете сосредоточиться на важных делах, чтение может помочь.
  • Если вы хотите стать президентом или получить Нобелевскую премию, чтение может быть полезным.

История из прошлого

2:53:21
  • Десять лет назад один из руководителей обратился за консультацией.
  • Курсанты злоупотребляли алкоголем и нарушали дисциплину.
  • После консультации пьянство прекратилось, и курсанты стали соблюдать правила.

Изменение стиля общения

2:54:11
  • Руководители изменили стиль общения с курсантами.
  • Курсантам говорили, что их отчислят за пьянство, но не сообщали об этом руководству.
  • Пьянство прекратилось, так как курсанты не хотели быть отчисленными.

Пример из клиники

2:55:57
  • В клинику поступил больной А, директор совхоза.
  • Он успешно учился и продвигался по службе, но поссорился с начальством и подчиненными.
  • У него начались проблемы со здоровьем, включая головные боли и боли в сердце.

Лечение и осознание

2:59:06
  • Больного убедили, что причина его болезни в образе жизни и стиле руководства.
  • Он посещал тренинговую группу и изучал приемы психологического айкидо.
  • Постепенно его скептицизм ушел, и он начал применять новые методы.

Важность понимания подчиненных

2:59:40
  • Руководители часто злятся, когда подчиненные не сразу понимают их идеи.
  • Великие открытия проходят три этапа: "не может быть", "в этом что-то есть" и "только так и должно быть".
  • Если идея принимается сразу, значит, в ней нет ничего нового.

Пример с психологическим айкидо

3:00:38
  • Герой сначала не соглашался на новый стиль общения, но после обучения согласился.
  • В клинике его отчет о пробном отпуске был восторженным.
  • На совещании руководитель попросил прощения у заместителя и объяснил суть распоряжения.

Профилактическая амортизация

3:02:29
  • Применение амортизации на совещании сделало его продуктивным и быстрым.
  • Пример с командиром строительной части, который изменил подход к нарушителям.
  • Солдаты обсуждали поведение командира и гадали, чего ожидать.

Правило Карнеги

3:04:32
  • Идея должна принадлежать партнеру, особенно при общении с подчиненными.
  • Пример с сыном, который предложил играть в шашки.
  • Применение этого приема на практике при обсуждении стерилизации.

Идентификация и стимулирование

3:06:25
  • Использование приема идентификации сплачивает коллектив.
  • Пример с предложением способа Ц, который лучше других.
  • Важно хвалить при всех, а ругать один на один.

Ошибка в управлении

3:08:30
  • Неправильное использование приема может настроить коллектив против руководителя.
  • Пример с начальником, который неправильно критиковал подчиненного.
  • Правило: хвалить при всех, ругать один на один.

Подбор сотрудников

3:09:35
  • Важно учитывать личностные особенности при найме сотрудников.
  • Пример с руководителем, который принял конфликтного юриста.
  • Использование техники амортизации для снижения напряжения в коллективе.

Борьба с опозданиями

3:12:37
  • Преподаватель использовал технику амортизации для борьбы с опозданиями.
  • На первой лекции он заявил, что на его лекциях можно опаздывать.
  • Опоздавшие должны были спокойно входить и не оправдываться.

Интерес к себе и своему делу

3:13:45
  • Вызывайте интерес у партнеров по общению к себе и своему делу.
  • В следующей книге будет подробно рассказано об ораторском искусстве.

Психологическое айкидо в публичных выступлениях

3:13:53
  • Не ругайте конкурентов, а хвалите их.
  • Ругайте себя за недостатки, чтобы не повторять ошибки.
  • Не перебивайте задающих вопросы, дайте им высказаться до конца.

Терпение и женская аудитория

3:14:54
  • Важно терпеливо выслушивать как умные, так и глупые вопросы.
  • Большинство слушателей — женщины, и успех будет за теми, кто учитывает их интересы.
  • Продемонстрируйте осведомленность в женских проблемах.

Решение задачи и супер-амортизация

3:16:47
  • Пример решения задачи: обсуждение кандидатов на должность начальника цеха.
  • Принцип супер-амортизации: усиливайте то качество, которое вам приписал партнер по общению.
  • Пример: мужчина с улыбкой, усиливающий оскорбление женщины.