Введение в проблему общения 0:00 Никто не признается себе в любви к власти. Желание командовать упирается в аналогичные претензии партнера. Конфликты приводят к стрессу, бессоннице, депрессии и болезням.
Последствия конфликтов 1:56 Конфликты становятся частыми и тяжелыми. Ограничение общения временно помогает, но не решает проблему. Потребность в общении приводит к одиночеству и замкнутости.
Способы избегания конфликтов 3:25 Сильные личности требуют беспрекословного подчинения. Попытки сменить партнеров не всегда успешны. Уход в работу или алкоголь также не решают проблему.
Психологическое айкидо 5:15 Лечение неврозов через обучение правильному поведению в конфликтах. Примеры успешного лечения: тики, паралич, головные боли, семейные конфликты. Психологическое айкидо сравнивается с восточными единоборствами.
Неврозы и их причины 7:36 Неврозы формируются в раннем детстве. Эмоциональное напряжение делает человека уязвимым в конфликтах. Неврозы приводят к психосоматическим заболеваниям и несчастным случаям.
Профилактика неврозов 8:31 Работа до болезни: отработка навыков психологического айкидо. Методика имеет аналоги, но уникальна. Принципы айкидо сравниваются с поведением бравого солдата Швейка.
Заключение 10:15 Алкоголь и наркотики также не решают проблему. Методика подходит для неуверенных и нерешительных людей. Принципы психологической борьбы применимы в различных ситуациях.
Управление партнером 16:25 Если ответ партнера нас не устраивает, необходимо моделировать свое поведение. Психологическое айкидо заключается в умении изменять поведение партнера. Важно задавать вопросы, на которые партнер вынужден отвечать.
Психологическая борьба 17:23 В психологической борьбе нет победителей и побежденных, оба выигрывают или оба проигрывают. Манипуляция подразумевает выигрыш манипулятора и проигрыш манипулируемого. Воспитание должно заканчиваться к 5-7 годам, перевоспитание возможно только для себя.
Основы амортизации 19:18 Амортизация требует систематического подхода и анализа неудач. Не бойтесь трудностей и неудач, сначала отрабатывайте оборону. Не обращайте внимания на насмешки и не торжествуйте при успехе.
Принцип амортизации 22:08 Амортизация основана на законах инерции и применяется для гашения последствий. Пример с футболистом и боксером показывает принцип амортизации. Амортизация — это немедленное согласие с доводами партнера.
Виды амортизации 24:59 Амортизация бывает непосредственной, отставленной и профилактической. Непосредственная амортизация применяется в ситуациях психологического поглаживания и приглашения к сотрудничеству. Примеры техники амортизации включают комплименты и деловые предложения.
Примеры амортизации 25:14 Примеры техники амортизации при психологическом поглаживании и приглашении к сотрудничеству. При психологическом ударе амортизация включает уход от нападения. Примеры включают ответы на оскорбления и дезориентацию партнера.
Пример из автобуса 28:46 Специалист по психологическому айкидо пропустил вперед женщин и искал талоны в переполненном автобусе. Дама гневно сказала, что он долго копается, на что он ответил "долго". Дама больше не произнесла ни слова, и конфликт был исчерпан.
Оскорбления как драгоценные камни 29:58 Оскорбления можно использовать как "драгоценные камни" общения. Пример с ревнивой женщиной, которая плеснула вино в лицо мужу, назвав его мерзавцем. Муж использовал оскорбления в свою пользу, что привело к улучшению отношений.
Непосредственная и отставленная амортизация 31:49 Непосредственная амортизация требует быстрого реагирования. Отставленная амортизация используется, если контакт прервался. Пример с П., который использовал амортизационное письмо для восстановления отношений.
Письмо П. 36:06 П. написал письмо, в котором благодарил за наслаждение и признавал, что она его не любила. Письмо включало все ее письма и фотографии, что помогло П. успокоиться. Запреты на встречи с ней привели к восстановлению отношений.
Профилактическая амортизация 39:20 Используется для предотвращения конфликтов, когда угрозы и упреки повторяются. Пример из книги "Похождения бравого солдата Швейка", где Швейк использовал амортизацию для предотвращения конфликта. Пример из семейной жизни, где амортизация помогла избежать конфликтов из-за позднего прихода домой.
Конфликт в семье 42:22 Муж приходит поздно домой, жена недовольна. Муж использует психологические приемы, чтобы избежать конфликта. Жена смягчается и предлагает мужу поесть.
Конфликт на работе 44:42 Конфликт между начальником и подчиненным. Подчиненный использует психологическую амортизацию, чтобы избежать увольнения. Начальник соглашается на предложение подчиненного.
Инженер по технике безопасности 46:27 Инженер решает переквалифицироваться в инженерную психологию. Она получает согласие директора на обучение за счет предприятия. Предложение приносит выгоду производству.
История студента 48:29 Студент помогает организовать питание в армии. Он завоевывает авторитет среди сослуживцев. Использование амортизации помогает в сложных ситуациях.
Принципы амортизации 50:22 Основные принципы амортизации: спокойствие, согласие, помощь, сотрудничество. Критика себя, а не других. Применение амортизации в жизни.
Теория амортизации 51:50 Амортизация основана на трансактном анализе. Общение сравнивается с пищевым голодом. Виды голода на общении: стимуляция, узнавание, неформальное общение, события, достижение, признание, структурный голод.
Удовлетворение всех видов голода 56:47 Удовлетворение всех видов голода через творческий труд и учебу. Секс как легкий способ удовлетворения всех видов голода. Недостаток внимания к "гастрономии" общения.
Упражнения 58:11 Запишите, в какой степени удовлетворены различные виды коммуникативного голода. Подумайте, как ликвидировать неудовлетворенные виды голода.
Общение с самим собой 58:36 Пример: молодой инженер на конференции и дома. Эрик Берн описал три состояния "я": Родитель, Взрослый, Дитя.
Три состояния "я" 59:34 Родитель: источник желаний и страхов. Взрослый: необходим для выживания и контроля. Дитя: источник желаний и энергии.
Взаимодействие состояний 1:00:33 Взрослый контролирует действия Родителя и Дитя. Родитель - наша совесть, Дитя - источник желаний.
Удовлетворение желаний 1:02:09 Удовлетворение желаний вовремя делает их умеренными. Задержка в удовлетворении приводит к излишествам или исчезновению.
Автоматические действия 1:03:09 Автоматические действия становятся рутинными. Изменение ситуации может привести к конфликту.
Родительские программы 1:04:18 Родительские программы могут быть устойчивыми и агрессивными. Пример: давление на взрослого для выполнения неразумных дел.
Запреты и конфликты 1:06:22 Запреты мешают удовлетворять потребности. Внутренний конфликт развивается при противоречиях между Родителем и Дитя.
Пример из "Мартина Идена" 1:08:16 Мартин Иден попадает в незнакомую обстановку. Его поведение неловко, но он мыслит.
Внутренний конфликт 1:10:38 Руфь испытывает противоречивые чувства к Мартину. Внутренний голос подсказывает ей, что Мартин опасен.
Перестройка программы 1:13:58 Мартин влюбляется в Руфь и перестраивает свою программу. Он становится своим в ее среде, обогащая свои знания.
Взрослый Мартин и Руфи 1:16:18 Мартин не может обеспечить Руфи материальное положение. Внутренние родители Руфи побеждают, что приводит к разрыву отношений. Мартин не смог уберечь Руфи от депрессии.
Упражнение на различение позиций 1:17:21 Принятие решений должно включать все три позиции: родитель, взрослый, дитя. Тренировка взрослой позиции важна для гармоничных отношений. Вечером записывайте, сколько времени провели в каждой позиции.
Трансактный анализ 1:19:04 Общение между людьми включает три позиции: родитель, взрослый, дитя. Трансакции могут быть параллельными и конфликтными. Параллельные трансакции первого типа: психологическое равноправие.
Параллельные трансакции второго типа 1:22:08 Трансакции второго типа: психологическое неравноправие. Примеры: опека, подавление, забота. Конфликты возникают, когда отношения исчерпывают себя.
Рабско-тиранические отношения 1:24:04 Рабство и тирания — это состояние души. Примеры из армии и мест заключения. Техника амортизации помогает выйти из рабской зависимости.
Пример из практики 1:26:05 Параллельная транзакция второго типа: натянутые отношения с сыном. Стратегия: отец должен стать ребенком, а сын — родителем. Тактический прием: не запрещать, а стимулировать интерес.
Принципы воспитания 1:29:54 Дети становятся хуже, если их только ругать. Важно показывать, как жить, а не рассказывать. Изучение психологии помогает улучшить отношения.
Принцип амортизации 1:32:42 Важно видеть позицию партнера и отвечать параллельными трансакциями. Психологические поглаживания идут по линии Д, предложения — по линии ВВ, удары — по линии РД. Признаки состояния партнера: родитель, взрослый, дитя.
Взрослый и дитя 1:34:23 Взрослый: направлен на объект, тело подается вперед, выражение внимания. Дитя: поза и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию, восклицания. Примеры: "Великолепно", "Хочу", "Осточертело".
Конфликтные трансакции 1:35:35 Конфликт идет по перекрещивающимся трансакциям. Пример: муж спрашивает о запонках, жена отвечает. Конфликт может привести к перебору родственников и повышению давления.
Схема конфликта 1:38:18 Конфликт начинается с одного из партнеров, другой защищает дитя. Энергия конфликта истощается, когда один из партнеров уступает. Конфликт может привести к болезни, если не научиться управлять им.
Деловые конфликты 1:39:56 Деловые конфликты идут по линии взрослый-взрослый, уточняются позиции. Пример: покупатель и продавец в магазине. Конфликты мешают продуктивной деятельности.
Амортизация 1:40:50 Амортизация помогает избежать деловых конфликтов. Пример: покупатель в магазине, продавец. Конфликт может быть решен, если оба партнера владеют техникой амортизации.
Восстановление гибкости 1:44:12 Важно оставаться во взрослой позиции, тренировать взрослого. Пример: начальник и подчиненный. Амортизационные ходы помогают перевести партнера в позицию взрослого.
Позиции в конфликте 1:47:04 Важно смотреть в глаза партнеру, избегать позиции нападающего родителя. Пример: конфликт в турбазе, где обе стороны не смогли договориться. Деловой конфликт может перерасти в психологический.
Конфликт в ресторане 1:48:56 Группа людей отказалась отстаивать свое место в ресторане. Один из участников, милейший человек, был вынужден присоединиться к группе. В итоге их накормили хорошо, несмотря на ограниченное количество мест.
Психологические споры 1:50:14 Пример спора, где каждая сторона утверждает, что доска определенного цвета. Спор может привести к взаимному уничтожению, если не будет найден компромисс. Конфликт можно разрешить, если спросить партнера, почему он видит доску иначе.
Неумение конфликтовать 1:52:27 Неумение конфликтовать приводит к эмоциональному напряжению и проблемам в семье и на работе. В худшем случае это может привести к психосоматическим заболеваниям или неврозам. Важно уметь находить компромиссы и избегать открытых конфликтов.
Принципы общения 1:53:36 В каждом из нас есть три состояния: родитель, взрослый, дитя. Единицей общения является трансакция, состоящая из стимула и ответа. При параллельных трансакциях общение длится долго, при перекрещивающихся — развивается конфликт.
Амортизация на службе 1:54:41 Умный руководитель поддерживает инициативу подчиненных и находится в позиции взрослого. Пример конфликта преподавателя математики с заведующим кафедрой. Преподаватель использовал технику амортизации для разрешения конфликта.
История пациента 2:01:25 Пациент избавился от тика и приобрел навыки общения после обучения приемам психологической борьбы. Он изменил свой характер и жизненные обстоятельства в лучшую сторону. Пациент использовал амортизацию для улучшения своих рабочих отношений и получения выгодного заказа.
Амортизация в общественной жизни 2:04:27 Улучшение отношений с людьми, с которыми были конфликты. Развитие общительности и участие в дискотеках. Успех в научной работе и общественной деятельности.
Амортизация в личной и семейной жизни 2:06:34 Год психического напряжения из-за сложных отношений с подругой. Применение метода амортизации для решения конфликта. Доведение амортизации до конца и мирный разговор с подругой.
Амортизация в консультировании 2:09:40 Женщина, испытывающая влечение к коллеге, пишет ему письмо. Письмо содержит признание в любви и просьбу о прекращении общения. Ответ коллеги, объясняющий его страхи и нежелание близких отношений.
Ответ на письмо 2:13:45 Женщина получает ответ от коллеги, который объясняет свою позицию. Она понимает, что ошиблась в своих ожиданиях и чувствах. Ответ женщины, выражающий благодарность и понимание.
Амортизация в семейной жизни 2:19:36 Рабочий жалуется на бессонницу и конфликтные отношения с женой. Применение амортизации для улучшения отношений. Жена впервые накрывает на стол и приглашает мужа к обеду.
Конфликты между детьми и родителями 2:21:04 Дети хотят больше самостоятельности, а родители стремятся сохранить командное положение. Пример клиентки с дочерью, которая вышла из повиновения и требовала больше свободы. Дочь отказывалась от занятий в музыкальной школе и требовала больше времени на себя.
Применение принципа амортизации 2:22:00 Клиентка решила воспользоваться принципом амортизации и предложила дочери полную свободу. Дочь согласилась, не зная, что её ждет. Клиентка не предлагала свои услуги, а помогала только после выполнения своих дел.
Борьба за свободу 2:22:22 Дочь пошла к подруге и вернулась поздно, клиентка предложила ей самой взять еду. Дочь упрекала мать, что та её не любит, но клиентка соглашалась с её утверждениями. Борьба продолжалась семь месяцев, в конце дочь взяла инициативу на себя.
Налаживание отношений 2:23:17 Дочь распределила обязанности, клиентка стала поварихой. Дочь стала уверенней в себе, наладила отношения с подругами и нашла работу. Летом следующего года клиентка купила дочери путевку в лагерь, где она подружилась с парнем.
Признание и дружба 2:24:14 Дочь рассказала о своей первой любви, что было приятно для клиентки. Клиентка перестала командовать и подчинялась дочери. Она поняла, что могла бы быть для дочери подругой, если бы изменилась.
Конфликты между подростками и родителями 2:24:45 Подросток 15 лет увлекся девушкой 18 лет, что вызвало конфликты с родителями. Родители пытались убедить сына, но безуспешно. Отец использовал технику амортизации, что помогло наладить отношения.
Конфликты со свекровью 2:26:31 Женщина 36 лет жалуется на конфликты со свекровью. Свекровь упрекает невестку в том, что она не так хороша, как могла бы быть. Невестка использует технику амортизации, что приводит к улучшению отношений.
Эмоциональное напряжение и конфликты 2:28:23 Эмоциональное напряжение связано с состоянием здоровья. Конфликты могут временно облегчать эмоциональное напряжение. Лучшая профилактика конфликтов — любовь.
Пример успешной амортизации 2:30:20 Юноша 15 лет использует технику амортизации, чтобы расплатиться с матерью за "выпитое молоко". Мать разрыдалась, но больше не упрекает сына. Отношения стали теплее, и мать нашла интерес в жизни.
Разрыв отношений и его последствия 2:32:36 Женщина 45 лет страдает от паралича после разрыва с мужем. Муж нашел другую женщину, что вызвало у жены паралич. Женщина использует технику амортизации, чтобы вернуть мужа.
Успешное восстановление 2:35:02 Женщина понимает, что разрыв был закономерным. Она перестает плакать и восстанавливает движение в ногах. Разработав сценарий, она успешно возвращается к нормальной жизни.
Психологическое содержание концовки 2:38:03 Слово "пока" указывает на возможность возвращения. Амортизация помогает принимать партнера целиком, а не только его положительные качества. Важно убирать свои "колючки" и не натыкаться на них.
Пример с мужем героини 2:39:03 Муж героини вспоминает о ней, когда сталкивается с "колючками" новой пассии. Он начинает задумываться о возвращении. Героиня советует ему привести любовницу в их квартиру.
Закономерности возвращения 2:40:02 Удерживая, ничего не достигнешь, отпуская можно вернуть. Бросивший партнер часто становится ненужным после возвращения. Партнеры могут перестроиться, но полностью разорванные отношения восстанавливаются редко.
Пример с преподавателем 2:41:14 Преподаватель из Ростова переживает разрыв с женой. Он предлагает ей пожить с новым партнером, чтобы убедиться в правильности решения. Его карьера и личная жизнь были успешными, но жена ушла к другому.
Анализ ситуации 2:42:46 Жена была психологическим "отцом" для преподавателя. Разрыв был закономерным, так как жена не поддерживала карьеру мужа. Преподаватель осознает свои ошибки и пишет письмо жене.
Письмо и реакция жены 2:45:37 Преподаватель пишет письмо, в котором хвалит жену за недостатки и оставляет двери открытыми. Жена возвращается раньше срока и сталкивается с амортизационными ответами. Преподаватель начинает заниматься физкультурой и готовится к суду.
Разрыв и возвращение любви 2:47:27 Жена обвиняет детей в том, что они не от мужа. Преподаватель остается спокойным и настаивает на том, чтобы дети остались с ним. Он отказывается от интимной близости, если не вернется любовь.
Улучшение состояния 2:48:21 Преподаватель чувствует улучшение и возвращается к научной работе. Он ведет себя достойно и ориентируется в ситуации. Амортизация помогает ему в различных ситуациях.
Резюме 2:49:32 Амортизация применима в разных сферах жизни. Важно доводить амортизацию до конца и принимать человека целиком. Не стоит разрывать отношения, не наладив их сначала.
Важность психологического климата 2:51:06 Руководители и первые лица формируют психологический климат в коллективе. От их деловых и психологических качеств зависит успех и эмоциональное состояние. Если все идет легко, можно не читать дальше.
Признаки необходимости чтения 2:51:54 Если вы не забываете о работе дома и не испытываете внутреннего напряжения, чтение не нужно. Если у вас нет проблем со здоровьем и вы спокойны перед важными событиями, чтение не обязательно. Если вы думаете о работе даже в свободное время, чтение может быть полезным.
Примеры из практики 2:52:31 Если вы думаете о работе даже во время отдыха, чтение может быть полезным. Если вы не можете сосредоточиться на важных делах, чтение может помочь. Если вы хотите стать президентом или получить Нобелевскую премию, чтение может быть полезным.
История из прошлого 2:53:21 Десять лет назад один из руководителей обратился за консультацией. Курсанты злоупотребляли алкоголем и нарушали дисциплину. После консультации пьянство прекратилось, и курсанты стали соблюдать правила.
Изменение стиля общения 2:54:11 Руководители изменили стиль общения с курсантами. Курсантам говорили, что их отчислят за пьянство, но не сообщали об этом руководству. Пьянство прекратилось, так как курсанты не хотели быть отчисленными.
Пример из клиники 2:55:57 В клинику поступил больной А, директор совхоза. Он успешно учился и продвигался по службе, но поссорился с начальством и подчиненными. У него начались проблемы со здоровьем, включая головные боли и боли в сердце.
Лечение и осознание 2:59:06 Больного убедили, что причина его болезни в образе жизни и стиле руководства. Он посещал тренинговую группу и изучал приемы психологического айкидо. Постепенно его скептицизм ушел, и он начал применять новые методы.
Важность понимания подчиненных 2:59:40 Руководители часто злятся, когда подчиненные не сразу понимают их идеи. Великие открытия проходят три этапа: "не может быть", "в этом что-то есть" и "только так и должно быть". Если идея принимается сразу, значит, в ней нет ничего нового.
Пример с психологическим айкидо 3:00:38 Герой сначала не соглашался на новый стиль общения, но после обучения согласился. В клинике его отчет о пробном отпуске был восторженным. На совещании руководитель попросил прощения у заместителя и объяснил суть распоряжения.
Профилактическая амортизация 3:02:29 Применение амортизации на совещании сделало его продуктивным и быстрым. Пример с командиром строительной части, который изменил подход к нарушителям. Солдаты обсуждали поведение командира и гадали, чего ожидать.
Правило Карнеги 3:04:32 Идея должна принадлежать партнеру, особенно при общении с подчиненными. Пример с сыном, который предложил играть в шашки. Применение этого приема на практике при обсуждении стерилизации.
Идентификация и стимулирование 3:06:25 Использование приема идентификации сплачивает коллектив. Пример с предложением способа Ц, который лучше других. Важно хвалить при всех, а ругать один на один.
Ошибка в управлении 3:08:30 Неправильное использование приема может настроить коллектив против руководителя. Пример с начальником, который неправильно критиковал подчиненного. Правило: хвалить при всех, ругать один на один.
Подбор сотрудников 3:09:35 Важно учитывать личностные особенности при найме сотрудников. Пример с руководителем, который принял конфликтного юриста. Использование техники амортизации для снижения напряжения в коллективе.
Борьба с опозданиями 3:12:37 Преподаватель использовал технику амортизации для борьбы с опозданиями. На первой лекции он заявил, что на его лекциях можно опаздывать. Опоздавшие должны были спокойно входить и не оправдываться.
Интерес к себе и своему делу 3:13:45 Вызывайте интерес у партнеров по общению к себе и своему делу. В следующей книге будет подробно рассказано об ораторском искусстве.
Психологическое айкидо в публичных выступлениях 3:13:53 Не ругайте конкурентов, а хвалите их. Ругайте себя за недостатки, чтобы не повторять ошибки. Не перебивайте задающих вопросы, дайте им высказаться до конца.
Терпение и женская аудитория 3:14:54 Важно терпеливо выслушивать как умные, так и глупые вопросы. Большинство слушателей — женщины, и успех будет за теми, кто учитывает их интересы. Продемонстрируйте осведомленность в женских проблемах.
Решение задачи и супер-амортизация 3:16:47 Пример решения задачи: обсуждение кандидатов на должность начальника цеха. Принцип супер-амортизации: усиливайте то качество, которое вам приписал партнер по общению. Пример: мужчина с улыбкой, усиливающий оскорбление женщины.