Есть ли решение проблемы сознание-тело? Кузнецов. Курс "Сознание и мозг: последний рубеж"

YOUTUBE · 21.11.2025 19:00

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:07
  • Антон Кузнецов, научный сотрудник Московского центра исследования сознания, кандидат философских наук.
  • Интересы в области философии сознания и современных исследований сознания.
  • Работа над проблемой ментальной каузальности и иллюзионистскими подходами к сознанию.

Стратегии решения проблемы сознания тела

1:07
  • Обсуждение психических стратегий, согласно которым сознание существует везде.
  • Нейронаучные проблемы, связанные с тяжёлыми состояниями и критериями сознания.
  • Примеры экспериментов Либита и других исследований.

Критическая лекция

2:52
  • Лекция посвящена критическому анализу проблемы сознания тела.
  • План: изложение сути проблемы, обсуждение трудностей и подходов к решению.

Исторический контекст проблемы

5:22
  • Проблема сознания тела появилась в Новое время и связана с Рене Декартом.
  • Ментальные и физиологические процессы противопоставляются онтологически.
  • В индийской философии сознание рассматривается условно из-за терминологической путаницы.

Определение проблемы

8:03
  • Проблема сознания тела — это не просто отношение физического и ментального.
  • Уточнение онтологического статуса сознания.

Совокупность вопросов

8:46
  • Проблема сознания тела включает множество вопросов, требующих комплексного подхода.
  • Вопросы появились в результате дискуссий философов и учёных.

Связь с другими проблемами

10:19
  • Проблема сознания тела связана с тождеством личности, свободой воли, моральной ответственностью и биоэтикой.
  • Этические вопросы в тяжёлых случаях поражения мозга.

Искусственный интеллект

12:08
  • Вопрос о возможности искусственных систем обладать сознанием.
  • Технические, философские и футурологические аспекты проблемы.

Природа причинных отношений и критерии существования

12:46
  • Вопрос о природе причинных отношений и ментальной каузальности.
  • Уникальность сознания и критерии его существования.

Проблема других сознаний

13:44
  • Сознание приватно, недоступно для других.
  • Как судить о наличии или отсутствии сознания у других людей.

Заключение

14:37
  • Проблема сознания тела имеет практические и метафизические следствия.
  • Связь с другими большими проблемами требует комплексного подхода.

Фундаментальность проблемы сознания-тела

14:53
  • Проблема сознания-тела фундаментальна, так как всё существующее зависит либо от физических, либо от ментальных свойств.
  • Физические свойства первичны по отношению к материальным объектам, а ментальные — к морально-нравственным ценностям и другим нематериальным феноменам.
  • Решение проблемы сознания-тела требует понимания устройства естественного мира и роли сознания в нём.

Трансцендентальность сознания

17:34
  • Сознание занимает уникальное место в структуре нашего познания, являясь предельным горизонтом того, что мы можем знать.
  • Трансцендентальность сознания придаёт проблеме фундаментальность.

Натурализм в решении проблемы сознания-тела

18:31
  • Натуралистический подход предполагает понимание сознания как естественного феномена, участвующего в причинных отношениях.
  • Принцип коузальной замкнутости физического: если у физических событий есть причина, то она должна быть физической.
  • Бритва Оккама: избегание сущностей, в которых нет необходимости, для минимизации онтологических усложнений.

Запрет на сверхъестественное

22:13
  • Натурализм исключает сверхъестественные феномены, такие как перерождение и внетелесные опыты.
  • Сверхъестественные феномены недоступны в опыте и не нарушают принципы каузальной замкнутости и бритвы Оккама.

Определение сознания

24:36
  • Проблема сознания-тела асимметрична: обычно больше внимания уделяется сознанию, чем телу.
  • Определение сознания остаётся сложным из-за его многогранности и сложности.

Типы употребления термина «сознание»

26:07
  • Повседневное употребление термина «сознание» часто деформирует понимание проблемы сознания-тела.
  • Специальное употребление термина имеет теоретическую значимость и формальные правила, особенно в психологии и когнитивной нейронауке.
  • Нейронаука не вся посвящена теме сознания, есть специальная область исследования сознания в когнитивной нейронауке.

Проблемы специального употребления термина «сознание»

29:08
  • Термин «сознание» часто используется без достаточной рефлексии.
  • Формулировки понятия сознания зависят от теоретических постулатов и практических задач исследователей.
  • В психологии понятие сознания часто формируется произвольно для решения конкретных задач.

Полисемантичность и либерализм/диктатура в определении сознания

31:33
  • Полисемантичность: сознание может иметь множество значений.
  • Либерализм: слабое определение сознания, при котором сознанием может быть что угодно.
  • Диктатура: жёсткое определение сознания, например, как квантовые процессы в нейронах.

Интенсивное определение сознания

33:18
  • Интенсивное определение: примеры сознательных состояний — бодрствование, боль, негодование.
  • Важно, чтобы теории сознания объясняли эти состояния.
  • Панпсихические теории сознания часто не объясняют интенсивные состояния.

Широкое и узкое понятие сознания

34:38
  • Широкое понятие: когнитивное сознание, связанное с высшими когнитивными функциями.
  • Узкое понятие: феноменальное сознание, которое является ключом к проблеме сознания тела.

Феноменальное сознание и трудная проблема сознания

35:59
  • Сознательные состояния имеют феноменальные характеристики.
  • Многие когнитивные функции могут осуществляться без феноменальных характеристик.
  • Объяснение феноменальных аспектов сознательного опыта — трудная проблема сознания.

Характеристики феноменального сознания

40:31
  • Пять ключевых характеристик: квалитативность, интенциональность, субъективность, приватность, отсутствие пространственного протяжения.
  • Пример отсутствия пространственного протяжения: образ человека в голове не занимает пространство.
  • Пример квалитативности: ощущение боли включает субъективное переживание «каково это».

Квалитативность и субъективное переживание

41:57
  • Квалитативность — сложное для понимания свойство сознания.
  • Ощущение боли включает объективные факты и субъективное переживание «каково это».
  • Субъективное переживание делает состояние сознательным.

Интенциональность сознания

43:29
  • Интенциональность — спорная характеристика сознательного опыта.
  • Некоторые специалисты считают, что все состояния сознания интенциональны, другие — что не все.
  • Вопрос о том, является ли интенциональность сущностной характеристикой сознания, остаётся открытым.

Субъективность и приватность сознания

44:49
  • Субъективность и приватность — взаимосвязанные характеристики сознания.
  • Приватность указывает на то, что сознание является внутренним свойством, недоступным для прямого наблюдения.
  • Сознание всегда остаётся внутренним свойством, независимо от внешних воздействий.

Формулировка проблемы сознания

45:53
  • Исследователи постоянно возвращаются к формулировке проблемы сознания.
  • Формулировка проблемы влияет на её решение.
  • Даже если проблема будет решена, её решение не удовлетворит многих.

Эпидемиологическая асимметрия

47:51
  • Доступ к физическим процессам осуществляется от третьего лица, а к сознанию — от первого.
  • Сознание дано от первого лица, и единственным источником знания о нём являются интерспективные акты.
  • Эпидемиологическая асимметрия создаёт трудности в понимании сознания.

Провал в объяснении

50:44
  • Из фактов о физиологической организации мозга не следует факт осознания.
  • Невозможно верифицировать отношения между сознанием и телом.
  • Существуют различные подходы к объяснению провала в объяснении.

Основные стратегии решения проблемы сознания

53:21
  • Стратегии решения проблемы сознания классифицируются на физикалистские, антифизикалистские, редуктивные и нередуктивные.
  • Физикалистские теории считают, что всё существующее является физическим или производным от физического.
  • Антифизикалистские теории утверждают, что сознание имеет самостоятельный онтологический статус.

Редуктивные и нередуктивные теории

56:11
  • Редуктивные теории объясняют высокоуровневые феномены через базовые.
  • Нередуктивные теории запрещают жёсткое соответствие между феноменами.
  • Пример редуктивного объяснения: химические свойства воды через физические свойства.

Другие теории

58:02
  • У исследователей сознания богатая фантазия, и существуют различные теории, которые сложно классифицировать.
  • Теория локального интеракционизма Васильева является одной из таких теорий, но не в традиционном смысле.

Физикалистские теории сознания

58:16
  • Физикалистские теории могут быть редуктивными и нередуктивными.
  • Редуктивные теории включают бихеверизм Гилберта Райла, типовую теорию тождества Смарта, Фейла и Плейса и некоторые элементативистские теории сознания.
  • Нередуктивные теории делятся на функционалистские и антифункционалистские.

Функционалистские теории

1:00:22
  • Функционализм трактует сознательные состояния как функциональные, аналогичные программам в компьютере.
  • Внутренние состояния сознания объясняются биологическими процессами мозга.
  • Примеры: частная теория тождества Льюиса и Армстронга, теория сознания Дэниела Дента, иллюзионизм Кето Франкиша.

Антифизикалистские теории

1:01:39
  • Примеры антифизикалистских теорий: натуралистический дуализм Чалмерса, интеракционистский дуализм Декарта, эфелизм Вегнера и Чалмерса.
  • Исторические версии: параллелизм Лейбница и Мальбранша.
  • Манистические теории: панпсихизм, нейтральный монизм Броделя, панк-протопсихизм Чалмерса.

Аргументы в пользу физикалистских теорий

1:04:08
  • Каузальный аргумент: принцип каузальной замкнутости физического мира требует физической природы для участников причинных отношений.
  • Проблема исключения: если сознание влияет на физические процессы, оно должно быть исключено из объяснений, что делает его эпифеноменальным.

Аргументы в пользу антифизикалистских теорий

1:06:19
  • Аргументы знания и представимости: факты осознания не следуют из физической копии мира, что указывает на их дополнительную природу.
  • Напряжение между аргументами: дуалистические концепции сталкиваются с проблемами ментальной каузальности, а физикалистские — с проблемами представимости.

Парадокс исходного уровня

1:07:23
  • Утверждение «сознание — это активность нейронов» ведёт к онтологическому парадоксу исходного уровня.
  • Онтология разнообразна: существуют разные категории вещей и свойств.
  • Объяснение работы мозга требует признания высокоуровневых функциональных систем.

Двуаспектные теории сознания

1:11:34
  • Подход Константина Владимировича, Юрия Иосифовича Александрова и Давида Израилевича Дубровского: сознание рассматривается как один из аспектов информации.
  • Сознание не является специальной сущностью, а представляет собой один из аспектов той же вещи, представленный по-другому.

Информационный подход Дубровского

1:12:04
  • Информация воплощена в физическом носителе и инвариантна к свойствам физического.
  • Одна и та же информация может быть реализована на разных физических носителях.
  • Феномены субъективной реальности рассматриваются как информация.
  • Существует взаимнооднозначное соответствие между феноменами субъективной и физической реальности.
  • Отношения между субъективной реальностью и мозгом описываются как кодирование.

Критика информационного подхода

1:13:10
  • Теория не отвечает на все вопросы о сознании и мозге.
  • Утверждение о необходимой связи между сознанием и физическим не исключает редукционизма.
  • Понятие информации зависит от существования сознательных агентов.

Проблема исключения

1:15:54
  • Информационная причинность не решает проблему исключения высокоуровневых связей в объяснениях физических процессов.
  • Физические события объясняются физическими свойствами, а не информационной причинностью.
  • Теория не даёт ответа на вопрос об онтологии сознания.

Системный подход Александрова

1:17:45
  • Физиологические и психологические процессы рассматриваются как части одного системного информационного процесса.
  • Системные информационные процессы играют центральную роль в подходе.
  • Принцип двуаспектности информации связан с теорией тождества сознания и мозга.

Проблемы системного подхода

1:20:26
  • Либерализованное понятие сознания: все живые организмы обладают способностью к дифференциации и оценке результатов взаимодействия со средой.
  • Несовпадение объёмов понятий сознания и способности к дифференциации.
  • Пример со стульями иллюстрирует, что способности к дифференциации недостаточно для определения сознания.

Ограниченность определения сознания

1:22:22
  • Определение сознания через способность к дифференциации слишком либерально.
  • Сознанием обладают не только организмы, способные к дифференциации, но и те, кто способен переживать состояние сознания.

Гиперсетевая теория Константина Анохина

1:23:21
  • Теория Константина Анохина находится в процессе формирования.
  • Нет отдельных статей и работ по проблеме сознания тела.
  • Теория пока не имеет сильных тезисов, её сложно критиковать.

Необходимость дальнейшего развития теории

1:24:16
  • Теория нуждается в содержательном наполнении.
  • Необходимо ответить на вопросы о сознании и теле.

Различие между философскими и естественно-научными подходами

1:24:38
  • Философский аспект: уточнение онтологического статуса сознания.
  • Естественно-научный аспект: поиск неврологического и телесного выражения сознания.

Взаимосвязь философских и естественно-научных аспектов

1:25:45
  • Естественно-научная теория сознания требует решения философских вопросов.
  • Вопросы о сознании не могут быть решены эмпирически, требуется концептуальный анализ.
  • Проблема сознания тела — аномальная естественно-научная проблема, требующая междисциплинарных усилий.

Полная теория сознания

1:26:46
  • Полная теория сознания должна включать философский и естественно-научный аспекты.
  • Междисциплинарные усилия необходимы для решения проблемы.

Сложность проблемы сознания-тела

1:27:46
  • Проблема сознания-тела требует постоянного критического анализа.
  • Решение должно быть фундаментальным, натуралистическим и включать оба аспекта.
  • Хорошие кандидаты на теорию сознания сталкиваются с теми же трудностями.

Призыв к участию

1:28:42
  • Проблема сознания-тела захватывающая и интересная.
  • Участие в её решении может помочь понять устройство мира.