Пустошкин Е.А. - Интегральная теория сознания Кена Уилбера

YOUTUBE · 20.11.2025 03:30

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:02
  • Начало онлайн-мероприятия по изучению сознания.
  • Гость мероприятия - Евгений Пустошкин, клинический психолог и редактор журнала "Роскосмос".
  • Евгений известен своими работами в области медитативных техник и интегральной теории сознания Кена Уилбера.

Интегральная теория сознания

1:12
  • Евгений рассказывает о глобальном времени и интегральной теории сознания Кена Уилбера.
  • Интегральная теория включает широкий спектр человеческих дисциплин.
  • Журнал "Интегральная теория и практика" публикует статьи о применении интегрального подхода в различных областях.

Влияние интегрального подхода

3:03
  • Интегральный подход повлиял на психологию, психотерапию, экономику, бизнес, финансы, биологию и психиатрию.
  • Евгений фокусируется на конкретном приложении интегрального подхода - исследованиях сознания.
  • Статья Уилбера "Интегральная теория сознания" предлагает подход к изучению сознания с точки зрения интегрального подхода.

Исторический контекст

5:20
  • Евгений объясняет, что интегральная теория сознания шире, чем статья Уилбера.
  • Уилбер - автор статьи, но интегральный подход - коллективный труд.
  • В 1960-х годах началась трансперсональная психология, которая повлияла на интегральный подход.

Влияние культурных и духовных традиций

7:06
  • В 1960-е годы происходил кросскультурный обмен, влияющий на интегральный подход.
  • Психоделическая революция и исследования психоделиков также оказали влияние.
  • Эти события способствовали росту интереса к внутренним исследованиям и духовному опыту.

Заключение

11:09
  • Психоделики и духовные переживания стали важными для понимания интегральной мысли Уилбера.
  • Интеллектуалы того времени, занимавшиеся внутренними исследованиями, были подвержены влиянию этих социальных тенденций.

Первая книга Уилбера

12:35
  • Уилбер написал свою первую книгу "Спектр сознания" в возрасте до трех лет.
  • Книга вышла в 1977 году и предложила идею спектра уровней сознания.
  • Уилбер утверждал, что все методы психологии, включая восточные и западные, имеют свою легитимность.

Влияние и журнал "Ревижен"

13:36
  • Книга "Спектр сознания" сделала Уилбера авторитетом в узких кругах.
  • Уилбер редактировал журнал "Ревижен", посвященный трансперсональным исследованиям.
  • Журнал стал платформой для развития его идей и контактов с другими деятелями трансперсональной психологии.

Проект "Не слайбери"

15:48
  • В 80-е годы Уилбер опубликовал несколько книг, включая "Голографическая парадигма" и "Квантовые вопросы".
  • Эти книги были основаны на голографической парадигме Карла Прибрама и других авторов.
  • Уилбер также редактировал несколько томов под своим авторством.

Личная жизнь и болезнь

17:20
  • В конце 80-х годов Уилбер столкнулся с болезнью жены, которая описана в книге "Благодать и стойкость".
  • Уилбер практически прекратил свою писательскую деятельность, ухаживая за женой.
  • Он также пострадал от экологического бедствия, что привело к синдрому хронической усталости.

Ретрит и "Секс, экология, духовность"

21:35
  • После смерти жены Уилбер отправился в трехлетний ретрит, где написал свой основной труд "Секс, экология, духовность".
  • Книга описывает эволюционное развертывание вселенной через призму эроса.
  • Уилбер сравнивает свои идеи с идеями русской религиозной философии и не платоников.

Интегральный подход и наука осознания

23:23
  • Книга "Секс, экология, духовность" заложила основы интегрального подхода.
  • В 1997 году вышла статья "Интегральная теория сознания", базирующаяся на идеях из "Секс, экология, духовность".
  • В 90-е годы возрос интерес к теме сознания и субъективности.

Интегральный институт и кризис доткомов

24:23
  • В 1999 году был основан интегральный институт, но кризис доткомов повлиял на его финансирование.
  • Институт собирал ученых и практиков, но столкнулся с трудностями и расколами.
  • В 2006-2007 годах у Уилбера возникли проблемы со здоровьем, что привело к кризису.

Восстановление и медийная активность

28:24
  • Уилбер постепенно восстановил свою деятельность, но с меньшей интенсивностью.
  • В 2010-х годах акцент с интегрального института перешел на портал "Интеграл Лайф".
  • Портал публиковал интервью с различными деятелями, включая актеров и музыкантов.

Финансовые трудности и новые книги

30:53
  • Журнал интегральных исследований был закрыт из-за финансовых сложностей.
  • Уилбер выпустил несколько книг, включая "Четвертый поворот" и "Трамп: эпоха постправды".
  • В 2017-2018 годах вышла книга "Религия будущего", которая должна была стать трилогией.

Интегральная теория сознания

33:35
  • В 1997 году вышла статья "Интегральная теория сознания", состоящая из разделов: введение, четыре грани космоса, контр-сознание, дальнейшее убеждение человеческой природы, сознание распределенное, методология интегрального подхода и резюме.

Основные школы исследований сознания

34:19
  • Бибер перечисляет 12 основных школ исследований сознания.
  • Эти школы включают когнитивную науку, интерспекционизм, нейропсихологию, индивидуальную психотерапию, социальную психологию, клиническую психиатрию, психологию развития, психосоматическую медицину, необычные состояния сознания, восточные созерцательные традиции, квантовые подходы и исследования тонких энергий.

Интегральная модель

35:18
  • Бибер предлагает интегральную модель для соотнесения различных подходов к сознанию.
  • Модель включает четыре квадранта: первый квадрант — индивидуальное сознание, второй квадрант — коллективное взаимодействие, третий квадрант — объективные методы исследования, четвертый квадрант — системные свойства.

Развитие и сознание

36:31
  • Бибер анализирует различные модели развития, включая эволюционную биологию, психологию развития и социальные науки.
  • Он выделяет стадии развития: атомы, молекулы, прокариоты, эукариоты, технико-экономические способы производства, иерархия психических процессов и коллективное самосознание.

Четыре квадранта

39:00
  • Бибер осознает, что все модели развития рассматривают разные грани бытия.
  • Он предлагает использовать методы первого, второго и третьего лица для анализа.
  • Эти методы позволяют сопоставлять стадии развития в разных моделях.

Коллективное бытие

43:44
  • Бибер подчеркивает важность коллективного бытия для каждого существа.
  • Он рассматривает коллективность как объективную организацию материи и как взаимопонимание и разделяемые мировоззрения.
  • Культурные фоны также имеют уровни эволюции, такие как магическое, мифическое и рациональное мировоззрение.

Интегральная теория сознания

47:36
  • Сознание рассматривается через призму человеческого опыта.
  • Сознание не антропоцентрично, оно может существовать на разных уровнях организации материи.
  • Атомы и клетки могут иметь внутренний опыт, не обязательно саморефлексивное.

Восприятие и самосознание

49:40
  • Невозможно полностью избавиться от самосознания.
  • Мы не можем полностью понять внутренний опыт других существ.
  • Важно принимать перспективы других людей и существ.

Иерархия уровней сознания

51:22
  • Разные ученые имеют разные мнения о возникновении сознания.
  • Сознание может быть присуще всем уровням организации материи.
  • Вселенная эволюционирует к большей целостности и сознанию.

Антропоморфность сознания

55:02
  • Сознание не является исключительно человеческим.
  • Сознание связано с историческими и эволюционными факторами.
  • Космос стремится к большему сознанию и целостности.

Критерии достоверности

58:31
  • Для каждого из четырех квадрантов существуют уникальные формы знания.
  • Критерии достоверности включают правдивость и справедливость.
  • Важно оценивать искренность и правдивость в наших утверждениях и действиях.

Принципы заботы и справедливости

1:01:25
  • Действия могут противоречить принципам заботы, высшей справедливости и практического разума.
  • Эти действия могут не соответствовать контексту социальных взаимоотношений и быть исключены из-за естественного отбора.
  • Естественный отбор происходит не только в объективном верхнем правом квадранте, но и во всех подрантах.

Функциональная адаптивность

1:02:35
  • Функциональная адаптивность касается приспособленности к условиям жизни.
  • Критерии достоверности включают функциональную согласованность объектов в коммуникативной системе.
  • Интегральная теория сознания должна учитывать все четыре критерия достоверности.

Критерии достоверности

1:03:45
  • Красота, истина и благо соотносятся с критериями достоверности.
  • Красота относится к критерию искренности, истина — к критерию достоверности, а благо — к критерию справедливости.
  • Эти критерии важны для оценки правдивости, справедливости и функционального соответствия.

Принципы достоверного знания

1:06:33
  • Любое знание следует трем принципам достоверного познания: парадигма, эксперимент и коллективная верификация.
  • Наука, искусство и моральное действие требуют этих принципов для получения достоверных знаний.
  • Эти принципы помогают выйти на мета-уровень описания бытия.

Сознание как конструкция

1:08:45
  • Сознание является результатом социального и биологического конструирования.
  • Индивидуальное бытие всегда погружено в коллективный контекст.
  • Исследование сознания включает как объективные, так и субъективные методы.

Трансформация сознания

1:11:24
  • Духовные и психологические традиции могут изменять и углублять субъектность.
  • Медитативно-созерцательные практики помогают обнажить основы субъективного бытия.
  • Эти данные важны для понимания природы сознания и онтологического статуса субъектности.

Психология развития

1:12:53
  • Сознание взрослых людей зависит от стадии развития.
  • Исследования Пиаже и Колберга показывают, что эпистемология влияет на восприятие мира.
  • Структура сознания является многоуровневой и развивается от эгоцентрических стадий к децентрированным.

Историческое самосознание

1:14:42
  • На каждой стадии развития человек и сообщество конструируют принципиально иное миропространство.
  • Историческое и метаисторическое самосознание развивается от эгоцентрических стадий к децентрированным.
  • Это приводит к конструированию принципиально иного миропространства на каждой стадии развития.

Влияние сознания на методологию

1:15:40
  • Подход к сознанию и используемые методологии зависят от стадии мышления.
  • Разные группы людей могут сосуществовать в одном городе, представляя разные уровни развития ценностей.
  • Научные сообщества не являются единым целым, а представляют множество сообществ с разными уровнями развития.

Уровни развития мышления

1:17:30
  • Ученые на стадии формальных операций составляют большинство взрослых людей.
  • Для исследования сознания необходимо развивать постформальные уровни мышления.
  • Сознание каждого человека пластично и поддается изменениям.

Трансформация субъектности

1:19:16
  • Для доступа к постформальным структурам сознания необходимы практики трансформации субъектности.
  • Медитация и интегральная практика жизни помогают в этом процессе.
  • Переход между уровнями развития мышления не всегда изучен, и каждый уровень является станцией жизни.

Интегральный плюрализм

1:20:23
  • Подлинно демократическое общество позволяет сосуществовать разным пространствам.
  • Исследование сознания требует рефлексии культурных и социальных структур.
  • Интегральный подход предлагает интегральный плюрализм, где все школы исследования сознания имеют свою истину.

Эволюционирующее трансдисциплинарное изучение

1:24:02
  • Интегральная теория сознания предлагает эволюционирующее трансдисциплинарное изучение.
  • Необходимо сбалансированно использовать методы первого, третьего и второго лица.
  • Важно учитывать влияние общественных структур на субъективные структуры и межсубъективные структуры.

Преобразование сознания исследователей

1:25:45
  • Необходимо преобразовывать сознание исследователей, устраняя предрассудки и когнитивные искажения.
  • Важно стремиться к разработке интегральной теории сознания, учитывающей все аспекты жизни.
  • Любая методология, не учитывающая все четыре квадранта, не является подлинно интегральной.

Многослойность сознания

1:26:41
  • Сознание не является однослойным, а представляет собой многослойную субстанцию.
  • Без учета многослойности невозможно создать подлинно интегральную теорию сознания.
  • В докладе будет упомянуто о матрице Уберкомца и стадиях вертикального развития сознания.

Интегральная пост-метафизика

1:27:41
  • Необходимо указывать, как было получено знание о метафизических феноменах.
  • Современные и постсовременные знания показывают, что субъективность вложена в эволюционные структуры.
  • Интегральный подход требует взаимозависимости эпистемологии, методологии и онтологии.

Интегральный плюрализм

1:29:44
  • Интегральный плюрализм описывает четыре квадранта сознания, каждый из которых можно исследовать изнутри или снаружи.
  • Возникает восемь семейств методологий для исследования этих квадрантов.
  • Примеры методологий включают феноменологию, структурализм, герменевтику и другие.

Методологии и их применение

1:31:33
  • Методологии включают феноменологию, структурализм, герменевтику и другие.
  • Эти методологии позволяют изучать сознание изнутри и снаружи.
  • Важно учитывать все восемь зон интегрального методологического плюрализма для полного понимания сознания.

Сознание и коллективный опыт

1:35:13
  • Сознание не ограничено мозгом и реалиями третьего лица.
  • Оно погружено в коллективный опыт, культурный и межсубъективный.
  • Экология, экосистемы, социальные системы и общественные уклады влияют на сознание.

Мета-перспектива на сознание

1:36:10
  • Сознание можно рассматривать с четырех сторон, что дает целостную картину.
  • Меньшие перспективы неадекватны для изучения сознания.

Самосознание и его аспекты

1:36:35
  • Самосознание можно рассматривать через четыре квадрата.
  • В англоязычной литературе самосознание часто связано с понятием "self".
  • Самосознание включает осознание своей субъективности и рефлексию.

Тренировка самосознания

1:38:23
  • Самосознание можно тренировать через практики внимательности и осознанности.
  • Со временем самосознание становится более континуальным.

Структура сознания и самосознание

1:39:24
  • Самосознание зависит от структуры сознания и уровня мышления.
  • На стадии конкретных операций самосознание направлено на конкретные предметы и реакции.
  • На стадии формальных операций возникает способность мыслить о мысли.

Влияние межличственных отношений

1:40:59
  • Качество межличственных отношений влияет на самосознание.
  • Психотерапия играет важную роль в интенсивности самосознания.
  • Определенные зоны мозга активируются при самосознании.

Влияние общественного строя

1:42:59
  • Общественный строй влияет на самосознание через систему пропаганды и классовой борьбы.
  • Самосознание распределено в четырех квадратах и зависит от различных факторов.

Критика методологии Уилбера

1:43:47
  • Иван выражает ряд жестких критических замечаний по методологии Уилбера.
  • Евгений благодарит за экскурс в биографию Уилбера, подчеркивая сложность его подхода.
  • Обсуждается влияние духовных практик и учителей из среды хиппи на Уилбера.

Альтернативные подходы и критика

1:45:28
  • Обсуждается альтернативный подход к созерцательным практикам Востока.
  • Уилбер не является исключением в этом плане, его идеи популярны.
  • Критика интегрального института за несоответствие реальным требованиям.

Проблемы интегрального института

1:47:27
  • Институт потерял финансирование из-за несоответствия реальным требованиям.
  • Институт был одновременно коучинговым центром и академическим заведением.
  • Критика восторженных учителей из среды хиппи и их влияния на Уилбера.

Интегральный подход и его ограничения

1:49:24
  • Интегральный подход затрагивает множество тем, но требует сжатого формулирования.
  • Проблема интегрального института в его несоответствии общественным ожиданиям.
  • Уилбер комментирует текущие события, но его политическая философия приводит к множеству проблем.

Влияние Уилбера и критика

1:51:19
  • Уилбер подчеркивает духовные и психологические элементы, влияющие на субъективность.
  • Критика учителей из среды хиппи, таких как Моргафни, и их влияния на интегральное сообщество.
  • Уилбер повлиял на Моргафни, а не наоборот.

Фальсифицируемость интегральной теории

1:53:27
  • Обсуждение фальсифицируемости интегральной теории и ее перспектив.
  • Уилбер открыт в плане источников, на которые опирается его теория.
  • Взгляд из ниоткуда имеет ограниченную полезность, но всегда субъективен.

Встреча с Кеном Уилбером

1:57:14
  • Евгений не смог получить визу в США и не встретился с Кеном Уилбером лично.
  • Они общались по телефону в декабре 2008 года, когда Уилбер боролся с синдромом.
  • Евгений выразил благодарность за влияние работ Уилбера на его жизнь.

Впечатления от общения

1:58:01
  • Евгений не испытал межсубъективного резонанса с Уилбером.
  • Друзья Евгения, встречавшиеся с Уилбером, отмечали его способность легко входить в медитативное состояние.
  • Впечатление о Уилбере можно составить по видео на YouTube, особенно периода 2000-х годов.

Психотип Уилбера

1:59:05
  • Уилбер склонен к размышлениям и имеет много мыслей в голове.
  • Ему требуется много времени, чтобы договорить одну мысль.

Эволюция Уилбера

1:59:23
  • В литературе Уилбера часто нумеруют, подразумевая его развитие.
  • Евгений считает, что Уилбер-6 маловероятен, но Уилбер-5 уже существует.
  • Уилбер-5 связан с интегральной метафизикой.