Мини-курс «Blender для новичков». Урок 1 - Знакомство с программой Blender

YOUTUBE · 20.11.2025 03:07

Ключевые темы и таймкоды

Введение в курс

0:09
  • Артем Слаква представляет мини-курс по Blender.
  • Курс включает теоретические и подготовительные ролики, а также моделирование.
  • Blender позволяет моделировать, настраивать материалы, создавать анимации и симуляции.

История и развитие Blender

1:08
  • В 2019 году крупные компании вложили значительные средства в проект.
  • Ранее Blender считался программой для новичков, но сейчас его ценят профессионалы.
  • Современные компании, такие как Ubisoft и Blizzard, готовы работать с Blender.

Преимущества и недостатки Blender

2:08
  • Blender имеет свои преимущества и недостатки, как и другие 3D-пакеты.
  • Аналогия с автомобилями: у каждого есть свои особенности.
  • Переход к знакомству с Blender.

Установка и системные требования

3:07
  • Инструкция по скачиванию и установке Blender.
  • Системные требования для разных операционных систем.
  • Важность соответствия компьютера минимальным требованиям для комфортной работы.

Интерфейс Blender

3:58
  • Описание окна Splash Screen и его функций.
  • Основные элементы интерфейса: топ-бар, статус-бар и рабочие окна.
  • Разделение окон на категории: меню, рабочее пространство, сцены и слои.

Меню File

5:54
  • Создание нового проекта, открытие и восстановление проектов.
  • Сохранение и импорт/экспорт файлов.
  • Настройки импорта/экспорта через аддоны.

Меню Edit

9:23
  • Настройки Blender через меню Preferences.
  • Изменение типа окон и вплетение настроек в интерфейс.

Меню Render и Window

10:22
  • Опции рендера и работа с окнами на нескольких мониторах.
  • Навигация по рабочим пространствам и скрытие/отображение статус-бара.

Меню Help

10:22
  • Ссылки на веб-ресурсы и официальную документацию Blender.
  • Документация на английском языке, частично переведена на русский.

Работа с окнами в Blender

11:20
  • Все окна в Blender имеют заголовки в верхней части.
  • Иконка слева вверху позволяет изменять тип окна.
  • Можно изменять размер окон, разделять их и менять местами.

Изменение размеров и разделение окон

12:16
  • Изменение размера окон с помощью курсора.
  • Разделение окон по вертикали или горизонтали.
  • Закрытие окон с помощью правой клавиши мыши.

Манипуляции с окнами без контекстного меню

13:14
  • Использование левой клавиши мыши для разделения и закрытия окон.
  • Пункт меню "Swap Areas" для обмена местами окон.
  • Развертывание окон на весь экран с помощью Ctrl+Пробел.

Проблемы с закрытием окон разных размеров

15:11
  • Blender не поддерживает закрытие окон разных размеров.
  • Решение: сначала закрыть окно анимации, чтобы окна стали одинакового размера.

Окно Outliner и меню

15:53
  • Окно Outliner как проводник по сцене.
  • Окно свойств с множеством вкладок и меню.
  • Меню можно сворачивать и разворачивать, некоторые опции доступны по умолчанию.

Режимы работы и рабочие пространства

18:32
  • Режимы работы влияют на содержимое окон и панели инструментов.
  • Рабочие пространства предназначены для различных режимов работы.
  • Возможность создания и настройки собственных рабочих пространств.

Навигация в 3D-пространстве

21:14
  • Основные параметры навигации: перемещение, вращение, масштабирование.
  • Вращение осуществляется с помощью колесика мыши.
  • Вращение происходит вокруг центра оси координат.

Навигация с помощью колесика мышки

22:12
  • Колесико мышки используется для масштабирования объектов.
  • Зажатие Ctrl и колесика мышки обеспечивает плавное зуммирование.
  • Комбинация Shift и колесика мышки позволяет перемещать вид.

Дополнительные горячие клавиши и виды

23:09
  • Виды: спереди, сбоку, сверху, слева, снизу, сзади.
  • Перспектива и ортография: разница в отображении объектов.
  • Переключение между режимами с помощью кнопки и горячих клавиш.

Настройка клавиатуры для ноутбуков

25:04
  • Если нет цифровой клавиатуры, можно использовать стандартные цифры.
  • В настройках можно включить аналог NumPad.

Горячие клавиши для видов

25:30
  • Вид спереди: 1 на NumPad.
  • Вид справа: 3 на NumPad.
  • Вид сверху: 7 на NumPad.
  • Вид сзади: Ctrl+1, вид слева: Ctrl+3, вид снизу: Ctrl+7.

Настройки навигации

27:24
  • Опция Orbit Round: вращение вокруг выделенного объекта.
  • Опция AutoPerspective: автоматическое включение ортографии на виде спереди.
  • Опция AutoDep: вращение вокруг угла объекта.
  • Опция Zoom: масштабирование в сторону курсора.

Использование ортографического режима

30:57
  • Ортографический режим упрощает работу, показывая объекты без искажений.
  • Горячие клавиши для видов помогают сосредоточиться на двух измерениях.

Трудности для новичков

31:45
  • Новички часто испытывают трудности с позиционированием камеры.
  • Важно научиться быстро переключаться между видами для удобства работы.

Скрытые возможности окна 3D View

32:44
  • Панель инструментов слева: открывается с помощью Ctrl+T.
  • Возможность настройки панели инструментов по размеру.

Боковая панель и заголовки

33:44
  • Боковая панель открывается сочетанием клавиш N.
  • В окне 3D-вида можно скрыть заголовки, нажав правой кнопкой мыши и выбрав "Hide Header".
  • В меню View есть панели Toolbar, которые можно настроить.

Меню последнего действия

34:43
  • Меню последнего действия появляется слева внизу.
  • Можно изменять параметры последнего действия, например, размер и положение объекта.
  • Меню последнего действия нельзя вернуть после других действий.

Панель инструментов и контекстное меню

36:37
  • Панель инструментов, боковая панель и меню последнего действия закрывают окно 3D-вида.
  • В режиме редактирования доступно больше инструментов.
  • Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши и привязано к режиму редактирования и выделению.

Круговые меню и режимы шейдинга

40:32
  • Круговые меню справа вверху позволяют переключаться между режимами шейдинга.
  • Режимы включают Solid, Wireframe, Pre-Render и Render.
  • Можно использовать круговые меню для быстрого переключения режимов.

Манипуляции с выпадающими меню

42:28
  • Можно использовать жесты для быстрого доступа к параметрам в выпадающих меню.
  • Это ускоряет скрытие и открытие опций.
  • Интерфейс Blender можно настроить под себя, скрывая и добавляя нужные элементы.