Нейропсихологические приемы в помощь учителю начальной школы

YOUTUBE · 19.11.2025 09:11

Ключевые темы и таймкоды

Нейропсихология и русский язык

0:00
  • В видео обсуждается нейропсихология и ее влияние на грамотность детей.
  • Рассказывается о том, как нейропсихология помогает учителям и ученикам в процессе обучения.

Проблемы с грамотностью и их решение

1:16
  • Обсуждаются проблемы с грамотностью у детей и их причины.
  • Упоминается важность нейропсихологии для коррекции этих проблем.

Применение нейропсихологии в образовании

3:04
  • Рассказывается о том, как нейропсихология может помочь учителям и ученикам в начальной школе.
  • Упоминаются примеры проблем с грамотностью и их решения с помощью нейропсихологии.

Нейропсихология и развитие детей

9:02
  • Профессор Анна Владимировна Семенович, кандидат психологических наук, нейропсихолог, обсуждает влияние современных технологий и изменений в окружающей среде на развитие детей.
  • Она подчеркивает, что дети поколения Z отличаются от предыдущих поколений, и их навыки и умения могут быть не такими, как у предыдущих поколений.

Ключевые понятия нейропсихологии

14:53
  • Мозг, другие дети и другое время - три ключевых понятия, которые обсуждаются в видео.
  • Мозг - это инструмент, который определяет качество жизни человека, и его состояние влияет на восприятие окружающего мира.
  • У детей мозг пластичен до 11 лет, и отклонения в развитии могут быть вызваны биологическими или психосоциальными причинами.

Нейропсихологическая коррекция

19:45
  • Видео обсуждает причины, по которым дети могут нуждаться в нейропсихологической коррекции, включая зеркальное написание букв и цифр, изменение почерка, проблемы с вниманием и памятью.
  • Нейропсихолог определяет, какие "лампочки" в мозге ребенка не работают, и проводит коррекционные занятия, основанные на методе замещающего онтогенеза.

Примеры ошибок в тетрадях

26:22
  • Видео показывает примеры ошибок в тетрадях учеников, которые могут указывать на нейропсихологические проблемы.
  • Ошибки включают неправильное написание слов, путаницу между буквами и цифрами, отсутствие пробелов между словами и предложениями, а также проблемы с вниманием и пространственным восприятием.

Проблемы с обучением и письмом

28:59
  • Учительница поручает ребенку сделать работу над ошибками, подчеркивая слова, в которых он ошибся.
  • Ребенок не понимает, что нужно делать, и пишет слова неправильно.

Нейропсихологический подход

34:56
  • Нейропсихологи соединяют русский язык и нейропсихологию, чтобы помочь детям с проблемами в обучении.
  • Учитель должен понимать, что ребенок не виноват в своих ошибках, и что ему можно помочь.

Диагностика и работа с мозгом

38:49
  • Нейропсихолог проводит диагностику, чтобы определить причины безграмотности ребенка.
  • На уроках движения логики и грамотности ребенок не только пишет, но и работает с телом, что помогает ему подтягивать грамотность.

Нейропсихология и письмо

40:57
  • Видео обсуждает, как письмо связано с мозгом, телом и письмом.
  • Упоминается, что большинство детей показывают неправильное движение при повторении движения пальчиками.

Подключение всех органов

46:24
  • Учитель должен подключить все органы, включая дыхание, для улучшения письма.
  • Упоминается важность игры и системы для вовлечения детей в учебный процесс.

Левши и нейропсихология

47:55
  • Левши воспринимают мир по-другому, и им может потребоваться помощь нейропсихолога для улучшения письма.
  • Приводится пример, как использование печатных букв помогло улучшить письмо левши перед экзаменом.

Дыхательные упражнения

50:32
  • Упражнения на дыхание, такие как быстрое и медленное дыхание, вдох на счет четыре и выдох на семь, надувание и сдувание листа бумаги, поддувание шарика и качение шины.
  • Упражнения на глаза, такие как зажмуривание, слежение за красным наконечником ручки, рисование глазами букв и цифр, одновременное движение пальцев.

Межполушарные связи

57:01
  • Упражнения на межполушарные связи, такие как показ планет над солнцем и земли внизу, рисование в разные стороны правой и левой рукой, запоминание слов и их расположение в пространстве.
  • Упражнения на реакцию, такие как поймать мяч и ответить на вопрос, бросить мяч обратно и ответить на вопрос, сообразить, что спрашивают и ответить.

Развитие мышления у детей

1:02:31
  • Учительница предлагает различные упражнения для развития мышления у детей, включая словарные диктанты, где дети должны писать пословицы, пропуская определенные буквы или слова.
  • Учительница также предлагает задания на логику, где дети должны задавать вопросы и отвечать на них.

Активизация слуха

1:08:06
  • Учительница предлагает упражнение, где дети должны услышать четыре слова одновременно, сказанные в полголоса.
  • Учительница также предлагает различные варианты активизации слуха, включая работу в парах и использование повязки на глазах.

Работа со смыслом

1:11:34
  • Учительница подчеркивает важность постепенного усложнения работы со смыслом, начиная с лексики и заканчивая предложением.
  • Учительница также приводит пример упражнения "четыре за четыре", где дети должны написать мини-сочинение из четырех предложений за четыре минуты.

Важность координации и упражнений

1:17:03
  • Упражнения на координацию, такие как бросание мяча, помогают развивать координацию и баланс.
  • Важно, чтобы упражнения были доведены до результата, и ребенок сам почувствовал, что у него получилось.

Письмо с проговариванием

1:22:39
  • Письмо с проговариванием предполагает соединение письма и голоса по определенному алгоритму.
  • Важно делать это каждый день, без выходных и праздников, чтобы достичь результата.

Дистанционное обучение и контакты

1:25:00
  • Дистанционные курсы для педагогов и родителей доступны на сайте "Современное образование".
  • Контакты: город Пермь, улица Пермская, 255-44-99, код города 342.

Нейропсихологи в городе

1:28:15
  • В городе есть пять нейропсихологов, которые получили образование и имеют большой опыт работы.
  • Отделение нейропсихологии существует уже 13 лет, и последние несколько лет они проводят занятия по скайпу.
  • Раньше считалось, что невозможно проводить упражнения на ковре по скайпу, но они рискнули и получили хорошие результаты.
  • Дети постарше занимаются у нейропсихолога Ирины Брониславовны, а дети помладше - у других специалистов.
  • Марина Геннадьевна также ведет занятия дистанционно.
  • Спасибо за внимание и участие в упражнениях.