Профессор А.В.Крупин "Элементы техники меховедения на баяне в ДМШ на начальной стадии обучения" 2009

YOUTUBE · 29.11.2025 04:20

Ключевые темы и таймкоды

Введение в проект

4:29
  • Создание методического пособия для педагогов детских музыкальных школ по классу баяна и аккордеона.
  • Разделение уровня исполнительства между высшими эшелонами и студентами столичных вузов.
  • Проблемы с заполнением классов баяна в школах, необходимость изменения подхода к обучению.

Проблемы методического обеспечения

5:22
  • Педагоги музыкальных школ сталкиваются с трудностями в освоении современных техник игры.
  • Отсутствие доступных пособий, объясняющих современные элементы техники игры.
  • Цель проекта - вооружить педагогов современными средствами исполнительства.

Элементы техники меховедения

7:52
  • Обзор элементов техники меховедения на баяне.
  • Важность освоения этих элементов на ранних этапах обучения.
  • Необходимость методических разъяснений и дополнений к существующим пособиям.

Участники проекта

8:52
  • Представление участников: студент Дмитрий Тимофеев и педагог Владимир Шмельков.
  • Цель встречи - показать элементы техники меховедения, доступные для освоения педагогами.
  • Подчеркивание важности применения этих элементов на ранних этапах обучения.

Основы удержания инструмента

12:22
  • Важность правильного удержания инструмента и использования ремней.
  • Различие между плечевыми и надплечными ремнями.
  • Влияние правильного размещения левой руки на технику игры.

Сравнение с другими инструментами

15:22
  • Сравнение техники игры на баяне с игрой на скрипке.
  • Важность использования трех точек при работе левой руки с ремнем.
  • Психологическая важность правильного размещения левой руки для исполнителя.

Точки касания на баяне

16:52
  • Первая точка: касание предплечья с левым рабочим ремнем.
  • Вторая точка: основание первого пальца и передняя часть крышки левого полукорпуса.
  • Третья точка: задняя часть крышки левого полукорпуса и предплечье.
  • Вопросы возникают при игре на разжим, особенно важна первая точка.

Роль правой руки

17:52
  • Правая рука не участвует в удержании инструмента.
  • Левая рука ведет мех, правая рука не контролирует инструмент.
  • Вопрос о необходимости второй и третьей точек на разжим и первой точки на жим.

Динамическое интонирование

18:52
  • Динамическое интонирование важно для баяна и аккордеона.
  • Филировка звука необходима для выразительности.
  • Пять видов ведения меха: рывок, форсированная остановка, ускоренное, замедленное и ровное.

Важность филировки

20:43
  • Филировка звука достигается разнообразным ведением меха.
  • Три точки сохраняются на протяжении всего процесса музицирования.
  • При игре на жим важно не поднимать мех, чтобы избежать неуправляемого движения воздуха.

Постановка инструмента

23:43
  • Инструмент должен быть правильно установлен для удобства и контроля.
  • Педагогам важно требовать правильного положения инструмента.
  • Художественный образ и эмоциональное состояние должны быть на первом месте.

Движение меха

26:43
  • Движение меха на баяне не идентично в жим и разжим.
  • Это важно для профессионалов и учащихся музыкальных школ.
  • Три точки сохраняются в жим и разжим для достижения нужного звука.

Удержание инструмента

27:43
  • Инструмент устанавливается на левое бедро исполнителя.
  • Правая нога отодвинута в сторону для удобства.
  • Упор нижнего края грифа в бедро правой ноги важен для правильного удержания инструмента.

Ремни и их длина

30:33
  • Один ремень короче другого, левый ремень короче правого.
  • Инструмент фиксируется сразу после установки.
  • Важно правильно установить инструмент для удобства и контроля.

Подгонка ремней и движение инструмента

31:33
  • Обсуждение подгонки ремней для сохранения положения инструмента.
  • Различие в движении меха баяна и аккордеона в сжим и разжим.
  • Влияние положения правого надплечного ремня на игру.

Влияние ассистента и векторное направление усилий

32:33
  • Ассистент органиста помогает с регистровыми изменениями.
  • Векторное направление усилий правого надплечного ремня.
  • Компромисс между положением ремня и игрой.

Влияние направления меха на звук

33:33
  • Различие в звуке при игре в сжим и разжим.
  • Важность знания устройства инструмента для улучшения звука.
  • Влияние направления меха на атаку звука.

Проблемы и решения в меховедении

34:33
  • Проблемы, с которыми сталкиваются баянисты при смене меха.
  • Решение проблемы через тренировку и понимание конструктивных особенностей инструмента.
  • Важность незаметной смены меха.

Объективные условия и субъективное применение

36:18
  • Объективные условия и их влияние на игру.
  • Субъективное применение этих условий конкретным человеком.
  • Проблемы, связанные с занятостью педагогов и их влиянием на обучение.

Роль левой руки в игре

40:09
  • Левая рука баяниста выполняет две функции.
  • Важность правильного распределения усилий между руками.
  • Проблемы, связанные с дублированием усилий между руками.

Движение корпуса и участие ног

43:09
  • Важность движения корпуса исполнителя для улучшения звука.
  • Использование движений корпуса для создания воздушного давления.
  • Участие ног в игре на баяне и аккордеоне.

Важность полного воздействия на инструмент

46:09
  • Корпус и ноги играют ключевую роль в игре на баяне.
  • Важно использовать все тело для управления мехом.
  • Современная методика критикует традиционные позиции за аккордеоном.

Элементы современной техники игры

47:00
  • Вибратор можно использовать левой рукой, правой рукой или ногой.
  • Важно волнообразное движение воздуха в меховой камере.
  • Динамика играет ключевую роль в интонировании.

Основные элементы техники меховедения

49:00
  • Тремоло, деташе и рикошет - основные элементы, которые нужно изучать.
  • Рекомендуется заниматься этими элементами ежедневно, даже по 5-10 минут.
  • Важно сохранять три точки касания грифа.

Виды тремоло и деташе

51:00
  • Тремоло делится на разложенное, метрическое и комбинированное.
  • Деташе включает раздельное и слитное звучание.
  • Рикошет бывает трехдольным, четырехдольным и пятидольным.

Важность последовательности в обучении

53:00
  • Ученик должен освоить все элементы перед переходом к новым.
  • Педагог должен поддерживать системность в обучении.
  • Освоение одного элемента должно давать толчок к изучению следующего.

Принципы тремоло

55:00
  • Тремоло связано с изменением направления движения меха.
  • Пальцы работают только с клавишей, мех движется самостоятельно.
  • Важно, чтобы звук был одинаковым по громкости.

Разложенное тремоло

55:58
  • Разложенное тремоло предназначено для ученического освоения.
  • Современная методика предполагает эмоциональное восприятие музыки с первых шагов.
  • Педагог должен добиваться от ученика эмоционального отклика и правильного восприятия музыки.

Эмоциональное восприятие музыки

58:50
  • Педагог должен эмоционально реагировать на ученика.
  • Важно, чтобы ученик слышал и играл музыку, а не просто следовал инструкциям.
  • Современная методика подчеркивает приоритет эмоций и музыки в обучении.

Вступление и контроль звуков

1:00:50
  • Педагог помогает ученику контролировать длительность звуков.
  • Оценка ставится за правильное выполнение действий.
  • Музыка становится точным и понятным явлением.

Разложенные тремоло и смена меха

1:01:50
  • Осваивается техника разложенных тремоло.
  • Смена меха требует усилий и подготовки.
  • Педагог помогает ученику подготовиться к смене меха.

Подготовка к смене меха

1:02:50
  • Подготовка начинается за четверть до смены меха.
  • Корпус исполнителя и инструмента движутся в разных направлениях.
  • Исполнитель должен сосредоточиться на пульсирующих шестнадцатых.

Метрическое тремоло

1:05:03
  • Вступает в силу метрическое воздействие звуков.
  • Рассматриваются двухдольный, трехдольный и другие варианты.
  • Важно настроить уши на двухдольный метр.

Восприятие и произношение

1:05:56
  • Дети легко воспринимают двухдольный метр через имена.
  • Важно уметь выполнять два действия одновременно.
  • Эксперимент с произношением имен помогает развивать навыки.

Тренировка музыканта

1:07:56
  • Музыканты должны смотреть на такт вперед.
  • Тренировка с секундомером помогает развивать навыки.
  • Важно не торопиться и думать о следующем имени.

Выразительность и контроль

1:09:56
  • Речь должна быть выразительной и музыкальной.
  • Педагог должен уметь диагностировать ошибки.
  • Важно контролировать звук на всем протяжении.

Усложнение материала

1:13:46
  • Усложнение возможно за счет динамики и фактуры.
  • Важно использовать движение пальцев по клавиатуре.
  • Трехдольный вариант тремоло требует настройки слуха и восприятия метра.

Эмоциональное восприятие метра

1:15:46
  • Метр и звуковысотность должны восприниматься эмоционально.
  • Использование ласкательных имен для детей.
  • Важность правильного использования пауз и смены меха.

Использование корпуса исполнителя

1:16:46
  • Корпус исполнителя движется вместе с инструментом.
  • Упреждающее движение корпуса для экономии движений левой руки.
  • Комбинированный вид тремола и его особенности.

Трехдольный метр

1:17:46
  • Важность правильного использования пальцев и корпуса.
  • Использование слов для детей для лучшего восприятия.
  • Организация музыки и акценты в четырехдольном метре.

Пятидольный метр

1:19:46
  • Пятидольный метр как составной метр.
  • Настройка слуха и использование слов для детей.
  • Важность динамики и меховедения.

Шестидольный метр

1:23:37
  • Объяснение шестидольного метра.
  • Взаимодействие долей и изменение глубины метра.
  • Усложнение и координация движений.

Комбинированный тремол

1:25:37
  • Три варианта тремола: разложенный, метрический и комбинированный.
  • Комбинирование акцентов с помощью меха и туше.
  • Сложности и координация движений.

Секреты тремола

1:28:37
  • Важность предварительного нажатия клавиш.
  • Координация пальцев и меха.
  • Различие между туше и меховедением.

Деташе

1:32:13
  • Деташе как разделение движения.
  • Традиция разделения движения смычка.
  • Применение деташе в музыке.

Приемы игры мехом

1:33:13
  • Каждый звук должен быть исполнен в противоположном направлении.
  • Современные баянисты стремятся играть на коротком мехе, меняя направление меха на каждый звук.
  • Это не усложнение, а нормализация техники, которая становится привычной.

История и развитие техники

1:34:13
  • В прошлом баянисты стремились играть органные произведения без смены меха.
  • Современные баянисты играют на коротком мехе, что требует смены направления меха на каждый звук.
  • Деташе — это не усложнение, а нормализация техники.

Деташе и его значение

1:35:13
  • Деташе — это штрих, который делает звучание более привлекательным.
  • Слитное звучание деташе устраняет щелчки и удары, оставляя только чистое звучание.
  • Деташе требует упреждающего движения пальца, что делает звук более выразительным.

Секреты деташе

1:37:58
  • В деташе палец должен быть впереди меха, что требует тренировки.
  • Правильное выполнение деташе делает звук наиболее выразительным.
  • Деташе помогает улучшить звучание даже на простых инструментах.

Деташе как диагностик

1:41:56
  • Деташе помогает выстроить интонацию и сделать звук чистым.
  • Каждое движение меха должно соответствовать определенному звуку.
  • Деташе позволяет избежать лишних усилий и достичь чистого звучания.

Раздельное и слитное звучание

1:42:48
  • Раздельное звучание легче в исполнении, но требует четкой атаки и снятия звука.
  • Пальчик всегда упреждает мех, что делает звук фиксированным и понятным.
  • Раздельное деташе помогает снять психологический страх перед сменой меха.

Рикошеты и их изучение

1:47:48
  • Рикошеты — это явление, которое еще не до конца изучено.
  • Появление рикошетов связано с развитием техники игры на баяне.
  • Двудольные рикошеты — это новое явление, которое требует дальнейшего изучения.

Двудольный рикошет

1:48:48
  • Двудольный рикошет отличается от других рикошетов условием: мех должен быть приподнят.
  • Исполняется только на сжим, в отличие от других рикошетов, которые могут воспроизводиться бесконечно.
  • Двудольный рикошет требует особого внимания и контроля.

Понятие рикошета

1:49:48
  • Рикошет означает отскок, как мячик от стены.
  • На баяне рикошет происходит при столкновении полукорпусов в верхней и нижней частях.
  • Рикошет требует контроля, а не полного расслабления руки.

История и развитие рикошета

1:52:39
  • Фридрих Липс впервые описал рикошет в 1985 году.
  • Важно понимать, что происходит с меховой камерой и полукорпусами в нижней части.
  • Двудольный рикошет всегда исполняется на сжим, что отличает его от других рикошетов.

Переход от двудольного к трехдольному рикошету

1:55:39
  • Переход требует настройки слуха и правильного исполнения.
  • В трехдольном рикошете нижняя часть идет на разжим, что позволяет бесконечное повторение.
  • Важно правильно называть рикошет трехдольным, а не триольным.

Демонстрация двудольного рикошета

1:58:39
  • Демонстрация двудольного рикошета включает приподнимание меха и управление полукорпусами.
  • Важно учитывать амплитуду меха и управлять столкновением полукорпусов.