Введение 0:08 Олег Валерьевич Соколов, кандидат исторических наук, основатель военно-исторической реконструкции в России, кавалер ордена Почётного легиона Франции.
Оценка исторических фильмов 1:03 Историки-позитивисты редко удовлетворены историческими фильмами. Фильм Сергея Бондарчука «Ватерлоо» — исключение, гениальное произведение. Для создания исторического фильма нужны талант режиссёра и желание понять эпоху.
Опыт работы консультантом 1:58 Соколов был историческим консультантом в фильме «Братья Гримм» Терри Джиллиана. Он тренировал батальон для съёмок, но его советы не были использованы. Терри Джиллиан требовал от батальона более быстрого выполнения команд, что противоречило историческим нормам.
Образ Наполеона в фильме 4:05 Наполеон в фильме не совсем соответствует историческому образу, но его голос и манера речи передают эпоху. Сцена прощания Наполеона со старой гвардией впечатляет своей эмоциональностью.
Сравнение униформы 8:15 Униформа в фильме отличается от исторической: более светлый цвет, неправильный покрой. Реконструкционные мундиры точно соответствуют эпохе.
Техника обращения с оружием 9:17 В фильме гренадеры неправильно приветствуют маршалов. Показаны правильные движения для взятия на караул и обращения с ружьём. Ружьё носилось на левой руке или специальным образом.
Детали снаряжения 12:11 Показаны детали для прочистки затравочного отверстия. Гренадерская полусабля использовалась как статусное оружие, а не для боя. Нашивки на мундире обозначают выслугу лет.
Заключение 13:10 Соколов считает, что фильм на 80% соответствует историческим реалиям. Подчёркивается важность тщательной военно-исторической реконструкции.
Возвращение Наполеона 13:46 Наполеон высаживается в бухте Жуан 1 марта 1815 года. Встречает пятый линейный полк, который должен его остановить. Маршал Ней переходит на сторону Наполеона 14 марта.
Переход королевской армии 16:05 В фильме переход королевской армии к Наполеону показан в одном эпизоде. На самом деле это было постепенное событие, но Бондарчук гениально объединил его в один момент. Пример натуралистичности: актёр не знал о команде «огонь», что сделало эпизод более реалистичным.
Шествие Наполеона 17:02 Наполеон с перешедшими на его сторону батальонами и полками приближается к Греноблю. Народ и солдаты принимают его с восторгом. Маршал Ней командует последней надеждой королевской армии, но в итоге переходит на сторону Наполеона.
Обращение Нея к войскам 18:01 Ней обращается к своим войскам без кокарды, объявляя о поражении Бурбонов. Солдаты бросают белые кокарды и надевают трёхцветные, приветствуя Наполеона. Несколько офицеров-роялистов спешат убежать, чтобы избежать расправы.
Возвращение в Париж 20:28 Наполеон возвращается в Париж 20 марта. Русские офицеры, включая Сергея Волконского, восхищаются его завоеваниями. Волконский пишет о величии Наполеона и его влиянии на Францию.
Бал герцогини Ричмондской 22:35 Бондарчук показывает лагерь противника Наполеона через бал в Брюсселе. Шотландская гвардия входит под марш «Кок северный петух». Герцог Веллингтон, противник Наполеона, представлен как достойный полководец, несмотря на своё аристократическое происхождение.
Реконструкция бала 28:08 В фильме точно показаны танцы и платья той эпохи. Консультанты помогли Бондарчуку воссоздать атмосферу бала. Точность деталей подчёркивает профессионализм режиссёра и его знание материала.
Специфика английской армии 29:02 Английская армия имеет специфический характер, её командование представлено как джентльмены, ведущие солдат в бой. Генерал Пиктон наблюдает за французами и отступающей английской армией, стоя под зонтиком, что необычно для офицера.
Веллингтон накануне сражения 30:04 Веллингтон утром 18 июня 1815 года обсуждает с генералом Аксберджем план действий. Его ответ: «Разбить французов». Веллингтон наблюдает за смотром французской армии.
Реакция на Наполеона 31:37 Солдат предлагает выстрелить в Наполеона, но Веллингтон отказывается, подчёркивая важность более серьёзных дел.
Смотр французской армии 32:08 Лейтенант Мартен описывает уверенность французской армии в победе и энтузиазм солдат. Наполеон проводит смотр своей армии, развёрнутой в линии. Солдаты выражают абсолютную преданность императору.
Музыка в фильме 34:09 В фильме используется выдуманный марш, который идеально вписывается в атмосферу эпохи. Марш создан Не Народом и является гениальным подлогом, точно передающим музыкальный стиль эпохи.
План сражения при Ватерлоо 34:40 Французская армия численностью 74 тысячи человек развернулась перед английской армией численностью 68 тысяч человек. Император приказал сначала атаковать отвлекающие дивизии, а затем выдвинуть большую батарею для ураганного огня по центру английской армии. В 2015 году была проведена реконструкция сражения с использованием реальных боевых порядков.
Начало боя 35:38 Бой начался с огня большой батареи под командованием генерала Десаля. Батарея состояла из 80 орудий, 1500 человек и 1500 коней, её фронт был почти километр.
Артиллерия и участники съёмок 36:38 В съёмках участвовали 18 тысяч солдат советской армии, облачённых в мундиры французской и английской армий. Бондарчук стремился создать реалистичную атмосферу сражения.
Пехотная атака 37:05 После артиллерийского огня маршал Ней и генерал Дерлон командовали большой пехотной атакой на центр английской армии. Французская пехота была построена в фалангу, что оказалось ошибкой.
Ошибка в построении 37:54 Французская пехота построилась в линию, а не в компактные колонны, что затруднило манёвры. Ошибка, вероятно, была совершена Нейем или Дерлоном.
Атака английской кавалерии 40:26 Английская кавалерия, включая шотландских драгун, атаковала французскую пехоту во фланг. Французская пехота была опрокинута, возникла паника.
Реакция Наполеона и контратака улан 43:35 Наполеон приказал бросить улан на английскую кавалерию. Уланы успешно контратаковали, разгромив английскую кавалерию.
Кризис в сражении и атака французской кавалерии 44:41 После отбита атаки французской пехоты и разгрома английской кавалерии в сражении возник кризис. Маршал Ней принял командование и решил атаковать английской пехоту кавалерией. Атака французской кавалерии стала одним из самых грандиозных эпизодов фильма.
Первая атака кавалерии 46:17 В атаке участвовали корпус Мелье и две бригады гвардейской кавалерии, около 3–3,5 тысячи человек. Кавалерийский полк расширился до 1100 человек, включая около десяти эскадронов и батарею конной артиллерии. Эскадроны атаковали сомкнутым строем, хотя и не идеально.
Реакция англичан 47:17 Англичане встретили атаку твёрдо, построив 13 каре. Капитан Кеннеди отметил энтузиазм французских кавалеристов, но англичане действовали достойно.
Тактика стрельбы по лошадям 48:30 Англичане стреляли по лошадям, чтобы нарушить строй французской кавалерии. Попадание в лошадь нарушало строй, в то время как ранение или смерть всадника были менее значимыми.
Прорыв французских каре 49:29 Французские атаки были бешеными, Ней атаковал новыми частями кавалерии. Несколько английских каре были прорваны, но остальные продолжали стоять.
Хаос в английском центре 50:03 Французский нажим привёл к хаосу в английском центре. Один из полков бежал до Брюсселя, распространив слух о поражении англичан.
Реакция Веллингтона 50:59 Веллингтон признал, что битва может быть проиграна. Генерал Альтон вспоминал о вскрытом центре линии и большой опасности.
Атака гвардии 52:35 Наполеон решил двинуть в атаку гвардию, построив её в каре. Пять батальонов средней гвардии пошли в атаку, между ними была конная артиллерия Дюшана.
Роль прусаков 55:42 Корпус Цитана под командованием Блюхера сыграл решающую роль, атаковав во фланг. Появление до 50 тысяч прусаков усилило превосходство союзников.
Отступление гвардии 56:43 Французская армия была разбита, гвардия отступала, построившись в каре. Каре гибли, отстреливаясь до последнего, не сдаваясь.
Последнее каре гвардии 58:11 Генерал Камброн командовал последним каре гвардии. Веллингтон предложил сдаться, но гвардейцы отказались, демонстрируя стойкость.
Итоги битвы при Ватерлоо 59:17 Французская армия была разгромлена, Наполеон потерял возможность оставаться императором. Потери французов составили 31 тысячу человек, союзников — 24 тысячи. Камброн был тяжело ранен и взят в плен, но его каре погибло.
Политические последствия 1:00:07 Поражение при Ватерлоо привело к концу наполеоновской эпопеи. Наполеон отрекся от престола и покинул Францию. Герцен критиковал встречу Веллингтона и Блюхера, видя в ней символ победы аристократии.
Историческая правда в фильме 1:02:07 Фильм «Ватерлоо» Бондарчука точно передаёт историческую эпоху, показывая униформу, обычаи и армию. Подчёркивается важность сохранения исторической правды в искусстве.
Технические аспекты фильма 1:02:57 Для съёмок использовались вертолёты и фанерные солдатики. Некоторые батальоны были нарисованы, так как невозможно было изобразить все войска.
Критика цикла «Приключения королевского стрелка Шарпа» 1:03:56 Автор считает цикл «Приключения королевского стрелка Шарпа» болезненным английским национализмом. Критикуются неправдоподобные сцены, например, сон Шарпа на биваке в холодную погоду.
Наполеон и русские крестьяне 1:04:54 Наполеон не планировал давать свободу русским крестьянам, его цель была короткая победоносная война и мир. Инициатива по предоставлению свободы крестьянам исходила от местных офицеров, а не от Наполеона.
Озвучка и барабанщики в фильме 1:06:19 Бондарчук сам озвучивал фильм, чтобы передать эмоции персонажей. Барабанщики во французской армии стояли позади строя, а не перед ним.
Характеристика старой гвардии 1:08:10 Старая гвардия служила 17 лет и была готова к любым испытаниям. Гвардейцы демонстрировали невероятную решимость и стойкость в бою.