Мечта советских актёров 0:00 Сниматься на «Мосфильме» было мечтой всех советских актёров. Главная киностудия страны давала шанс быстро прославиться. Актёров могли в любой момент убрать из кадра за малейшую провинность.
Причины опалы 0:52 Поводы для опалы могли быть разными, но часто причиной было чувство собственного достоинства актёра и его независимый характер.
Конфликт с руководством 1:07 Олег Даль узнал, что ему запретили сниматься в фильмах «Мосфильма». Директор Гуревич грубо отчитал Даля, назвав его «рвачом». Даль записал в дневнике своё недовольство.
Чёрный список и скандалы 3:22 Даль был в чёрном списке «Мосфильма» год, но режиссёр Леонид Моряков помог ему вернуться к съёмкам. О его невыносимом характере рассказывали легенды. Даль часто уходил из театров и устраивал скандалы.
Отказ от роли 5:37 Даль отказался играть лётчика Скворцова в фильме «Экипаж». Роль блистательно сыграл Леонид Филатов. Руководство студии решило наказать Даля, решив, что он злоупотребляет алкоголем.
Двойственность личности 6:37 В Дале жили два человека: нежный и ранимый, нуждающийся в понимании, и язвительный, жёсткий, одержимый манией совершенства.
Олег Даль и съёмки в Западной Африке 7:07 Олег Даль мечтал сниматься в фильме у Метты в Западной Африке. Ради съёмок он ушёл из театра на Малой Бронной. Из-за постоянных отмен съёмок Даль испытывал сильное напряжение.
Личные переживания Даля 8:07 Даль был одиночкой и трудно уживался в коллективе. Его предыдущий фильм «Отпуск в сентябре» не получил признания. После смерти Даля ходили слухи о его смерти от пьянства, но не все в это верили.
Переживания Даля во время Олимпиады 9:04 Даль ждал Олимпиады, надеясь на изменения в жизни. Разочарование от отсутствия изменений привело его к тоске. Григорий Козинцев предсказал, что Даль не жилец.
Болезнь и снятие с учёта 10:01 Олег Борисов боролся с тяжёлой болезнью крови. В 1980 году Борисов был снят с актёрского учёта Мосфильма после ухода с картины «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».
Конфликты с коллегами 11:01 В Киеве Борисов столкнулся с трудностями из-за своей въедливости и требовательности. Конфликты с режиссёрами и коллегами привели к уходу из театров.
Работа над ролью Достоевского 13:01 Борисов воодушевлённо работал над ролью Достоевского, но столкнулся с противоречиями с режиссёром Александром Зархи. Зархи предлагал абсурдные, на взгляд Борисова, сцены, например, «расстрелять глазами икону».
Уход с картины и последствия 15:01 Борисов прямо заявил о своём уходе во время съёмок в Чехословакии. Зархи написал письмо о недостойном поведении Борисова и его антисоветских взглядах. Борисов был снят с актёрского учёта и лишён дальнейших приглашений на съёмки.
Последствия для карьеры 16:01 Борисов переживал запрет молча, не обсуждая ситуацию. Он сожалел о невозможности сыграть роль в фильме «Родня» Никиты Михалкова. Вадим Абдрашитов провёл пробы Борисова в тайне от администрации студии.
Подпольные съёмки Олега Борисова 17:01 Олег Борисов снимался в фильме «Садовник» в условиях подполья. Его герой в одиночку борется за сохранение колхозного сада. Трагическая обречённость становится главной темой его кино.
Болезнь и награда Борисова 18:01 Борисов случайно узнаёт о своей болезни только к концу съёмок. Редкие выезды из подполья связаны с переливанием крови. В 1994 году Борисов умирает. За четыре года до этого он получает Кубок Вольпи за роль в болгарском фильме «Единственный свидетель».
Начало карьеры Льва Прыгунова 19:51 Лев Прыгунов дебютирует в фильме «Увольнение на берег» и становится популярным. Его яркая внешность и талант привлекают внимание режиссёра Джузеппе де Сантиса.
Роль в «Они шли на восток» 20:51 Прыгунов получает роль итальянского солдата в фильме «Они шли на восток». Ассистенты находят его в кафе гостиницы «Националь».
Конфликт на съёмках 22:51 Во время съёмок в Полтаве Прыгунов сталкивается с унижением и конфликтом. Он публично выражает своё недовольство, что приводит к драке.
Последствия конфликта 23:51 После конфликта Прыгунова исключают из картотеки Мосфильма. Его фотографии удаляют из картотеки, а на показе фильма в Доме кино ему дают понять, что он «персона нон грата».
Международная карьера и ограничения 25:51 Несмотря на приглашения от зарубежных режиссёров, Прыгунова не пускают во Вьетнам и Северную Корею. Румынский режиссёр Мунтяну приглашает его на съёмки фильма «Туннель».
Возвращение и трудности 26:51 Прыгунова отпускают на съёмки, но не возвращают на Мосфильм. Заступничество Сергея Герасимова не помогает. Прыгунов продолжает карьеру, несмотря на трудности.
Возвращение на Мосфильм 27:48 Прыгунов неожиданно и триумфально вернулся на Мосфильм. Его пригласил известный завсегдатай «Националя» Кипон. Мелькис, директор объединения, поддержал идею возвращения Прыгунова.
Конфликт с Адольфом Гуревичем 28:48 Прыгунова ждал начальник актёрского отдела Адольф Гуревич. Между ними произошёл скандал. В 70-е годы Олег Стриженов перестал появляться на экране из-за конфликтов с режиссёрами.
Отказ от роли князя Андрея 29:48 Стриженов отказался играть князя Андрея в фильме «Война и мир». Министр культуры Екатерина Фурцева пыталась объяснить ему важность роли. Стриженов считал себя лучшим актёром и не хотел играть второстепенного персонажа.
Пробы на роль князя Андрея 31:48 Бондарчук проводил пробы на ключевые роли, но Стриженов был обижен. Ассистенты искали новых кандидатов, включая Иннокентия Смоктуновского. Бондарчук вернулся к Стриженову после новых проб, но тот решил отомстить.
Последствия конфликта 33:48 Вячеслав Тихонов был утверждён на роль князя Андрея по настоянию Фурцевой. Бондарчук был недоволен Тихоновым, съёмки изводили обоих. Картина «Война и мир» получила премию Оскар, но карьера Стриженова пострадала.
Дальнейшие конфликты 34:48 Ссора с Ильёй Ольшвагером закрыла Стриженову дорогу на Ленфильм. Фотографии актёра изъяли из студийной картотеки. Несмотря на конфликты, Стриженова всегда прощали за редкий талант.
Жизнь после кино 36:44 Стриженов служил в МХАТе и был счастлив там. Для миллионов кинозрителей его отсутствие на экране стало потерей. Актёры отстаивали свою внутреннюю свободу, несмотря на чёрные списки.
Заключение 37:44 Творцы рисковали и теряли, но отстаивали свои ценности. Вопрос о том, как бы Стриженов сыграл князя Андрея, остаётся открытым.