Клеветникам России #ещенепознер

YOUTUBE · 19.11.2025 08:38

Ключевые темы и таймкоды

Россия и Европа

0:00
  • Россия рассматривается как часть Европы, которая спасает Запад от угроз.
  • Критика исторической роли России и её современного состояния.
  • Упоминание о бедности и неравенстве в России.

Разделение церквей и особое предназначение России

1:44
  • Разделение церквей отделило Россию от Европы.
  • Россия сыграла важную роль в спасении христианской цивилизации от монгольского нашествия.

Переписка Пушкина и Чаадаева

2:31
  • Обсуждение параллелей между перепиской Пушкина и Чаадаева с современными дискуссиями.
  • Пушкин подчёркивает особое предназначение России.

Историческая роль России

3:31
  • Россия спасла христианскую цивилизацию от монгольского нашествия.
  • Критика византийского влияния на Россию.
  • Подчёркивание исторической значимости России через примеры Петра Великого и Екатерины II.

Современное состояние России

6:46
  • Отсутствие величия в современном состоянии России.
  • Практический подход к управлению страной.
  • Зависимость от мировой конъюнктуры и безропотного населения.

Проект исторической России

8:38
  • Закрытие проекта исторической России после 1953 года.
  • Сравнение с попытками Сталина создать политическую нацию.
  • Отсутствие инструментов для создания политической нации при Путине.

Риторика о спасении Европы

10:34
  • Риторика о спасении Европы Россией.
  • Спекулятивность этой риторики в современных условиях.
  • Использование риторики властью для мобилизации нации.

Критика исторической роли России

12:45
  • Сомнения в реальности исторической роли России.
  • Критика «спасения» Европы от Наполеона и республиканского правления.
  • Утверждение, что «спасение» было оплачено британскими деньгами.

О команде и английском языке

13:52
  • Обсуждение слухов о безупречности команды.
  • Упоминание личных недостатков сотрудников: храп, неумение варить яйца, злость.
  • Рассказ о собственном недостатке — незнании английского языка.

Онлайн-курс английского языка

14:49
  • Предложение исправить ситуацию с помощью онлайн-курса.
  • Информация о школе «У стрит инглиш», работающей с учениками из 29 стран.
  • Описание методов обучения: интерактивные задания, образовательный сериал, практические занятия с носителями языка.

Преимущества курса

15:56
  • Возможность подстроить план занятий под график.
  • Бесплатные разговорные занятия с преподавателями из США, Канады и других стран.
  • Проверка текущего уровня английского перед началом курса.

Коллективная память и история

17:10
  • Размышления о разрывах в коллективной памяти и их влиянии на восприятие истории.
  • Обсуждение мифологизации исторических фигур, таких как Дмитрий Донской.
  • Подчёркивание важности коллективной памяти и жертв народа.

Пушкин и его творчество

19:50
  • Анализ противоречий в творчестве Пушкина: от республиканских идей до языка безопасности.
  • Конкуренция между разными языками описания России в конце XVIII века.
  • Непоследовательность Пушкина в жизни и его способность переключаться между разными стилями.

«Капитанская дочка» и обличение режима

23:31
  • «Капитанская дочка» как романтическое произведение с обличительным подтекстом.
  • Описание крепостнической расправы в не вошедших в текст главах.
  • Вопросы о восприятии восстания Пугачёва и роли Швабрина.

Облачная телефония

25:51
  • Сравнение продуктивности Шерлока Холмса с возможностями облачной телефонии.
  • Преимущества сервиса «Задарма»: создание удалённого колл-центра, запись звонков, распознавание речи, голосовые меню, интеграция с CRM.
  • Промокод «не познер» для скидки 80% на тарифный план «Офис».

Критика исторической роли России

27:56
  • Автор письма выражает недовольство текущей ситуацией в России.
  • Критикует карамзинскую версию истории, считая её субъективной.
  • Подчёркивает, что Россия не играла значительную роль в защите Европы от татар.

Мысли Пушкина о переменах

28:54
  • Пушкин в «Капитанской дочке» не обличает ни Екатерину, ни Пугачёва.
  • Считает, что лучшие изменения происходят через улучшение нравов, а не через насилие.
  • В конце «Капитанской дочки» побеждает милость, а не казнь.

Взросление и консерватизм Пушкина

30:23
  • В молодости Пушкин был полон сил и верил в возможность изменения мира.
  • Со временем он осознал ограниченность своих возможностей и роль в истории.
  • Это привело его к консерватизму и принятию реальности.

Политические взгляды Пушкина

31:32
  • Пушкин оставался верен своим друзьям, несмотря на политические репрессии.
  • Его действия не были связаны с консерватизмом, а скорее с желанием выжить.
  • Пример Пастернака и Платонова показывает, как писатели могли сочетать творчество с политическими статьями.

Реакция на убийство царя

33:25
  • Убийство царя и реакция Александра I стали травмой для русского общества.
  • Это привело к возникновению декабризма и идеям убийства царя.
  • Пушкин презирал Александра I, но пытался оправдать Николая I.

Интерпретация взглядов Пушкина

36:42
  • Существуют разные подходы к интерпретации взглядов Пушкина: прагматический и эволюционный.
  • Важно учитывать социальную ситуацию и личные обстоятельства Пушкина.
  • Эволюция взглядов Пушкина иллюстрируется изменением его стиля и языка.

Принятие невозможности быстрых перемен

38:41
  • Пушкин осознал, что быстрые перемены невозможны.
  • Отмена крепостного права заняла много лет, несмотря на первоначальные разговоры о необходимости изменений.
  • История показывает, что некоторые изменения можно было бы осуществить быстрее.

Мысли задним числом

40:40
  • Обсуждение мыслей Чаадаева, Пестеля, Рылеева и других о действиях Александра I.
  • Различие в восприятии исторических фигур, таких как Дмитрий Донской и Александр Невский.
  • Начало XIX века как культурное пространство, через которое мы себя понимаем.

Влияние Пушкина

41:38
  • Пушкин как создатель языка и пространства метафор в русской литературе.
  • Его влияние на формирование гештальта дружбы и верности.
  • Маяковский признал влияние Пушкина, написав оду в его честь.

Пушкин как архетип

42:38
  • Пушкин как важнейший культурный архетип русского сознания.
  • Его влияние на поэтов XX века, таких как Цветаева, Ахматова, Пастернак и Маяковский.
  • Создание Пушкиным общегражданских понятий чести и верности.

Язык для цензора

44:22
  • Разработка Пушкиным языка, подходящего для общения с цензорами.
  • Пример стихотворения «Клеветникам России» как послания цензору.
  • Умение Пушкина использовать язык для выражения своих мыслей.

Спор славян

45:18
  • Обсуждение спора славян в контексте исторических событий.
  • Упоминание о разделении Польши и роли Екатерины II.
  • Критика подхода Пушкина к историческим событиям.

Внутренняя обида

48:15
  • Размышления о внутренней обиде Пушкина на Европу.
  • Противоречие между подражанием Европе в быту и внутренними переживаниями.
  • Мечта Пушкина о выезде в Европу и его внутренние конфликты.

Русские патриоты

50:12
  • Оценка Рылеева и Пестеля как настоящих русских патриотов.
  • Критика немецкой династии и её последствий.
  • Политические эмоции и суверенная обида в контексте исторических событий.

Суверенная обида

51:11
  • Анализ суверенной обиды как политической эмоции.
  • Переживание 90-х годов как времени внешнего диктата.
  • Свободолюбие как основа суверенной обиды.

Эмоция свободолюбия и её ограничения

52:09
  • Эмоция коллективного свободолюбия была гипертрофирована.
  • На этой эмоции можно строить проекты, но они ограничены из-за постоянного ощущения обиды.
  • Необходимо предлагать реальные решения мировых проблем.

Вакцина и политическая риторика

53:07
  • Россия первой разработала вакцину от коронавируса и представила её как военную победу.
  • Вакцина не была создана для решения мировых проблем, а для демонстрации превосходства.
  • Политическая риторика подаёт борьбу с коронавирусом как войну, а не как совместную борьбу.

Восприятие коронавируса и саммит в Глазго

53:52
  • 61% россиян считают коронавирус биологическим оружием.
  • Отсутствие российского лидера на саммите в Глазго подчёркивает отсутствие серьёзной позиции.
  • Россия снимает свои притязания на глобальное лидерство.

Мотивация режима и защита территории

55:50
  • Режим сочетает циничное утоление гордыни и вынужденную защиту территории.
  • Защита суверенной территории рассматривается как позитивный процесс.
  • Распад СССР был противозаконным и волюнтаристским.

Экономические перспективы и займы

58:47
  • Без экономического контакта с Западом у России нет перспектив.
  • Высокие цены на морские перевозки требуют займов у транснациональных корпораций, китайцев или американцев.
  • Заёмы у китайцев могут привести к зависимости, а у американцев — к включению в мировую систему.

Признание вакцины «Спутник Лайт»

1:00:46
  • Журнал Lancet признал вакцину «Спутник Лайт» медицинским достижением.
  • Реальная кооперация между учёными существует, несмотря на политическую риторику.
  • Позиционирование борьбы с коронавирусом как военной операции — внутренняя история России.

Взаимное непризнание вакцин

1:01:46
  • Взаимное непризнание вакцин — двусторонний процесс.
  • Позиционирование борьбы с коронавирусом как военной операции — уникальная российская практика.
  • В других странах борьба с коронавирусом воспринимается как совместная задача.

Обвинения в адрес Китая

1:02:39
  • Президент США обвинил Китай в создании боевого вируса.
  • Борьба с коронавирусом подаётся как общая проблема.
  • Наука в прошлом воспринималась как двигатель прогресса, а не войны.

Уважение к учёным

1:03:38
  • Сегодня учёные воспринимаются как обслуга из-за контекста войны.
  • Российская история иллюстрирует эту тенденцию.

Пушкин и Европа

1:04:32
  • Пушкин обращается к читателю, чувствующему себя частью Европы.
  • После конфликта с Европой Россия стремится к равному диалогу.
  • Европа вновь воспринимает Россию как территорию хаоса и тьмы.

Обида и мобилизация

1:05:29
  • Обида становится политическим фактором, объединяющим и мобилизующим.
  • Параллель с Крымской войной подчёркивает глубину проблемы.

Восприятие России

1:06:44
  • Россия воспринимается как территория тьмы и хаоса.
  • Русскоязычные публицисты за рубежом часто критикуют Россию.
  • Важно не впадать в ужас и не наклеивать клеймо «Мордора».

Исторический путь России

1:07:38
  • Проблемы России — часть её исторического пути.
  • Не стоит гордиться, но и впадать в ужас тоже не стоит.

Русская история и сегрегация

1:08:08
  • Революции до 1905 года были единственными светлыми пятнами в русской истории.
  • В империи были ущемлены права евреев, поляков, украинцев, старообрядцев и лютеран.
  • Гуманизм карался, а сегрегация была абсолютной.

Экономическое положение и реформы

1:09:06
  • Основная масса населения находилась в полурабском состоянии.
  • Откупа были отменены только в 1916 году.
  • Просветление и революции могли стать выходом из ситуации.

Иностранное влияние и революция

1:10:04
  • На начало войны 1914 года более 80% экономики принадлежало иностранцам.
  • Революционные партии стремились к формированию национальной политической нации.
  • Под давлением революционной деятельности царь отменил антисемитские и антипольские законы.

Политика переселения и вымирание деревень

1:12:01
  • В России происходит переселение людей в города, аналогичное огораживанию в Англии.
  • Древние деревни вымирают, что является сознательной политикой государства.
  • Государство управляет населением через IT и онлайн-технологии.

Неравенство и внутренний конфликт

1:14:38
  • Россия — страна с высоким уровнем неравенства.
  • Существует внутренний конфликт между народом и элитой.
  • Элита тиранит народ, создавая ощущение внешнего врага.

Идея Шанина и социальная организация

1:15:33
  • Шанин предлагал не копировать западные модели, а изучать социальную организацию в других странах.
  • Важно опираться на собственные социальные силы и коллективную жизнь.
  • Необходимо преодолеть комплекс второклассника и идею особого пути.

Дихотомия и креативный подход

1:17:29
  • Дихотомия между «мы — второгодники» и «у нас особый путь» показывает застрявшее состояние России.
  • Шанин предложил креативный подход к построению будущего.
  • Важно перейти от одного тупика к другому, используя собственные ресурсы и потенциал.

Критика чаадаевской позиции

1:18:27
  • Утверждение, что Россия — историческая ошибка, губительно для народа.
  • Критика в адрес народа вызывает злость и обиду.
  • В 90-е годы произошла смена радикальных позиций.

Историческая роль России

1:20:19
  • Революции 1905, 1917 и победа 1945 года — ключевые события для нации.
  • Советская эпоха не была ошибкой, а продолжением исторического бытия народа.
  • Сергей Кара-Мурза обобщил идеи о советской цивилизации.

Утопии и реальность

1:21:16
  • Советская утопия «царство божие на земле» была важной для народа.
  • Опыт СССР был проигнорирован в 90-е годы.
  • Солженицын призывал использовать советский опыт.

Кризис и рационализация

1:22:17
  • Рационализация общества до схемы «деньги — человек».
  • Критика подхода Медведева: «хотите денег — идите в бизнесмены».
  • Отсутствие чёткой формулировки ценностей в политике.

Ценности и обида

1:23:00
  • Путин формулирует ценности, но они не всегда очевидны.
  • Россия зависла в обиде и не понимает, что хочет сказать миру.
  • Необходимость позитивного высказывания от России.

Уличные понятия

1:24:58
  • Уличные понятия и кодекс чести как основа мировоззрения элиты.
  • Сравнение с кодексом чести мафии.
  • Прагматизм уличного братства как альтернатива идеологиям.

Культурный ответ

1:27:57
  • «Пацанские правила» не являются культурным ответом.
  • Понимание правды большевиков и Путина важно для анализа.
  • Поиск правды в действиях Путина.

Специфика государства и отношение к народу

1:28:55
  • Государство работает с теми, кто держит слово, а не по понятиям.
  • Народ воспринимается как «лохи», что не соответствует реальности.
  • Пример сокращения населения в псковских деревнях.

Снижение уровня бедности и новые свободы

1:29:56
  • За последние 20 лет значительно снизился уровень бедности.
  • Появились новые свободы: возможность заработать на жизнь, перемещаться, путешествовать.
  • Элементарные бытовые свободы возвращают человеку достоинство.

Репрессивный аппарат и укрепление власти

1:31:21
  • Создан огромный силовой репрессивный аппарат, который требует ресурсов.
  • Укрепление власти делает выход из текущего состояния менее вероятным.
  • Традиционные ценности используются как манипуляция.

Культ быстрого обогащения

1:32:18
  • Народ стремится к мгновенному обогащению, что проявляется в различных культах.
  • Моргенштерн транслирует идею быстрого обогащения.
  • Общество продолжает жить в бедности и искать выход.

Суверенитет и культурные ценности

1:34:42
  • Желание сохранить свободу и достоинство российского гражданина.
  • Необходимость коллективной свободы и независимости от внешнего диктата.
  • Проблема выбора между крайностями в отношениях власти и народа.

Образование, культура и управление населением

1:35:41
  • Ущемление независимых образовательных и культурных проектов.
  • План по управлению населением через цифровые устройства.
  • Идеологический инструмент для обогащения элит.

Будущее России и роль власти

1:37:39
  • Россия не обречена, но власть должна меньше манипулировать народом.
  • Меньше риторики о врагах и больше заботы о людях.
  • Ключ к будущему — вывод людей из бедности и возвращение им достоинства.

Историческая значимость России

1:39:09
  • Автор не согласен с исторической ничтожностью России.
  • Подчёркивается важность сохранения истории предков.
  • Цитата из письма Пушкина как выражение любви к отечеству.