07 3 16 век Изобразительное искусство Италии 2

YOUTUBE · 19.11.2025 08:24

Ключевые темы и таймкоды

Микеланджело и Сикстинская капелла

0:16
  • Микеланджело расписывает стену и потолок Сикстинской капеллы, создавая фрески, отличающиеся от работ Рафаэля.
  • Его фигуры мощные и активные, подчёркивающие физическую и духовную силу.
  • Работа над капеллой была титаническим усилием воли Микеланджело.

Масштаб и сложность росписей

1:12
  • Общая площадь росписи плафона составляет более 600 квадратных метров, а число фигур достигает нескольких сотен.
  • Композиция росписей сложна и разработана Микеланджело вместе с ватиканскими теологами.
  • Главное послание Микеланджело — восхваление творческой мощи человека.

Фигура Бога и Адама

2:12
  • Главным воплощением мощи является фигура Бога, сотворяющего мир и человека.
  • Адам представлен в полусне, его тело сильное и крепкое.
  • Росписи Сикстинской капеллы — самое масштабное произведение Микеланджело.

Пьета

2:43
  • Первое крупное произведение Микеланджело — пьета, образец классической ясности и монументального художественного языка.
  • Дева Мария показана молодой и нежной, её образ трагичен.
  • Тонкая манипуляция драпировками создаёт мягкую и монументальную фигуру.

Статуя Давида

4:05
  • Статуя Давида высечена из колоссального каменного блока, её размер соответствует масштабу образа.
  • Давид показан до схватки с Голиафом, он собран и спокоен, но готов нанести удар.
  • Юношеская отвага перерастает в несокрушимую уверенность в своих силах.

Кризис ренессансной культуры

5:59
  • Высокое Возрождение заканчивается в первой трети XVI века, после смерти Рафаэля и падения Рима.
  • В искусстве Микеланджело ощущается кризис и меланхолия.
  • Гробница Медичи создаёт впечатление неустойчивости и иссякнувшей энергии.

Маньеризм

7:33
  • Вторая половина XVI века в искусстве Италии — эпоха маньеризма, где на передний план выходит изобретательность и манера мастера.
  • Картины маньеристов вызывают ощущение обеспокоенности и тревожной многословности.

Венецианская школа

8:32
  • В Венеции Ренессанс начался позже, венецианцы выработали собственную живописную манеру, акцентируя внимание на колорите.

Мужество в искусстве Тициана

13:40
  • Тициан демонстрирует мужество и стоицизм в своих работах.
  • Он воспевает героизм тех, кто готов бороться до конца.
  • В картине «Бичевание Христа» фигура Христа представлена сильной и решительной, несмотря на мучения.

Живописный язык Тициана

14:34
  • В поздние годы Тициан перешёл к использованию свободного пастозного мазка.
  • Его техника воздействует на чувства зрителя через вибрацию красочной поверхности.
  • Многие художники будущего учились у Тициана этой технике.

Якопо Тинторетто

15:10
  • Якопо Тинторетто — выдающийся венецианский художник, часто причисляемый к маньеристам.
  • Его живопись полна динамики и экспрессии, он мастер с чётко заметным индивидуальным стилем.
  • Тинторетто выполнял крупные заказы за гонорар, равный стоимости холста и красок, стремясь воплотить свои замыслы.

Особенности картин Тинторетто

16:00
  • Картины Тинторетто требуют длительного созерцания и размышлений.
  • Он помещает Христа в стороне от центральной оси, чтобы взгляд путешествовал по полотну.
  • Высокий контраст колорита повышает эмоциональность сцены, создавая ощущение взволнованности и благоговения.

Влияние Тинторетто на искусство

16:55
  • Работы Тинторетто сложны и неоднозначны, не соответствуют чёткой композиции ренессанса.
  • Они открывают двери в новую эпоху с повышенной эмоциональностью и высоким контрастом.
  • Эти черты будут характерны для искусства следующего столетия.