Введение в эпоху барокко 0:00 Барокко — художественная эпоха XVII и частично XVIII веков. Название происходит от португальского "перла барокко" — жемчужина неправильной формы. Зародился в Италии в начале XVII века и распространился по всей Европе.
Золотой век искусства 0:52 XVII век называют золотым веком искусства. Выдающиеся мастера: Питер Пауль Рубенс, Рембрандт, Харменс ван Рейн, Микеланджело, Караваджо, Веласкес, Бернини.
Влияние эпохи Возрождения 1:30 Эпоха Возрождения изменила взгляды на мир. Новые знания о мироустройстве вызвали тревогу и неуверенность. Искусство барокко отражает сложность и многомерность мироздания.
Трагическое мироощущение 2:22 Осознание собственной ничтожности перед миром. Противоречивое восприятие жизни: желание насладиться жизнью на фоне страха смерти. Барокко — царство противоположностей.
Религиозное и мифологическое вдохновение 3:22 Католическая церковь стала главным заказчиком искусства. Античная мифология также привлекала художников. Популярны сюжеты страданий, мучений, смерти и духовных подвигов.
Художественные приемы барокко 5:07 Использование аллегорий, эпитетов, гипербол. Диагонали в композициях создают иллюзию движения. Криволинейность, асимметрия, театральность и иллюзорность.
Синтез искусств 6:07 Скульпторы изображают эфемерные фактуры. Художники создают иллюзию бесконечности пространства. Архитекторы проектируют фасады зданий как скульптурные композиции.
Архитектура барокко 7:07 Создание городских и дворцово-парковых ансамблей. Рим как центр барочной архитектуры. Восстановление акведуков и создание фонтанов.
Изменения в архитектуре 8:45 Переход от простых форм к криволинейным очертаниям. Сложный декор, лепнина, рельефы и скульптурные группы. Иллюзия подвижности и текучести архитектурных форм.
Переломная эпоха 9:55 Барокко открыло новые возможности в искусстве. Художники стали виртуозами в изображении различных обстоятельств. Сочетание безграничных возможностей с осмыслением непознаваемости бытия.