Михаил Васильевич Ломоносов. Оды | Русская литература 7 класс #7 | Инфоурок

YOUTUBE · 19.11.2025 05:27

Ключевые темы и таймкоды

Начало нового века и реформы Петра I

0:00
  • 1 января 1700 года по указу Петра I отпраздновали наступление нового года и столетнего века.
  • Россияне должны были жить по новому календарю, дворянам запретили носить бороды, быт и образование стали светскими.
  • XVIII век открыл новую страницу в истории русской художественной литературы.

Новая литература и Михаил Ломоносов

0:52
  • Александр Пушкин писал, что «словесность наша явилась вдруг в XVIII веке».
  • При поддержке Петра I создавалась новая литература, ставшая светским искусством.
  • Михаил Ломоносов стоял у истоков новой русской художественной литературы.

Биография Ломоносова

1:52
  • Ломоносов был сыном поморского рыбака, но его отец был образованным человеком.
  • Мать научила Ломоносова читать в юном возрасте, привив любовь к книге.
  • Ломоносов получил образование в Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербурге и Германии.

Научные достижения Ломоносова

3:52
  • Ломоносов знал 31 язык, сделал важные открытия в химии, физике, астрономии и других областях.
  • По его инициативе в 1755 году был открыт Московский государственный университет.
  • Ломоносов боролся за очищение русского языка от устаревших церковнославянских слов.

Вклад Ломоносова в русский язык

5:07
  • Ломоносов нашёл русские слова для выражения научных понятий, заложив основы русского технического и научного словаря.
  • Он переработал многие термины, например, «аризонт» на «горизонт», «квадратум» на «квадрат».
  • В области языкознания Ломоносов выделил звуки от букв, создал классификацию частей речи и выделил основные знаки препинания.

Литературное творчество Ломоносова

7:07
  • Ломоносов был лучшим поэтом своего времени, реформировал русское стихосложение.
  • Он писал оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, надписи, басни и эпиграммы.
  • Одним из основных героев его произведений был Пётр Великий.

Надписи о Петре Великом

8:07
  • Ломоносов написал похвальную надпись к статуе Петра Великого, прославляя его как труженика и реформатора.
  • Пётр Первый был для Ломоносова идеалом государя, который служил своему народу и открывал науки.
  • Ломоносов стремился закрепить образ Петра Первого как царя-реформатора в народной памяти.

Оды Ломоносова

11:54
  • Ода была любимым жанром Ломоносова, призванным воспеть важные события или героев.
  • Одна из самых

Введение темы науки

14:09
  • Елизавета уделяла мало внимания наукам, но её фаворит Иван Шувалов способствовал развитию науки и искусств.
  • Ломоносов прославляет Петра I как творца новой России, борца против отсталости и создателя армии и флота.

Надежда на продолжение преобразований

15:09
  • Ломоносов выражает надежду, что при Елизавете будут продолжены преобразования Петра I.
  • Он рисует географическую картину России, подчёркивая её богатства и потенциал для развития науки.

Роль науки в развитии страны

16:09
  • Ломоносов считает, что наука и учёные могут обратить богатства страны на пользу государства и народа.
  • Он сравнивает Россию с другими странами, отдавая предпочтение её необъятным владениям.

Вера в талант русского народа

17:04
  • Ломоносов верит в талантливость русского народа и способность России рождать великих учёных.
  • Он призывает развивать собственные таланты, а не приглашать специалистов из-за границы.

Гимн науке

17:56
  • Ломоносов слагает гимн науке, подчёркивая её важность для юношества и стариков.

Заключительная строфа и предостережение

18:11
  • Заключительная строфа оды перекликается со вступительной, славя тишину и Елизавету.
  • Поэт предостерегает врагов России от попыток нарушить её покой.

Заключение

19:11
  • Оды Ломоносова отличаются звучностью, музыкальностью и лёгкостью языка.
  • Основная тема его произведений — родина, её просторы, богатства и будущее величие.
  • Ломоносов стремился прославить Россию в веках.