Эксперимент Стенли Милгрэма на повинуемость (послушание, подчинение) авторитету

YOUTUBE · 15.11.2025 11:18

Ключевые темы и таймкоды

Введение в эксперимент

0:05
  • Исследование проведено в Йельском университете в мае 1962 года.
  • Испытуемые — люди в возрасте от 20 до 50 лет из Нью-Хевена, приглашённые по объявлению.
  • Участники имели разные профессии и уровни образования.

Цель эксперимента

0:52
  • Эксперимент направлен на изучение влияния наказания на механизм памяти.
  • Психологи разработали теории, объясняющие работу памяти, одна из которых предполагает, что наказание активизирует запоминание.
  • Цель эксперимента — определить, какое наказание наиболее эффективно для лучшего запоминания и как влияет возраст и статус надателя наказания.

Подготовка к эксперименту

2:24
  • Один участник становится учителем, другой — учеником.
  • Ученик проходит в комнату, где будет получать наказания электрическим током.
  • Объясняются правила эксперимента: учитель диктует ассоциативно-спаренные слова, ученик должен запомнить пары и выбрать правильное слово из четырёх предложенных.

Инструкции для учителя

5:44
  • Учитель получает инструкции по использованию генератора электрического тока.
  • Проводится пробный удар током для демонстрации силы наказания.
  • Учитель должен читать список слов и назначать наказания за неправильные ответы ученика.

Начало эксперимента

8:43
  • Учитель начинает диктовать слова, ученик пытается запомнить.
  • За неправильные ответы ученик получает удары током, напряжение увеличивается с каждым неверным ответом.
  • Ученик выражает беспокойство из-за боли и здоровья, но эксперимент продолжается.

Конфликт и завершение эксперимента

10:00
  • Учитель отказывается продолжать эксперимент из-за беспокойства за здоровье ученика.
  • Эксперимент продолжается, несмотря на возражения учителя.
  • После эксперимента учитель отмечает сильное эмоциональное напряжение и нервный смех.

Психологическое состояние учителя

11:15
  • Организована дружеская встреча учителя с учеником для восстановления психологического равновесия учителя.
  • У большинства учителей отмечались признаки сильного эмоционального напряжения.
  • Учителя старались доказать, что их смех и улыбка не означали удовольствия.

Цель эксперимента

11:52
  • Человек за стеной не получал ударов током.
  • Цель эксперимента — определить реакцию на указания экспериментатора господина Вильямса.
  • Испытуемый отказывался подчиняться, считая, что причиняет боль другому человеку.

Психологическая дилемма

12:32
  • Эксперимент направлен на наблюдение за поведением человека в тяжёлой психологической дилемме.
  • Важно восстановить психическое равновесие и защитить достоинство участников.

Доказательства безопасности

13:23
  • Испытуемый должен получить доказательства, что ученик не подвергался болезненным ударам.
  • Жертва всегда была учеником, а непосвящённый испытуемый — учителем.

Запись ответов и контроль

14:04
  • Ответы ученика записывались на магнитофон, болевые реакции синхронизировались с ударами.
  • Экспериментатор контролировал действия непосвящённого испытуемого с помощью панели индикатора.

Отказ от продолжения

16:02
  • Испытуемый отказывается продолжать эксперимент после 345 вольт, ссылаясь на проблемы ученика с сердцем.
  • Эксперимент прекращается.

Беседы после эксперимента

17:03
  • После эксперимента испытуемый заполнял вопросник, оценивая свою нервозность и болезненные ощущения жертвы.
  • Обсуждалось право ученика требовать прекращения эксперимента.

Прогнозы и реальность

18:09
  • Психологи прогнозировали, что только 1–2 человека из 100 дойдут до конца, но фактически 50% испытуемых повиновались до конца.

Продолжение эксперимента

20:01
  • Ученик продолжает давать неверные ответы, экспериментатор настаивает на продолжении.
  • Учитель выражает опасения за здоровье ученика.

Финальные ответы

24:16
  • Ученик отказывается отвечать, экспериментатор требует продолжения.
  • Если ученик не отвечает в течение 4–5 секунд, ответ считается неверным.
  • Эксперимент продолжается с новыми вопросами.

Начало эксперимента

25:48
  • Учитель назначает удары током, начиная с 315 вольт.
  • Участник отказывается отвечать, но учитель угрожает наказанием.

Ухудшение состояния участника

26:14
  • Участник просит выпустить его, ссылаясь на плохое самочувствие.
  • Учитель продолжает задавать вопросы и назначать удары.

Увеличение напряжения

27:07
  • Напряжение достигает 360 вольт, участник молчит.
  • Учитель подозревает, что с участником что-то случилось.

Продолжение эксперимента

28:29
  • Учитель настаивает на продолжении эксперимента, несмотря на просьбы проверить состояние участника.
  • Напряжение достигает 450 вольт.

Прерывание эксперимента

30:50
  • Эксперимент прерывается, участник выражает беспокойство за состояние другого человека.
  • Выясняется, что участник не получал ударов током, а эксперимент был разыгран.

Объяснение целей эксперимента

32:55
  • Цель эксперимента — изучить реакцию участников на указания.
  • Участник неохотно подчинялся указаниям, беспокоясь о состоянии другого человека.

Влияние контекста на поведение

35:25
  • Местонахождение жертвы и близость экспериментатора влияют на повинуемость участников.
  • Повинуемость снижается по мере приближения жертвы к испытуемому.

Влияние удалённости экспериментатора

37:38
  • Чем дальше экспериментатор от испытуемого, тем меньше повинуемость.
  • В индустриальном районе уровень повинуемости немного ниже, но не существенно.

Групповые факторы

38:31
  • Групповые факторы сильно влияют на повинуемость.
  • Когда актёры отказываются продолжать эксперимент, 90% испытуемых следуют их примеру.
  • В другом варианте, когда актёр включает рубильник, лишь три человека из сорока отказываются продолжать эксперимент.

Итоги эксперимента

39:28
  • Результаты показывают, что человеческая природа не может противостоять приказу легитимного авторитета.
  • Значительное число людей подчиняется приказу, не руководствуясь соображениями совести.
  • Поднимается вопрос о степени власти государства и его влиянии на людей.