Клим Жуков о "Философском пароходе"

YOUTUBE · 19.11.2025 03:56

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:09
  • Обсуждение философского парохода, который уплыл из Одессы.
  • Упоминание о семи пароходах, отплывших из разных мест.
  • Петроград в 1922 году.

История термина "философский пароход"

1:06
  • Термин "философский пароход" придумал Сергей Оружий в 1990 году.
  • Люди вывозились из России разными способами, включая паровозы.
  • Термин является обратным парафразом выражения "советский ковчег".

Операция в США

1:57
  • В США в 1919 году арестовали 292 человека по подозрению в неблагонадежности.
  • Людей посадили в эмигрантскую тюрьму и затем на пароход.
  • Женщин посадили в каюты, мужчин в трюмы.

Путешествие в Россию

2:54
  • Пароход прибыл в Ригу, но порт их не принял.
  • Людей высадили в Финляндии и отправили пешком через границу.
  • Большевики приняли их и обогрели.

Сравнение с "советским ковчегом"

6:04
  • "Советский ковчег" был высылкой из США, а "философский пароход" - из России.
  • Большинство пассажиров "советского ковчега" были американскими гражданами.
  • "Философский пароход" воспринимался иначе, чем "советский ковчег".

Интервью Ленина

10:03
  • Ленин в 1919 году дал интервью американскому журналисту.
  • Ленин говорил о необходимости контроля над террором.
  • Террор был вынужденной мерой для подавления оппозиции.

Завершение гражданской войны

12:23
  • Гражданская война в основном закончилась в 1921-1922 годах.
  • Советская дипломатия прорвала режим санкций на Ноусра-Пальской конференции.

Новая экономическая политика НЭП

13:41
  • НЭП был направлен на восстановление народного хозяйства, особенно крестьянского.
  • Отменена продразверстка, введен продналог.
  • Либерализация экономической и политической жизни вызвала критику, что большевики вернутся к капитализму.

Реакция на НЭП

14:39
  • Большевики утверждали, что НЭП временный и не приведет к капитализму.
  • Ленин и другие лидеры писали статьи и письма, опровергая слухи о капитализации.

Свобода слова в НЭП

15:33
  • В Москве и Питере было около 300 частных издательств.
  • Цензура не могла контролировать все публикации, и многие работы выходили свободно.
  • Ленин поручил членам Политбюро помогать цензурным органам.

Голод 1921-1922 годов

18:33
  • Голод был вызван засухой и заброшенными пашнями.
  • Создан комитет помощи голодающим Помгол, который не смог эффективно работать.
  • Помгол не смог организовать помощь на местах и был закрыт.

Помгол и его проблемы

20:24
  • Помгол состоял из общественных деятелей, включая бывших царских министров.
  • Организация не смогла эффективно работать и была закрыта.
  • Максим Горький, один из участников, был расстроен неудачей.

Арест и изъятие церковных ценностей

27:26
  • Арестовали и быстро отпустили, что стало началом борьбы с "вредными" элементами.
  • Массовое изъятие церковных ценностей в 1919 году.
  • Секретное письмо Ленина о расстреле попов и изъятии ценностей.

Подделка письма Ленина

28:22
  • Письмо Ленина о расстреле попов и изъятии ценностей впервые опубликовано в Париже в 1970 году.
  • Письмо не могло быть найдено в архивах КГБ, так как это подделка.
  • В 1970 году в Париже не было возможности получить секретное письмо Ленина.

Реальные письма Ленина

30:18
  • В 1921 году Ленин критиковал советскую бюрократию.
  • Письмо Ленина от 21 февраля 1921 года о бюрократии и необходимости борьбы с ней.
  • Ленин выражал недовольство и требовал проверки работы ведомств.

Изъятие церковных ценностей

31:33
  • Изъятие не всех ценностей, а только излишних и дорогих.
  • Вещи, представляющие культурную ценность, музеефицировались.
  • Изъятие вызвало сопротивление церкви и православной интеллигенции.

Сопротивление церкви и интеллигенции

33:27
  • Церковь сопротивлялась изъятию, так как считала ценности своими.
  • Большевики не были первыми, кто секуляризировал церковное имущество.
  • Сопротивление православной интеллигенции, включая Павла Флоренского и Сергия Булгакова.

Либеральная интеллигенция и "Вехи"

34:21
  • В 1909 году либеральная интеллигенция изменила свои взгляды и поддержала царское правительство.
  • Сборник "Вехи" стал символом предательства либеральных идей.
  • Солженицын высоко ценил "Вехи" и критиковал их участников.

Свобода общения и цензура

37:18
  • В начале 20 века общение с заграницей было почти свободным.
  • Письма могли свободно перемещаться через границы.
  • Существовали обходные пути для передачи информации, несмотря на цензуру.

Проект управления высшими учебными заведениями

40:00
  • В 1921 году Наркомпрос предложил проект управления высшими учебными заведениями.
  • Проект предусматривал назначение половины руководства и половину избирать.
  • Это вызвало негативную реакцию, особенно в Москве, где профессура отказалась работать.

Забастовка московских профессоров

41:04
  • В феврале 1922 года московские профессора устроили забастовку.
  • Они требовали полной автономии и увеличения зарплат.
  • Одновременно в Поволжье был голод, но профессора не обращали на это внимания.

Традиция самоуправления вузов

42:04
  • Самоуправление вузов берет начало из средневековья, когда университеты существовали на пожертвования.
  • Профессора готовили себя сами, и государство не участвовало в этом процессе.
  • В советской России университеты полностью содержались государством, что делало самоуправление невозможным.

Политизация образования

43:53
  • Профессора и интеллектуалы критиковали советскую власть, несмотря на то, что образование должно быть вне политики.
  • Примеры: Павел Флоренский и Питерим Сорокин.
  • В Украине, где исповедуются европейские ценности, критика советской власти также была запрещена.

Профсоюз преподавателей

48:27
  • Профессора создали свой профсоюз, но Наркомпрос предложил вступить в государственный профсоюз.
  • Профессора отказались, и им предоставили частичную автономию.
  • Профессора продолжали критиковать советскую власть, несмотря на давление.

Ленин и статья Питирима Сорокина

50:35
  • Ленин поручил членам Политбюро читать свободные издания.
  • Питирим Сорокин в журнале "Экономист" написал статью о браке в СССР.
  • Сорокин утверждал, что 92,2% браков в СССР заканчиваются разводом.

Реакция Ленина на статью Сорокина

51:36
  • Ленин написал статью "О значении воинствующего материализма".
  • Сорокин критиковал права женщин в СССР, считая, что развод должен быть затруднен.
  • Ленин считал, что Сорокин пишет ахинею и не интересуется мнением людей.

Философский пароход

54:42
  • Ленин поручил Дзержинскому удалить из страны ненужных ученых.
  • Началась операция "Философский пароход", выславшая около 81 ученого.
  • В 2005 и 2007 годах вышли сборники документов о "Философском пароходе".

Реакция на высылку ученых

58:31
  • Высылка 81 ученого была незначительной по сравнению с общим числом ученых.
  • Многие ученые уезжали самостоятельно, как Сикорский и Рахманинов.
  • Высылка не нанесла значительного ущерба советской науке.

Философские и литературоведческие высылки

1:00:12
  • В "Философском пароходе" было больше врачей, чем философов.
  • Дмитрий Быков, литературовед, уехал из России, что не нанесло значительного ущерба.
  • Высылка философов и литературоведов не была критичной для советской власти.

Критика Карсавина

1:02:29
  • Карсавин утверждал, что будущее предопределено и можно предсказать действия людей.
  • Его идеи противоречили научному методу и логике.
  • Карсавин был из благородных, но его идеи были признаны ненаучными.

Лев Платонович Карсавин

1:04:54
  • Карсавина критиковали за его самозамыкание.
  • Франк, несмотря на критику, высоко ценил его работы.
  • Франк критиковал марксизм с наукообразной точки зрения.

Экономический материализм

1:05:51
  • Ленин считал экономический материализм ложным.
  • Франк утверждал, что марксизм не может быть универсальным объяснением общественных явлений.
  • Ленин лично внес Франка в список тех, кого нужно выслать.

Критика марксизма

1:06:35
  • Современные критики марксизма не могут предложить альтернативу.
  • Маркс предсказывал будущие события, но его прогнозы не всегда сбывались.
  • Сорокин и Бердяев писали о расовых проблемах и антисемитизме.

Новое средневековье

1:09:45
  • Бердяев предсказал возвращение к новому средневековью после Первой мировой войны.
  • Он считал, что нужно отречься от социальных неравенств и обратиться к духовному.
  • Его работы были опубликованы за границей, а не в России.

Иван Ильин

1:11:01
  • Ильин был высоко оценен Лениным как философ.
  • Он был сторонником крайнего идеализма и абсолютного духа.
  • Ильин считал, что борьба с властью и неравенством является богоборчеством.

Ильин и русский национальный институт

1:13:53
  • Ильин оказался в Берлине в 1922 году, после Рапалльской конференции.
  • Русский национальный институт в Берлине был вынужден согласовывать свою деятельность с большевиками.
  • Русская профессура начала активно заниматься политикой, несмотря на запрет.

Ильин и фашизм

1:14:53
  • Ильин считал, что фашизм Муссолини и Гитлера был правильным, но не настоящим.
  • Он утверждал, что русские фашисты были более духовными и православными.
  • Ильин критиковал Гитлера за его языческие и ницшеанские идеи.

Ильин и нацисты

1:16:44
  • В 1933 году Ильин стал сотрудником ведомства Геббельса.
  • Он критиковал нацистов за их радикализм и использование свастики.
  • В 1934 году ему запретили публиковаться и выступать в Германии.

Эмиграция и помощь Рахманинова

1:18:19
  • Ильин переехал в Швейцарию благодаря помощи Рахманинова.
  • Рахманинов собирал деньги для Ильина и помогал ему финансово.
  • Ильин продолжал критиковать нацистов до конца своей жизни.

Влияние эмигрантов

1:20:19
  • Ильин считал, что нацисты неправильно себя ведут, особенно с евреями.
  • Он призывал их прекратить радикализм и использовать терминологию более аккуратно.
  • Ильин оставался убежденным фашистом с шовинистическим уклоном.

Высылка эмигрантов

1:22:11
  • Высылка эмигрантов была насильственной, но не такой жестокой, как часто утверждается.
  • Им давали деньги и вещи для переезда, что позволяло им начать новую жизнь.
  • Некоторые эмигранты, как Степун, описывали условия их переезда с комфортом.

Конфискация имущества

1:25:07
  • Обсуждение конфискации имущества у граждан, совершивших преступления.
  • Пример с конфискацией одежды и других вещей.
  • Вопрос о том, зачем конфисковывать личные вещи, если человек все равно будет выслан.

Ценности и деньги

1:26:00
  • Обсуждение, что конфискованные ценности и деньги не отнимали, а упаковывали в отдельный чемодан.
  • Пример с передачей ценностей капитану для отправки.
  • Вопрос о том, почему врали о конфискации имущества.

Высылка и финансы

1:27:53
  • Обсуждение высылки людей и конфискации их имущества.
  • Пример с высылкой из США и организацией процесса.
  • Вопрос о том, почему врали о высылке и конфискации.

Лейба Троцкий и высылка

1:28:52
  • Лейба Троцкий не участвовал в операции по высылке.
  • Обсуждение, почему выслали людей, а не расстреляли.
  • Пример с религиозным философом, который критиковал советскую власть.

Жизнь в Москве

1:29:49
  • Пример с философом, который критиковал советскую власть, но жил в Москве.
  • Обсуждение возможности зарабатывать деньги и жить в Москве.
  • Пример с частными издательствами и возможностью издавать книги.

Борьба с церковью

1:31:25
  • Обсуждение борьбы с церковью и этической пропаганды.
  • Пример с равенством людей и построением социализма.
  • Вопрос о возможности атеистического общества и государства.

Свобода и принуждение

1:33:20
  • Жизнь в общине, где не ходят в церковь по воскресеньям, не задается.
  • Пример Чарли Чаплина, которого выгнали из США за симпатии к коммунистам.
  • Чаплин был известен своей благотворительностью, но его взгляды не приветствовались.

Джон Леннон и ЦРУ

1:34:20
  • Джон Леннон не мог въехать в США из-за своих взглядов.
  • В 1980 году его застрелили, что было недавно.
  • Большинство людей, уехавших в Европу, были счастливы и обеспечены.

Социологический институт в Гарварде

1:36:21
  • Питериму Сорокину дали организовать социологический институт в Гарварде.
  • Сорокин владел профессией, но его религиозные взгляды мешали.
  • В 20 веке философию, основанную на античности, пытались заменить.

Культура и раса

1:38:05
  • Бердяев утверждал, что культура существует в крови и зависит от расы.
  • Дворяне рассматриваются как качественный душевный и физический тип.
  • История имеет внутренний смысл и движется к явлению Христа.

Стратегии большевиков

1:40:46
  • Большевики готовили общество к войне, а не к коммунизму.
  • Главной стратегией было не строительство коммунизма, а подготовка к войне.

Подготовка к войне

1:41:15
  • Индустриализация и коллективизация были связаны с подготовкой к войне.
  • Большевики победили в войне, несмотря на критику.
  • Некоторые люди работали на врага, в то время как страна боролась за выживание.

Вклад в развитие страны

1:42:14
  • Большевики спасли население от неминуемой смерти.
  • Вклад в развитие страны и победу был минимальным.
  • Некоторые люди вредили стране, находясь за границей.

Вред фашизма

1:42:59
  • Фашизм вредил всему человечеству, а не только одной стране.
  • Нацистские режимы использовали наработки фашистов.
  • Философия может быть как полезной, так и вредной.

Социальные процессы и исторические события

1:44:54
  • Исторические события обнажают социальные процессы.
  • Поддержка Сталина или Гитлера определяет позицию.
  • Понимание приходит только через личный опыт.

Легитимность и преемственность

1:46:35
  • Подрыв легитимности Советского Союза подрывает легитимность его наследников.
  • Коммунисты и их наследие остаются актуальными.
  • Частичная мобилизация вызывает недоверие из-за негативного отношения к коммунистам.

Философские рассуждения

1:47:58
  • Война обессилила белую расу в пользу менее одаренных.
  • Флоренский рассуждает о научной истине, используя религиозные термины.
  • Его работы сложно понять и оценить с научной точки зрения.

Василий Розанов и евреи

1:50:18
  • Василий Розанов критикует связь евреев с революцией, считая, что это приведет к погромам.
  • Он утверждает, что евреи сентиментальны и глуповаты, в отличие от русских.
  • Розанов считает, что евреи не смогут руководить Россией, так как они не понимают социализма.

Философский пароход

1:51:16
  • Обсуждается термин "философский пароход" и его изобретатель.
  • Упоминается, что многие высланные вернулись и не были расстреляны.
  • Идея "философского парохода" была симметричным ответом на действия царского правительства.

Административная высылка

1:53:10
  • Большевики использовали административную высылку без суда и следствия.
  • Это было частью контекста эпохи и не применялось в современных условиях.
  • Высылка была показательной акцией, чтобы показать, что власть может удалять неугодных.

Подготовка к войне

1:54:08
  • Большевики готовились к войне, что означало построение социализма.
  • В отличие от царского правительства, большевики готовились к войне более эффективно.
  • Мобилизация в 1914 году была плохо подготовлена, что привело к проблемам с мобилизацией.

Снабжение и снабжение

1:56:08
  • Обсуждается организация снабжения в Первую мировую войну.
  • Большевики использовали другие методы снабжения, что позволило им победить в войне.
  • Упоминаются проблемы с хранением и транспортировкой оружия в царской России.