Введение в тему 0:09 Обсуждение философского парохода, который уплыл из Одессы. Упоминание о семи пароходах, отплывших из разных мест. Петроград в 1922 году.
История термина "философский пароход" 1:06 Термин "философский пароход" придумал Сергей Оружий в 1990 году. Люди вывозились из России разными способами, включая паровозы. Термин является обратным парафразом выражения "советский ковчег".
Операция в США 1:57 В США в 1919 году арестовали 292 человека по подозрению в неблагонадежности. Людей посадили в эмигрантскую тюрьму и затем на пароход. Женщин посадили в каюты, мужчин в трюмы.
Путешествие в Россию 2:54 Пароход прибыл в Ригу, но порт их не принял. Людей высадили в Финляндии и отправили пешком через границу. Большевики приняли их и обогрели.
Сравнение с "советским ковчегом" 6:04 "Советский ковчег" был высылкой из США, а "философский пароход" - из России. Большинство пассажиров "советского ковчега" были американскими гражданами. "Философский пароход" воспринимался иначе, чем "советский ковчег".
Интервью Ленина 10:03 Ленин в 1919 году дал интервью американскому журналисту. Ленин говорил о необходимости контроля над террором. Террор был вынужденной мерой для подавления оппозиции.
Завершение гражданской войны 12:23 Гражданская война в основном закончилась в 1921-1922 годах. Советская дипломатия прорвала режим санкций на Ноусра-Пальской конференции.
Новая экономическая политика НЭП 13:41 НЭП был направлен на восстановление народного хозяйства, особенно крестьянского. Отменена продразверстка, введен продналог. Либерализация экономической и политической жизни вызвала критику, что большевики вернутся к капитализму.
Реакция на НЭП 14:39 Большевики утверждали, что НЭП временный и не приведет к капитализму. Ленин и другие лидеры писали статьи и письма, опровергая слухи о капитализации.
Свобода слова в НЭП 15:33 В Москве и Питере было около 300 частных издательств. Цензура не могла контролировать все публикации, и многие работы выходили свободно. Ленин поручил членам Политбюро помогать цензурным органам.
Голод 1921-1922 годов 18:33 Голод был вызван засухой и заброшенными пашнями. Создан комитет помощи голодающим Помгол, который не смог эффективно работать. Помгол не смог организовать помощь на местах и был закрыт.
Помгол и его проблемы 20:24 Помгол состоял из общественных деятелей, включая бывших царских министров. Организация не смогла эффективно работать и была закрыта. Максим Горький, один из участников, был расстроен неудачей.
Арест и изъятие церковных ценностей 27:26 Арестовали и быстро отпустили, что стало началом борьбы с "вредными" элементами. Массовое изъятие церковных ценностей в 1919 году. Секретное письмо Ленина о расстреле попов и изъятии ценностей.
Подделка письма Ленина 28:22 Письмо Ленина о расстреле попов и изъятии ценностей впервые опубликовано в Париже в 1970 году. Письмо не могло быть найдено в архивах КГБ, так как это подделка. В 1970 году в Париже не было возможности получить секретное письмо Ленина.
Реальные письма Ленина 30:18 В 1921 году Ленин критиковал советскую бюрократию. Письмо Ленина от 21 февраля 1921 года о бюрократии и необходимости борьбы с ней. Ленин выражал недовольство и требовал проверки работы ведомств.
Изъятие церковных ценностей 31:33 Изъятие не всех ценностей, а только излишних и дорогих. Вещи, представляющие культурную ценность, музеефицировались. Изъятие вызвало сопротивление церкви и православной интеллигенции.
Сопротивление церкви и интеллигенции 33:27 Церковь сопротивлялась изъятию, так как считала ценности своими. Большевики не были первыми, кто секуляризировал церковное имущество. Сопротивление православной интеллигенции, включая Павла Флоренского и Сергия Булгакова.
Либеральная интеллигенция и "Вехи" 34:21 В 1909 году либеральная интеллигенция изменила свои взгляды и поддержала царское правительство. Сборник "Вехи" стал символом предательства либеральных идей. Солженицын высоко ценил "Вехи" и критиковал их участников.
Свобода общения и цензура 37:18 В начале 20 века общение с заграницей было почти свободным. Письма могли свободно перемещаться через границы. Существовали обходные пути для передачи информации, несмотря на цензуру.
Проект управления высшими учебными заведениями 40:00 В 1921 году Наркомпрос предложил проект управления высшими учебными заведениями. Проект предусматривал назначение половины руководства и половину избирать. Это вызвало негативную реакцию, особенно в Москве, где профессура отказалась работать.
Забастовка московских профессоров 41:04 В феврале 1922 года московские профессора устроили забастовку. Они требовали полной автономии и увеличения зарплат. Одновременно в Поволжье был голод, но профессора не обращали на это внимания.
Традиция самоуправления вузов 42:04 Самоуправление вузов берет начало из средневековья, когда университеты существовали на пожертвования. Профессора готовили себя сами, и государство не участвовало в этом процессе. В советской России университеты полностью содержались государством, что делало самоуправление невозможным.
Политизация образования 43:53 Профессора и интеллектуалы критиковали советскую власть, несмотря на то, что образование должно быть вне политики. Примеры: Павел Флоренский и Питерим Сорокин. В Украине, где исповедуются европейские ценности, критика советской власти также была запрещена.
Профсоюз преподавателей 48:27 Профессора создали свой профсоюз, но Наркомпрос предложил вступить в государственный профсоюз. Профессора отказались, и им предоставили частичную автономию. Профессора продолжали критиковать советскую власть, несмотря на давление.
Ленин и статья Питирима Сорокина 50:35 Ленин поручил членам Политбюро читать свободные издания. Питирим Сорокин в журнале "Экономист" написал статью о браке в СССР. Сорокин утверждал, что 92,2% браков в СССР заканчиваются разводом.
Реакция Ленина на статью Сорокина 51:36 Ленин написал статью "О значении воинствующего материализма". Сорокин критиковал права женщин в СССР, считая, что развод должен быть затруднен. Ленин считал, что Сорокин пишет ахинею и не интересуется мнением людей.
Философский пароход 54:42 Ленин поручил Дзержинскому удалить из страны ненужных ученых. Началась операция "Философский пароход", выславшая около 81 ученого. В 2005 и 2007 годах вышли сборники документов о "Философском пароходе".
Реакция на высылку ученых 58:31 Высылка 81 ученого была незначительной по сравнению с общим числом ученых. Многие ученые уезжали самостоятельно, как Сикорский и Рахманинов. Высылка не нанесла значительного ущерба советской науке.
Философские и литературоведческие высылки 1:00:12 В "Философском пароходе" было больше врачей, чем философов. Дмитрий Быков, литературовед, уехал из России, что не нанесло значительного ущерба. Высылка философов и литературоведов не была критичной для советской власти.
Критика Карсавина 1:02:29 Карсавин утверждал, что будущее предопределено и можно предсказать действия людей. Его идеи противоречили научному методу и логике. Карсавин был из благородных, но его идеи были признаны ненаучными.
Лев Платонович Карсавин 1:04:54 Карсавина критиковали за его самозамыкание. Франк, несмотря на критику, высоко ценил его работы. Франк критиковал марксизм с наукообразной точки зрения.
Экономический материализм 1:05:51 Ленин считал экономический материализм ложным. Франк утверждал, что марксизм не может быть универсальным объяснением общественных явлений. Ленин лично внес Франка в список тех, кого нужно выслать.
Критика марксизма 1:06:35 Современные критики марксизма не могут предложить альтернативу. Маркс предсказывал будущие события, но его прогнозы не всегда сбывались. Сорокин и Бердяев писали о расовых проблемах и антисемитизме.
Новое средневековье 1:09:45 Бердяев предсказал возвращение к новому средневековью после Первой мировой войны. Он считал, что нужно отречься от социальных неравенств и обратиться к духовному. Его работы были опубликованы за границей, а не в России.
Иван Ильин 1:11:01 Ильин был высоко оценен Лениным как философ. Он был сторонником крайнего идеализма и абсолютного духа. Ильин считал, что борьба с властью и неравенством является богоборчеством.
Ильин и русский национальный институт 1:13:53 Ильин оказался в Берлине в 1922 году, после Рапалльской конференции. Русский национальный институт в Берлине был вынужден согласовывать свою деятельность с большевиками. Русская профессура начала активно заниматься политикой, несмотря на запрет.
Ильин и фашизм 1:14:53 Ильин считал, что фашизм Муссолини и Гитлера был правильным, но не настоящим. Он утверждал, что русские фашисты были более духовными и православными. Ильин критиковал Гитлера за его языческие и ницшеанские идеи.
Ильин и нацисты 1:16:44 В 1933 году Ильин стал сотрудником ведомства Геббельса. Он критиковал нацистов за их радикализм и использование свастики. В 1934 году ему запретили публиковаться и выступать в Германии.
Эмиграция и помощь Рахманинова 1:18:19 Ильин переехал в Швейцарию благодаря помощи Рахманинова. Рахманинов собирал деньги для Ильина и помогал ему финансово. Ильин продолжал критиковать нацистов до конца своей жизни.
Влияние эмигрантов 1:20:19 Ильин считал, что нацисты неправильно себя ведут, особенно с евреями. Он призывал их прекратить радикализм и использовать терминологию более аккуратно. Ильин оставался убежденным фашистом с шовинистическим уклоном.
Высылка эмигрантов 1:22:11 Высылка эмигрантов была насильственной, но не такой жестокой, как часто утверждается. Им давали деньги и вещи для переезда, что позволяло им начать новую жизнь. Некоторые эмигранты, как Степун, описывали условия их переезда с комфортом.
Конфискация имущества 1:25:07 Обсуждение конфискации имущества у граждан, совершивших преступления. Пример с конфискацией одежды и других вещей. Вопрос о том, зачем конфисковывать личные вещи, если человек все равно будет выслан.
Ценности и деньги 1:26:00 Обсуждение, что конфискованные ценности и деньги не отнимали, а упаковывали в отдельный чемодан. Пример с передачей ценностей капитану для отправки. Вопрос о том, почему врали о конфискации имущества.
Высылка и финансы 1:27:53 Обсуждение высылки людей и конфискации их имущества. Пример с высылкой из США и организацией процесса. Вопрос о том, почему врали о высылке и конфискации.
Лейба Троцкий и высылка 1:28:52 Лейба Троцкий не участвовал в операции по высылке. Обсуждение, почему выслали людей, а не расстреляли. Пример с религиозным философом, который критиковал советскую власть.
Жизнь в Москве 1:29:49 Пример с философом, который критиковал советскую власть, но жил в Москве. Обсуждение возможности зарабатывать деньги и жить в Москве. Пример с частными издательствами и возможностью издавать книги.
Борьба с церковью 1:31:25 Обсуждение борьбы с церковью и этической пропаганды. Пример с равенством людей и построением социализма. Вопрос о возможности атеистического общества и государства.
Свобода и принуждение 1:33:20 Жизнь в общине, где не ходят в церковь по воскресеньям, не задается. Пример Чарли Чаплина, которого выгнали из США за симпатии к коммунистам. Чаплин был известен своей благотворительностью, но его взгляды не приветствовались.
Джон Леннон и ЦРУ 1:34:20 Джон Леннон не мог въехать в США из-за своих взглядов. В 1980 году его застрелили, что было недавно. Большинство людей, уехавших в Европу, были счастливы и обеспечены.
Социологический институт в Гарварде 1:36:21 Питериму Сорокину дали организовать социологический институт в Гарварде. Сорокин владел профессией, но его религиозные взгляды мешали. В 20 веке философию, основанную на античности, пытались заменить.
Культура и раса 1:38:05 Бердяев утверждал, что культура существует в крови и зависит от расы. Дворяне рассматриваются как качественный душевный и физический тип. История имеет внутренний смысл и движется к явлению Христа.
Стратегии большевиков 1:40:46 Большевики готовили общество к войне, а не к коммунизму. Главной стратегией было не строительство коммунизма, а подготовка к войне.
Подготовка к войне 1:41:15 Индустриализация и коллективизация были связаны с подготовкой к войне. Большевики победили в войне, несмотря на критику. Некоторые люди работали на врага, в то время как страна боролась за выживание.
Вклад в развитие страны 1:42:14 Большевики спасли население от неминуемой смерти. Вклад в развитие страны и победу был минимальным. Некоторые люди вредили стране, находясь за границей.
Вред фашизма 1:42:59 Фашизм вредил всему человечеству, а не только одной стране. Нацистские режимы использовали наработки фашистов. Философия может быть как полезной, так и вредной.
Социальные процессы и исторические события 1:44:54 Исторические события обнажают социальные процессы. Поддержка Сталина или Гитлера определяет позицию. Понимание приходит только через личный опыт.
Легитимность и преемственность 1:46:35 Подрыв легитимности Советского Союза подрывает легитимность его наследников. Коммунисты и их наследие остаются актуальными. Частичная мобилизация вызывает недоверие из-за негативного отношения к коммунистам.
Философские рассуждения 1:47:58 Война обессилила белую расу в пользу менее одаренных. Флоренский рассуждает о научной истине, используя религиозные термины. Его работы сложно понять и оценить с научной точки зрения.
Василий Розанов и евреи 1:50:18 Василий Розанов критикует связь евреев с революцией, считая, что это приведет к погромам. Он утверждает, что евреи сентиментальны и глуповаты, в отличие от русских. Розанов считает, что евреи не смогут руководить Россией, так как они не понимают социализма.
Философский пароход 1:51:16 Обсуждается термин "философский пароход" и его изобретатель. Упоминается, что многие высланные вернулись и не были расстреляны. Идея "философского парохода" была симметричным ответом на действия царского правительства.
Административная высылка 1:53:10 Большевики использовали административную высылку без суда и следствия. Это было частью контекста эпохи и не применялось в современных условиях. Высылка была показательной акцией, чтобы показать, что власть может удалять неугодных.
Подготовка к войне 1:54:08 Большевики готовились к войне, что означало построение социализма. В отличие от царского правительства, большевики готовились к войне более эффективно. Мобилизация в 1914 году была плохо подготовлена, что привело к проблемам с мобилизацией.
Снабжение и снабжение 1:56:08 Обсуждается организация снабжения в Первую мировую войну. Большевики использовали другие методы снабжения, что позволило им победить в войне. Упоминаются проблемы с хранением и транспортировкой оружия в царской России.