Введение в русскую философию 0:00 Лектор рассказывает о своем опыте изучения русской философии. Русская философия вторична по отношению к западной, но не менее значима. Русская философия уникальна и важна для понимания российского мышления.
История русской философии 1:58 Русская философия долгое время считалась искусственной. В России не было философских систем, как на Западе. Русская цивилизация долгое время была в состоянии "не развернувшегося цветка".
Развитие русской культуры в XIX веке 4:53 В XIX веке в России появились литература, изобразительное искусство, музыка и философия. Русская философия стала лидером интеллектуального процесса. Русская эмиграция продолжала развивать культуру, но сейчас это уже не так заметно.
Появление философии в России 6:52 Философия пришла в Россию как школьная дисциплина с Украины. Преподавание философии велось по западным учебникам. В XVIII веке философию преподавали в академиях и университетах.
Влияние западной философии 8:48 Преподаватели философии часто совмещали её с другими дисциплинами. Талантливых преподавателей отправляли учиться в Европу. В Украине философ Игорь Сковорода стал значимой фигурой.
Мистицизм и масонство 11:41 В XVIII веке в России распространился западный мистицизм. Масонство в России было охранительным и не эволюционным. Масоны стремились к просвещению народа и строительству церкви и государства.
Михаил Сперанский и христианские ценности 14:37 Михаил Сперанский, сын священника, стал политическим деятелем. Сперанский стремился сочетать христианские ценности с государственным строительством. Русская философия часто развивалась в христианском ключе.
Влияние христианства на русскую философию 17:25 Русское культурное общество было воспитано на церковной системе. Философия в России часто ломалась в христианском ключе. Даже после перехода философии в университеты, она сохраняла христианский отпечаток.
Влияние философов на героев 18:24 Данила Матвеевич Биллингс, преподаватель философии, увлекался натурфилософией Шеллинга. Павлов и Давыдов преподавали в Санкт-Петербургском университете. Николай Михайлович Карамзин самостоятельно ознакомился с европейской философией, особенно с Шеллингом.
Карамзин и интуиция 19:22 Карамзин был увлечен интуицией чувств и интуицией добра. Он считал, что эти интуиции могут быть основой для построения жизни и государства. Карамзин симпатизировал принципу свободы, но также был сторонником имперской России и крепостного права.
Конфликт Карамзина 22:17 Карамзин не желал становиться в политическую оппозицию, несмотря на свои республиканские взгляды. Его эстетический идеал сдвигался от принципа свободы к любованию величьем империи. Карамзин разочаровался в имперской России, но продолжал восхищаться её величием.
Народ и история 27:11 Карамзин считал, что народ больше отдельного человека и хранит объективную правду. Он писал, что гражданский порядок священен даже в своих недостатках. Карамзин критиковал революцию, считая, что общество создается веками, а разрушается легко.
Патриотизм и литература 32:03 Карамзин осознавал, что русский народ не создал ничего подобного европейской литературе и искусству. Он пытался создать традицию на основе древних текстов, таких как "Слово о полку Игореве". Карамзин писал сентиментальную литературу, исправляя реальность через высокие чувства любви и красоты.
"Бедная Лиза" Карамзина 35:55 Карамзин завершает "Бедную Лизу", вызывая сильные эмоции у читателей. Природа и человек неразрывны, неправильное действие человека влияет на природу. Сентиментализм Карамзина направлен на исправление чувств, а не социальных проблем.
Сентиментализм и крепостное право 36:53 Карамзин не выступает за отмену крепостного права, а за воспитание крестьян помещиками. Хороший помещик, по мнению Карамзина, делает из крестьян достойных людей.
Жуковский и интуиция 37:50 Жуковский, как и Карамзин, движется в сторону глубокого понимания души. Романтики вводят принцип интуиции, заменяя рациональное понимание бытия. Жуковский поднимает интуицию на высокий уровень.
Карамзин и Николай I 39:48 Карамзин убеждает Николая I не идти навстречу декабристам. Николай I дорожит Карамзиным, несмотря на его болезнь и смерть.
Жуковский и мировая литература 41:43 Жуковский переводит произведения мировой литературы, обогащая русскую культуру. Он стремится создать "сияющую душу" русского народа.
Война с Наполеоном 44:37 Война с Наполеоном всколыхнула Россию, но не вызвала массового свободомыслия. Образованное общество было потрясено, но простой народ был смущен.
Заграничный поход 48:26 Заграничный поход 1813-1814 годов способствовал развитию русского самосознания. Русская молодежь соприкоснулась с западной культурой и философией.
Романтическая философия 50:25 Романтическая философия коллектива и нации легла на индивидуалистическую почву. В России не было предшествующего опыта европейского индивидуализма, что повлияло на национальное сознание.
Возвышение России 53:21 Россия из периферийной страны становится величайшей державой. Александр I диктует условия на Венском конгрессе 1815 года. Россия побеждает Наполеона и освобождает Европу.
Влияние на русскую культуру 54:21 Возвышение России вызывает взрыв русской культуры. Освобождение Европы не означает освобождение крестьян. Россия вступает в мировую культуру на волне романтизма.
Философский кружок в Москве 56:17 В 1823 году в Москве складывается философский кружок. Кружок состоит из аристократических юношей, учившихся в Московском университете. Председатель кружка — князь Владимир Одоевский.
Дмитрий Веневитинов 58:13 Веневитинов — центр кружка, известный своими философскими докладами. Он знал философию Шиллера и Канта. Веневитинов писал о единстве ума и сердца.
Философия и самобытность России 1:01:08 Философия немецкого романтизма переводится на русские рельсы. Философия должна возвести русский народ. Философия осмысляет забытую истину и нравственную свободу.
Интуиция и величие России 1:04:02 Веневитинов считал интуицию важнее разума. Интуиция сердца подсказывает величие России. Веневитинов скоропостижно скончался в 22 года.
Другие члены кружка 1:05:58 В кружок входили Иван Киреевский, Пётр Шевырев, Погодин. Они увлекались идеями трилогии идей и строительства жизни в Боге. Кружок был знаком с Пушкиным.
Князь Владимир Одоевский 1:07:54 Одоевский — председатель кружка, последний носитель древней фамилии. Его произведение "Русские ночи" — замечательное литературное достижение. Одоевский издавал журнал "Сельское чтение" и праздновал отмену крепостного права.
Мистицизм и западная философия 1:09:49 Одоевский был мистиком, вдохновленным идеями Сен-Мартена. Сен-Мартен восстановил идею грехопадения в западном богословии. Идея поврежденности человеческого ума была близка Одоевскому.
Грехопадение и восстановление 1:11:46 Грехопадение Адама и его последствия. Человеческая культура и эстетика помогают выйти из состояния падшести. Искусство и литература могут быть разрушительными, но также созидательными.
Восстановление природы и общества 1:12:44 Восстановление общества через культуру. Человек восстанавливает природу, преодолевая свою падшесть. Князь Одоевский как философ и естествоиспытатель.
Роль человека в природе 1:13:44 Человек призван помогать изнуренным силам природы. Природа изнурена падшести человека. Человек может бороться со грехом через познание любви и искусства.
Искусство, религия и наука 1:15:41 Искусство, религия и наука как компоненты свободной человеческой воли. Животные не обладают этими компонентами. Идеал животного мира у пророка Исаии.
Искусство и наука 1:17:38 Искусство создает эстетический идеал. Наука изучает мир и исправляет его изъяны. Пример медицины: профилактика и лечение болезней.
Целостность науки, религии и искусства 1:20:29 Целостность как задача внутренней работы. Единство веры, искусства и науки исправляет мир. Культура как искусственная форма ослабляет человека.
Инстинктуальные силы и интуиция 1:22:26 Культура убивает интуицию и инстинктуальные силы. Одоевский занимается магнетизмом и сомнамбулизмом. Необходимость углубления внутрь себя для восстановления.
Спасение через новый народ 1:25:21 Спасение Запада через новый народ с новыми силами. Россия как носитель новых сил. Внутреннее преображение культуры Запада.
Россия и Запад 1:27:17 Россия как центр цивилизации в XIX веке. Западу не хватает свежих соков славянского Востока. Идея русских корней и сил.
Князь Одоевский и его музыка 1:29:14 Князь Одоевский изучал музыку до конца жизни. Он играл сам и записывал музыку как форму организации жизни. Одоевский был незаслуженно забыт в России.
Петр Чаадаев 1:30:12 Чаадаев происходил из древнего рода и воспитывался в семье матери. В 14 лет он уже учился в университетском лицее и Московском университете. Екатерина Раевская считала его самым видным молодым человеком в Петербурге.
Дружба с Пушкиным 1:31:12 В 1816 году Чаадаев познакомился с Пушкиным. Пушкин посвятил Чаадаеву свои пылкие стихи юности. Чаадаев участвовал в Бородинской битве и заграничном походе.
Бунт в Семеновском полку 1:34:05 В 1820 году в Семеновском полку был бунт, подавленный с наказанием участников. Чаадаев был послан с письмом к Александру I в Германию. После возвращения Чаадаев ушел в отставку и уехал в Европу.
Жизнь за границей 1:36:56 Чаадаев слушал лекции в Германии, посещал Париж и Милан. Он общался с французскими интеллектуалами, включая графа Жозефа де Местра. Чаадаев увлекся идеями французских националистов.
Возвращение в Россию 1:41:44 После возвращения Чаадаев шокировал петербургские салоны. Он писал свои знаменитые философические письма на французском языке. В 1836 году одно из его писем было опубликовано в журнале "Телескоп", что привело к его закрытию и ссылке издателя.
Религиозный кризис и философия 1:45:38 Чаадаев пережил религиозный кризис в 1823-1826 годах. Его философия истории основана на понимании христианства как вечной божественной силы. Христианство для Чаадаева было не только нравственной системой, но и универсальной духовной силой.
Христианская эсхатология 1:46:36 Христианство стремится к установлению Царства Божьего на земле. Царство Божие может быть установлено через духовное преображение людей. Христианские законы действуют на людей, изменяя их и преображая.
Нравственные законы 1:47:33 Нравственные законы христианские законы не отменены, как физические законы. Всегда есть возможность исправиться, пока человек жив. Задача философа и церкви – объяснить людям, почему они страдают.
Философия и животное состояние человека 1:48:31 Философия, занимающаяся животным состоянием человека, становится философией животных. Необходимо возводить человека к человеческому состоянию. Общение, симпатия, любовь и сострадание формируют человека.
Происхождение разума 1:51:23 Разум человека – это механизм слышания и понимания Бога. Диалог с Богом продолжается даже после грехопадения. Восстановление разрушенного механизма разума необходимо.
Соборность и служение другим 1:52:23 Соборность помогает преодолеть падшесть. Служение другим исполняет закон Христа. Субъективный разум, считающий себя обособленным, затуманивает предметы.
Свобода и воля Божья 1:55:16 Свобода человека должна быть свободой в Боге. Человек должен свободно осуществлять волю Божью. Полное подчинение воле Божьей ведет к слиянию с природой и мирозданием.
Личное и социальное бытие 1:58:11 Личное бытие эгоистично, социальное – созидательно. Человек должен стремиться к слиянию с великим духовным целым. Познание происходит через взаимодействие и служение друг другу.
Христианство и история 2:00:08 Христианство проявляется в историческом бытии. История осуществляется божественной волей. Христианский Запад сохранил и развил культурные и интеллектуальные ценности.
Христианский Запад 2:02:02 Христианский Запад – центр мира, несмотря на его несовершенства. В западном мире видны социальность, общительность и взаимная жертва. Католическая церковь сохраняет и развивает христианские ценности.
Вестфальский мир и христианство 2:03:58 Вестфальский мир положил конец политическому христианству. Христианство должно жить в области духа и преобразовывать общество. Христианство должно раствориться в обществе, а не быть политическим центром.
Россия и божественное проведение 2:04:56 Россия исключена из божественного блага и предоставлена сама себе. Россия живет без божественной благодати, что приводит к мрачному существованию. Россия не затронута всемирным испытанием человечества.
Призвание России 2:06:52 Россия должна дать миру важный урок. Россия брошена на произвол судьбы и оставлена на периферии христианского мира. Россия призвана разрешить все вопросы, возбуждающие ум в Европе.
Христианство и цивилизация 2:09:44 Христианство на Западе создало христианскую цивилизацию. В России христианство не имело тех последствий, что на Западе. Религия в России обособляет людей, а не созидает.
Будущая задача России 2:10:44 Россия должна взять на себя инициативу проведения великодушных мыслей. Россия может созидать великодушные мысли для Европы и всего христианского мира. Россия призвана обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого.
Апология России 2:12:42 Россия хранилась для воссоздания единства христианского мира. Россия должна выйти на мировую арену для воссоздания единства. Россия должна стремиться к истине, а не к эгоизму.
Трагедия 20 века 2:16:26 Россия стала важным элементом для мира, но элементом разрушения. Мечта о собственном призвании на благо привела к противоположному результату. После 1917 года мир изменился, появилась идея социального государства.
Заключение 2:17:26 Те, кто мыслил так же, как Чаадаев, либо погибли, либо уехали за границу. Пример России изменил мир, появились новые социальные идеи. Благодарность за внимание и извинения за возможные неточности.