История Западной философии. Лекция №35. «Философия в России: славянофилы и западники»

YOUTUBE · 19.11.2025 03:25

Ключевые темы и таймкоды

Введение в русскую философию

0:00
  • Лектор рассказывает о своем опыте изучения русской философии.
  • Русская философия вторична по отношению к западной, но не менее значима.
  • Русская философия уникальна и важна для понимания российского мышления.

История русской философии

1:58
  • Русская философия долгое время считалась искусственной.
  • В России не было философских систем, как на Западе.
  • Русская цивилизация долгое время была в состоянии "не развернувшегося цветка".

Развитие русской культуры в XIX веке

4:53
  • В XIX веке в России появились литература, изобразительное искусство, музыка и философия.
  • Русская философия стала лидером интеллектуального процесса.
  • Русская эмиграция продолжала развивать культуру, но сейчас это уже не так заметно.

Появление философии в России

6:52
  • Философия пришла в Россию как школьная дисциплина с Украины.
  • Преподавание философии велось по западным учебникам.
  • В XVIII веке философию преподавали в академиях и университетах.

Влияние западной философии

8:48
  • Преподаватели философии часто совмещали её с другими дисциплинами.
  • Талантливых преподавателей отправляли учиться в Европу.
  • В Украине философ Игорь Сковорода стал значимой фигурой.

Мистицизм и масонство

11:41
  • В XVIII веке в России распространился западный мистицизм.
  • Масонство в России было охранительным и не эволюционным.
  • Масоны стремились к просвещению народа и строительству церкви и государства.

Михаил Сперанский и христианские ценности

14:37
  • Михаил Сперанский, сын священника, стал политическим деятелем.
  • Сперанский стремился сочетать христианские ценности с государственным строительством.
  • Русская философия часто развивалась в христианском ключе.

Влияние христианства на русскую философию

17:25
  • Русское культурное общество было воспитано на церковной системе.
  • Философия в России часто ломалась в христианском ключе.
  • Даже после перехода философии в университеты, она сохраняла христианский отпечаток.

Влияние философов на героев

18:24
  • Данила Матвеевич Биллингс, преподаватель философии, увлекался натурфилософией Шеллинга.
  • Павлов и Давыдов преподавали в Санкт-Петербургском университете.
  • Николай Михайлович Карамзин самостоятельно ознакомился с европейской философией, особенно с Шеллингом.

Карамзин и интуиция

19:22
  • Карамзин был увлечен интуицией чувств и интуицией добра.
  • Он считал, что эти интуиции могут быть основой для построения жизни и государства.
  • Карамзин симпатизировал принципу свободы, но также был сторонником имперской России и крепостного права.

Конфликт Карамзина

22:17
  • Карамзин не желал становиться в политическую оппозицию, несмотря на свои республиканские взгляды.
  • Его эстетический идеал сдвигался от принципа свободы к любованию величьем империи.
  • Карамзин разочаровался в имперской России, но продолжал восхищаться её величием.

Народ и история

27:11
  • Карамзин считал, что народ больше отдельного человека и хранит объективную правду.
  • Он писал, что гражданский порядок священен даже в своих недостатках.
  • Карамзин критиковал революцию, считая, что общество создается веками, а разрушается легко.

Патриотизм и литература

32:03
  • Карамзин осознавал, что русский народ не создал ничего подобного европейской литературе и искусству.
  • Он пытался создать традицию на основе древних текстов, таких как "Слово о полку Игореве".
  • Карамзин писал сентиментальную литературу, исправляя реальность через высокие чувства любви и красоты.

"Бедная Лиза" Карамзина

35:55
  • Карамзин завершает "Бедную Лизу", вызывая сильные эмоции у читателей.
  • Природа и человек неразрывны, неправильное действие человека влияет на природу.
  • Сентиментализм Карамзина направлен на исправление чувств, а не социальных проблем.

Сентиментализм и крепостное право

36:53
  • Карамзин не выступает за отмену крепостного права, а за воспитание крестьян помещиками.
  • Хороший помещик, по мнению Карамзина, делает из крестьян достойных людей.

Жуковский и интуиция

37:50
  • Жуковский, как и Карамзин, движется в сторону глубокого понимания души.
  • Романтики вводят принцип интуиции, заменяя рациональное понимание бытия.
  • Жуковский поднимает интуицию на высокий уровень.

Карамзин и Николай I

39:48
  • Карамзин убеждает Николая I не идти навстречу декабристам.
  • Николай I дорожит Карамзиным, несмотря на его болезнь и смерть.

Жуковский и мировая литература

41:43
  • Жуковский переводит произведения мировой литературы, обогащая русскую культуру.
  • Он стремится создать "сияющую душу" русского народа.

Война с Наполеоном

44:37
  • Война с Наполеоном всколыхнула Россию, но не вызвала массового свободомыслия.
  • Образованное общество было потрясено, но простой народ был смущен.

Заграничный поход

48:26
  • Заграничный поход 1813-1814 годов способствовал развитию русского самосознания.
  • Русская молодежь соприкоснулась с западной культурой и философией.

Романтическая философия

50:25
  • Романтическая философия коллектива и нации легла на индивидуалистическую почву.
  • В России не было предшествующего опыта европейского индивидуализма, что повлияло на национальное сознание.

Возвышение России

53:21
  • Россия из периферийной страны становится величайшей державой.
  • Александр I диктует условия на Венском конгрессе 1815 года.
  • Россия побеждает Наполеона и освобождает Европу.

Влияние на русскую культуру

54:21
  • Возвышение России вызывает взрыв русской культуры.
  • Освобождение Европы не означает освобождение крестьян.
  • Россия вступает в мировую культуру на волне романтизма.

Философский кружок в Москве

56:17
  • В 1823 году в Москве складывается философский кружок.
  • Кружок состоит из аристократических юношей, учившихся в Московском университете.
  • Председатель кружка — князь Владимир Одоевский.

Дмитрий Веневитинов

58:13
  • Веневитинов — центр кружка, известный своими философскими докладами.
  • Он знал философию Шиллера и Канта.
  • Веневитинов писал о единстве ума и сердца.

Философия и самобытность России

1:01:08
  • Философия немецкого романтизма переводится на русские рельсы.
  • Философия должна возвести русский народ.
  • Философия осмысляет забытую истину и нравственную свободу.

Интуиция и величие России

1:04:02
  • Веневитинов считал интуицию важнее разума.
  • Интуиция сердца подсказывает величие России.
  • Веневитинов скоропостижно скончался в 22 года.

Другие члены кружка

1:05:58
  • В кружок входили Иван Киреевский, Пётр Шевырев, Погодин.
  • Они увлекались идеями трилогии идей и строительства жизни в Боге.
  • Кружок был знаком с Пушкиным.

Князь Владимир Одоевский

1:07:54
  • Одоевский — председатель кружка, последний носитель древней фамилии.
  • Его произведение "Русские ночи" — замечательное литературное достижение.
  • Одоевский издавал журнал "Сельское чтение" и праздновал отмену крепостного права.

Мистицизм и западная философия

1:09:49
  • Одоевский был мистиком, вдохновленным идеями Сен-Мартена.
  • Сен-Мартен восстановил идею грехопадения в западном богословии.
  • Идея поврежденности человеческого ума была близка Одоевскому.

Грехопадение и восстановление

1:11:46
  • Грехопадение Адама и его последствия.
  • Человеческая культура и эстетика помогают выйти из состояния падшести.
  • Искусство и литература могут быть разрушительными, но также созидательными.

Восстановление природы и общества

1:12:44
  • Восстановление общества через культуру.
  • Человек восстанавливает природу, преодолевая свою падшесть.
  • Князь Одоевский как философ и естествоиспытатель.

Роль человека в природе

1:13:44
  • Человек призван помогать изнуренным силам природы.
  • Природа изнурена падшести человека.
  • Человек может бороться со грехом через познание любви и искусства.

Искусство, религия и наука

1:15:41
  • Искусство, религия и наука как компоненты свободной человеческой воли.
  • Животные не обладают этими компонентами.
  • Идеал животного мира у пророка Исаии.

Искусство и наука

1:17:38
  • Искусство создает эстетический идеал.
  • Наука изучает мир и исправляет его изъяны.
  • Пример медицины: профилактика и лечение болезней.

Целостность науки, религии и искусства

1:20:29
  • Целостность как задача внутренней работы.
  • Единство веры, искусства и науки исправляет мир.
  • Культура как искусственная форма ослабляет человека.

Инстинктуальные силы и интуиция

1:22:26
  • Культура убивает интуицию и инстинктуальные силы.
  • Одоевский занимается магнетизмом и сомнамбулизмом.
  • Необходимость углубления внутрь себя для восстановления.

Спасение через новый народ

1:25:21
  • Спасение Запада через новый народ с новыми силами.
  • Россия как носитель новых сил.
  • Внутреннее преображение культуры Запада.

Россия и Запад

1:27:17
  • Россия как центр цивилизации в XIX веке.
  • Западу не хватает свежих соков славянского Востока.
  • Идея русских корней и сил.

Князь Одоевский и его музыка

1:29:14
  • Князь Одоевский изучал музыку до конца жизни.
  • Он играл сам и записывал музыку как форму организации жизни.
  • Одоевский был незаслуженно забыт в России.

Петр Чаадаев

1:30:12
  • Чаадаев происходил из древнего рода и воспитывался в семье матери.
  • В 14 лет он уже учился в университетском лицее и Московском университете.
  • Екатерина Раевская считала его самым видным молодым человеком в Петербурге.

Дружба с Пушкиным

1:31:12
  • В 1816 году Чаадаев познакомился с Пушкиным.
  • Пушкин посвятил Чаадаеву свои пылкие стихи юности.
  • Чаадаев участвовал в Бородинской битве и заграничном походе.

Бунт в Семеновском полку

1:34:05
  • В 1820 году в Семеновском полку был бунт, подавленный с наказанием участников.
  • Чаадаев был послан с письмом к Александру I в Германию.
  • После возвращения Чаадаев ушел в отставку и уехал в Европу.

Жизнь за границей

1:36:56
  • Чаадаев слушал лекции в Германии, посещал Париж и Милан.
  • Он общался с французскими интеллектуалами, включая графа Жозефа де Местра.
  • Чаадаев увлекся идеями французских националистов.

Возвращение в Россию

1:41:44
  • После возвращения Чаадаев шокировал петербургские салоны.
  • Он писал свои знаменитые философические письма на французском языке.
  • В 1836 году одно из его писем было опубликовано в журнале "Телескоп", что привело к его закрытию и ссылке издателя.

Религиозный кризис и философия

1:45:38
  • Чаадаев пережил религиозный кризис в 1823-1826 годах.
  • Его философия истории основана на понимании христианства как вечной божественной силы.
  • Христианство для Чаадаева было не только нравственной системой, но и универсальной духовной силой.

Христианская эсхатология

1:46:36
  • Христианство стремится к установлению Царства Божьего на земле.
  • Царство Божие может быть установлено через духовное преображение людей.
  • Христианские законы действуют на людей, изменяя их и преображая.

Нравственные законы

1:47:33
  • Нравственные законы христианские законы не отменены, как физические законы.
  • Всегда есть возможность исправиться, пока человек жив.
  • Задача философа и церкви – объяснить людям, почему они страдают.

Философия и животное состояние человека

1:48:31
  • Философия, занимающаяся животным состоянием человека, становится философией животных.
  • Необходимо возводить человека к человеческому состоянию.
  • Общение, симпатия, любовь и сострадание формируют человека.

Происхождение разума

1:51:23
  • Разум человека – это механизм слышания и понимания Бога.
  • Диалог с Богом продолжается даже после грехопадения.
  • Восстановление разрушенного механизма разума необходимо.

Соборность и служение другим

1:52:23
  • Соборность помогает преодолеть падшесть.
  • Служение другим исполняет закон Христа.
  • Субъективный разум, считающий себя обособленным, затуманивает предметы.

Свобода и воля Божья

1:55:16
  • Свобода человека должна быть свободой в Боге.
  • Человек должен свободно осуществлять волю Божью.
  • Полное подчинение воле Божьей ведет к слиянию с природой и мирозданием.

Личное и социальное бытие

1:58:11
  • Личное бытие эгоистично, социальное – созидательно.
  • Человек должен стремиться к слиянию с великим духовным целым.
  • Познание происходит через взаимодействие и служение друг другу.

Христианство и история

2:00:08
  • Христианство проявляется в историческом бытии.
  • История осуществляется божественной волей.
  • Христианский Запад сохранил и развил культурные и интеллектуальные ценности.

Христианский Запад

2:02:02
  • Христианский Запад – центр мира, несмотря на его несовершенства.
  • В западном мире видны социальность, общительность и взаимная жертва.
  • Католическая церковь сохраняет и развивает христианские ценности.

Вестфальский мир и христианство

2:03:58
  • Вестфальский мир положил конец политическому христианству.
  • Христианство должно жить в области духа и преобразовывать общество.
  • Христианство должно раствориться в обществе, а не быть политическим центром.

Россия и божественное проведение

2:04:56
  • Россия исключена из божественного блага и предоставлена сама себе.
  • Россия живет без божественной благодати, что приводит к мрачному существованию.
  • Россия не затронута всемирным испытанием человечества.

Призвание России

2:06:52
  • Россия должна дать миру важный урок.
  • Россия брошена на произвол судьбы и оставлена на периферии христианского мира.
  • Россия призвана разрешить все вопросы, возбуждающие ум в Европе.

Христианство и цивилизация

2:09:44
  • Христианство на Западе создало христианскую цивилизацию.
  • В России христианство не имело тех последствий, что на Западе.
  • Религия в России обособляет людей, а не созидает.

Будущая задача России

2:10:44
  • Россия должна взять на себя инициативу проведения великодушных мыслей.
  • Россия может созидать великодушные мысли для Европы и всего христианского мира.
  • Россия призвана обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого.

Апология России

2:12:42
  • Россия хранилась для воссоздания единства христианского мира.
  • Россия должна выйти на мировую арену для воссоздания единства.
  • Россия должна стремиться к истине, а не к эгоизму.

Трагедия 20 века

2:16:26
  • Россия стала важным элементом для мира, но элементом разрушения.
  • Мечта о собственном призвании на благо привела к противоположному результату.
  • После 1917 года мир изменился, появилась идея социального государства.

Заключение

2:17:26
  • Те, кто мыслил так же, как Чаадаев, либо погибли, либо уехали за границу.
  • Пример России изменил мир, появились новые социальные идеи.
  • Благодарность за внимание и извинения за возможные неточности.