Профильный ЕГЭ 2024. Задача 12. Тригонометрические уравнения. 10 класс

YOUTUBE · 19.11.2025 03:03

Ключевые темы и таймкоды

Введение и приветствие

0:14
  • Проблемы со звуком, но теперь все в порядке.
  • Приветствие зрителей и предложение представиться.
  • Объявление о начале второго занятия весенней школы для десятиклассников.

Цели и формат занятий

1:37
  • Занятия проводятся раз в неделю, в ненапряженном режиме.
  • Цель - познакомить с материалами ЕГЭ и методами решения задач.
  • Основное внимание уделяется пониманию, а не заучиванию формул.

Тема занятия и структура задания

2:52
  • Обсуждение тригонометрических уравнений и их решений.
  • Задание 12 из второй части ЕГЭ, где проверяется решение.
  • Пункты задания: решение уравнения и отбор корней.

Представление преподавателя

3:52
  • Преподаватель Андрей Пальков рассказывает о себе и своем канале.
  • Канал существует с 2018 года, материалы предназначены для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
  • Преподаватель занимается математикой и подготовкой к ЕГЭ более 10 лет.

Важность повторения и интенсив

5:37
  • Рекомендация подписаться на телеграм-канал для получения актуальной информации.
  • Интенсив "Сироп" для подготовки к ЕГЭ, который начнется в этом году.
  • Переход к обсуждению задания 12 и типов уравнений.

Введение в тригонометрические уравнения

7:44
  • Обсуждение важности умения решать тригонометрические уравнения.
  • Упоминание о необходимости знания формул и свойств тригонометрических функций.
  • Важность понимания четности, нечетности, периодичности и ограниченности функций.

Методы решения тригонометрических уравнений

8:43
  • Умение раскладывать на множители и сводить к квадратному уравнению.
  • Использование замены и простейших уравнений.
  • Важность знания формул и свойств тригонометрических функций.

Специфические приемы и отбор корней

9:43
  • Упоминание однородных уравнений, метода вспомогательного угла и метода оценки.
  • Важность освоения нескольких методов решения уравнений.
  • Примеры задач, доступных для решения в десятом классе.

Отбор корней на заданном промежутке

10:43
  • Методы отбора корней: окружность, двойные неравенства и метод подбора.
  • Важность освоения нескольких методов для успешного решения задач.
  • Примеры простых уравнений и их решения.

Решение уравнений с синусом и косинусом

11:43
  • Ограничения значений синуса и косинуса.
  • Условия наличия решений для уравнений с синусом и косинусом.
  • Примеры решений и их запись.

Использование окружности для решения уравнений

12:43
  • Объяснение использования единичной окружности для решения уравнений.
  • Важность понимания, что решения существуют только в определенных пределах.
  • Примеры точек на окружности и их соответствие значениям синуса и косинуса.

Аркфункции и их значение

13:43
  • Объяснение понятия аркфункции и её значения.
  • Важность понимания аркфункции для решения уравнений.
  • Примеры записи решений и их интерпретация.

Введение в тригонометрию

16:58
  • Объяснение, что две дуги на окружности имеют одинаковую длину, если хорда параллельна диаметру.
  • Пример с синусом и косинусом, где арксинус равен пи на шесть.
  • Важность понимания основных значений синуса и косинуса для решения задач.

Различие между пи и пи на 6

17:58
  • Различие между пи и пи на шесть: пи проходит целый круг, а пи на шесть - пол круга.
  • Замена синуса на косинус и объяснение, что косинус также имеет значения между минус единицей и единицей.
  • Уравнение косинуса и его решения.

Периодичность функций

19:58
  • Функции синус и косинус периодичны с периодом два пи.
  • Объяснение, что при прохождении целого круга угол и дуга остаются теми же.
  • Функция косинус четная, что позволяет использовать углы со знаком минус.

Монотонность функций

20:58
  • Объяснение монотонности функций синус и косинус.
  • Установление границ для арксинуса и аркосинуса.
  • Подготовка к решению уравнений с использованием обратных функций.

Решение тригонометрических уравнений

22:58
  • Важность умения решать простейшие уравнения с синусом и косинусом.
  • Использование формул и свойств четности-нечетности.
  • Сведение функций к одному аргументу для упрощения уравнения.

Преобразование уравнения

24:58
  • Преобразование косинуса и синуса к одному аргументу.
  • Использование формул для упрощения уравнения.
  • Важность контроля и проверки на ошибки при решении уравнений.

Разложение на множители

26:53
  • Разложение уравнения на множители для упрощения.
  • Избегание деления на ноль и потери корней.
  • Применение метода разложения на множители для решения уравнений.

Решение уравнения

28:53
  • Преобразование уравнения в произведение.
  • Нахождение корней уравнения через ось синусов.
  • Определение точек на оси синусов и их значения.

Проблемы с делением на синус

29:53
  • Потеря двух серий при делении на синус.
  • Решение уравнения с использованием таблицы значений синуса.
  • Определение углов и их значений.

Запись ответа

30:53
  • Запись ответа в виде серий.
  • Важность правильного выбора стартовой точки.
  • Подведение итогов и написание ответа.

Вопросы и ответы

31:53
  • Различие между арксинусом и синусом в минус первой степени.
  • Упрощение шагов решения.
  • Запись ответа и отбор корней.

Запись ответа и отбор корней

32:53
  • Запись ответа через единичку в степени.
  • Преимущества и недостатки различных методов записи.
  • Отбор корней и использование окружности.

Использование окружности

33:53
  • Показ точек на окружности.
  • Определение конкретных точек на дуге.
  • Подсчет корней и их визуализация.

Визуализация корней

34:48
  • Показ точек на дуге окружности.
  • Определение конкретных точек.
  • Подсчет корней и визуализация на окружности.

Заключение

35:48
  • Подведение итогов.
  • Важность наглядности и простоты.
  • Рекомендации по записи ответа и отбору корней.

Решение задачи с точками

40:48
  • Обсуждение пути от точки пи до точки два пи и обратно.
  • Подписание всех точек: пи, семь пи на шесть, один пи на шесть, два пи.
  • Важность правильного порядка точек в ответе.

Подведение итогов и проверка

41:48
  • Подведение итогов работы и важность правильного ответа.
  • Обсуждение необходимости подписывать оси и концевые точки дуги.
  • Объяснение, почему не нужно подписывать плюс два пи.

Объяснение метода двойных неравенств

44:43
  • Объяснение метода двойных неравенств для нахождения точек.
  • Важность правильного использования существительных вместо местоимений.
  • Обсуждение метода двойных неравенств и его применения.

Решение задачи с косинусом разности

47:43
  • Использование формулы косинуса разности для решения задачи.
  • Объяснение табличных величин и их применения.
  • Важность правильного переноса слагаемых и разложения на множители.

Решение задачи с синусом и косинусом

50:43
  • Решение уравнения с синусом и косинусом.
  • Объяснение метода разложения на множители для нахождения корней.
  • Подведение итогов и запись ответа для обоих пунктов задачи.

Деление на синус и косинус

52:38
  • Деление на синус и косинус возможно, если заранее известно, что функция не равна нулю.
  • Если функция не равна нулю, можно смело делить на нее.
  • Деление не является идеальным действием, но в некоторых случаях это необходимо.

Сведение точек в одну серию

53:38
  • Две точки можно свести в одну серию, если знать, что это частный случай.
  • Важно не экономить чернила и бумагу, чтобы не потерять серию.
  • В прошлом году были задачи, где точки отличались на пи.

Формула косинуса разности

54:38
  • Формула косинуса разности обсуждалась в прошлом занятии.
  • Функция косинуса четная, что объясняет наличие корней со знаком минус.
  • В синусе точки могут быть на верхней или нижней дуге, но не отличаются знаком.

Полезность стрима для 11 класса

56:38
  • Стрим полезен для повторения материала перед ЕГЭ.
  • Задания с арккосинусом и арксинусом полезны для вступительных в институт.
  • Важно уметь решать такие задачи для успешного поступления.

Решение задач с дугами

57:38
  • Задачи с дугами решаются с помощью окружности, двойных неравенств или метода подбора.
  • Важно подписывать найденные точки, чтобы не запутаться.
  • Механическое перенесение значений может привести к ошибкам.

Написание ответов

1:00:36
  • При написании ответов важно четко указывать, что относится к пункту А, а что к пункту Б.
  • Проверяющий должен понимать, что относится к каждому пункту.
  • Неправильное указание может привести к снижению баллов.

Подготовка к ЕГЭ

1:02:33
  • Занятия по подготовке к ЕГЭ начались с первого февраля.
  • В феврале и мае будут интенсивные занятия для повторения всех задач.
  • Важно структурировать знания и готовиться самостоятельно или с преподавателем.

Синус икс равен нулю

1:03:33
  • Синус икс равен нулю, если точки диаметрально противоположны.
  • Обязательно писать все целые значения, чтобы избежать недоразумений.
  • Проверяющий не знает, сколько крокодилов или кустов у вас во дворе.

Расписание весенней школы

1:04:33
  • В весенней школе будут занятия по задачам 1, 10, 15 и 16.
  • Домашнее задание уже доступно на портале.
  • Пробники и решения задач проверяются и предоставляются обратная связь.

Решение задачи с синусом и косинусом

1:05:33
  • Использование формулы синуса суммы для упрощения уравнения.
  • Преобразование уравнения для упрощения и получения простейшего вида.
  • Повторение задач на ЕГЭ, но с разными коэффициентами и аргументами.

Регистрация и материалы на портале

1:08:33
  • Весенняя школа открыта для всех желающих.
  • Материалы доступны бесплатно, регистрация не требуется.
  • Две кнопки для регистрации и бесплатного доступа.

Решение задачи с косинусом

1:09:28
  • Использование метода двойных углов для нахождения корней.
  • Наглядное представление точек на окружности.
  • Упрощение уравнения и нахождение корней.

Повторение задач и подготовка к ЕГЭ

1:10:28
  • Повторение идей для быстрого решения задач.
  • Подготовка к ЕГЭ требует многократного решения задач.
  • Важность быстрого и правильного решения задач.

Вопросы и ответы

1:11:28
  • Обсуждение вопросов о написании углов и точек.
  • Важность правильного отображения точек на окружности.
  • Примеры и советы по решению задач.

Решение задачи с дугой

1:14:28
  • Проблемы с отображением точек на окружности.
  • Наглядное представление дуги и точек.
  • Правильное отображение точек для нахождения корней.

Решение задачи с точками

1:17:28
  • Прохождение через точку четное количество пи.
  • Приведение к общему знаменателю и подписание точек.
  • Решение пункта А и Б одновременно.

Использование букв и целые числа

1:18:23
  • Использование одной буквы для целых чисел.
  • Подписание точек: минус пять пи, минус три пи, минус четыре пи.
  • Завершение задачи и вопросы о времени.

Формулы понижения степени

1:19:23
  • Формулы понижения степени и их вывод.
  • Указание на целые числа в ответе.
  • Решение уравнения с косинусом и синусом.

Оформление задач на ЕГЭ

1:20:23
  • Использование одинаковых букв в ответе.
  • Подписание концевых точек и дуги.
  • Примеры задач на ЕГЭ и их оформление.

Прогноз на ЕГЭ 2023

1:23:23
  • Прогноз на количество задач и их темы.
  • Темы первой и второй части ЕГЭ.
  • Примеры задач и их сложность.

Решение уравнения с косинусом

1:24:23
  • Преобразование уравнения с косинусом.
  • Ошибка и её исправление.
  • Приведение уравнения к квадратному.

Решение квадратного уравнения

1:25:23
  • Замена переменной и приведение к квадратному уравнению.
  • Подсчет дискриминанта и корней.
  • Обратная замена и нахождение значений косинуса.

Проверка ответов

1:28:18
  • Проверка правильности корней.
  • Обратная замена и нахождение значений косинуса.
  • Вопросы о целых числах и арккосинусе.

Решение уравнения

1:30:18
  • Уравнение не имеет корней, так как минус три корня из трех на два меньше, чем минус один.
  • Важно делать замены и обратную замену для проверки правильности решения.
  • Замена помогает избежать ошибок и дисциплинирует процесс решения.

Актуальность темы для девятиклассников

1:31:18
  • Тема актуальна для тех, кто изучает тригонометрию в девятом классе.
  • Важно делить на косинус, если он равен нулю.
  • Доказательство неравенства очевидно, так как минус три корня из трех на два меньше минус одного.

Вопросы и ответы

1:32:18
  • Вопросы не по теме не рассматриваются, но можно найти ответы в телеграме.
  • Расписание занятий публикуется в телеграме и на сайте.
  • Важно подписываться на телеграм для получения актуальной информации.

Подготовка к занятиям

1:33:18
  • Во время стримов будет много занятий, поэтому нужно запастись силами и материалами.
  • Важно понимать, что некоторые занятия могут быть сложными.
  • Подготовка включает в себя физические силы и наличие необходимых материалов.

Решение задачи

1:34:18
  • Решение задачи с использованием двойных неравенств.
  • Важно объяснять свои действия, чтобы проверяющий понимал процесс.
  • В пункте А используются серии, а в пункте Б - конкретные числа.

Итоги и планы

1:35:16
  • Тригонометрию можно освоить за разумное время, достаточно восьми занятий.
  • Важно объяснять свои действия и понимать, что делаешь.
  • Следующее занятие весенней школы состоится 20 апреля в 16:00.

Летняя школа и годовой курс

1:37:13
  • Летняя школа для углубленного изучения тем.
  • Годовой курс включает 100+ занятий с нуля, начиная с определения тригонометрических функций.
  • Курс включает множество домашних заданий и пробников для практики.