Введение 0:00 Маргарита Балакирская представляет программу "Вездеход" и рассказывает о путешествии по Уралу с гидами-краеведами. В программе обсуждаются вопросы, связанные с историей старообрядцев и их влиянием на Екатеринбург.
Старообрядцы на Урале 1:21 Старообрядцы появились на Урале в XVIII веке и стали доминировать в бизнесе и городском самоуправлении Екатеринбурга. В Екатеринбурге есть место, связанное со старообрядцами, - Свято-Троицкий собор, который был построен как главная старообрядческая церковь.
Боярыня Морозова и старообрядцы 5:35 Боярыня Морозова - символ старообрядцев, готовых пожертвовать жизнью ради своей веры. Люди вокруг нее символизируют расколотое общество, ищущее компромиссы.
История старообрядцев на Урале 8:00 Первые старообрядцы появились на берегах озера Шарташ, а затем переехали в Екатеринбург. Знаменитые купцы Рязановы были крепостными крестьянами Троицы Сергиевой лавры.
Старообрядческая община и старшины 10:37 Внутри старообрядческого мира существовала внутренняя форма самоорганизации, построенная на демократических принципах. Авторитет старшины старообрядческого общества был более весомым, чем авторитет православного священника.
Старообрядцы и их влияние на Екатеринбург 11:21 Старообрядцы занимали значительную роль в предпринимательском классе Екатеринбурга, особенно среди купцов. В Екатеринбурге было много старообрядческих усадеб, включая дом Меркурия Рязанова.
История старообрядцев и их отношения с государством 12:17 В период террора старообрядцев придали анафеме и подвергали жестоким гонениям. При Петре I отношение к старообрядцам изменилось, они были обложены двойным налогом, но им разрешили иметь свои монастыри. Екатерина II создала законодательную базу для старообрядцев, что позволило им процветать и занимать лидирующие позиции в обществе.
Старообрядцы и их социальная самоорганизация 18:00 Старообрядцы стремились к легализации своей социальной самоорганизации и диалогу с властью. При Александре I старообрядцы почти добились успеха, но при Николае I единоверие стало инструментом давления на старообрядцев. В 1838 году старообрядцам запретили иметь отношение к старообрядчеству, что привело к изменению российского законодательства.
Старообрядцы в Екатеринбурге 23:57 Екатеринбургские предприниматели, старообрядцы, занимались разработкой золотых приисков в Сибири. Они столкнулись с выбором между деньгами и верой, как и боярыня Морозова.
Купцы Тарасовы 29:34 Купцы Тарасовы, ослушавшиеся власти, были сосланы на север, но вернулись через девять лет. Они были покровителями старообрядцев и жили в доме, который сейчас называется Тарасовской набережной.
Памятники старообрядчества 31:21 Дворец Расторгуева, торговый центр "Европа", резиденция губернатора и другие памятники связаны с историей старообрядчества в Екатеринбурге. Старообрядцы жили в своем районе, который назывался старообрядческой заимкой.
Золотой век старообрядцев 35:53 Успехи в бизнесе старообрядцев совпадали с репрессиями против них со стороны государства. Парадокс заключался в том, что золотой век старообрядцев был во времена правления Николая Первого.
Старообрядцы и их история 36:38 В начале 19 века старообрядцам было хуже, чем при Николае Первом, так как при нем был принят закон о веротерпимости. Старообрядцы ответили на гонения переходом в единоверие, отказом от священников или созданием своей зарубежной церкви.
Старообрядцы в пореформенное время 40:01 В пореформенное время старообрядцы Екатеринбурга жили счастливо, имели богатых и состоятельных людей, которые были спонсорами и возглавляли общины.
Советская власть и старообрядцы 42:10 Советская власть не различала старообрядцев и православных, преследовала их так же, как и православных.
Современные старообрядцы и их исследования 44:39 Современные старообрядцы активно участвуют в своих религиозных практиках, и их история хорошо изучена историками. Уральский университет и истфак являются главными центрами изучения старообрядчества в масштабах страны.