Высокая схоластика 0:00 Эпоха высокой схоластики: XIII век до начала XIV века. Поворотный век в истории Европы и европейской культуры. В XIV веке произошла катастрофа - чума, изменившая многое.
Влияние XIII века 1:03 XIII век связан с важными событиями, которые продолжают развиваться до сих пор. В XIII веке появились университеты, что стало традицией, продолжающейся до сих пор. Термин "университет" появился в Париже в 1221 году.
Подготовка XIII века 2:03 В XII веке возникла городская культура и интеллектуалы перешли в города. Процветали большие школы кафедральные студиум генералы. Сложились новые формы знаний, которые суммировали и обобщали информацию.
Компендиумы XII века 2:51 Информация должна была работать и объединяться. Примеры компендиумов XII века: декрет магистра Грациана 1141 год, сентенции Петра Ломбардского 1150 год, трактат "Вера биляра да и нет". Эти работы символизировали новую форму науки.
Авторитеты и диалектика 5:17 Авторитеты и диалектика - два столпа средневековой схоластики. Диалектика использовалась для рационального анализа теологических вопросов. Умение видеть внутреннее согласие за внешней противоречивостью авторитетов.
Схоластический метод 5:40 В старых учебниках по средневековой философии утверждается, что у схоластики был особый метод. Современные медиевисты считают, что метод был интуитивным и формировался в университетах. Грабман считал, что раннее средневековье ориентировалось на авторитеты, а зрелое - на рациональность.
Гармоническое отношение авторитетов и рациональности 6:37 В средневековье авторитеты и рациональность находились в гармоническом отношении. Авторитеты не принимались без рационального прояснения. Были школярские цитаты, но они не были философскими трактатами.
Феномен переводов 7:35 Запад пережил три большие революции в переводах. Первая революция связана с Августином, который цитировал языческие трактаты. Вторая революция произошла в IX веке с переводом восточных богословских текстов.
Третья революция 10:05 Третья революция началась в XII веке и достигла апогея в XIII веке. Запад внезапно открыл для себя Аристотеля и других философов. Переводятся арабские философы, богословы и алхимическая литература.
История переводов 12:59 Тексты, переведенные в конце XII века, были недоступны на Западе около тысячи лет. Эти тексты осели в неортодоксальных христианских церквях на Ближнем Востоке. Сирийский язык стал языком международного общения для перевода богословской и философской литературы.
Переводческие школы 15:44 В неортодоксальных христианских церквях возникли специальные переводческие школы. Эти школы защищали свои позиции против ортодоксов. Тексты, важные для Запада XIII века, сначала появились в неортодоксальных христианских церквях.
Арабские завоевания и их влияние 17:05 Арабы, вдохновленные пророком Мухаммедом, начали завоевания, демонстрируя военную мощь. Они постепенно отвоевывали территории у варваров, включая Северную Африку. Арабские набеги на Европу через Северную Африку и Испанию угрожали латинскому Западу.
Влияние ислама на Европу 18:56 Если бы ислам не встретил сопротивления, Европа могла бы стать исламской. Исламская философия и культура могли бы доминировать в Европе. Латинский Запад начал свой путь к цивилизации, сталкиваясь с языческими восстаниями.
Арабская философия и её влияние 21:30 В Багдаде возникла школа переводчиков, покровительствовавшая философам. Арабская философия соединяла теологию и греческую философию Аристотеля и неоплатонизма. Ибн Сина и Ибн Рушд были выдающимися философами, чьи работы оказали значительное влияние.
Влияние арабской философии на Европу 26:40 В советское время арабская философия была популярна, но переводы на русский язык были редки. В начале 90-х годов переводы арабских авторов стали доступны, но интерес к арабской философии постепенно угасал. Христианские авторы открывали для себя арабскую философию, что привело к её влиянию на средневековую философию.
Университетская философия и её влияние 28:23 Арабская модель философской жизни была принята христианским обществом. Университеты в западном смысле появились в Европе в XIII веке, но модель философского дискурса была заимствована из арабского мира. Влияние арабов на европейскую философию было значительным, несмотря на отсутствие университетов в арабском мире.
История распространения философии 31:35 Философия развивалась в Афинах и Риме, затем распространилась на восток. Арабские завоеватели принесли философию обратно на запад через Португалию и Испанию. Христианский мир начал осваивать арабскую интеллектуальную культуру, что привело к высокой схоластике.
Влияние мигрантов и интеллектуальные вирусы 33:14 Мигранты могут приносить новые инфекционные заболевания, на которые нет антибиотиков. Арабы принесли на запад интеллектуальные вирусы, такие как греческая философия. Переводческие школы в Византии, Неаполе и Испании способствовали усвоению этих знаний.
Реми Брак и его вклад 35:01 Реми Брак, специалист по исламской философии, изучил арабский язык и преподавал в Сорбонне и Мюнхене. Его книга "Европа и римская идея" объясняет, что Европа не имеет собственной оригинальной культуры, а является синтезом различных культур. Европа никогда не имела своей культуры, а всегда усваивала и синтезировала чужие культуры.
Национализм и европейская идентичность 38:26 Национализм в Европе привел к великим войнам и утрате экономического и культурного приоритета. Европа должна избегать жесткого национализма, чтобы не повторять ошибки прошлого. Римская идея заключается в умении синтезировать культуры и использовать их преимущества для создания своей оригинальной культуры.
Что такое схоластика? 40:32 Схоластика - это академическая наука, сформировавшаяся в XIII веке. Она включает профессионализацию мыслителей и создание корпораций, таких как цехи. Университеты создавались по модели цехов, где мастера задавали стандарты мастерства.
Университеты и их независимость 45:51 Университеты возникали в начале XIII века и имели три вида независимости: юридическую, финансовую и академическую. Юридическая независимость позволяла студентам и профессорам быть под юрисдикцией церковных властей. Финансовая независимость обеспечивалась церковными финансами и взносами студентов.
Академическая независимость 50:23 Университеты разрабатывали свои академические программы независимо от государства. Университеты имели своих канцлеров и руководителей. Примеры старейших университетов: Оксфорд, Тулуза, Прага, Вена.
Образование в средневековых университетах 53:03 Мальчики учились в монастырских и кафедральных школах с 9-10 лет до 14-15 лет. Основные навыки: чтение, письмо, счет, чтение Библии. В университеты можно было поступать с 15 лет, и обучение продолжалось до 18 лет.
Факультет искусства 54:38 В 15 лет поступали на факультет искусства, где сдавали устный экзамен. Экзамен требовал умения аргументировать и обсуждать темы. В отличие от современных тестов, средневековые экзамены оценивали умение говорить и думать.
Программа философского факультета 56:50 Изучали Аристотеля, логику, метафизику, риторику и грамматику. Учились шесть лет, первые два года получали звание бакалавра искусств. Выпускники могли поступить на продвинутые факультеты: юридический, медицинский или философский.
Автономия университетов 59:51 Университеты имели автономию, студенты выбирали ректора и декана. Наполеон изменил систему, передав управление профессорам. Система обучения была строгой и длилась 14 лет.
Современные образовательные системы 1:01:49 Современное образование длится 20 лет, что неэффективно. Школа и университет должны быть пересмотрены для улучшения качества обучения. Дети не должны проводить 11 лет в школе, это слишком долго.
Теологические факультеты 1:04:30 Студенты проходили три ступени: изучение Библии, патристики и преподавание. Для получения степени магистра теологии нужно было выдержать диспут и прочитать инаугурационную лекцию. Система включала втягивание студентов в преподавательскую жизнь.
Вопросы и литература 1:07:18 Вопросы по средневековой философии и литературе. Основные тексты для чтения: Августин, Борец, Новентура, Целери. Литература по истории церкви и философии.
Подходы к преподаванию 1:08:18 Лекции по анализу текстов и пониманию эпохи. Обзорные лекции по эпохам 12 и 13 веков. Важность контекста для понимания эпохи.
Учебники и литература 1:09:18 Рекомендации по учебникам: Фредерик Чарльз Коста, Жиль, Аленда Либера. Преимущества и недостатки различных учебников. Дополнительные книги для расширения интересов.
Жан Демо и Жак Ле Гофф 1:11:42 Жан Демо и его книги по средневековой цивилизации. Жак Ле Гофф и его работы по средневековым интеллектуалам. Французский стиль описания и его особенности.
Проблемы перевода 1:14:57 Проблемы перевода средневековых текстов. Ошибки в переводе имен и сюжетов. Рекомендации по переводам и их качеству.
Дополнительная литература 1:17:00 Рекомендация специальной литературы по периодам истории. Важность интереса студентов к чтению. Рекомендации по оригинальным текстам и учебникам.
Университет и академическое мышление 1:18:07 Университет возник как корпорация, породив понятие профессионализма и академического мышления. В эпоху Ренессанса художники и поэты создавали академии, критикуя университетскую науку. В XVII-XVIII веках академии наук влились в университетские структуры, возвращая приоритет университетам.
Университетская наука в западном мире 1:20:31 Университеты остаются центром научной жизни в западном мире, несмотря на исключения, такие как Пирс и Соловьев. Европейская наука имеет жесткую иерархию, что ограничивает влияние неакадемических лиц. В Украине ситуация более благоприятная для неакадемических влияний, что позволяет создавать новые формы и структуры.
Кризис университетской науки 1:25:21 Современная университетская наука в Украине находится в кризисе, несмотря на наличие хороших специалистов. В прошлом университетские преподаватели не всегда использовали свои возможности для написания книг и статей. Важно использовать преимущества хаоса для создания новых форм и структур.
Введение в философию Бонавентуры 1:28:16 Лекция посвящена философии Бонавентуры, его трактату "Путеводитель души к Богу". Бонавентура был итальянцем, сыном врача, и старше Фомы Аквинского. Его трактат является энциклопедией средневековой науки и мистики, охватывая все аспекты средневекового мировоззрения.
Леонский собор и его участники 1:31:37 Леонский собор был созван для соединения с православной церковью. Пома Финский, один из участников, умер по дороге на собор из-за инсульта. Пан Новентура, другой участник, сыграл ключевую роль в соборе и провозгласил речь в честь соединения католиков и православных.
Жизнь и наследие Пан Новентуры 1:33:09 Пан Новентура был тяжело болен в детстве, но выздоровел благодаря молитвам матери. Он стал францисканцем и преподавал в Сорбонне и Парижском университете. В 1274 году католики и православные на соборе были едины, но это единство долго не продержалось.
Паломничество на гору Альвера 1:34:10 Пан Новентура стал генералом ордена францисканцев и совершил паломничество на гору Альвера. На этой горе Франциск Ассизский пережил экстаз, который изменил его жизнь. Пан Новентура использовал это переживание для написания работы "Путеводитель души к Богу".
Символизм и экстаз 1:36:08 Пан Новентура видел в экстазе Франциска символ пути к Богу. Он описал шесть ступеней озарения, которые душа проходит через экстатическое излияние христианской любви. Богословие и философия тесно связаны, и Пан Новентура подчеркивал важность молитв и экстатического опыта.
Задание для студентов 1:38:36 Студентам предлагается прочитать вторую и третью главы книги Пан Новентуры. Важно отметить непонятные места и богословские натяжки. На первом занятии будет проведен совместный разбор этих фрагментов.
Схоластика и аргументация 1:41:24 Схоластика связана с культурой аргументации и имеет четкую структуру. Тексты схоластики имеют полемическую структуру и работают с аргументами. Рациональность в схоластике требует не только авторитетов, но и дискуссионного подхода.
Рациональность и проблемы 1:43:59 Рациональность включает постановку вопросов и решение проблем. Профессор предлагает проблемы, которые затем решаются. Рациональность рассматривается как процесс постижения и решения проблем в различных сферах жизни.
Жизненные проблемы и рациональность 1:44:58 Проблемы в рациональности связаны с жизненными ситуациями. Дискуссии в аудиториях были острыми и включали участие всех студентов. Рациональность, победившая в XIII веке, придала Западу динамику и зрелость.
Эмоциональное влияние и рациональность 1:45:58 Эмоциональные всплески часто ломают рациональность. В университетах диспуты отличаются от базаров. Базар создает туман и затемняет проблемы, в отличие от рациональности, которая стремится к ясности и доказательству.
Культура ясности и рациональности 1:46:57 Рациональность стремится к просветлению и уточнению. Базар создает завесу и пыль, в отличие от культуры ясности и рациональности. Культура основана на прояснении, что возможно только благодаря разуму.