Средневековая философия Эпоха высокой схоластики XIII век 4/8.

YOUTUBE · 18.11.2025 19:35

Ключевые темы и таймкоды

Высокая схоластика

0:00
  • Эпоха высокой схоластики: XIII век до начала XIV века.
  • Поворотный век в истории Европы и европейской культуры.
  • В XIV веке произошла катастрофа - чума, изменившая многое.

Влияние XIII века

1:03
  • XIII век связан с важными событиями, которые продолжают развиваться до сих пор.
  • В XIII веке появились университеты, что стало традицией, продолжающейся до сих пор.
  • Термин "университет" появился в Париже в 1221 году.

Подготовка XIII века

2:03
  • В XII веке возникла городская культура и интеллектуалы перешли в города.
  • Процветали большие школы кафедральные студиум генералы.
  • Сложились новые формы знаний, которые суммировали и обобщали информацию.

Компендиумы XII века

2:51
  • Информация должна была работать и объединяться.
  • Примеры компендиумов XII века: декрет магистра Грациана 1141 год, сентенции Петра Ломбардского 1150 год, трактат "Вера биляра да и нет".
  • Эти работы символизировали новую форму науки.

Авторитеты и диалектика

5:17
  • Авторитеты и диалектика - два столпа средневековой схоластики.
  • Диалектика использовалась для рационального анализа теологических вопросов.
  • Умение видеть внутреннее согласие за внешней противоречивостью авторитетов.

Схоластический метод

5:40
  • В старых учебниках по средневековой философии утверждается, что у схоластики был особый метод.
  • Современные медиевисты считают, что метод был интуитивным и формировался в университетах.
  • Грабман считал, что раннее средневековье ориентировалось на авторитеты, а зрелое - на рациональность.

Гармоническое отношение авторитетов и рациональности

6:37
  • В средневековье авторитеты и рациональность находились в гармоническом отношении.
  • Авторитеты не принимались без рационального прояснения.
  • Были школярские цитаты, но они не были философскими трактатами.

Феномен переводов

7:35
  • Запад пережил три большие революции в переводах.
  • Первая революция связана с Августином, который цитировал языческие трактаты.
  • Вторая революция произошла в IX веке с переводом восточных богословских текстов.

Третья революция

10:05
  • Третья революция началась в XII веке и достигла апогея в XIII веке.
  • Запад внезапно открыл для себя Аристотеля и других философов.
  • Переводятся арабские философы, богословы и алхимическая литература.

История переводов

12:59
  • Тексты, переведенные в конце XII века, были недоступны на Западе около тысячи лет.
  • Эти тексты осели в неортодоксальных христианских церквях на Ближнем Востоке.
  • Сирийский язык стал языком международного общения для перевода богословской и философской литературы.

Переводческие школы

15:44
  • В неортодоксальных христианских церквях возникли специальные переводческие школы.
  • Эти школы защищали свои позиции против ортодоксов.
  • Тексты, важные для Запада XIII века, сначала появились в неортодоксальных христианских церквях.

Арабские завоевания и их влияние

17:05
  • Арабы, вдохновленные пророком Мухаммедом, начали завоевания, демонстрируя военную мощь.
  • Они постепенно отвоевывали территории у варваров, включая Северную Африку.
  • Арабские набеги на Европу через Северную Африку и Испанию угрожали латинскому Западу.

Влияние ислама на Европу

18:56
  • Если бы ислам не встретил сопротивления, Европа могла бы стать исламской.
  • Исламская философия и культура могли бы доминировать в Европе.
  • Латинский Запад начал свой путь к цивилизации, сталкиваясь с языческими восстаниями.

Арабская философия и её влияние

21:30
  • В Багдаде возникла школа переводчиков, покровительствовавшая философам.
  • Арабская философия соединяла теологию и греческую философию Аристотеля и неоплатонизма.
  • Ибн Сина и Ибн Рушд были выдающимися философами, чьи работы оказали значительное влияние.

Влияние арабской философии на Европу

26:40
  • В советское время арабская философия была популярна, но переводы на русский язык были редки.
  • В начале 90-х годов переводы арабских авторов стали доступны, но интерес к арабской философии постепенно угасал.
  • Христианские авторы открывали для себя арабскую философию, что привело к её влиянию на средневековую философию.

Университетская философия и её влияние

28:23
  • Арабская модель философской жизни была принята христианским обществом.
  • Университеты в западном смысле появились в Европе в XIII веке, но модель философского дискурса была заимствована из арабского мира.
  • Влияние арабов на европейскую философию было значительным, несмотря на отсутствие университетов в арабском мире.

История распространения философии

31:35
  • Философия развивалась в Афинах и Риме, затем распространилась на восток.
  • Арабские завоеватели принесли философию обратно на запад через Португалию и Испанию.
  • Христианский мир начал осваивать арабскую интеллектуальную культуру, что привело к высокой схоластике.

Влияние мигрантов и интеллектуальные вирусы

33:14
  • Мигранты могут приносить новые инфекционные заболевания, на которые нет антибиотиков.
  • Арабы принесли на запад интеллектуальные вирусы, такие как греческая философия.
  • Переводческие школы в Византии, Неаполе и Испании способствовали усвоению этих знаний.

Реми Брак и его вклад

35:01
  • Реми Брак, специалист по исламской философии, изучил арабский язык и преподавал в Сорбонне и Мюнхене.
  • Его книга "Европа и римская идея" объясняет, что Европа не имеет собственной оригинальной культуры, а является синтезом различных культур.
  • Европа никогда не имела своей культуры, а всегда усваивала и синтезировала чужие культуры.

Национализм и европейская идентичность

38:26
  • Национализм в Европе привел к великим войнам и утрате экономического и культурного приоритета.
  • Европа должна избегать жесткого национализма, чтобы не повторять ошибки прошлого.
  • Римская идея заключается в умении синтезировать культуры и использовать их преимущества для создания своей оригинальной культуры.

Что такое схоластика?

40:32
  • Схоластика - это академическая наука, сформировавшаяся в XIII веке.
  • Она включает профессионализацию мыслителей и создание корпораций, таких как цехи.
  • Университеты создавались по модели цехов, где мастера задавали стандарты мастерства.

Университеты и их независимость

45:51
  • Университеты возникали в начале XIII века и имели три вида независимости: юридическую, финансовую и академическую.
  • Юридическая независимость позволяла студентам и профессорам быть под юрисдикцией церковных властей.
  • Финансовая независимость обеспечивалась церковными финансами и взносами студентов.

Академическая независимость

50:23
  • Университеты разрабатывали свои академические программы независимо от государства.
  • Университеты имели своих канцлеров и руководителей.
  • Примеры старейших университетов: Оксфорд, Тулуза, Прага, Вена.

Образование в средневековых университетах

53:03
  • Мальчики учились в монастырских и кафедральных школах с 9-10 лет до 14-15 лет.
  • Основные навыки: чтение, письмо, счет, чтение Библии.
  • В университеты можно было поступать с 15 лет, и обучение продолжалось до 18 лет.

Факультет искусства

54:38
  • В 15 лет поступали на факультет искусства, где сдавали устный экзамен.
  • Экзамен требовал умения аргументировать и обсуждать темы.
  • В отличие от современных тестов, средневековые экзамены оценивали умение говорить и думать.

Программа философского факультета

56:50
  • Изучали Аристотеля, логику, метафизику, риторику и грамматику.
  • Учились шесть лет, первые два года получали звание бакалавра искусств.
  • Выпускники могли поступить на продвинутые факультеты: юридический, медицинский или философский.

Автономия университетов

59:51
  • Университеты имели автономию, студенты выбирали ректора и декана.
  • Наполеон изменил систему, передав управление профессорам.
  • Система обучения была строгой и длилась 14 лет.

Современные образовательные системы

1:01:49
  • Современное образование длится 20 лет, что неэффективно.
  • Школа и университет должны быть пересмотрены для улучшения качества обучения.
  • Дети не должны проводить 11 лет в школе, это слишком долго.

Теологические факультеты

1:04:30
  • Студенты проходили три ступени: изучение Библии, патристики и преподавание.
  • Для получения степени магистра теологии нужно было выдержать диспут и прочитать инаугурационную лекцию.
  • Система включала втягивание студентов в преподавательскую жизнь.

Вопросы и литература

1:07:18
  • Вопросы по средневековой философии и литературе.
  • Основные тексты для чтения: Августин, Борец, Новентура, Целери.
  • Литература по истории церкви и философии.

Подходы к преподаванию

1:08:18
  • Лекции по анализу текстов и пониманию эпохи.
  • Обзорные лекции по эпохам 12 и 13 веков.
  • Важность контекста для понимания эпохи.

Учебники и литература

1:09:18
  • Рекомендации по учебникам: Фредерик Чарльз Коста, Жиль, Аленда Либера.
  • Преимущества и недостатки различных учебников.
  • Дополнительные книги для расширения интересов.

Жан Демо и Жак Ле Гофф

1:11:42
  • Жан Демо и его книги по средневековой цивилизации.
  • Жак Ле Гофф и его работы по средневековым интеллектуалам.
  • Французский стиль описания и его особенности.

Проблемы перевода

1:14:57
  • Проблемы перевода средневековых текстов.
  • Ошибки в переводе имен и сюжетов.
  • Рекомендации по переводам и их качеству.

Дополнительная литература

1:17:00
  • Рекомендация специальной литературы по периодам истории.
  • Важность интереса студентов к чтению.
  • Рекомендации по оригинальным текстам и учебникам.

Университет и академическое мышление

1:18:07
  • Университет возник как корпорация, породив понятие профессионализма и академического мышления.
  • В эпоху Ренессанса художники и поэты создавали академии, критикуя университетскую науку.
  • В XVII-XVIII веках академии наук влились в университетские структуры, возвращая приоритет университетам.

Университетская наука в западном мире

1:20:31
  • Университеты остаются центром научной жизни в западном мире, несмотря на исключения, такие как Пирс и Соловьев.
  • Европейская наука имеет жесткую иерархию, что ограничивает влияние неакадемических лиц.
  • В Украине ситуация более благоприятная для неакадемических влияний, что позволяет создавать новые формы и структуры.

Кризис университетской науки

1:25:21
  • Современная университетская наука в Украине находится в кризисе, несмотря на наличие хороших специалистов.
  • В прошлом университетские преподаватели не всегда использовали свои возможности для написания книг и статей.
  • Важно использовать преимущества хаоса для создания новых форм и структур.

Введение в философию Бонавентуры

1:28:16
  • Лекция посвящена философии Бонавентуры, его трактату "Путеводитель души к Богу".
  • Бонавентура был итальянцем, сыном врача, и старше Фомы Аквинского.
  • Его трактат является энциклопедией средневековой науки и мистики, охватывая все аспекты средневекового мировоззрения.

Леонский собор и его участники

1:31:37
  • Леонский собор был созван для соединения с православной церковью.
  • Пома Финский, один из участников, умер по дороге на собор из-за инсульта.
  • Пан Новентура, другой участник, сыграл ключевую роль в соборе и провозгласил речь в честь соединения католиков и православных.

Жизнь и наследие Пан Новентуры

1:33:09
  • Пан Новентура был тяжело болен в детстве, но выздоровел благодаря молитвам матери.
  • Он стал францисканцем и преподавал в Сорбонне и Парижском университете.
  • В 1274 году католики и православные на соборе были едины, но это единство долго не продержалось.

Паломничество на гору Альвера

1:34:10
  • Пан Новентура стал генералом ордена францисканцев и совершил паломничество на гору Альвера.
  • На этой горе Франциск Ассизский пережил экстаз, который изменил его жизнь.
  • Пан Новентура использовал это переживание для написания работы "Путеводитель души к Богу".

Символизм и экстаз

1:36:08
  • Пан Новентура видел в экстазе Франциска символ пути к Богу.
  • Он описал шесть ступеней озарения, которые душа проходит через экстатическое излияние христианской любви.
  • Богословие и философия тесно связаны, и Пан Новентура подчеркивал важность молитв и экстатического опыта.

Задание для студентов

1:38:36
  • Студентам предлагается прочитать вторую и третью главы книги Пан Новентуры.
  • Важно отметить непонятные места и богословские натяжки.
  • На первом занятии будет проведен совместный разбор этих фрагментов.

Схоластика и аргументация

1:41:24
  • Схоластика связана с культурой аргументации и имеет четкую структуру.
  • Тексты схоластики имеют полемическую структуру и работают с аргументами.
  • Рациональность в схоластике требует не только авторитетов, но и дискуссионного подхода.

Рациональность и проблемы

1:43:59
  • Рациональность включает постановку вопросов и решение проблем.
  • Профессор предлагает проблемы, которые затем решаются.
  • Рациональность рассматривается как процесс постижения и решения проблем в различных сферах жизни.

Жизненные проблемы и рациональность

1:44:58
  • Проблемы в рациональности связаны с жизненными ситуациями.
  • Дискуссии в аудиториях были острыми и включали участие всех студентов.
  • Рациональность, победившая в XIII веке, придала Западу динамику и зрелость.

Эмоциональное влияние и рациональность

1:45:58
  • Эмоциональные всплески часто ломают рациональность.
  • В университетах диспуты отличаются от базаров.
  • Базар создает туман и затемняет проблемы, в отличие от рациональности, которая стремится к ясности и доказательству.

Культура ясности и рациональности

1:46:57
  • Рациональность стремится к просветлению и уточнению.
  • Базар создает завесу и пыль, в отличие от культуры ясности и рациональности.
  • Культура основана на прояснении, что возможно только благодаря разуму.