Роберт Сапольски: почему русские не протестуют, как вылечиться от империализма и остановить войну

YOUTUBE · 18.11.2025 19:08

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:01
  • Войны становятся непопулярными, когда дети возвращаются домой в гробах.
  • Мобильные телефоны могли бы предотвратить Первую мировую войну.
  • Михаил Зыгарь представляет гостя, Роберта Сапольского, величайшего нейробиолога.

Интервью с Робертом Сапольским

1:22
  • Сапольский находится в изгнании и делится своими мыслями о текущей ситуации.
  • Войны становятся непопулярными, когда люди сталкиваются с их последствиями.
  • Существует психологический феномен империализма, когда люди хотят быть частью великой империи.

Природа империализма

3:29
  • Люди чувствуют себя счастливыми, когда их страна снова становится великой.
  • Унижение и желание вернуться к прошлому мотивируют людей.
  • Путин живет в прошлом, но люди становятся конформистами из-за любви к иерархии.

Конформизм и иерархия

4:59
  • Люди, которые тревожатся из-за неопределенности, склонны к конформизму.
  • Иерархия успокаивает людей, даже если она не соответствует действительности.
  • Люди, которые не могут добиться успехов самостоятельно, ищут опору в великих империях.

Возвращение к славе

7:09
  • Возвращение к славе не означает возвращение к былому величию.
  • Мифы о величии часто токсичны и объясняют исчезновение величия через конспирологию.
  • Социальная группа дает людям ощущение силы.

Исследования конформизма

8:16
  • Классические исследования показывают, что люди склонны к конформизму в присутствии других.
  • Публичный конформизм проявляется в признании ошибки, но через некоторое время человек снова соглашается с мнением большинства.
  • Личный конформизм проявляется в перезаписи памяти, чтобы устранить тревогу.

Поколенческий феномен

12:59
  • Люди, пережившие репрессии, более склонны к конформизму.
  • Авторитарный стиль воспитания способствует конформизму.
  • Разные нации не предрасположены к определенным политическим системам, кроме редких случаев.

Национальный характер

15:06
  • В Америке нет выраженного национального характера.
  • Люди в школах говорят на разных языках, но их дети и внуки выглядят как обычные американцы.
  • Национальная идентичность не является биологическим феноменом, а зависит от окружения.

Исследования исламского фундаментализма

15:59
  • Религия не является предиктором насилия и терроризма.
  • Важно, как часто человек молится и проводит время в окружении единомышленников.
  • Контекст и окружение влияют на формирование культурных различий.

Культурные различия и их источники

17:07
  • Культурные различия зависят от контекста и окружения.
  • Экономические и исторические факторы влияют на культурные особенности.
  • Религии, зародившиеся в пустынях, отличаются от религий тропических лесов.

Ксенофобия и инфекционные заболевания

19:06
  • Ксенофобия связана с историческими инфекционными заболеваниями.
  • Культуры с долгой историей инфекционных заболеваний более враждебны к иммигрантам.
  • Это влияет на поведение и восприятие чужаков.

Индивидуализм и коллективизм

19:46
  • Индивидуализм и коллективизм зависят от культурных практик и воспитания.
  • Коллективистские культуры, такие как Юго-Восточная Азия, возникли благодаря возделыванию риса.
  • Индивидуалистские культуры, как в США, отличаются по уровню инноваций и разводов.

Воспитание и культурные различия

23:31
  • Воспитание детей в индивидуалистских и коллективистских культурах отличается.
  • Матери в коллективистских культурах поют тише и держат детей на руках дольше.
  • Эти различия влияют на восприятие и поведение детей.

Протесты и культурные факторы

26:30
  • Способность протестовать зависит от культурных и исторических факторов.
  • Протесты могут возникать при ухудшении ситуации или под влиянием харизматичных лидеров.
  • Надежда на лучшее становится невозможной, когда дела идут плохо.

Мятежные нации

29:07
  • В Украине каждые десять лет происходят революции.
  • Люди не могут терпеть подавление в течение длительного времени.
  • Это связано с нейробиологией и новыми ценностями.

Влияние культуры и истории

29:57
  • Нейробиология, ценности, история и детский опыт влияют на формирование мозга.
  • Культура и экология предков влияют на развитие мозга с рождения.
  • Исследования показывают, что бедность родителей замедляет развитие мозга у детей.

Влияние богатства и бедности

31:08
  • Бедность родителей влияет на развитие мозга детей.
  • Богатство и бедность родителей влияют на уровень гормонов стресса у матерей.
  • Питание также играет роль в развитии мозга плода.

Биологические машины

32:31
  • Мы взаимодействуем с окружающей средой и влияем на неё.
  • Наше поведение и личность зависят от множества факторов, включая питание и генетику.
  • Это делает нас биологическими машинами, взаимодействующими с окружающей средой.

Чувство беспомощности

33:09
  • Многие люди чувствуют себя заложниками и беспомощными.
  • Они предпочитают уехать или исчезнуть, а не протестовать.
  • Существует способ справиться с этим чувством отчаяния и беспомощности.

Демографические изменения и социальные сети

34:04
  • В 90-е годы после распада СССР социальный капитал сократился, что привело к снижению продолжительности жизни.
  • В США среди белых пожилых мужчин с низким уровнем образования также наблюдается снижение продолжительности жизни.
  • Социальные сети могут помочь людям осознать, что они не одиноки в своих проблемах, но это не всегда приводит к успеху.

Примеры из истории

37:01
  • В 1914 году во время Первой мировой войны солдаты заключили рождественское перемирие, что привело к прекращению боев и совместному празднованию Рождества.
  • Солдаты отказывались продолжать воевать, но офицеры вернули их к бою.
  • Если бы в 1914 году были мобильные телефоны, солдаты могли бы организовать сопротивление и прекратить войну.

Влияние мобильных телефонов и социальных сетей

40:24
  • В Руанде в 1990-х годах мобильные телефоны могли бы помочь людям организовать сопротивление геноциду.
  • В Украине и России люди с мобильными телефонами и социальными сетями более уязвимы к пропаганде и теориям заговора.
  • Коллективные действия могут привести как к великим, так и к ужасным событиям.

Эпоха войн и коллективное мышление

44:02
  • Война как явление существует тысячи лет, но в 20 веке она стала более кровавой.
  • Стивен Пинкер считает, что войны начались 2 миллиона лет назад, но другие считают, что они были изобретены 10 тысяч лет назад с развитием сельского хозяйства.
  • Мир стал более приемлемым местом благодаря просвещению и западной культуре, но это не всегда предотвращает войны.

Современные войны и международные отношения

46:19
  • После Второй мировой войны великие державы научились вести войны чужими руками.
  • В Восточной Африке эфиопы и сомалийцы воевали друг с другом, и оружие менялось в зависимости от политических предпочтений.
  • В Украине и Европе вновь появляются танки, что показывает, что мир не сильно меняется в течение длительного времени.

Пример Швеции

48:00
  • В XVII веке шведы были агрессивным народом, но потерпели несколько поражений.
  • Они осознали, что их действия приводят к потерям и решили изменить свою политику.
  • Сегодня Швеция известна своим экономическим экспериментом и высоким уровнем жизни.

Изменение национального характера

48:59
  • Национальный характер может меняться под влиянием исторических событий.
  • Германия стала более открытой для иммигрантов после Второй мировой войны.
  • Военное поражение может изменить не только социальную структуру, но и биологические аспекты.

Генетические изменения

50:15
  • Гены не влияют на поведение напрямую, но могут формировать общие черты.
  • Пример Швеции: люди с одинаковой биологией могут иметь разные взгляды на иерархию.
  • Шовинизм может проявляться в разных формах.

Пример Нельсона Манделы

51:06
  • Мандела вел переговоры с генералом, лидером белого ополчения, чтобы избежать гражданской войны.
  • Генерал согласился создать политическую партию и возглавить оппозицию.
  • Биологическое сходство между лидерами привело к разным политическим результатам.

Современные немцы

53:35
  • Немцы пытаются загладить грехи своих предков, но это требует значительных усилий.
  • Германия может снова стать милитаристской страной через 50 лет.
  • Поколения немцев менялись в зависимости от эпохи, что влияло на их поведение.

Заключение

55:46
  • Культура и исторические события влияют на поведение людей.
  • Пример США: ненависть к родителям за их политические взгляды.
  • Завершение беседы с обсуждением собак и аллергии на кошек.